Тестовые задания по разделу «Возрастная психология»
1. Определить, кто из психологов рассматривал взаимосвязь обучения и развития следующим образом:
1.1 процессы развития не совпадают с процессами обучения, первые идут вслед за вторыми;
1.2 обучение рассматривается как внешний процесс, который согласуется с ходом развития, но не участвует в нем;
1.3 обучение и есть развитие, они совпадают друг с другом.
А) Выготский Л.С.
Б) Давыдов В.В.
В) У.Джемс.
Г) Ж.Пиаже.
Д) Е.Торндайк.
Е) Эльконин Д.Б.
- Распределите возрастные периодизации психического развития следующих авторов по критериям, выделенным Л.С.Выготским.
Авторы | Внешний признак | Один из признаков | Существенные особенности |
Божович Л.И. | |||
Лисина М.И. | |||
Мухина В.С. | |||
Фельдштейн Д.И. | |||
Петровский А.В. |
- Определите, кто из психологов предложил и использовал в своих исследованиях выделенные ниже критерии периодизации психического развития.
Социальная ситуация развития.
Ведущий вид деятельности.
А) Л.С.Выготский.
Б) Л.И.Божович.
В) А.Н.Леонтьев.
Г) Д.Б.Эльконин.
- Какие виды деятельности становятся ведущими, и какие новообразования в них формируются в соответствии с периодизацией Д.Б.Эльконина?
Возрастные периоды | Ведущая деятельность | Новообразования |
Раннее детство | ||
Дошкольное детство | ||
Младшее школьное детство | ||
Подростковый возраст | ||
Ранняя юность |
- Как проявляются возрастные кризисы в следующих ситуациях?
Возрастной период | Со взрослыми | Со сверстниками | С самим собой |
Раннее детство | |||
Дошкольное детство | |||
Младшее школьное детство | |||
Подростковый возраст | |||
Ранняя юность |
|
- Как происходит процесс самопознания в следующих возрастных периодах?
Раннее детство | |
Дошкольное детство | |
Младшее школьное детство | |
Подростковый возраст | |
Ранняя юность |
- Назовите преимущества и недостатки становления чувства взрослости?
- Психологическими новообразованиями младшего школьного возраста является:
А) рефлексия.
Б) произвольность.
В) внутренний план действий.
- Человек, достигший определенного уровня психического развития в процессе самопознания, начинает воспринимать и переживать самого себя как единое целое, отличное от других людей и выражающееся в понятии «Я». При этом он является:
А) индивидом.
Б) личностью.
В) индивидуальностью.
- Доминирующей функцией, определяющей работу других функций сознания в младшем школьном возрасте, является:
А) память.
Б) воля.
В) мышление.
Г) эмоции.
- Социальная среда для ребенка является:
А) условием психического развития.
Б) стимулом психического развития.
В) источником психического развития.
- Каждому возрастному периоду (по Эльконину) соответствует определенная ……, в русле которой идет развитие и формирование личности ребенка, его познавательных возможностей, характерных именно для этого периода:
А) психологическая структура.
Б) ведущая деятельность.
В) система новообразований.
Г) критическая ситуация.
- Учение впервые становится ведущей деятельностью для…
А) дошкольного возраста.
|
Б) младшего школьного возраста.
В) подросткового возраста.
- Подростковый возраст характеризуется:
А) слабостью целей.
Б) слабостью воли.
В) высокой социальной активностью.
- …… - создает наиболее благоприятные условия для формирования у ребенка определенных психических свойств и видов поведения.
А) критический период развития.
Б) сензитивный период развития.
В) период новорожденности.
Г) социализации.
- Мировоззрение и профессиональные интересы являются основным новообразованием следующего возраста:
А) дошкольного.
Б) младшего школьного.
В) подросткового.
Г) юности.
- Нормальному вхождению подростка во взрослость может служить:
А) расширение его прав.
Б) увеличение его обязанностей.
В) поэтапное увеличение прав с увеличением круга обязанностей.
- Возрастной кризис – это…
А) переход от одного ведущего вида деятельности к другому.
Б) изменение отношений со взрослыми.
В) поведенческое указание ребенку на возникшую у него потребность перемен.
- Доминирующими чертами характера подростка, отнесенного А.Е.Личко к психотипу ……, являются: несамостоятельность, безволие, следование за мнением группы, отсутствие критичности как в отношение себя, так и своего окружения:
А) лабильному типу.
Б) конформному типу.
В) истероидному типу.
Г) циклоидному типу.
- Доминирующими чертами характера подростка, отнесенного А.Е.Личко к психотипу ……, является: постоянно повышенное настроение,экстравертность, открытость и радость от общения, хорошее самочуствие:
А) параноик.
Б) астеник.
В) сензитив.
|
Г) гипертим.
Контрольные задания по разделам
«Возрастная психология» и «Педагогическая психология»
Тест состоит из 9 заданий. Выполнение заданий позволяет систематизировать знания курса.
Задание №1
Определите виды возрастных изменений.
- Эволюционные.
- Революционные.
- Ситуационные.
А. Быстрые, скачкообразные, необратимые возрастные преобразования.
Б. Неустойчивые, обратимые изменения развития, требующие закрепления и последующих упражнений.
С. Сравнительно медленные, устойчивые количественные и качественные изменения возрастного развития.
Задание №2
Приведите в соответствие возрастной период развития и ведущую деятельность.
- Младенчество. А. Учебная деятельность
- Ранний возраст. Б. Эмоциональное общение со взрослыми
- Дошкольный возраст. В. Учебно-профессиональная деятельность
- Младший школьный возраст. Г. Эмоциональное общение со сверстниками
- Подростковый возраст. Д. Сюжетно-ролевая игра.
- Ранняя юность. Е. Предметная деятельность.
Задание №3
Обозначьте название стадий интеллектуального развития (по Ж. Пиаже) по возрасту детей.
- 1,5 – 2 года.
- 2 – 7 лет.
- 7 –12 лет.
- После 12 лет.
Задание №4
Соотнесите психологические новообразования и возрастные периоды.
- Новорожденность. А. Социальные мотивы; стремление к самоутверждению
- Младенчество. Б. Мотивы достижения успеха и самоконтроль.
- Ранний возраст. В. Комплекс оживления.
- Дошкольное детство. Г. Самоопределение в будущей профессии.
- Младший школьник. Д. Зрительная и слуховая сосредоточенность
- Подросток. Е. Становление деловых качеств личности.
- Ранняя юность. Ж. Становление сенсомоторного интеллекта.
З. Становление самостоятельности и трудолюбия.
И. Различение звуков и запахов.
К. Чувство взрослости.
Л. Проявление волеизъявления.
М. Нравственное самосознание.
Н. Открытие «Я»
Задание №5
Определите характерные особенности познавательной сферы на разных этапах возрастного развития.
1. Младенчество. А. Формулирование и проверка гипотез.
- Ранний возраст. Б. Сенсомоторный интеллект.
- Дошкольник. В. Элементы наглядно-образного мышления.
- Младший школьник. Г. Ориентировочные реакции.
- Подросток. Д. Наглядно-действенное мышление.
- Ранняя юность. Е. Классификация объектов по существенному признаку
формулирование и проверка гипотез.
Ж. Способность мыслить логически.
З. Способность к теоретическим рассуждениям и
самоанализу.
И. Склонность к экспериментированию.
К. Способность решать задачу в образном плане.
Л. Способность решать задачу по заранее продуманному
и внутренне представленному плану
Задание №6
Определите виды научений по их признакам.
- Импритинг. А. Приобретение опыта конкретных действий по методу
проб и ошибок.
- Условно-рефлекторное. Б. Приобретение нового опыта через словесные
воздействия.
- Оперантное. В. Быстрое, автоматическое приспособление
к условиям жизни с использованием врожденных
форм поведения.
- Викарное. Г. Возникновение новых форм поведения по механизму
условных рефлексов
- Вербальное. Д. Научение, осуществляемое через прямое наблюдение
за сенсорно представленными образцами и подражание
им.
Задание №7
Дополните структурные компоненты учебной деятельности
- Учебная ситуация.
- …….
- …….
- …….
- ……..
Задание 8
Соотнесите понятия учебной деятельности и их отличительные характеристики:
- Обучение. А. Процесс, в результате которого человек Приобретает знания,
умения и навыки.
- Научение. Б. Совместная деятельность учащегося и учителя, характеризует
процесс передачи знаний.
- Учение. В. Факт и результат приобретения человеком знаний, умений и
навыков.
Г. Собственные действия учащегося, направленные на развитие
способностей, а также приобретение знаний.
Задание 9
Соотнесите педагогические способности и их основные характеристики:
- Дидактические.
- Коммуникативные.
А. Способность находить нужный стиль общения, добиваться взаимопонимания с учащимися.
Б. Способность по-разному излагать учебный материал, чтобы обеспечить его понимание и усвоение всеми учащимися.
В. Способность правильно оценивать внутреннее состояние другого человека, сочувствовать, сопереживать.
Г. Способность самостоятельно подбирать учебный материал, определять оптимальные средства и эффективные методы обучения.