СОДЕРЖАНИЕ
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 4 |
2. ЦЕЛЬ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ7 |
3. ЗАДАНИЕ №1 8 |
4. ЗАДАНИЕ №2 8 5. ЗАДАНИЕ №3 8 6. ЗАДАНИЕ №4 12 7. ЗАДАНИЕ №5 13 |
8. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 16 |
9. ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ 17 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящее учебное пособие составлено на основе профессиональной образовательной программы курса «История» ОГСЭ.02 в соответствии с требованиями ФГОС по всем специальностям очного отделения.
История является особым способом освоения мира, заключающимся в выработке целостного мировоззрения, в исследовании и познавательного событий и явлений прошлого и настоящего, попыткой прогнозирования будущего. Мировоззренческая и методологическая роли, которые она играет в обществе и науке, определяют важное место истории среди гуманитарных дисциплин, изучаемых в СПО.
Целью преподавания дисциплины является формирование целостного представления о всемирном историческом процессе, выработка четкого мировоззрения и интеллектуальной культуры студентов, развитие их творческих мыслительных способностей к анализу и обобщениям, к обоснованию и критической оценке событий, происходящих в мире и обществе.
Целью данного практикума является формирование общего представления о некоторых аспектах общественно-политического, социально-экономического, культурного развития России и её роли в системе международных отношений. Работа охватывает период с конца 80-х гг. XX века до наших дней, еще не нашедший достаточного освещения в большинстве учебников и учебных пособий по истории России. Наличие данной цели обусловило ряд задач:
- сформировать представления о современном историческом процессе и истории РФ как неотъемлемой части всемирной истории;
- вооружить студентов необходимыми знаниями о фактах, событиях, процессах современной истории России;
- выявить основные тенденции общественно-политического, социально-экономического и внешнеполитического развития современной России;
- обозначить основные проблемы исторического развития новейшей России и познакомить студентов с актуальными общественными дискуссиями по этим вопросам;
- привить обучающимся навыки исторического мышления, анализа и научного прогнозирования;
- развить умения самостоятельно мыслить и работать с графическим материалом (диаграммами, гистограммами, графиками, таблицами и схемами);
- развить критическое мышление на основе критического анализа текстового материала, исследования статистических данных и результатов социологических опросов;
- сформировать представление об исторических, статистических, социологических и политологических категориях, необходимых для понимания современной социально-экономической и общественно-политической ситуации;
- повысить политическую и гражданскую культуру студентов, подготовить их к активному участию к современной общественно-политической жизни страны;
- развить уважение к истории и культуре народов России, сформировать общероссийский патриотизм и толерантность;
- развить творческое и критическое мышление будущих специалистов.
Практикум предназначен для студентов всех форм обучения, уровень знаний которых по обществознанию и истории современной России к началу изучения дисциплины должен соответствовать программе средней школы.
Данная работа включает в себя основные проблемы истории современности: развитие России в современный период, взаимоотношения её со странами ближнего зарубежья, развитыми государствами Европы, Азией и Америкой. Особое внимание при этом уделяется отношениям с военно-политическими и экономическими союзами современности. (НАТО, ОДКБ, ШОС, ЕВРАЗЕС и т.д.)
Дисциплина «История» прежде всего, формирует личность, способную к самоопределению и саморазвитию. Этому в немалой степени способствует выполнение практических работ студентов на занятиях. В процессе выполнения заданий студенты получают возможность применить теоретические знания в новых условиях, развивать общеучебные умения и навыки (работа с источниками и диаграммами; составление конспекта, таблиц; сравнение и обобщение и др.), логическое мышление, осуществлять самоконтроль на уровне внутренней речи. Задания выполняются без участия педагога, но под его контролем.
Критерии оценок: оценивается работа по 5 бальной системе.
Оценка «5» выставляется, если студент:
- безошибочно выполнил задание;
- обнаружил усвоение всего объема знаний, умений и практических навыков в соответствии с программой;
- сознательно излагает материал устно и письменно, выделяет главные положения в тексте, легко дает ответы на видоизмененные вопросы;
- точно воспроизводит весь материал, не допускает ошибок в письменных работах;
- свободно применяет полученные знания на практике.
Оценка «4» выставляется, если студент:
- обнаружил знание программного материала;
- осознанно излагает материал, но не всегда может выделить существенные его стороны;
- обладает умением применять знания на практике, но испытывает затруднения при ответе на видоизмененные вопросы;
- в устных и письменных ответах допускает неточности, легко устраняет замеченные учителем недостатки.
Оценка «3» выставляется, если студент:
- обнаружил знание программного материала, но испытывает затруднения при его самостоятельном воспроизведении и требует дополнительных уточняющих вопросов преподавателя;
- предпочитает отвечать на вопросы воспроизводящего характера;
- испытывает затруднения при ответе на видоизмененные вопросы;
- в устных и письменных ответах допускает ошибки.
Оценка «2» выставляется, если студент:
- имеет отдельные представления о материале;
- в устных и письменных ответах допускает грубые ошибки.
Цель ПрактическОЙ работЫ
Тема: Рассмотрение и анализ документального (наглядного и текстового) материала, раскрывающего деятельность политических партий и оппозиционных государственной власти сил в Восточной Европе
Цель:
· определить особенности идеологии, национальной и социально-экономической
политики государств Восточной Европы;
· охарактеризовать причины отказа от социалистической модели развития стран.
Комплексно-методическое обеспечение: учебники, дополнительная литература, карточки-задания; портреты политических лидеров периода; мультимедиа-проектор.
Порядок выполнения:
- подготовиться к выполнению заданий;
- внимательно прочитать задание;
- изучить текст;
- письменно выполнить задание.
ЗАДАНИЕ №1
На основании анализа причин революций сформулируйте их основные задачи и определите характер революций (Слова для характеристик: антитоталитарный, антикоммунистический, демократический; демократическое общество, рыночная модель экономики, суверенитет).
Причины революций в Восточной Европе:
1) Внутренние факторы:
1. Экономические — резкое снижение темпов экономического развития, экстенсивный характер развития экономики в большинстве стран, административно-командная экономическая модель, отсутствие структурных изменений в экономике, инфляционные процессы, резкое отставание от стран Запада не только по количественным, но и по качественным показателям.
2. Накопление социальных проблем — падение жизненного уровня, менее заметное только в ГДР и Чехословакии, обострение всех противоречий в обществе, в том числе и национальных (в Югославии, Чехословакии, Румынии, Болгарии).
3. Протест против тоталитарных политических режимов, политического господства коммунистических партий.
4. Во всех странах росло недовольство существующими порядками, которое выражалось в массовом забастовочном движении, формировании оппозиционных организаций («Хартия-77» в Чехословакии, «Солидарность» в Польше, экологисты в Болгарии).
2) Внешний фактор: Политические преобразования в СССР (перестройка).
ЗАДАНИЕ №2
Восстановите последовательность событий:
1. «Пражская весна».
2. Создание СЭВ.
3. Народное восстание в Болгарии.
4. Нормализация дипломатических отношений СССР и Югославии.
5. Подавление восстания в Венгрии войсками СССР.
6. Создание Организации Варшавского Договора.
7. Народное восстание в Румынии.
8. Введение военного положения в Польше.
9. Приход коммунистических партий к власти.
10. Объединение Германии.
ЗАДАНИЕ №3
Завершите таблицу, включив в нее фактические данные о революциях в восточноевропейских странах, используя исторический календарь:
Эволюционная форма преобразований | «Взрывная» форма преобразований | ||||||
Венгрия Февраль 1989г. | Польша Февраль 1989 г | «Бархатные» революции (достижение революционных целей без пролития крови) | Органы порядка применили силу | Народное восстание | Гражданская война | ||
ГДР Сентябрь - ноябрь 1989 | Болгария Ноябрь 1989 г. | Чехословакия Ноябрь - декабрь 1989 г. | Албания 1990 г. | Румыния Декабрь 1989 г. | Югославия 1991 г. | ||
Общим качеством было… | |||||||
Исторический календарь
Албания
апрель 1985 г. — смерть Э. Ходжи. Первым секретарем Албанской партии труда избран председатель президиума Народного Собрания Албании Р. Алия
апрель 1987 г. — пленум ЦК. АПТ признал ошибочной линию по ограничению личного подсобного хозяйства крестьян, изменил политику в сельском хозяйстве
осень 1990 г. — албанское руководство заявило о проведении политики реформ
декабрь 1990 г. — создание Демократической партии Албании, фактически возникает многопартийность. Сейчас партия располагает большинством мест в парламенте
февраль 1991 г.— во время демонстрации студентов при столкновении с силами охраны порядка убито четверо
март 1991 г. — первые парламентские выборы на многопартийной основе
апрель 1991 г. — провозглашение Республики Албания
июнь 1991 г. — АПТ преобразована в Социалистическую партию Албании. Сейчас партия находится в оппозиции
Болгария
10 ноября 1989 г. — пленум БКП отстранил Т. Живкова от занимаемых должностей
декабрь 1989 г. — образование Союза демократических сил во главе с Ж. Желевым — движения, оппозиционного БКП
апрель 1990 г. — создание Болгарской социалистической партии на основе БКП. Лидер — П. Младенов
весна 1990 г. — П. Младенов избран президентом
август 1990 г. — отставка Младенова, парламент избирает президентом Ж. Желева
декабрь 1990 г. — сформировано первое многопартийное правительство Болгарии
январь 1992 г. — прямые всенародные президентские выборы. Президент — Ж. Желев
1996 г. — избрание президентом П. Стоянова (Союз демократических сил)
Венгрия
июнь 1987 г. — сформировано правительство К. Гросса. Предложение радикальной экономической реформы, критика застойных явлений в обществе
июнь 1987 г. — создание альтернативного движения либеральной интеллигенции — Венгерский демократический форум (летом 1989 г. был преобразован в партию)
май 1988 г. — Всевенгерская конференция ВСРП. Смена старого партийного руководства (отставка Я. Кадара). Новое политбюро (К.Гросс, И.Пожгаи, Р.Ньерш.
конец 1988—1989 г. — обсуждение в парламенте вопроса о введении многопартийной системы в стране
февраль 1989 г. — пленум ЦК ВСРП. Переоценка событий 1956 г., отказ от руководящей роли ВСРП
весна 1989 г. — начало заседаний «круглого стола». Выработка соглашения о создании парламентской демократии, правового государства, коренной реорганизации ВСРП
лето 1989 г. — отставка ряда депутатов Государственного собрания Венгрии (парламента), начало работы в Парламенте представителей оппозиционных партий. Провозглашение Венгерской Республики, многопартийности
октябрь 1989 г.— решение чрезвычайного съезда ВСРП о создании Венгерской социалистической партии
весна 1990 г. — выборы в Государственное собрание. Формирование коалиционного правительства без коммунистов и социалистов
ГДР
7 октября 1989 г. — массовые антиправительственные демонстрации в Лейпциге, Дрездене и других городах. Разгон демонстраций и аресты участников вызвали рост протеста
18 октября 1989 г. — пленум ЦК СЕПГ освободил Э.Хонеккера от поста Генерального секретаря «по состоянию здоровья»
4 ноября 1989 г. — демонстрация в Берлине (500 тыс. человек) требует отставки правительства и проведения свободных выборов
ноябрь 1989 г. — отставка Политбюро ЦК СЕПГ
ноябрь 1989 г. — падение Берлинской стены
декабрь 1989 г. — съезд СЕПГ. Образование на ее основе Партии демократического социализма. В дальнейшем — попытка созвать «круглый стол»
март 1990 г. — свободные демократические выборы парламента ГДР.
Победа объединения «Альянс за Германию»
31 августа 1990 г. — договор между ФРГ и ГДР об объединении
3 октября 1990 г. — Договор об объединении вступил в силу, ГДР стала частью ФРГ
ноябрь 1990 г. — общегерманские выборы в бундестаг
17 марта 1991 г, — вступление в действие Договора о полной целостности Германии
Польша
весна 1989 г.— «круглый стол». Соглашение между ПОРП и «Солидарностью» о проведении парламентских выборов на многопартийной основе
июнь 1989 г. — парламентские выборы, формирование правительства Т.Мазовецким. Представители ПОРП — в меньшинстве
январь 1990 г. — решение о самороспуске ПОРП. Образование партий: Социал-демократия республики Польша и Социал-демократического союза
январь 1990 г. — начало экономической реформы. «Шоковая терапия»
декабрь 1990 г. — отставка В.Ярузельского. Победа на президентских выборах Л.Валенсы
1996 г. — поражение Л.Валенсы на очередных выборах президента. Победа кандидата социалистов А. Квасьневского.
Румыния
декабрь 1989 г. — расстрел демонстрации в Тимишоаре.
21 декабря 1989 г. — попытка властей провести митинг в поддержку политики Чаушеску в Бухаресте. Выступление против власти, разгон демонстрантов, введение особого положения в стране. Начало восстания в Бухаресте. Переход армии на сторону народа. Вооруженная борьба с «Секуритате» (служба государственной безопасности) продолжалась в течение недели. Создание Фронта национального спасения во главе с И. Илиеску.
22 декабря 1989 г. — арест Николае и Елены Чаушеску (25 декабря были расстреляны по приговору чрезвычайного военного трибунала).
23 декабря 1989 г. — Совет Фронта национального спасения взял государственную власть в свои руки.
февраль 1990 г. — в ходе работы «круглого стола» с участием всех оппозиционных партий создан Временный совет национального согласия (И. Илиеску).
май 1990 г. — выборы президента и парламента. Победа И. Илиеску и ФНС.
ноябрь 1991 г. — принятие конституции Румынии
1996 г.— президентом Румынии избран Э. Константинеску.
Чехословакия
17 ноября 1989 г. — митинг студентов (15 тыс.) в память о расстреле антифашистского выступления пражских студентов в 1939 г. перерос в антиправительственную демонстрацию. При разгоне демонстрации были раненые
ноября 1989 г. — демонстрация протеста в Праге и других городах
ноября 1989 г. — продолжение демонстраций, учреждение «Гражданского форума» в Чехии
20 ноября 1989 г. — демонстрация в Праге (150 тыс. человек), учреждение организации «Общественность против насилия» в Словакии
24 ноября 1989 г. — отставка руководства КПЧ
начало декабря 1989 г. — заседания «круглого стола», решение о формировании коалиционного правительства
10 декабря 1989 г. — начало работы коалиционного правительства, Г.Гусак объявил об отставке с поста президента
29 декабря 1989 г. — выборы в Федеральное собрание. Председателем Федерального собрания избран А. Дубчек, президентом страны — В. Гавел
1990 г. — Чехословакия преобразована в Чешскую и Словацкую Федеративную Республику
декабрь 1992 г. — Федеральное собрание ЧСФР приняло закон о разделении федерации
1 января 1993г. — провозглашение суверенных Чешской Республики и Словацкой Республики
Югославия
1988 г. — обострение отношений между албанцами и сербами в автономном крае Косово (Сербия), автономия Косова была упразднена, мусульманское (албанское) большинство Косова стремится к решению национального вопроса
январь 1990 г. — чрезвычайный съезд СКЮ, жесткое противостояние между республиканскими союзами коммунистов. Распад партии на самостоятельные республиканские организации
1990 г. — первые многопартийные выборы в парламенты республик Югославии. Приход к власти партий и лидеров с националистическими лозунгами
25 июня 1991 г. — выход из состава Югославии Словении и Хорватии. Обострение «сербского вопроса» в Хорватии, начало гражданской войны
17 ноября 1991 г. — провозглашение суверенитета Македонии
январь 1992 г. — направление миротворцев ООН в Хорватию
апрель 1992 г. — провозглашение суверенитета Боснии и Герцеговины
1992 г. — Сербия и Черногория образовали Союзную республику Югославию
1999 г. — военные действия США и их союзников против СРЮ
ЗАДАНИЕ №4
Соотнесите название страны и имя политического деятеля:
Страна | Государственный деятель | ||
Албания | Т. Живков | ||
Болгария | В. Гавел | ||
Венгрия | Н. Чаушеску | ||
ГДР | С. Милошевич | ||
Польша | Э. Ходжа | ||
Румыния | В. Пик | ||
Чехословакия | И. Надь | ||
Югославия | В. Ярузельский |
ЗАДАНИЕ №5
Выполните тест:
1. СССР не принимал участия в освобождении:
а) Албании; б) Болгарии; в) Румынии.
2. «Народная демократия» означает:
а) высшую форму демократии;
б) тоталитарный коммунистический режим;
в) общую характеристику социалистического лагеря.
3. Решения XX съезда КПСС привели к:
а) ужесточению социализма сталинского образца;
б) попытке изменить социально-политический строй;
в) распаду социалистического лагеря.
4. В большинстве стран Восточной и Юго-Восточной Европы в конце 40-х—50-е гг. не проводились:
а) индустриализация; б) кооперирование; в) ликвидация неграмотности.
5. Народные выступления против тоталитарного государства в 50 - 70-х гг. происходили в:
а) Венгрии, Польше, ГДР; б) Албании, Чехословакии, Польше; в) Болгарии, ГДР, Чехословакии.
6. Для Румынии в 50-80-х гг. не характерны:
а) полная поддержка курса СССР;
б) создание культа личности Н. Чаушеску;
в) политика балансирования между Востоком и Западом.
7. «Кадаровский социализм» имел некоторые общие черты с социалистической моделью:
а) Болгарии; б) ГДР; в) Югославии.
8. Лидером «Пражской весны» был:
а) А.Дубчек; б) Г.Гусак; в) Л.Свобода.
9. «Бархатная революция» — это:
а) отказ от радикальных преобразований революционного типа;
б) бескровная смена коммунистического режима на либеральный;
в) распад федеративного государства.