Цель ПрактическОЙ работЫ




СОДЕРЖАНИЕ

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 4
2. ЦЕЛЬ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ7
3. ЗАДАНИЕ №1 8
4. ЗАДАНИЕ №2 8 5. ЗАДАНИЕ №3 8 6. ЗАДАНИЕ №4 12 7. ЗАДАНИЕ №5 13
8. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 16
9. ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ 17

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящее учебное пособие составлено на основе профессиональной образовательной программы курса «История» ОГСЭ.02 в соответствии с требованиями ФГОС по всем специальностям очного отделения.

История является особым способом освоения мира, заключающимся в выработке целостного мировоззрения, в исследовании и познавательного событий и явлений прошлого и настоящего, попыткой прогнозирования будущего. Мировоззренческая и методологическая роли, которые она играет в обществе и науке, определяют важное место истории среди гуманитарных дисциплин, изучаемых в СПО.

Целью преподавания дисциплины является формирование целостного представления о всемирном историческом процессе, выработка четкого мировоззрения и интеллектуальной культуры студентов, развитие их творческих мыслительных способностей к анализу и обобщениям, к обоснованию и критической оценке событий, происходящих в мире и обществе.

Целью данного практикума является формирование общего представления о некоторых аспектах общественно-политического, социально-экономического, культурного развития России и её роли в системе международных отношений. Работа охватывает период с конца 80-х гг. XX века до наших дней, еще не нашедший достаточного освещения в большинстве учебников и учебных пособий по истории России. Наличие данной цели обусловило ряд задач:

- сформировать представления о современном историческом процессе и истории РФ как неотъемлемой части всемирной истории;

- вооружить студентов необходимыми знаниями о фактах, событиях, процессах современной истории России;

- выявить основные тенденции общественно-политического, социально-экономического и внешнеполитического развития современной России;

- обозначить основные проблемы исторического развития новейшей России и познакомить студентов с актуальными общественными дискуссиями по этим вопросам;

- привить обучающимся навыки исторического мышления, анализа и научного прогнозирования;

- развить умения самостоятельно мыслить и работать с графическим материалом (диаграммами, гистограммами, графиками, таблицами и схемами);

- развить критическое мышление на основе критического анализа текстового материала, исследования статистических данных и результатов социологических опросов;

- сформировать представление об исторических, статистических, социологических и политологических категориях, необходимых для понимания современной социально-экономической и общественно-политической ситуации;

- повысить политическую и гражданскую культуру студентов, подготовить их к активному участию к современной общественно-политической жизни страны;

- развить уважение к истории и культуре народов России, сформировать общероссийский патриотизм и толерантность;

- развить творческое и критическое мышление будущих специалистов.

Практикум предназначен для студентов всех форм обучения, уровень знаний которых по обществознанию и истории современной России к началу изучения дисциплины должен соответствовать программе средней школы.

Данная работа включает в себя основные проблемы истории современности: развитие России в современный период, взаимоотношения её со странами ближнего зарубежья, развитыми государствами Европы, Азией и Америкой. Особое внимание при этом уделяется отношениям с военно-политическими и экономическими союзами современности. (НАТО, ОДКБ, ШОС, ЕВРАЗЕС и т.д.)

Дисциплина «История» прежде всего, формирует личность, способную к самоопределению и саморазвитию. Этому в немалой степени способствует выполнение практических работ студентов на занятиях. В процессе выполнения заданий студенты получают возможность применить теоретические знания в новых условиях, развивать общеучебные умения и навыки (работа с источниками и диаграммами; составление конспекта, таблиц; сравнение и обобщение и др.), логическое мышление, осуществлять самоконтроль на уровне внутренней речи. Задания выполняются без участия педагога, но под его контролем.

Критерии оценок: оценивается работа по 5 бальной системе.

Оценка «5» выставляется, если студент:

- безошибочно выполнил задание;

- обнаружил усвоение всего объема знаний, умений и практических навыков в соответствии с программой;

- сознательно излагает материал устно и письменно, выделяет главные положения в тексте, легко дает ответы на видоизмененные вопросы;

- точно воспроизводит весь материал, не допускает ошибок в письменных работах;

- свободно применяет полученные знания на практике.

Оценка «4» выставляется, если студент:

- обнаружил знание программного материала;

- осознанно излагает материал, но не всегда может выделить существенные его стороны;

- обладает умением применять знания на практике, но испытывает затруднения при ответе на видоизмененные вопросы;

- в устных и письменных ответах допускает неточности, легко устраняет замеченные учителем недостатки.

Оценка «3» выставляется, если студент:

- обнаружил знание программного материала, но испытывает затруднения при его самостоятельном воспроизведении и требует дополнительных уточняющих вопросов преподавателя;

- предпочитает отвечать на вопросы воспроизводящего характера;

- испытывает затруднения при ответе на видоизмененные вопросы;

- в устных и письменных ответах допускает ошибки.

Оценка «2» выставляется, если студент:

- имеет отдельные представления о материале;

- в устных и письменных ответах допускает грубые ошибки.

Цель ПрактическОЙ работЫ

Тема: Рассмотрение и анализ документального (наглядного и текстового) материала, раскрывающего деятельность политических партий и оппозиционных государственной власти сил в Восточной Европе

Цель:

· определить особенности идеологии, национальной и социально-экономической

политики государств Восточной Европы;

· охарактеризовать причины отказа от социалистической модели развития стран.

Комплексно-методическое обеспечение: учебники, дополнительная литература, карточки-задания; портреты политических лидеров периода; мультимедиа-проектор.

Порядок выполнения:

- подготовиться к выполнению заданий;

- внимательно прочитать задание;

- изучить текст;

- письменно выполнить задание.

ЗАДАНИЕ №1

На основании анализа причин революций сформулируйте их основные задачи и определите характер революций (Слова для характеристик: антитоталитарный, антикоммунистический, демократический; демократическое общество, рыночная модель экономики, суверенитет).

Причины революций в Восточной Европе:

1) Внутренние факторы:

1. Экономические — резкое снижение темпов экономического развития, экстенсивный характер развития экономики в большинстве стран, административно-командная экономическая модель, отсутствие структурных изменений в экономике, инфляционные процессы, резкое отставание от стран Запада не только по количественным, но и по качественным показателям.

2. Накопление социальных проблем — падение жизненного уровня, менее заметное только в ГДР и Чехословакии, обострение всех противоречий в обществе, в том числе и национальных (в Югославии, Чехословакии, Румынии, Болгарии).

3. Протест против тоталитарных политических режимов, политического господства коммунистических партий.

4. Во всех странах росло недовольство существующими порядками, которое выражалось в массовом забастовочном движении, формировании оппозиционных организаций («Хартия-77» в Чехословакии, «Солидарность» в Польше, экологисты в Болгарии).

2) Внешний фактор: Политические преобразования в СССР (перестройка).

ЗАДАНИЕ №2

 

Восстановите последовательность событий:

1. «Пражская весна».

2. Создание СЭВ.

3. Народное восстание в Болгарии.

4. Нормализация дипломатических отношений СССР и Югославии.

5. Подавление восстания в Венгрии войсками СССР.

6. Создание Организации Варшавского Договора.

7. Народное восстание в Румынии.

8. Введение военного положения в Польше.

9. Приход коммунистических партий к власти.

10. Объединение Германии.

ЗАДАНИЕ №3

 

Завершите таблицу, включив в нее фактические данные о революциях в восточноевропейских странах, используя исторический календарь:

Эволюционная форма преобразований «Взрывная» форма преобразований
Венгрия Февраль 1989г. Польша Февраль 1989 г «Бархатные» революции (достижение революционных целей без пролития крови) Органы порядка применили силу Народное восстание Гражданская война
ГДР Сентябрь - ноябрь 1989 Болгария Ноябрь 1989 г. Чехословакия Ноябрь - декабрь 1989 г. Албания 1990 г. Румыния Декабрь 1989 г. Югославия 1991 г.
Общим качеством было…
               

Исторический календарь

Албания

апрель 1985 г. — смерть Э. Ходжи. Первым секретарем Албанской партии труда избран председатель президиума Народного Собрания Албании Р. Алия

апрель 1987 г. — пленум ЦК. АПТ признал ошибочной линию по ограничению личного подсобного хозяйства крестьян, изменил политику в сельском хозяйстве

осень 1990 г. — албанское руководство заявило о проведении политики реформ

декабрь 1990 г. — создание Демократической партии Албании, фактически возникает многопартийность. Сейчас партия располагает большинством мест в парламенте

февраль 1991 г.— во время демонстрации студентов при столкновении с силами охраны порядка убито четверо

март 1991 г. — первые парламентские выборы на многопартийной основе

апрель 1991 г. — провозглашение Республики Албания

июнь 1991 г. — АПТ преобразована в Социалистическую партию Албании. Сейчас партия находится в оппозиции

Болгария

10 ноября 1989 г. — пленум БКП отстранил Т. Живкова от занимаемых должностей

декабрь 1989 г. — образование Союза демократических сил во главе с Ж. Желевым — движения, оппозиционного БКП

апрель 1990 г. — создание Болгарской социалистической партии на основе БКП. Лидер — П. Младенов

весна 1990 г. — П. Младенов избран президентом

август 1990 г. — отставка Младенова, парламент избирает президентом Ж. Желева

декабрь 1990 г. — сформировано первое многопартийное правительство Болгарии

январь 1992 г. — прямые всенародные президентские выборы. Президент — Ж. Желев

1996 г. — избрание президентом П. Стоянова (Союз демократических сил)

Венгрия

июнь 1987 г. — сформировано правительство К. Гросса. Предложение радикальной экономической реформы, критика застойных явлений в обществе

июнь 1987 г. — создание альтернативного движения либеральной интеллигенции — Венгерский демократический форум (летом 1989 г. был преобразован в партию)

май 1988 г. — Всевенгерская конференция ВСРП. Смена старого партийного руководства (отставка Я. Кадара). Новое политбюро (К.Гросс, И.Пожгаи, Р.Ньерш.

конец 1988—1989 г. — обсуждение в парламенте вопроса о введении многопартийной системы в стране

февраль 1989 г. — пленум ЦК ВСРП. Переоценка событий 1956 г., отказ от руководящей роли ВСРП

весна 1989 г. — начало заседаний «круглого стола». Выработка соглашения о создании парламентской демократии, правового государства, коренной реорганизации ВСРП

лето 1989 г. — отставка ряда депутатов Государственного собрания Венгрии (парламента), начало работы в Парламенте представителей оппозиционных партий. Провозглашение Венгерской Республики, многопартийности

октябрь 1989 г.— решение чрезвычайного съезда ВСРП о создании Венгерской социалистической партии

весна 1990 г. — выборы в Государственное собрание. Формирование коалиционного правительства без коммунистов и социалистов

ГДР

7 октября 1989 г. — массовые антиправительственные демонстрации в Лейпциге, Дрездене и других городах. Разгон демонстраций и аресты участников вызвали рост протеста

18 октября 1989 г. — пленум ЦК СЕПГ освободил Э.Хонеккера от поста Генерального секретаря «по состоянию здоровья»

4 ноября 1989 г. — демонстрация в Берлине (500 тыс. человек) требует отставки правительства и проведения свободных выборов

ноябрь 1989 г. — отставка Политбюро ЦК СЕПГ

ноябрь 1989 г. — падение Берлинской стены

декабрь 1989 г. — съезд СЕПГ. Образование на ее основе Партии демократического социализма. В дальнейшем — попытка созвать «круглый стол»

март 1990 г. — свободные демократические выборы парламента ГДР.

Победа объединения «Альянс за Германию»

31 августа 1990 г. — договор между ФРГ и ГДР об объединении

3 октября 1990 г. — Договор об объединении вступил в силу, ГДР стала частью ФРГ

ноябрь 1990 г. — общегерманские выборы в бундестаг

17 марта 1991 г, — вступление в действие Договора о полной целостности Германии

Польша

весна 1989 г.— «круглый стол». Соглашение между ПОРП и «Солидарностью» о проведении парламентских выборов на многопартийной основе

июнь 1989 г. — парламентские выборы, формирование правительства Т.Мазовецким. Представители ПОРП — в меньшинстве

январь 1990 г. — решение о самороспуске ПОРП. Образование партий: Социал-демократия республики Польша и Социал-демократического союза

январь 1990 г. — начало экономической реформы. «Шоковая терапия»

декабрь 1990 г. — отставка В.Ярузельского. Победа на президентских выборах Л.Валенсы

1996 г. — поражение Л.Валенсы на очередных выборах президента. Победа кандидата социалистов А. Квасьневского.

Румыния

декабрь 1989 г. — расстрел демонстрации в Тимишоаре.

21 декабря 1989 г. — попытка властей провести митинг в поддержку политики Чаушеску в Бухаресте. Выступление против власти, разгон демонстрантов, введение особого положения в стране. Начало восстания в Бухаресте. Переход армии на сторону народа. Вооруженная борьба с «Секуритате» (служба государственной безопасности) продолжалась в течение недели. Создание Фронта национального спасения во главе с И. Илиеску.

22 декабря 1989 г. — арест Николае и Елены Чаушеску (25 декабря были расстреляны по приговору чрезвычайного военного трибунала).

23 декабря 1989 г. — Совет Фронта национального спасения взял государственную власть в свои руки.

февраль 1990 г. — в ходе работы «круглого стола» с участием всех оппозиционных партий создан Временный совет национального согласия (И. Илиеску).

май 1990 г. — выборы президента и парламента. Победа И. Илиеску и ФНС.

ноябрь 1991 г. — принятие конституции Румынии

1996 г.— президентом Румынии избран Э. Константинеску.

Чехословакия

17 ноября 1989 г. — митинг студентов (15 тыс.) в память о расстреле антифашистского выступления пражских студентов в 1939 г. перерос в антиправительственную демонстрацию. При разгоне демонстрации были раненые

ноября 1989 г. — демонстрация протеста в Праге и других городах

ноября 1989 г. — продолжение демонстраций, учреждение «Гражданского форума» в Чехии

20 ноября 1989 г. — демонстрация в Праге (150 тыс. человек), учреждение организации «Общественность против насилия» в Словакии

24 ноября 1989 г. — отставка руководства КПЧ

начало декабря 1989 г. — заседания «круглого стола», решение о формировании коалиционного правительства

10 декабря 1989 г. — начало работы коалиционного правительства, Г.Гусак объявил об отставке с поста президента

29 декабря 1989 г. — выборы в Федеральное собрание. Председателем Федерального собрания избран А. Дубчек, президентом страны — В. Гавел

1990 г. — Чехословакия преобразована в Чешскую и Словацкую Федеративную Республику

декабрь 1992 г. — Федеральное собрание ЧСФР приняло закон о разделении федерации

1 января 1993г. — провозглашение суверенных Чешской Республики и Словацкой Республики

Югославия

1988 г. — обострение отношений между албанцами и сербами в автономном крае Косово (Сербия), автономия Косова была упразднена, мусульманское (албанское) большинство Косова стремится к решению национального вопроса

январь 1990 г. — чрезвычайный съезд СКЮ, жесткое противостояние между республиканскими союзами коммунистов. Распад партии на самостоятельные республиканские организации

1990 г. — первые многопартийные выборы в парламенты республик Югославии. Приход к власти партий и лидеров с националистическими лозунгами

25 июня 1991 г. — выход из состава Югославии Словении и Хорватии. Обострение «сербского вопроса» в Хорватии, начало гражданской войны

17 ноября 1991 г. — провозглашение суверенитета Македонии

январь 1992 г. — направление миротворцев ООН в Хорватию

апрель 1992 г. — провозглашение суверенитета Боснии и Герцеговины

1992 г. — Сербия и Черногория образовали Союзную республику Югославию

1999 г. — военные действия США и их союзников против СРЮ

ЗАДАНИЕ №4

Соотнесите название страны и имя политического деятеля:

Страна Государственный деятель
  Албания   Т. Живков
  Болгария   В. Гавел
  Венгрия   Н. Чаушеску
  ГДР   С. Милошевич
  Польша   Э. Ходжа
  Румыния   В. Пик
  Чехословакия   И. Надь
  Югославия   В. Ярузельский

ЗАДАНИЕ №5

Выполните тест:

1. СССР не принимал участия в освобождении:

а) Албании; б) Болгарии; в) Румынии.

2. «Народная демократия» означает:

а) высшую форму демократии;

б) тоталитарный коммунистический режим;

в) общую характеристику социалистического лагеря.

3. Решения XX съезда КПСС привели к:

а) ужесточению социализма сталинского образца;

б) попытке изменить социально-политический строй;

в) распаду социалистического лагеря.

4. В большинстве стран Восточной и Юго-Восточной Европы в конце 40-х—50-е гг. не проводились:

а) индустриализация; б) кооперирование; в) ликвидация неграмотности.

5. Народные выступления против тоталитарного государства в 50 - 70-х гг. происходили в:

а) Венгрии, Польше, ГДР; б) Албании, Чехословакии, Польше; в) Болгарии, ГДР, Чехословакии.

6. Для Румынии в 50-80-х гг. не характерны:

а) полная поддержка курса СССР;

б) создание культа личности Н. Чаушеску;

в) политика балансирования между Востоком и Западом.

7. «Кадаровский социализм» имел некоторые общие черты с социалистической моделью:

а) Болгарии; б) ГДР; в) Югославии.

8. Лидером «Пражской весны» был:

а) А.Дубчек; б) Г.Гусак; в) Л.Свобода.

9. «Бархатная революция» — это:

а) отказ от радикальных преобразований революционного типа;

б) бескровная смена коммунистического режима на либеральный;

в) распад федеративного государства.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: