Психолого-педагогические барьеры применения инноваций




1. Ригидность (вязкость мышления), как свойство личности, т.е. неспособность к изменениям, страх перед новым, неизвестным.

2. Ригидность мышления, неспособность организовать свою деятельность иными способами.

3. Низкая мотивация, которая в свою очередь может быть вызвана отсутствием материального стимула осуществления инноваций, отсутствием единомышленников, отсутствием инновационной среды в коллективе и т.д.).

4. Низкая самооценка, т.е. установка на то, что я не справлюсь с новым, неизвестным.

5. Личная тревожность.

6. Собственные возможности.

7. Условия достижения цели (затраты времени).

8. Последствия своей деятельности, её привлекательность.

Инновационная деятельность связана с необходимостью изменения привычной социальной среды. Установление новых социальных связей связано с преодолением агрессивности среды, с трудностями внедрения нового, завоевания статуса в педагогическом сообществе.

Способность реагировать на те или иные изменения во многом определяется возможностью проникать и воспринимать иную точку зрения, иной «мир». Человек способен «правильно» воспринимать только то, что организовано по законам его внутреннего мира. Поэтому люди нормально себя чувствуют и успешно работают лишь в контакте с близкими мирами. Выход за пределы своего мира, связанный с желанием не только воспринять, но и применять нечто, новое дается тяжело. Для этого требуются либо специальные усилия, либо особые побуждающие ситуации.

Некоторые учёные выделяют стереотипы: 1.это у нас уже есть; 2. это у нас не получится; 3. это на решает наших главных проблем; 4. это требует доработки; 5. здесь не все равноценно; 6.есть и др.предложения.

4. Различие между традиционной и инновационной практиками оказывается более заметным, если представить их как разные педагогические системы. Педагогическая система - это особая форма совместной деятельности педагогов и учеников в рамках педагогической практики. Между традиционной и инновационной практикой существует три типа различия: по способам целеобразования; по типам педагогической деятельности; по способам связи участников совместной деятельности.

Традиционная Инновационная
По способам целеобразования
гос. заказ идеи личностного и общественного развития
По типам педагогической деятельности
Ориентация на воспроизводство определенных форм жизни, норм традиций. Обучение на опыте предшествующих поколений. Гуманизация мышления и действий педагога и учащихся.
По способам связи участников совместной деятельности
Педагоги и воспитанники отчуждены от выработки целей, форм деятельности. Деятельность стабильна, упорядочена, внеличностна, исключает субъектное развитие участников учебно-воспитательного процесса. Поскольку внесубъектна, то и не рефлектируема изнутри, блокирует внутренние механизмы развития, целее- и формообразования. Диалог, сотрудничество, что меняет мотивацию учения и психолого-педагогическую культуру учителя.

Следует обратить внимание на одну особенность психолого-педагогических наук, присущую, впрочем, всем фундаментальным наукам: они не дают готовых рецептов для деятельности. Специалист должен самостоятельно и творчески использовать полученные им в высшей школе знания в своей практической деятельности. Для техники и материального производства реально выделяется технологическая область знания. Технологии позволяют воспроизводить, повторять, определенный процесс многократно, постоянно получая один и тот же результат. Воспитание и обучение – процессы не «технологичные». Личность учителя, являясь главным «инструментом», неповторима, личность ребенка – тоже.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: