Критерии работоспособности шлицевых соединений.




ШЛИЦЕВЫЕ СОЕДИНЕНИЯ

 

 

Шлицевое соединение конструктивно подобно многошпоночным и образу­ется наружными зубьями на валу и впадинами в отверстии ступицы (зубчатого колеса, шкива, блока шестерен и др.). Рабочими поверхностями явля­ются боковые стороны зубьев. Зубчатые соединения служат для передачи вращающего момента и в ряде конструкций для перемещения деталей вдоль вала: перемещение блока шестерен коробок передач станков, авто­мобилей, в редукторах авиационных конструкций и т. п.

Зубья на валах получают на шлицефрезерном станке методом обкатки, в ступицах — протягиванием на протяжных станках Отделочной операци­ей является шлифование.

 

Достоинства шлицевых соединений:

высокая несущая способность:

лучшее центрирование соединяемых деталей;

при осевом перемещении деталей более точное направление;

большая усталостная прочность (концентрации напряжений изгиба меньше);

 

Основным недостатком шлицевых соединений является сложность техно­логии производства и, следовательно, высокая стоимость. Рекомендации по конструированию шлицевых соединений:

 

 

Рисунок 4.1.1

 


1. Для подвижных соединений рабочую длину ступицы принимать не менее диамет­ра вала (рис. 4.1.1). При коротких ступицах возможно защемление от перекоса и пере­мещении вдоль вала.

2. Для облегчения входа протяжки, сбор­ки соединения в отверстии предусматривают заходные фаски.

3. Дли уменьшения изнашивания следует уменьшать зазоры в соединении, повышать точность изготовления и твердость поверх­ности (рабочей) зубьев.


Разновидности шлицевых соединений. Шлицевые соеди-нения могут быть подвижными или неподвижными (установленные детали закреплении на валу).

Стандартом предусмотрены три серии соединений: легкая, средняя и тяжелая. Отличаются они высотой шлицев и числом зубьев (z = 6...20).

 

Рисунок 4.1.2 – Соединение с прямобочными шлицами

а — центрирование по боковым граням; б — центрирование по наружному диаметру D; в – центрирование по внутреннему диаметру d.

 

По форме профиля различают зубья:

прямобочные;

эвольвентные;

треугольные (не стандартизированы).

 

Наиболее распространены соединения прямобочными шлицами. Их применяют для посадки подвижных и неподвижных деталей.

Соединения с прямобочиыми шлицами выполняют с различным центрированием (рис. 4.1.3, табл. 1.9).

Центрирование по D и d обеспечивает высокую точность вала и ступицы.

Центрирование по боковым граням обеспечивает более равномерное рас­пределение нагрузки на зубья, применяют для валов диаметром до 125 мм.

Более совершенны эвольвентные шлипы с углом профиля 30°. Размеры установлены ГОСТ 6033—80 (рис. 4.1.4, табл. 1.10).

 

 

Эвольвентные шлицевые соединения по сравнению с прямобочиыми более технологичны, т. к. валы можно нарезать червячными фрезами с прямолинейным профилем, а ступицы нарезать на зубодолбежных станках. Обладают большей нагрузочной способностью.

 

 

Рисунок 4.1.4 – Эвольвентные шлицевые соединения

а - центрирование по боковым граням; б – по наружному диаметру

 

Критерии работоспособности шлицевых соединений.

Основными критериями работоспособности являются:

сопротивление рабочих поверхностей смятию;

сопротивление изнашиванию от коррозии, которое имеет механический характер вследствие перемещений соприкасающихся поверхностей.

Деформации изгиба вала носят циклический характер и передаются в отверстии ступицы, в связи с чем появляются микротрешины.

Расчет шлицевых соединений. Смятие и изнашивание рабочих поверхностей связаны с действующими напряжениями смятия на поверхностях контакта. Расчет ведется упрощен­но, что допускает ГОСТ в таких случаях.

 

 

 

Рисунок 4.1.5

 

Условие прочности для прямобочных шлицов:

 

 

где Т — вращающий момент, Нм: — коэффициент неравномерности распре­деления нагрузки между зубьями, = 1,1... 1,5; - средний диаметр соединения, мм;

 

мм (рис. 4.1.5);

 

z — чисто зубьев;

h — рабочая высота зубьев, мм;

- рабочая длина соединения, мм;


— допускаемое напряжение смятия, МПа (табл. 1.9).

Для соединений прямобочными шлицами

 

где f — фаска зуба.

Для эвольвентных шлицов

 

 

где т — модуль зубьев, мм (табл. 1.10, ГОСТ 6033-80).

Если расчетное напряжение превышает , более, чем на 5 %, то увеличивают длину ступицы, изменяют размеры или принимают другой вид соединения и повторяют проверочный расчет.

 

При проектировочном расчете выбирают размеры сечения по ГОСТ 1139 80 (для прямобочных шлицевых соединений см. табл. 1.9) и определяют длину зубьев по формуле

 

 

Если получается больше 1,5 d, то изменяют размеры или принимают другой вид соединения. Длину ступицы принимают

 

мм.

 

Таблица 1.8 – Допускаемые напряжения смятия для шлицевых соединений

 

Тип соединения Условия эксплуатации
350 НВ > 40 HRС
Неподвижное а б в 35…50 40…70
60…100 100…140
80…120 120…200
Подвижное без нагрузки (блок шестерен коробки передач) а б в 15…20 20…35
20…30 30…60
25…40 40…70
Подвижное под нагрузкой (соединение карданного вала) а б в - 3…10
- 5…15
- 10…20

 

Примечания: 1. а - тяжелые условия эксплуатации: нагрузка знакопеременная с ударами; вибрации большей частоты и амплитуды, плохие условия смазывания, невысокая точность изготавления; б — условия эксплуатации средние: в — условии эксплуатации хорошие.

2. Большие значения — для легких режимов нагрузки.

 

Таблица 1.9 – Соединения шлицевые прямобочные (из ГОСТ1139-80)

 

 

а) центровка по наружному краю б) центровка по внутреннему диаметру

 

Основные параметры d мм
                               
Легкая серия
D, мм - -                            
z - -                            
b, мм - -                            
f, мм - - 0,3 0,3 0,3 0,4 0,4 0,4 0,4 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5
Средняя серия
D, мм                                
z                                
b, мм                                
f, мм 0,3 0,3 0,3 0,4 0,4 0,4 0,4 0,4 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5
Тяжелая серия
D, мм                                
z                                
b, мм                                
f, мм 0,3 0,3 0,3 0,4 0,4 0,4 0,4 0,4 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5


Таблица 1.10 – Соединения шлицевые эвольвентные с углом профиля 300 (выборка). Размеры в мм

 

а) Центровка по верхней поверхности б) Центровка по наружному диаметру

 

Номинальный размер D Модуль т
Ряд 1 Ряд 2 0,8 - - 1,25 - - 1,5 - 2,5 - - 3,5 -
Ряд 1 Ряд 2 Число зубьев
  -               - - -
-                   - -
  -                 - -
-                   - -
  -                 - -
-                   - -6
  -                 -  
-                   -  
  -                 -  
-                   -  
  -                    
-                      
  -                    
-                      
  -                    
-                      
  -                    
-     - -              
  -   - -              

 

Применении: I. При выборе номинальных диаметров и модулей первый ряд следует предпочитать второму.

2. Число, зубьев, заключенное в рамки, являются предпочтительными.

3. Модуль, 3,5 по возможности не применять.

 

В зубчатых эвольвентных соединениях ГОСТ 6033—80 устанавливает номинальные диаметры, модули, числа зубьев (табл. 1.10). Центрирование чаще всего выполняют по боковым поверхностям зубьев, реже по наруж­ному диаметру.

 

 

Задача 1. Проверить прочность прямобочного зубчатого соединения блока шесте­рен с валом коробки перемены передач (КПП) токарного станка по следующим дан­ным: передаваемый вращающий момент Т = 100 Н м; D = 26 мм; длина ступицы блока l = 40 мм. Материл вала — сталь 45, блока шестерен — сталь 40, Рабочие поверх­ности зубьев термически обработаны и шли­фованы. = 30...50 МПа.

 

 

 

Рисунок 4.2.1 – Прямобочное зубчатое соединение

 

Решение.

1.1. По ГОСТ 1139-80 (табл. 1.9) принимаем легкую серию (рис. 4.2.1), по заданному z = 6, принимаем D = 26 мм, d = 23 мм, фаска f = 0.3 мм.

1.2. Напряжение смятия (расчетное)

 

 

где Кз - коэффициент неравномерности распределения нагрузки между зубьями, Кз = 1,1... 1,5;

 

мм;

 

h - высота поверхности контакта зубьев,

 

 

Принимаем Кз = 1,3.

 

 

 

Задача 2. Подобрать шлицевое соединение зубчатого колеса с валом (рис. 4.2.2). Соединение передает вращающий момент Т = 210 Нм. Усло­вия эксплуатации средние. Диаметр вала d = 45 мм, материал — сталь 45 с термообработкой — улучшение, твердость 290 НВ.


 

 

 

Рисунок 4.2.2

 

Решение.

2.1. Размеры соединения. Принимаем, как наиболее распространенное, прямобочное с центрированием по наружному диаметру.

2.2. По табл. 1.9 находим размеры для легкой серии. Для d = 45 мм:

 

фаска f = 0,4 мм;

средний диаметр и высота зуба

 

2.3. Допускаемые напряжения. Для неподвижного соединения при
средних условиях эксплуатации и твердости < 350 ПВ по табл. 1.8 принимаем = 60 МПа.

2.4. Расчетная длина зубьев при Kз = 1,3 из условия прочности на смятие

 

отсюда

 

 

2.5. Длина ступицы колеса

 

Принимаем ближайшее значение по Rв 40: = 28 мм (ГОСТ 6636-69. табл. 1.11).

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: