Цели деятельности педагога | Познакомить учащихся с переплетными работами; дать представление о способе соединения листов, технологии шитья блоков нитками втачку; учить различать элементы в структуре переплета, составлять план изготовления изделия, выполнять шитье блока нитками втачку; развивать мышление; воспитывать интерес к предмету |
Тип урока | Освоение нового материала |
Методы и формы обучения | Объяснительно-иллюстративный, практический; индивидуальная, фронтальная |
Основные понятия и термины | Переплётная крышка, сторонки, шитьё блоков нитками втачку |
Образовательные ресурсы | · https://maxbooks.ru/pereplet/pereplet.htm |
Наглядно-демонстрационный материал | образец готового изделия, образцы книг в разных переплетах |
Оборудование | учебник, рабочая тетрадь; линейка, карандаш, картон, бумага; марля, шило, нитки, игла, ножницы |
Планируемые образовательные результаты | Предметные умения: познакомятся с переплетными работами; узнают о способе соединения листов, технологии шитья блоков нитками втачку; научатся различать элементы в структуре переплета, составлять план изготовления изделия, выполнять шитье блока нитками втачку. Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познавательные научатся анализировать план работы, выделяя основные этапы и приемы изготовления изделия; регулятивные – научатся принимать и сохранять учебную задачу урока, планировать свою деятельность, контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике, вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; оцениватьработу по заданным критериям; коммуникативные – научатся слушать и слышать учителя и одноклассников, инициативно сотрудничать в поиске информации, делать выводы, находить ответы на вопросы и правильно формулировать их. Личностные: проявляют познавательный интерес к занятиям предметно-практической деятельностью |
Продолжение табл.
Организационная структура урока | ||||||
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации совзаимодей- ствия на уроке | Универсальные учебные действия | Промежуточный контроль |
I. Организационный момент | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка к усвоению материала | Проверяет готовность обучающихся к уроку. – На предстоящих двух уроках подготовленные вами материалы превратятся в настоящую книгу. Осталась одна технологическая операция – одеть книгу в переплетную крышку | Слушают учителя, формулируют тему урока | Фронтальная | Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности; понимают личную ответственность за будущий результат. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу | Устные ответы |
II. Изучение нового материала | Словесно-ил- люстративный рассказ с эле- ментами | – Главная цель переплетных работ – производство продукции, способной служить на протяжении длительного срока. Переплет и брошюровка – заключительные процессы печати. В результате переплета или брошюровки получают уже полноценные издания. Как же этот процесс выполняется в типографии? Из печатного цеха передают в переплетный цех отпечатанные листы будущей книги. | Смотрят презентацию, слушают учителя; анализируют информацию, отвеча- | Фронтальная | Личностные: имеют положительное отношение к занятиям предметно-практической деятельностью. Познавательные: общеучебные – извлекают не- |
Продолжение табл.
беседы «Переплетные работы». Просмотр мультимедийной презентации | Первая машина переплетного цеха фальцует отпечатанные листы – складывает их вдвое, еще и еще раз вдвое, пока не получатся тетрадки по размерам страниц. Маши-на за час дает от 4 до 10 тысяч тетрадок. Тетрадки каждого экземпляра надо подобрать по порядку страниц. Для этого есть специальные листоподборочные машины. Из машины выходят подобранные по страницам листы книги. Их называют блоками. В начале и в конце каждого блока приложены двойные листы чистой бумаги – форзацы. Этими форзацами книжку потом прикрепят к переплету. Книжный блок пока ничем не скреплен, каждая тетрадка лежит отдельно. Их соединяют вместе при помощи особых швейных машин. Сшитые книжные блоки отправляют на резальную машину. Здесь каждая книга обрезается с трех сторон, чтобы выровнять все страницы. В то же время на крышкоделательной машине готовится переплет. В готовый переплет вставляют сшитую книгу. Так организован технологический процесс на производстве. Но до сих пор есть мастера, которые выполняют переплетные работы вручную. Вот и мы с вами будем осваивать эту технологию | ют на вопросы | обходимую информацию из прослушанного объяснения. Коммуникативные: умеют полноценно слушать, осознанно и полно воспринимать содержание рассказа учителя. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу | Устные ответы | ||
Словесно-ил- люстративный рассказ | – Итак, сначала нам нужно соединить разрозненные листы в книжный блок. Существует несколько способов соединения. (Показывает образцы книг, тетради которых соединены разными способами – нитками, клеем, проволокой.) | Слушают учителя; рассматривают образцы изделий; | Фронтальная | Личностные: проявляют интерес к занятиям предметно-практической деятельностью. | Устные ответы. Выполнение заданий |
Продолжение табл.
«Способы соединения листов». Работа с учебником (с. 136): шитье блоков нитками втачку | – Мы же с вами сошьем листы нитками. Этот способ называется шитьё блока нитками втачку. Давайте рассмотрим технологию выполнения этой технологической операции (учебник, с. 136) | работают с учебником, анализируют информацию, делают выводы | Коммуникативные: умеют полноценно слушать, осознанно и полно воспринимать содержание рассказа учителя, инициативно сотрудничать в поиске информации. Познавательные: умеют строить осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме, анализировать информацию. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу | |||
Словесно-ил- люстративный рассказ с элементами беседы «Переплет- | – Изготовленный по всем правилам, прочный книжный блок – это еще полдела, хотя уже тут заложена основа долголетия и удобства пользования книгой. Вторая, не менее ответственная часть работы – изготовление переплетной крышки и вставка в нее книжного блока. Переплётные крышки подразделяются на твердые и мягкие, обрезные и с кантами (выходящие за пределы книжного блока края крышки или обложки). Различаются они и по наружному покрытию: бумажные, картонные, тканевые, пластмассовые, кожаные. (Показывает образцы, | Слушают учителя; рассматривают образцы книг, анализируют ин- формацию, делают выводы | Фронтальная | Коммуникативные: умеют полноценно слушать, осознанно и полно воспринимать содержание рассказа учителя. Познавательные: умеют осуществлять поиск необходимой информации из разных источников, анализировать информа- | Устные ответы |
Продолжение табл.
ная крышка» | просит учащихся назвать вид переплетной крышки и материал, из которого они изготовлены.) Наша переплетная крышка будет выполнена из картона и бумаги, поэтому в данном случае нам не потребуется каких-то приспособлений и сложного оборудования. Такую крышку вы сможете изготовить | цию, наблюдать | ||||
Физкультминутка | Проводит физкультминутку | Выполняют упражнения | Фронтальная | Личностные: положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью | Выполнение упражнений | |
III. Твор- ческая практическая деятельность | Организация рабочего места | Проверка организации рабочего места | Организуют свое рабочее место | Индивидуаль- ная | Познавательные: общеучебные – умеют организовать творческое пространство, подготовить рабочее место к работе; знают о гигиене учебного труда и организации рабочего места. Личностные: сориентированы на ответственное отношение к своему здоровью | Устные ответы |
Беседа «Что мы будем делать?». | помогает учащимся провести анализ готового изделия, определить, какие материалы и инструменты понадобятся для работы над изделием, способы разметки, кроя, сборки изделия и его оформления. | Анализируют готовое изделие, информацию; слуша- | Фронтальная | Личностные: сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение норм и правил поведения. | Устные ответы |
Продолжение табл.
Работа с учебником (с. 136– 139) и рабочей тетрадью (с. 74– 77) | Организует изучение плана работы (учебник, с. 136–139), затем предлагает выполнить задание в рабочей тетради (с. 74–77) | ют учителя, отвечают на вопросы; проговаривают последовательность работы; наблюдают за действиями учителя, демонстрирующего некоторые приемы работы | Коммуникативные: понимают смысл заданий учителя и принимают учебную задачу. Регулятивные: планируют свою деятельность. Познавательные: общеучебные – умеют производить логические мыслительные операции; осознанно читают тексты с целью освоения информации; анализируют план работы | ||||
Практическая работа | – сшейте блок нитками втачку, выполните изготовление переплетной крышки, соедините крышку с блоком. В процессе выполнения учащимися задания контролирует приемы работы с инструментами. Наблюдает, советует, отвечает на вопросы, помогает учащимся, затрудняющимся в выполнении задания. просит учащихся завершить работу над заданием в рабочей тетради – подготовить и провести презентацию работы по вопросам и оценить ее | Выполняют задание | Индивидуаль- ная | Регулятивные: сравнивают результат деятельности с эталоном; вносят необходимые дополнения и коррективы. Личностные: сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение норм и правил поведения | Выполнение переплетных работ | ||
Окончание табл.
IV. Итоги урока. Рефлексия | Выставка работ учащихся | В процессе просмотра организует обсуждение выполненных работ, их презентацию, оценивание. Комментирует качество выполненной работы по критериям оценивания: аккуратность, цветовое решение, оригинальность и т. д. | Рассматривают выполненные книги, оценивают | Фронтальная | Личностные: обладают первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев. Регулятивные: оценивают свою работу на уроке; умеют адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о работе на уроке. Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения | Оценивание учащихся за работу на уроке |
Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание результатов работы | Организует беседу по вопросам: – Все ли вам удалось в этом задании? – Какие трудности при выполнении работы над изделием у вас возникли? – какие инструменты и приспособления вы использовали в работе? – Какие правила работы понадобилось вспомнить? – Соответствует ли результат поставленной цели? | Слушают учителя, отвечают на вопросы | Фронтальная | Устные ответы | ||
Домашнее задание | Объясняет задание. – Принесите папку достижений | Слушают учителя | Индивидуаль- ная | Наблюдение |