Информационно-сетевая война




Информационная война

Информационная война – это разновидность боевых действий, в которых ключевым объектом воздействия является информация, хранящаяся или циркулирующая в управляющих, разведывательных, боевых и прочих системах противника. Концепция современной информационной войны разработана сравнительно недавно. По мнению американских специалистов, само понятие информационной войны стало возможным в результате «кибернетической революции», которая повлекла массовое внедрение во все сферы жизни различных информационных систем, основанных на применении электронных устройств. Оружием информационной войны являются устройства и методы обработки информа­ции, которые используются для широкомасштабно­го, целенаправленного, быстрого и скрытного воздей­ствия на военные и гражданские информационные системы противника с целью подрыва его экономи­ки, снижения степени боеготовности и боеспособно­сти с целью способствовать достижению окончатель­ной победы. При этом имеется в виду, что информа­ционная война может вестись как самостоятельно, то есть без применения традиционных средств и спо­собов вооруженной борьбы, так и в сочетании с дру­гими видами боевых действий. В настоящее время современные информационные технологии вывели психологическую войну на абсолютно новый уровень. Компьютерные технологии практически стерли государственные границы, превратив планету в единое информационное поле. Современные средства массовой информации имеют такие возможности, что великие пропагандисты прошлого просто зеленеют в аду от зависти. Начиная с первой войны в Персидском заливе, западные страны (а сейчас и Россия) могут вести боевые действия просто в прямом эфире, в режиме онлайн. При этом современное телевидение не только способно давать искаженную информацию, оно может создавать новую реальность, весьма далекую от действительности. Действия собственных войск подаются с максимально позитивных ракурсов, противник всячески демонизируется. В ход идет все: «абсолютно правдивые репортажи» с места чудовищных и массовых злодеяний противника. При этом само качество репортажей настолько реалистично, что не вызывает у зрителя никаких вопросов. Одна из основных целей информационной войны – достижение полного доминирования в информационном пространстве. Противник просто не должен иметь возможность донести альтернативную точку зрения. Достигается этот результат разными средствами: полным контролем над СМИ, которые работают в зоне боевых действий, или военными методами. С не меньшим успехом современные СМИ можно использовать для манипулирования собственным населением, чем с удовольствием пользуются существующие ныне авторитарные режимы. Сегодня не нужно организовывать концлагеря для оппозиции, проводить аресты несогласных или жечь книги на площадях. Для обеспечения власти достаточно просто контролировать основные средства массовой информации. Как показывает практика, этого хватает, чтобы внушить обществу практически любые установки.

Современные информационные войны ведутся не только государствами, но и крупными корпорациями, общественными организациями, религиозными сектами и даже частными лицами.

В последние десятилетия в информационную войну активно включились и различные террористические организации, прежде всего мусульманские. ИГИЛ (запрещенный в России) очень грамотно использует интернет для ведения пропаганды и вербовки новых членов. Кроме обычной агитации (статьи, видеоролики, подача новостей в нужном для себя ключе), игиловцы весьма умело работают в социальных сетях, привлекая для этой работы профессиональных психологов. Информационные войны в современном мире могут вестись и без непосредственных боевых действий. Зачастую население страны, на которую направлена информационная атака, даже и не догадывается об этом. В этом случае цели информационной войны очень просты: привести к смене политического режима в стране или максимально ослабить его. Современная «традиционная» война очень дорога, а информационные способы воздействия – прекрасная ей альтернатива, довольно эффективная и не требующая от агрессора жертв. Повсеместное распространение интернета позволяет современным пропагандистам проникнуть практически в каждый дом.

Основной удар наносится по руководству страны, дискредитируется работа государственных органов, подрывается авторитет власти. Населению демонстрируются факты коррупции (реальные или вымышленные), уголовных преступлений, чем провоцируется рост протестных настроений. Среди граждан государства-жертвы информационной атаки создается атмосфера конфликта, безысходности, происходит активная манипуляция общественным мнением. Еще лучше, если к работе на агрессора удается склонить ряд местных СМИ, в этом случае они становятся «рупором» протестного движения.

Обычно подобные атаки сопровождаются работой с частью политической элиты страны, которая начинает сотрудничать с агрессором. Через СМИ и интернет транслируются призывы к демонстрациям, забастовкам и другим акциям неповиновения, которые еще больше расшатывают ситуацию. Проведение такого комплекса действий (в случае его успеха, конечно) приводит к потере управляемости в стране, экономическому спаду, а нередко и к гражданской войне.

 

Информационно-сетевая война

Сетевая война – это конфликт социального (общества в целом) уровня, проходящий с помощью интернет коммуникаций. Технологии такого рода войны напрямую связаны с геополитикой и понимаются как новейшие средства захвата и подчинения территории без использования традиционного вооружения, но с помощью влияния на мысли и поведение. Субъектами воздействия оказываются отдельно взятые личности, которые в своей совокупности составляют гражданское общество. С помощью социальных сетей и socket pappet-технологий сначала создаются граничные условия и подготавливается общественное мнение Обычно это достигается путем создания большого количества виртуальных аккаунтов, ботов с помощью которых насаждается одна и та же точка зрения, единое мнение, которое должно настроить массы на определенный лад: пользователи Интернета, заходя в сети, видят, что повсюду, во всех блогах транслируется одно и то же мнение, одно и то же настроение, которое они начинают воспринимать как общее место. С помощью этого формируется так называемое "настроение в средах" - пользователи Интернета начинают думать, что повсюду пишут, думают одно и то же, разделяют заданную точку зрения.

Включается механизм социального психоза, представитель масс стремится быть сопричастным к тому, что исповедует большинство и тоже стремится подключиться к этому мнению, к этому настроению. Но на самом деле это является позицией не большинства, а определенного центра, который инструментально формирует эту самую "позицию большинства".

Одним из примеров эффективной тактики ведения информационной войны является вытеснение деструктивного контента. Обусловлено это тем, что внимание пользователя сетей ограничено - человек не может прочесть и усвоить информацию больше, чем ему позволяют его физические возможности. Сегодня распространяется еще и другой вид войны сете центричный. В отличие от сетевых войн, это сугубо военная концепция, прошедшая длительный путь от интеллектуальных разработок и мозговых штурмов через эксперименты и симуляции к практическим действиям, повлиявшим на изменение военной стратегии США и, соответственно, инфраструктуру Пентагона. Она во многом стала возможной благодаря инфокоммуникационной эпохе и инфокоммуникационным технологиям. Таким образом, формы и способы ве­дения информационной войны за сравнительно недолгий срок претерпели качественные изме­нения. Роль информационных техно­логий и средств массовой информации многократно возросла – они сделались ключевым средством достижения во­енно-политических целей государств.

 

 

Заключение

Таким образом, можно сказать, что современная философия войны трансформирует такое ключевое понятие, как «поле боя» в понятие «боевого пространства», в котором помимо традиционных целей для поражения обычными видами вооружений включены также и цели лежащие в иной сфере: информация, убеждения и психика противника. В том числе и гражданского населения.

Подведем итог: развитие философии войны шло от «войны до истребления» до современной информационной войны, включающая в себя военно-технические, информационные, социально-политические и экономические цели, а также учитывающие психологические аспекты влияния. Таким образом, философия современной войны построена на симбиозе решения задач информационной войны и реальных актов боевых действий и является эволюцией предыдущих концепций.

Мир — это общечеловеческая ценность, и достигнута она может быть только общими усилиями всех народов

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: