Задание 2. Определение основных понятий.




Тренинг толерантности

Концептуальное обоснование тренинга. Исследования ученых показывают, что первая автоматическая реакция человека на определенное событие всегда включает ее естественную добросердечность. Но довольно часто люди боятся, что их доброту неправильно воспримут, и будут считать притворством. Чтобы избежать осуждения, насмешек со стороны многие люди ведут себя не уважительно или агрессивно по отношению к другим. Если человек проявляет уважение к другой расе, религии, полу, мнению, идеологии, то его можно считать толерантным. Суть толерантности можно определить как справедливое и объективное отношение к тем, чей образ жизни отличается от других людих. Такое качество необходимо развивать по отношению к культуре других народов и наций, различных религиозных течений. Толерантный человек более уверенный в себе. Он осознает личные позиции и открыт для сравнения с другими точками зрения. У каждого человека есть право жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Скучен мир, в котором люди, животные, дома похожи друг на друга.

Тренинг рассчитан на учащихся старших классов общеобразовательной школы. Количество участников: до 20 человек.

Тренинг состоит из 2 занятий по 40 минут.

Цель тренинга: формирование толерантной культуры у учащихся старших классов.

Задачи тренинга:

1. Осознание роли толерантности как жизненной позиции личности в поддержании социальной стабильности и целостности личностной идентичности.

2. Осознание собственных блоков проявления толерантности.

3. Развитие навыков толерантного поведения, основанного на уважении прав и свобод каждого человека.

Методы работы: психотехнические упражнения, психогимнастика, сказки, притчи.

Ожидаемый результат тренинга – формирование у старших подростков системы нравственных ценностей, которая способствует развитию толерантной культуры у учащихся.

Блок 1. Знакомство с группой и основными понятиями.

Задание 1. Знакомство

Цель: создание групповой атмосферы.

Описание: Участники представляются в игровой форме. Это с самого начала задает стиль групповой работы. Например: упражнение «Снежный ком», к котором участник называет свое имя с прилагательным, которое начинается на ту же букву (Игривая Маша, Меланхоличная Ирина и т.д.), причем каждый следующий участник повторяет имена всех предыдущих.

Затем идет обсуждение правил и норм для работы в группе. Правила могут быть сформулированы группой при участии ведущего или предложены ведущим. Правила должны быть для всех понятны, и чтобы каждый участник согласился принять на себя ответственность за выполнение каждого пункта правил.

Правила тренинга:

1. Правило личной активности. Все учащиеся принимают активное участие в обсуждениях, выполнении заданий.

2. Правило «Здесь и сейчас». Учащиеся обсуждают только те вопросы, которые значимы в данный промежуток времени. Данное правило помогает обсуждать актуальные вопросы и не тратить время на посторонние темы.

3. Правило доброжелательности. Это правило означает, что мы будем относиться к другим участникам доброжелательно и уважительно.

4. Правило я-высказывания. Свою точку зрения излагаем от первого лица: «Я считаю, я думаю и т.д.». Говорим за себя, не следует говорить за всю группу. Иначе получается, что ответственность перекладывается на кого-то.

5. Правило «Стоп». Это право учащегося в любой момент «выйти из игры». Если не хочется быть откровенными, они могут сказать «стоп».

Задание 2. Определение основных понятий.

Цель занятия: ознакомить учащихся с понятиями «толерантность», «толерантная личность», «интолерантная личность».

Методические средства: не требуются.

Ведущий задает вопрос группе: «Какими характеристиками обладает толерантная личность?». Все ответы записываются на доске. Вырабатывается итоговое определение личности.

Характеристика толерантной личности:

- доброжелательное отношение ко всем людям;

- признание равноправия всех людей, независимо от пола, расы, национальности, религии и т.д.;

- уважение права быть другим;

- способность к эмпатии, альтруизму;

- использование позитивной лексики;

- стремление к диалогу;

- низкий уровень агрессивности и враждебности;

- принятие себя и принятие других;

- эмоциональная устойчивость;

- терпимость и уважение к традициям, вероисповеданию;

- способность к сотрудничеству;

- умение не осуждать других людей;

- чувство юмора;

- умение устанавливать контакт с другими людьми;

- низкий уровень агрессивности и враждебности;

- высокий уровень самообладания и самоконтроля.

Вопрос группе: «Какими характеристиками обладает интолерантная личность?». Все ответы также записываются на доске. Вырабатывается итоговое определение личности.

Таким образом, различают два пути развития личности: толерантный и интолерантный. Толерантный человек хорошо знает себя и поэтому признает других. Отсутствие угрозы или убежденность в том, что с ней можно справиться – необходимое условие формирования толерантной личности. Интолерантного человека характеризует стремление переносить ответственность на окружение. Интолерантному человеку трудно жить в согласии не только с окружающими, но и с самим собой.

Резюме ведущего: Толерантность – это уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм, верований, отказ от сведения этого многообразия к единообразию или преобладанию какой-то одной точки зрения (А.Г. Асмолов, Г.У. Солдатова). По мнению ученых (Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова, О.Д. Шарова и др.), толерантная личность – это «человек, хорошо знающий себя и признающий других. Проявления сочувствия, сострадания – важнейшая ценность толерантного общества и черта толерантного человека».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: