Уроки 32–33. А. П. Чехов. Рассказ «Мальчики»
Тип урока: освоение нового материала | ||
Педагогические задачи: создать условия для знакомства с произведением А. П. Чехова «Мальчики»; совершенствовать умение выполнять анализ художественного произведения; формировать умения раскрывать смысл произведения, выделять главное, существенное в изучаемом материале, составлять план текста; отрабатывать навыки осознанного, выразительного, беглого чтения; развивать аналитико-синтезирующее мышление, артикуляционный аппарат учащихся, антипацию (смысловую догадку) детей, произвольную память; расширять оперативное поле чтения; усиливать коммуникативные свойства речи; воспитывать чувство ответственности перед окружающими людьми, внимание, веру в свои силы, стремление к самостоятельной деятельности | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: познакомятся с творчеством А. П. Чехова и содержанием его рассказа «Мальчики»; научатся: раскрывать смысл произведения, выделять главное, существенное в изучаемом материале, составлять план текста, пересказывать основное содержание произведения, определять тему и главную мысль произведения | Метапредметные: Познавательные: анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника); выявлять основную мысль произведения, формулировать ее на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности. Регулятивные: читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.); осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу; фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворенность/неудовлетворенность своей работой на уроке. Коммуникативные: выстраивать иерархию нравственных категорий, приемлемых или неприемлемых для оценивания событий, описываемых в произведении | Личностные: оценивать под руководством учителя поступки героев произведения и свои собственные с точки зрения моральных ценностей |
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности учащегося |
I. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания. Речевая разминка | Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. – Проговорите индивидуально, хором. – Произнесите 3-е предложение с ударением на первое слово, второе, последнее. – Произнесите 2-е предложение с восторгом, вопросительно. – Произнесите 5-е предложение грустно, возбужденно | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Пересказывают басню Л. Толстого. Выполняют интонационную разминку. 1. Чехов – мой любимый писатель. 2. Володя любил своих близких. 3. Девочки следили за братом. 4. Мальчики мечтали о Калифорнии. 5. Чечевицын шептался с Володей. 6. Приезд Володи вызвал суматоху | Выделять существенную информацию. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта |
II. Сообщение темы урока. Определение целей урока | Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока. – Прочитайте тему урока. – Определите цели урока, используя опорные слова. – Как вы думаете, о ком этот рассказ? – Да, этот рассказ о мальчиках, которые решили сбежать из дома, а куда – мы узнаем, прочитав рассказ до конца | Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения | Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Строить высказывание в устной форме |
III. Рассказ о творчестве писателя. Чтение статьи | Р ассказывает биографию писателя. – Более 150 лет назад, может, в такой же зимний денек, родился мальчик. У него еще не было имени, и никто на земле не знал, что родился будущий знаменитый русский писатель Антон Павлович Чехов. С творчеством этого замечательного писателя мы и познакомимся сегодня. Наше знакомство мы начнем с биографии писателя. Как вы думаете почему? – XIX век подарил нам прекрасных писателей. Одним из них является А. П. Чехов. Антон Павлович Чехов родился в 1860 году в городе Таганроге, в семье мелкого торговца. Дед и отец Чехова были крепостными. Егор Чехов (дед) выкупился на волю за большие деньги, скопленные им за много лет. В детстве Антон Чехов с раннего утра до позднего вечера работал в лавке, владельцем которой был его отец, Павел Егорович. Там было холодно, здоровье Антона страдало. Позже, когда он поступил в гимназию, заниматься приходилось только до обеда, а потом до позднего вечера он находился в лавке. Неудивительно, что в младших классах Антон учился плохо и дважды оставался на второй год. Работать приходилось много и трудно; подзатыльники, порка – все это было привычным и узаконенным явлением. Семи лет от роду Чехов был определен в греческую школу, где пробыл два года, а в 1869 году Чехов поступает в Таганрогскую гимназию. Когда Антону исполнилось шестнадцать лет, отец разорился и переехал в Москву. Антон остался один на три года в Таганроге заканчивать гимназию. Чтобы содержать себя, он давал уроки отстающим ученикам. Именно в этот период и проявился писательский талант Чехова. В 1879 году будущий писатель заканчивает гимназию и получает за хорошую учебу стипендию. – Что помогло Чехову хорошо закончить гимназию? – Итак, мы познакомились с биографией А. П. Чехова. – Каким он был человеком? Что о нем говорили друзья? – За свои 44 года Чеховым было написано много произведений. Его знают не только у нас, но и за границей. По его произведениям поставлены пьесы, сняты кинофильмы. Чехов не писал специально для детей, но много писал о детях. Например, «Ванька», «Каштанка». Сегодня мы познакомимся с одним из рассказов Чехова о детях | Слушают учителя. Отвечают на вопросы. Самостоятельно читают статью в учеб- нике. – Знание биографии автора поможет лучше понять произведения писателя | Аргументировать свою точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания. Учитывать мнение соседа по парте. Осуществлять контроль по результату |
IV. Первичное чтение рассказа | Рассказ читает учитель или заранее подготовленные ученики. – Чтобы лучше понять содержание рассказа, познакомимся с трудными словами. Помогите мне объяснить их значения. – Итак, куда же хотели сбежать мальчики? – Что взволновало вас при чтении рассказа? – К какому жанру относится это произведение? – Понравился ли вам этот рассказ? – Мечтал ли кто-нибудь из вас отправиться в далекое путешествие? Если да, то куда? – Давайте еще раз перечитаем этот рассказ | Слушают рассказ. Отвечают на вопросы учителя. Объясняют значения слов: Башлык – это теплый головной убор, надеваемый чаще поверх шапки – суконный капюшон с длинными концами. Розвальни – сани. Рождество Христово – праздник. В этот день в небольшом городке Вифлееме произошло небывалое событие – родился Сын Божий Иисус Христос. Самоеды – это старое название народов, говорящих на самодийских языках, – ненцев. Бизон – животное. Майн Рид – английский писатель, автор приключенческих романов и произведений для детей и юношества. Пампасы – это название южноамериканских равнинных травянистых степей. Мустанги – потомки лошадей, которых привезли в Новый свет колонисты из Европы в шестнадцатом веке. Термиты – насекомые. Москиты – насекомые. – Мы испытали страх за мальчиков и в то же время восхищение, взволновали переживания мамы | Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре. Строить понятные для собеседника высказывания |
V. Анализ произведения | Перечитывание текста произведения с предварительным заданием. – Выберите правильный ответ на вопрос: «Герои решились на побег, потому что…»: а) были смелыми и решительными; б) были глупыми и самонадеянными; в) мало знали и плохо представляли трудности пути; г) не любили своих близких; д) хотели выглядеть в глазах других людей храбрыми и необычными; е) любили путешествовать и узнавать новое? – Просмотрите текст и нарисуйте словесный портрет мальчиков. – А что вы можете сказать о характере мальчиков? – Можно ли Володю назвать трусом? – Почему мальчики решили сбежать? К ним плохо относились в семье? – Проведем небольшую исследовательскую работу. По карте покажите маршрут движения мальчиков. Сначала Пермь… – Как вы считаете, реально ли мальчикам проделать такой путь? – Прочитайте отрывок, в котором говорится, что происходило в семье после побега. – Можно ли так поступать? – Как вы относитесь к мальчикам? – А как писатель относится к мальчикам? – Как Чехов смог так рассказать о предстоящем путешествии, чтобы нам было интересно? Как вы думаете, кем будут мальчики, когда вырастут? | Перечитывают текст произведения. Отвечают на вопросы учителя. Высказывают предположения. Составляют словесный портрет мальчиков: Володя – пухлый… Чечевицын – худой, смуглый, с веснушка- ми… – Они совершенно разные: Чечевицын – целеустремленный, смелый, решительный. Володя – нерешительный. – Чтение приключенческих романов Майн Рида привело к тому, что мальчики решили сбежать. Работают с географической картой. – Чехов относится к мальчикам по-доброму, с пониманием, хотя и дает нам понять, что мальчики поступили плохо | Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию, выделять последовательность развития сюжета. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Делать выводы, извлекать информацию из различных источников. Аргументировать свою позицию |
VI. Характеристика героев рассказа | Задает вопросы о главных героях рассказа. – Как появился Чечевицын в доме Королёвых? – Зачитайте отрывок, где говорится о внешнем виде Чечевицына. – Что заинтересовало девочек в образе Чечевицына? – Каким хотел показаться для окружающих Чечевицын? – Как он себя называет? – А еще в рассказе кто-нибудь так его называет? – С чем ассоциируется Чечевицын у маленькой Маши? – Каким казался Чечевицын Кате и Соне? – Почему он казался Кате и Соне героем? – А сейчас поговорим о другом главном герое рассказа. Это Володя Королёв. Прочитайте, как вел себя Володя накануне побега? – Как вы думаете, Володя трусил? – Прочитайте диалог Чечевицына с Володей и ответьте на вопрос: «Почему Володя Королёв все же согласился бежать в Америку?». – Какими чертами характера обладал Володя? – А сейчас давайте поговорим об их поступке. Что узнали девочки, подслушав разговор Володи и Чечевицына в спальне? – Зачитайте план побега. – Что они приготовили для побега? Зачитайте. – Как вы думаете, достаточно ли этого для их путе- шествия? – Как представлял Чечевицын жизнь в Америке? – Могли ли сбыться их мечты? – Чем закончился побег мальчиков? Как вы думаете, могло ли их путешествие закончиться иначе? – Как можно назвать действие мальчиков по отношению к своим близким? – Как вы думаете, кто из мальчиков испытывал чувство беспокойства за свой поступок перед своей семьей? Почему? | Выполняют выборочное чтение. Отвечают на вопросы учителя. – Чечевицын для них показался загадочным, так как был занят своими мыслями и не интересовался забавами. – Чечевицын хочет казаться важным, умным. – Он себя называет Монтигомо Ястребиный Коготь. – Не называют, так как в нем видят просто только друга Володи господина Чечевицына. – С кашей из чечевицы, так как для нее Чечевицын просто мальчик, а не «Монтигомо Ястребиный Коготь». – Он был для них неустрашимым человеком, который решился бежать в Америку и добывать там золото и слоновую кость, охотиться на львов и тигров. А еще он рычал, как тигр. – Володя не трусил, он в первую очередь думал о маме, которую очень любил. – Напористая сила Чечевицына победила нерешительность Володи. – Побег мальчиков закончился постыдным возвращением | Выразительно читать. Пони-мать на слух ответы обуча-ющихся. Слушать собеседника. Формулировать свое мне-ние и позицию. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Строить монологические высказывания |
VII. Домашнее задание | Объясняетдомашнее задание. – Какое домашнее задание вы бы хотели получить сегодня? Я предлагаю записать план рассказа в тетрадь и подготовить по нему пересказ (в том случае, если учащиеся испытывают затруднения в выборе), составить тест или кроссворд по произведению, придумать начало рассказа и продолжение (20 лет спустя) | Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы | Осознавать, принимать, сохранять учебные задачи |
VIII. Итог урока. Рефлексия | Оценка результатов выполнения заданий на уроке, в том числе и чтения. Организация подведения итогов урока обучающимися. Учитель предлагает оценить работу на уроке. Проводит беседу по вопросам: – С творчеством какого писателя мы познакомились? Что из жизни Чехова вам запомнилось. Назовите произведение, с которым познакомились. – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что нового узнали на уроке? – Как вы относитесь к мальчикам? – Как вы считаете, автор осуждает мальчиков за их поступок? – Достигли ли мы целей, поставленных на урок? Значит, мы чуть-чуть приблизились к целеустремленным людям. – Какое качество необходимо вам, чтобы стать целеустремленными? Подумайте над этим вопросом дома. – Выразите свое мнение об уроке, дорисовав улыбку клоуну. Пусть на его лице отразится ваше настроение | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. – Рассказ учит нас ставить перед собой реальные, выполнимые цели: беречь родителей и близких людей, не подвергать свою жизнь опасности. – Уметь отвечать за свои поступки. На парте у каждого ученика рисунок клоуна, у которого не нарисован рот | Осуществлять самоконтроль учебной деятельности |