Уроки 32–33. А. П. Чехов. Рассказ «Мальчики»




Уроки 32–33. А. П. Чехов. Рассказ «Мальчики»

Тип урока: освоение нового материала
Педагогические задачи: создать условия для знакомства с произведением А. П. Чехова «Мальчики»; совершенствовать умение выполнять анализ художественного произведения; формировать умения раскрывать смысл произведения, выделять главное, существенное в изучаемом материале, составлять план текста; отрабатывать навыки осознанного, выразительного, беглого чтения; развивать аналитико-синтезирующее мышление, артикуляционный аппарат учащихся, антипацию (смысловую догадку) детей, произвольную память; расширять оперативное поле чтения; усиливать коммуникативные свойства речи; воспитывать чувство ответственности перед окружающими людьми, внимание, веру в свои силы, стремление к самостоятельной деятельности
Планируемые результаты
Предметные: познакомятся с творчеством А. П. Чехова и содержанием его рассказа «Мальчики»; научатся: раскрывать смысл произведения, выделять главное, существенное в изучаемом материале, составлять план текста, пересказывать основное содержание произведения, определять тему и главную мысль произведения Метапредметные: Познавательные: анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника); выявлять основную мысль произведения, формулировать ее на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности. Регулятивные: читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.); осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу; фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворенность/неудовлетворенность своей работой на уроке. Коммуникативные: выстраивать иерархию нравственных категорий, приемлемых или неприемлемых для оценивания событий, описываемых в произведении Личностные: оценивать под руководством учителя поступки героев произведения и свои собственные с точки зрения моральных ценностей

 

Организационная структура урока

 

Этап урока Содержание деятельности учителя Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) Формируемые способы деятельности учащегося
I. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания. Речевая разминка Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. – Проговорите индивидуально, хором. – Произнесите 3-е предложение с ударением на первое слово, второе, последнее. – Произнесите 2-е предложение с восторгом, вопросительно. – Произнесите 5-е предложение грустно, возбужденно Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Пересказывают басню Л. Толстого. Выполняют интонационную разминку. 1. Чехов – мой любимый писатель. 2. Володя любил своих близких. 3. Девочки следили за братом. 4. Мальчики мечтали о Калифорнии. 5. Чечевицын шептался с Володей. 6. Приезд Володи вызвал суматоху Выделять существенную информацию. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта
II. Сообщение темы урока. Определение целей урока Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока. – Прочитайте тему урока. – Определите цели урока, используя опорные слова. – Как вы думаете, о ком этот рассказ? – Да, этот рассказ о мальчиках, которые решили сбежать из дома, а куда – мы узнаем, прочитав рассказ до конца Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Строить высказывание в устной форме
III. Рассказ о творчестве писателя. Чтение статьи Р ассказывает биографию писателя. – Более 150 лет назад, может, в такой же зимний денек, родился мальчик. У него еще не было имени, и никто на земле не знал, что родился будущий знаменитый русский писатель Антон Павлович Чехов. С творчеством этого замечательного писателя мы и познакомимся сегодня. Наше знакомство мы начнем с биографии писателя. Как вы думаете почему? – XIX век подарил нам прекрасных писателей. Одним из них является А. П. Чехов. Антон Павлович Чехов родился в 1860 году в городе Таганроге, в семье мелкого торговца. Дед и отец Чехова были крепостными. Егор Чехов (дед) выкупился на волю за большие деньги, скопленные им за много лет. В детстве Антон Чехов с раннего утра до позднего вечера работал в лавке, владельцем которой был его отец, Павел Егорович. Там было холодно, здоровье Антона страдало. Позже, когда он поступил в гимназию, заниматься приходилось только до обеда, а потом до позднего вечера он находился в лавке. Неудивительно, что в младших классах Антон учился плохо и дважды оставался на второй год. Работать приходилось много и трудно; подзатыльники, порка – все это было привычным и узаконенным явлением. Семи лет от роду Чехов был определен в греческую школу, где пробыл два года, а в 1869 году Чехов поступает в Таганрогскую гимназию. Когда Антону исполнилось шестнадцать лет, отец разорился и переехал в Москву. Антон остался один на три года в Таганроге заканчивать гимназию. Чтобы содержать себя, он давал уроки отстающим ученикам. Именно в этот период и проявился писательский талант Чехова. В 1879 году будущий писатель заканчивает гимназию и получает за хорошую учебу стипендию. – Что помогло Чехову хорошо закончить гимназию? – Итак, мы познакомились с биографией А. П. Чехова. – Каким он был человеком? Что о нем говорили друзья? – За свои 44 года Чеховым было написано много произведений. Его знают не только у нас, но и за границей. По его произведениям поставлены пьесы, сняты кинофильмы. Чехов не писал специально для детей, но много писал о детях. Например, «Ванька», «Каштанка». Сегодня мы познакомимся с одним из рассказов Чехова о детях Слушают учителя. Отвечают на вопросы. Самостоятельно читают статью в учеб- нике.   – Знание биографии автора поможет лучше понять произведения писателя Аргументировать свою точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания. Учитывать мнение соседа по парте. Осуществлять контроль по результату
IV. Первичное чтение рассказа Рассказ читает учитель или заранее подготовленные ученики. – Чтобы лучше понять содержание рассказа, познакомимся с трудными словами. Помогите мне объяснить их значения.   – Итак, куда же хотели сбежать мальчики? – Что взволновало вас при чтении рассказа?     – К какому жанру относится это произведение? – Понравился ли вам этот рассказ? – Мечтал ли кто-нибудь из вас отправиться в далекое путешествие? Если да, то куда? – Давайте еще раз перечитаем этот рассказ Слушают рассказ. Отвечают на вопросы учителя. Объясняют значения слов: Башлык – это теплый головной убор, надеваемый чаще поверх шапки – суконный капюшон с длинными концами. Розвальни – сани. Рождество Христово – праздник. В этот день в небольшом городке Вифлееме произошло небывалое событие – родился Сын Божий Иисус Христос. Самоеды – это старое название народов, говорящих на самодийских языках, – ненцев. Бизон – животное. Майн Рид – английский писатель, автор приключенческих романов и произведений для детей и юношества. Пампасы – это название южноамериканских равнинных травянистых степей. Мустанги – потомки лошадей, которых привезли в Новый свет колонисты из Европы в шестнадцатом веке. Термиты – насекомые. Москиты – насекомые.   – Мы испытали страх за мальчиков и в то же время восхищение, взволновали переживания мамы Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре. Строить понятные для собеседника высказывания
V. Анализ произведения Перечитывание текста произведения с предварительным заданием. – Выберите правильный ответ на вопрос: «Герои решились на побег, потому что…»: а) были смелыми и решительными; б) были глупыми и самонадеянными; в) мало знали и плохо представляли трудности пути; г) не любили своих близких; д) хотели выглядеть в глазах других людей храбрыми и необычными; е) любили путешествовать и узнавать новое? – Просмотрите текст и нарисуйте словесный портрет мальчиков. – А что вы можете сказать о характере мальчиков? – Можно ли Володю назвать трусом? – Почему мальчики решили сбежать? К ним плохо относились в семье? – Проведем небольшую исследовательскую работу. По карте покажите маршрут движения мальчиков. Сначала Пермь… – Как вы считаете, реально ли мальчикам проделать такой путь? – Прочитайте отрывок, в котором говорится, что происходило в семье после побега. – Можно ли так поступать? – Как вы относитесь к мальчикам? – А как писатель относится к мальчикам? – Как Чехов смог так рассказать о предстоящем путешествии, чтобы нам было интересно? Как вы думаете, кем будут мальчики, когда вырастут? Перечитывают текст произведения. Отвечают на вопросы учителя. Высказывают предположения.     Составляют словесный портрет мальчиков: Володя – пухлый… Чечевицын – худой, смуглый, с веснушка- ми… – Они совершенно разные: Чечевицын – целеустремленный, смелый, решительный. Володя – нерешительный. – Чтение приключенческих романов Майн Рида привело к тому, что мальчики решили сбежать. Работают с географической картой. – Чехов относится к мальчикам по-доброму, с пониманием, хотя и дает нам понять, что мальчики поступили плохо Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию, выделять последовательность развития сюжета. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Делать выводы, извлекать информацию из различных источников. Аргументировать свою позицию
VI. Характеристика героев рассказа Задает вопросы о главных героях рассказа. – Как появился Чечевицын в доме Королёвых? – Зачитайте отрывок, где говорится о внешнем виде Чечевицына. – Что заинтересовало девочек в образе Чечевицына?     – Каким хотел показаться для окружающих Чечевицын? – Как он себя называет?   – А еще в рассказе кто-нибудь так его называет?   – С чем ассоциируется Чечевицын у маленькой Маши?     – Каким казался Чечевицын Кате и Соне? – Почему он казался Кате и Соне героем?     – А сейчас поговорим о другом главном герое рассказа. Это Володя Королёв. Прочитайте, как вел себя Володя накануне побега? – Как вы думаете, Володя трусил?   – Прочитайте диалог Чечевицына с Володей и ответьте на вопрос: «Почему Володя Королёв все же согласился бежать в Америку?». – Какими чертами характера обладал Володя? – А сейчас давайте поговорим об их поступке. Что узнали девочки, подслушав разговор Володи и Чечевицына в спальне? – Зачитайте план побега. – Что они приготовили для побега? Зачитайте. – Как вы думаете, достаточно ли этого для их путе- шествия? – Как представлял Чечевицын жизнь в Америке? – Могли ли сбыться их мечты? – Чем закончился побег мальчиков? Как вы думаете, могло ли их путешествие закончиться иначе? – Как можно назвать действие мальчиков по отношению к своим близким? – Как вы думаете, кто из мальчиков испытывал чувство беспокойства за свой поступок перед своей семьей? Почему? Выполняют выборочное чтение. Отвечают на вопросы учителя.     – Чечевицын для них показался загадочным, так как был занят своими мыслями и не интересовался забавами. – Чечевицын хочет казаться важным, умным. – Он себя называет Монтигомо Ястребиный Коготь. – Не называют, так как в нем видят просто только друга Володи господина Чечевицына. – С кашей из чечевицы, так как для нее Чечевицын просто мальчик, а не «Монтигомо Ястребиный Коготь». – Он был для них неустрашимым человеком, который решился бежать в Америку и добывать там золото и слоновую кость, охотиться на львов и тигров. А еще он рычал, как тигр.   – Володя не трусил, он в первую очередь думал о маме, которую очень любил. – Напористая сила Чечевицына победила нерешительность Володи.   – Побег мальчиков закончился постыдным возвращением Выразительно читать. Пони-мать на слух ответы обуча-ющихся. Слушать собеседника. Формулировать свое мне-ние и позицию. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Строить монологические высказывания
VII. Домашнее задание Объясняетдомашнее задание. – Какое домашнее задание вы бы хотели получить сегодня? Я предлагаю записать план рассказа в тетрадь и подготовить по нему пересказ (в том случае, если учащиеся испытывают затруднения в выборе), составить тест или кроссворд по произведению, придумать начало рассказа и продолжение (20 лет спустя) Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы Осознавать, принимать, сохранять учебные задачи
VIII. Итог урока. Рефлексия Оценка результатов выполнения заданий на уроке, в том числе и чтения. Организация подведения итогов урока обучающимися. Учитель предлагает оценить работу на уроке. Проводит беседу по вопросам: – С творчеством какого писателя мы познакомились? Что из жизни Чехова вам запомнилось. Назовите произведение, с которым познакомились. – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что нового узнали на уроке? – Как вы относитесь к мальчикам? – Как вы считаете, автор осуждает мальчиков за их поступок? – Достигли ли мы целей, поставленных на урок? Значит, мы чуть-чуть приблизились к целеустремленным людям. – Какое качество необходимо вам, чтобы стать целеустремленными? Подумайте над этим вопросом дома. – Выразите свое мнение об уроке, дорисовав улыбку клоуну. Пусть на его лице отразится ваше настроение Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.     – Рассказ учит нас ставить перед собой реальные, выполнимые цели: беречь родителей и близких людей, не подвергать свою жизнь опасности.     – Уметь отвечать за свои поступки.   На парте у каждого ученика рисунок клоуна, у которого не нарисован рот Осуществлять самоконтроль учебной деятельности

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: