Рассматривая проблему предупреждения терроризма, следует отметить, что для решения данной проблемы используются общепринятые меры для предупреждения преступности в целом: общие, направленные на реализацию антикриминогенного потенциала в обществе, и специальные, которые направлены непосредственно на недопущение преступности.26
Общие меры включают:
1. осуществляемое совместно с сотрудниками милиции и военнослужащими внутренних войск патрулирование улиц, парков и скверов, электропоездов и поездов дальнего следования, объектов метрополитена и иных видов общественного транспорта (автобусов, трамваев, троллейбусов) в целях выявления предметов, веществ, запрещенных к перемещению, подозрительных лиц, появляющихся рядом с военными, государственными объектами и объектами жизнеобеспечения;
2. досмотр работниками ГИБДД, а также иными нарядами милиции, участвующими в профилактических мероприятиях, автотранспортных средств, водителей и пассажиров на дорогах, автостоянках, площадках, тротуарах, возле жилых зданий, государственных учреждений, предприятий, организаций, особо важных объектов;
3. организация служебного досмотра охраняемых территорий и помещений работниками частных охранных структур;
4. пограничный и таможенный контроль пассажиров, багажа, ручной клади, личный досмотр;
5. проверка жилых помещений и правомерности проживания граждан, пустующих квартир, чердаков и подвалов, помещений, сдаваемых внаём;
6. организация участковыми инспекторами милиции совместно с жилищными органами в жилом секторе городов и населенных пунктов, дежурств населения, народных дружин, частных охранных предприятий и служб безопасности, автовладельцев;
|
7. проведение разъяснительной работы среди жильцов, организация дежурства граждан и контроля за обстановкой возле жилого сектора участковыми инспекторами органов внутренних дел;
8. осуществление сотрудниками лицензионно-разрешительной системы периодических и внезапных проверок объектов разрешительной системы (мест хранения оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, предприятий, организаций, изготовляющих и реализующих пиротехнические средства), атомной и энергетической промышленности, жизнеобеспечения и других объектов повышенной опасности;
9. служебный досмотр торговых точек, оптовых рынков и продукции, получаемой партиями, а также хранящейся в боксах, камерах хранения.
Специальные мероприятия представляют собой комплексные меры по предотвращению террористических актов. Широкомасштабные комплексные операции проводятся сегодня в крупных городах, регионах Российской Федерации, в том числе в Северо-Кавказском регионе. Особенность таких операций заключается в том, что они зачастую носят затяжной характер. Кроме сил милиции общественной безопасности в них участвуют сотрудники ОМОН, СОБР, уголовного розыска и т.д. К данным операциям можно отнести:[12]
· комплексные мероприятия профилактического характера под условными наименованиями "Вихрь", "Динамит", "Антитеррор" и др.;
· крупномасштабные мероприятия, например "Вихрь-Антитеррор";
· оперативно-служебный досмотр и обследование помещений и территорий вокзалов, аэропортов, парков, стадионов, концертных залов и других мест массового скопления людей перед проведением общегосударственных и спортивных мероприятий;
|
· оперативно-служебный досмотр и обследование местности - улиц, дворов, а также квартир, домов, хранилищ промышленной и сельскохозяйственной продукции, предприятий, энергообъектов и электрооборудования (уличных приборов, щитов) и т.д.;
· проверки по выявлению фактов несоблюдения правил учета и регистрации граждан и созданию системы "жесткой регистрации" перемещения иногородних граждан.
Надо отметить, что в целом меры по предупреждению терроризма можно классифицировать следующим образом:
· законодательные;
· административно-правовые;
· уголовно-правовые;
· социальные;
· финансово-экономические;
· политические;
· военные;
· пропагандистские;
· профилактические.[13]
Вместе с тем, важнейшим аспектом для формирования адекватной терроризму ответной государственной стратегии является рассмотрение последнего не только в криминологическом аспекте предупреждения, выявления и пресечения преступлений, но и в целом - в рамках общей системы обеспечения безопасности, представляющей собой многофункциональный и многоуровневый механизм. Следует отметить, что особую роль в реализации системы предупреждения и борьбы с терроризмом отводится негосударственным структурам безопасности, которые осуществляют:
1. своевременное информирование правоохранительных органов о подозрительных лицах, фирмах, конкретных фактах;
2. участие групп быстрого реагирования негосударственных охранных структур в силовой поддержке при проведении правоохранительными органами крупномасштабных оперативных мероприятий (задержания, аресты, обыски, выемки, обеспечение понятыми и т.д.);
|
3. публикации в прессе и выступления по телевидению в качестве экспертов бывших сотрудников правоохранительных органов, хорошо знающих проблему борьбы с терроризмом;
4. разработку рекомендаций и консультирование по проблемам противодействия терроризму;
5. организацию общественных мероприятий (конференций, "круглых столов", семинаров и др.) с привлечением представителей государственных правоохранительных органов и спецслужб;
6. привлечение в кризисных ситуациях сотрудников частных охранных предприятий для патрулирования жилых кварталов крупных городов;
7. участие в международных общественных комитетах и движениях по борьбе с терроризмом;
8. разработку, производство и поставку негосударственными предприятиями для правоохранительных органов и спецслужб, для других частных охранных предприятий специальной техники, предназначенной для выявления оружия, взрывных устройств и взрывчатых веществ, а также взрывозащитных средств (к примеру, блокираторов радиовзрывателей). Оборудование этой техникой контрольно-пропускных пунктов в местах скопления людей.
Ряд отечественных исследователей высказали мнение о необходимости внести дополнения и изменения в соответствующие статьи Уголовного кодекса в целях повышения эффективности предупреждения и совершенствования мер борьбы с терроризмом.[14] Суть этих изменений и дополнений, в общем виде, в следующем: уточнить понятие терроризма; ввести понятие организованного террористического сообщества (организованной террористической группы); установить в УК России уголовную ответственность за ряд новых преступлений, например за распространение информации, содержащей указания по совершению террористических действий, а также за международный терроризм и др.; предусмотреть в УК РФ специфические формы соучастия и пособничества: передача необходимой информации террористам, представительство их интересов и др.; ввести особое процессуальное производство по таким делам, способное обеспечить сохранение конфиденциальной информации об участниках уголовного процесса, в целях обеспечения их безопасности; скорректировать содержание статей УК, описывающих составы, обладающие признаками террористических действий.
Задачи органов внутренних дел при взаимодействии со средствами массовой информации заключаются в следующем:
· способствовать развенчанию террористов как обычных преступников;
· ограничить предоставленные средствами массовой информации данных о заложниках (не указывать их количество, национальность, должность, состояние здоровья и другую личностную информацию);
· ограничить информацию о тактике проведения специальной антитеррористической операции, а также об успешных или неудачных актах терроризма, чтобы другие террористы не воспользовались этим опытом;
· установить источники дезинформации, задача которых - ввести в заблуждение представителей средств массовой информации.
Перечисленные задачи решаются не в ущерб свободе прессы, а для того, чтобы средства массовой информации не стали вопреки их воле объектом манипуляций, направленных на достижение целей терроризма.
Не менее важную роль в предупреждении террористических актов играет участие гражданского общества. Через СМИ граждан призвали повысить бдительность, тут же сообщать в органы правопорядка обо всем, что вызывает подозрение.
Хорошей профилактикой террористических проявлений на Северном Кавказе является становление гражданской российской нации, что предполагает ряд социально-экономических условий: экономический рост, восстановление социальных гарантий населению, борьбу с тотальной коррупцией властных структур, укрепление федеральной вертикали власти и т.д.
Однако это достаточно длительный процесс, актуально же главной угрозой социально-политической стабильности в регионе выступает исламский экстремизм, стремящийся нелегитимными средствами объединить народы Кавказа под знамением "истинного ислама" и вывести их из состава Российской Федерации. В этой ситуации национализм малых народов может быть использован как меньшее зло против исламского радикализма, идеология которого простирается за рамки отдельного этноса и носит ярко выраженный мессианский характер.
Итак, мы ознакомились с мерами противодействия и профилактики терроризма. Подытоживая вышесказанное, следует отметить, что главным моментом при решении вопросов профилактики терроризма является ясное представление о принципах противостояния террористической деятельности. Это профилактика терактов, основанная на обязательном следовании тактике антитеррора. При этом работа в данном направлении может оказаться успешной только в том случае, если будут предприниматься комплексные меры, основанные на непосредственной работе правоохранительных и силовых структур при поддержке негосударственных структур безопасности, гражданского общества с опорой на СМИ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В социально-политическом процессе современной России задача борьбы с терроризмом является особенно актуальной. В конце ХХ века началась борьба с незаконными вооруженными формированиями на территории ряда северокавказских республик, которая продолжается и в настоящее время.
Согласно общему мнению правоведов, терроризм в любых своих формах является наиболее общественно опасным из всех преступлений, описываемых уголовным законодательством (в санкциях статей, предусматривающих уголовную ответственность за преступление террористического характера, должно быть самое суровое наказание, из всех видов наказаний предусмотренных уголовным законом).
Наша страна идет по пути становления правового государства, в котором верховенство закона затрагивает все сферы его существования, в том числе и вопросы противодействия террористической деятельности и борьбы с незаконными вооруженными формированиями в целом.
Современное законодательство определяет террористическую деятельность как деятельность, которая включает в себя:
1. организацию, планирование, подготовку, финансирование и реализацию террористического акта;
2. подстрекательство к террористическому акту;
3. организацию незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для реализации террористического акта, а равно участие в такой структуре;
4. вербовку, вооружение, обучение и использование террористов;
5. информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта;
6. пропаганду идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности.
Анализ результатов проведенных операций выявил целый ряд характерных проблем:
- отсутствие системного подхода к формированию единой государственной стратегии антитеррористической деятельности и долгосрочных программ ее реализации;
- слабое нормативно-правовое регулирование основополагающих принципов функционирования системы противодействия терроризму;
- недостаточно четкое распределение задач и функций в сфере борьбы с терроризмом;
- отсутствие слаженности в работе и единого управляющего центра;
- несовершенство системы контроля и надзора за выполнением установленных Конституцией Российской Федерации общеобязательных требований в сфере противодействия терроризму;
- недостаточное ресурсное и научно-техническое обеспечение органов, осуществляющих борьбу с терроризмом.
Огромную роль в противодействии терроризму играет налаживание сотрудничества с международными организациями и отдельными государствами. В связи с этим необходима дальнейшая разработка на международно-правовом уровне базовых принципов борьбы с терроризмом (неотвратимость ответственности за участие в актах терроризма и содействие им; обязательность национальных мер по ликвидации выявленных террористических организаций; недопустимость использования форм и методов терроризма для решения любых социальных и политических задач, включая реализацию права наций на самоопределение; недопустимость политических уступок террористам и двойных стандартов в отношении к терроризму и др.)
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ