Уроки 32–33. ПереплЁтные работы
Цели деятельности педагога
| Познакомить учащихся с переплетными работами; дать представление о способе соединения листов, технологии шитья блоков нитками втачку; учить различать элементы в структуре переплета, составлять план изготовления изделия, выполнять шитье блока нитками втачку; развивать мышление; воспитывать интерес к предмету
| Тип урока
| Освоение нового материала
| Методы и формы обучения
| Объяснительно-иллюстративный, практический; индивидуальная, фронтальная
| Основные понятия и термины
| Переплётная крышка, сторонки, шитьё блоков нитками втачку
| Образовательные ресурсы
| · https://maxbooks.ru/pereplet/pereplet.htm
| Наглядно-демонстрационный материал
| образец готового изделия, образцы книг в разных переплетах
| Оборудование
| учебник, рабочая тетрадь; линейка, карандаш, картон, бумага; марля, шило, нитки, игла, ножницы
| Планируемые образовательные результаты
| Предметные умения: познакомятся с переплетными работами; узнают о способе соединения листов, технологии шитья блоков нитками втачку; научатся различать элементы в структуре переплета, составлять план изготовления изделия, выполнять шитье блока нитками втачку.
Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познавательные научатся анализировать план работы, выделяя основные этапы и приемы изготовления изделия; регулятивные – научатся принимать и сохранять учебную задачу урока, планировать свою деятельность, контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике, вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; оцениватьработу по заданным критериям; коммуникативные – научатся слушать и слышать учителя и одноклассников, инициативно сотрудничать в поиске информации, делать выводы, находить ответы на вопросы и правильно формулировать их.
Личностные: проявляют познавательный интерес к занятиям предметно-практической деятельностью
| Продолжение табл.
Организационная структура урока
| Этапы урока
| Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Формы
организации совзаимодей-
ствия на уроке
| Универсальные учебные действия
| Промежуточный контроль
|
|
|
|
|
|
|
| I. Организационный момент
| Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка
к усвоению материала
| Проверяет готовность обучающихся к уроку.
– На предстоящих двух уроках подготовленные вами материалы превратятся в настоящую книгу. Осталась одна технологическая операция – одеть книгу в переплетную крышку
| Слушают учителя, формулируют тему урока
| Фронтальная
| Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности; понимают личную ответственность за будущий результат.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу
| Устные ответы
| II. Изучение
нового
материала
| Словесно-ил-
люстративный рассказ с эле-
ментами
| – Главная цель переплетных работ – производство продукции, способной служить на протяжении длительного срока. Переплет и брошюровка – заключительные процессы печати. В результате переплета или брошюровки получают уже полноценные издания. Как же этот процесс выполняется в типографии? Из печатного цеха передают в переплетный цех отпечатанные листы будущей книги.
| Смотрят презентацию, слушают учителя; анализируют информацию, отвеча-
| Фронтальная
| Личностные: имеют положительное отношение к занятиям предметно-практической деятельностью.
Познавательные: общеучебные – извлекают не-
|
| Продолжение табл.
|
|
|
|
|
|
|
| беседы «Переплетные работы».
Просмотр мультимедийной презентации
| Первая машина переплетного цеха фальцует отпечатанные листы – складывает их вдвое, еще и еще раз вдвое, пока не получатся тетрадки по размерам страниц. Маши-на за час дает от 4 до 10 тысяч тетрадок. Тетрадки каждого экземпляра надо подобрать по порядку страниц. Для этого есть специальные листоподборочные машины. Из машины выходят подобранные по страницам листы книги. Их называют блоками. В начале и в конце каждого блока приложены двойные листы чистой бумаги – форзацы. Этими форзацами книжку потом прикрепят к переплету.
Книжный блок пока ничем не скреплен, каждая тетрадка лежит отдельно. Их соединяют вместе при помощи особых швейных машин. Сшитые книжные блоки отправляют на резальную машину. Здесь каждая книга обрезается с трех сторон, чтобы выровнять все страницы. В то же время на крышкоделательной машине готовится переплет. В готовый переплет вставляют сшитую книгу. Так организован технологический процесс на производстве. Но до сих пор есть мастера, которые выполняют переплетные работы вручную. Вот и мы с вами будем осваивать эту технологию
| ют на вопросы
|
| обходимую информацию из прослушанного объяснения.
Коммуникативные: умеют полноценно слушать, осознанно и полно воспринимать содержание рассказа учителя.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу
| Устные ответы
| Словесно-ил-
люстративный рассказ
| – Итак, сначала нам нужно соединить разрозненные листы в книжный блок. Существует несколько способов соединения.
(Показывает образцы книг, тетради которых соединены разными способами – нитками, клеем, проволокой.)
| Слушают учителя; рассматривают образцы изделий;
| Фронтальная
| Личностные: проявляют интерес к занятиям предметно-практической деятельностью.
| Устные ответы. Выполнение заданий
| Продолжение табл.
|
|
|
|
|
|
|
| «Способы соединения
листов».
Работа
с учебником (с. 136): шитье блоков нитками
втачку
| – Мы же с вами сошьем листы нитками. Этот способ называется шитьё блока нитками втачку. Давайте рассмотрим технологию выполнения этой технологической операции (учебник, с. 136)
| работают
с учебником,
анализируют информацию, делают выводы
|
| Коммуникативные: умеют полноценно слушать, осознанно и полно воспринимать содержание рассказа учителя, инициативно сотрудничать в поиске информации.
Познавательные: умеют строить осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме, анализировать информацию.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу
|
| Словесно-ил-
люстративный рассказ с элементами беседы «Переплет-
| – Изготовленный по всем правилам, прочный книжный блок – это еще полдела, хотя уже тут заложена основа долголетия и удобства пользования книгой. Вторая, не менее ответственная часть работы – изготовление переплетной крышки и вставка в нее книжного блока.
Переплётные крышки подразделяются на твердые и мягкие, обрезные и с кантами (выходящие за пределы книжного блока края крышки или обложки). Различаются они и по наружному покрытию: бумажные, картонные, тканевые, пластмассовые, кожаные. (Показывает образцы,
| Слушают учителя; рассматривают образцы книг, анализируют ин-
формацию, делают выводы
| Фронтальная
| Коммуникативные: умеют полноценно слушать, осознанно и полно воспринимать содержание рассказа учителя.
Познавательные: умеют осуществлять поиск необходимой информации из разных источников, анализировать информа-
| Устные ответы
| Продолжение табл.
|
|
|
|
|
|
|
| ная крышка»
| просит учащихся назвать вид переплетной крышки и материал, из которого они изготовлены.) Наша переплетная крышка будет выполнена из картона и бумаги, поэтому в данном случае нам не потребуется каких-то приспособлений и сложного оборудования. Такую крышку вы сможете изготовить
|
|
| цию, наблюдать
|
| Физкультминутка
| Проводит физкультминутку
| Выполняют упражнения
| Фронтальная
| Личностные: положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью
| Выполнение упражнений
| III. Твор-
ческая практическая деятельность
| Организация рабочего места
| Проверка организации рабочего места
| Организуют свое рабочее место
| Индивидуаль-
ная
| Познавательные: общеучебные – умеют организовать творческое пространство, подготовить рабочее место к работе; знают о гигиене учебного труда и организации рабочего места.
Личностные: сориентированы на ответственное отношение к своему здоровью
| Устные ответы
| Беседа «Что мы будем делать?».
| помогает учащимся провести анализ готового изделия, определить, какие материалы и инструменты понадобятся для работы над изделием, способы разметки, кроя, сборки изделия и его оформления.
| Анализируют готовое изделие, информацию; слуша-
| Фронтальная
| Личностные: сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение норм и правил поведения.
| Устные ответы
| Продолжение табл.
|
|
|
|
|
|
| |
| Работа
с учебником (с. 136–
139) и рабочей тетрадью (с. 74–
77)
| Организует изучение плана работы (учебник, с. 136–139),
затем предлагает выполнить задание в рабочей тетради (с. 74–77)
| ют учителя, отвечают на вопросы; проговаривают последовательность работы; наблюдают за действиями учителя, демонстрирующего некоторые приемы работы
|
| Коммуникативные: понимают смысл заданий учителя и принимают учебную задачу.
Регулятивные: планируют свою деятельность.
Познавательные: общеучебные – умеют производить логические мыслительные операции; осознанно читают тексты с целью освоения информации; анализируют план работы
|
| | Практическая работа
| – сшейте блок нитками втачку, выполните изготовление переплетной крышки, соедините крышку с блоком.
В процессе выполнения учащимися задания контролирует приемы работы с инструментами. Наблюдает, советует, отвечает на вопросы, помогает учащимся, затрудняющимся в выполнении задания. просит учащихся завершить работу над заданием в рабочей тетради – подготовить и провести презентацию работы по вопросам и оценить ее
| Выполняют задание
| Индивидуаль-
ная
| Регулятивные: сравнивают результат деятельности с эталоном; вносят необходимые дополнения и коррективы.
Личностные: сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение норм и правил поведения
| Выполнение переплетных работ
| |
| | Окончание табл.
|
|
|
|
|
|
| IV. Итоги урока. Рефлексия
| Выставка работ учащихся
| В процессе просмотра организует обсуждение выполненных работ, их презентацию, оценивание. Комментирует качество выполненной работы по критериям оценивания: аккуратность, цветовое решение, оригинальность
и т. д.
| Рассматривают выполненные книги, оценивают
| Фронтальная
| Личностные: обладают первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев.
Регулятивные: оценивают свою работу на уроке; умеют адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о работе на уроке.
Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения
| Оценивание учащихся за работу на уроке
| Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание результатов работы
| Организует беседу по вопросам:
– Все ли вам удалось в этом задании?
– Какие трудности при выполнении работы над изделием у вас возникли?
– какие инструменты и приспособления вы использовали в работе?
– Какие правила работы понадобилось вспомнить?
– Соответствует ли результат поставленной цели?
| Слушают учителя, отвечают на вопросы
| Фронтальная
| Устные ответы
| Домашнее задание
| Объясняет задание.
– Принесите папку достижений
| Слушают учителя
| Индивидуаль-
ная
| Наблюдение
|
|
Поиск по сайту:
|