Психология – (с греч.) учение о душе, наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности, изучающей мир субъективных душевных явлений, процессов и состояний, осознаваемых самим человеком или не осознаваемых;
- одна из самых сложных наук, так как носителем психики является головной мозг, самый сложный по строению и закономерностям деятельности организм и механизм; наука о самом сложном, о свойствах самой организованной материи.
Житейская психология – психологические знания, почерпнутые людьми из обыденной жизни.
Научная психология – устойчивые психологические знания, полученные в процессе теоретического и экспериментального изучения психики людей и животных.
Психика – свойство головного мозга, обеспечивающее человеку и животным способность отражать воздействие предметов и явлений реального мира;
- продукт развития живой материи, субъективный образ объективного мира, на основе и при помощи которого осуществляется ориентировка и управление поведением;
- свойство мозга, заключающееся в его способности отражать окружающую действительность.
Сознание – высший этап развития психики и продукт общественно-исторического развития, результат труда;
- высокий уровень развития психики, высшая форма интеграции психической деятельности, высший уровень психического отражения действительности, присущий только человеку, как общественно-историческому существу.
Бессознательное – форма отражения действительности, в ходе которой человеком не осознаются его источники, а отражаемая реальность сливается с его переживаниями;
- такой уровень работы психики, который содержит в себе информацию, никогда не попадающую в активное сознание: инстинкты, влечения, информацию, полученную в раннем детстве.
Поведение – совокупность поступков и действий кого-либо, создающих целостное представление об образе жизни кого-либо.
Деятельность – специфический вид человеческой активности, направленной на творческой преобразование, совершенствование действительности и самого себя.
Субъект – существо, обладающее сознанием и волей, способностью к целесообразной деятельности, направленной на тот или иной объект.
Личность – понятие, обозначающее совокупность устойчивых психологических качеств человека, составляющих его индивидуальность.
Индивид – отдельно взятый человек в совокупности всех присущих ему качеств: биологических, физических, социальных, психологических и др.
Индивидуальность – своеобразное сочетание индивидных свойств человека, отличающих его от других людей.
Человек – живое существо, обладающее мышлением, речью, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда.
Бихевиоризм (поведенческая психология) – учение, в котором в качестве предмета психологических исследований рассматривается только поведение человека и изучается его зависимость от внешних и внутренних материальных стимулов. Бихевиоризм отрицает необходимость и возможность научного исследования собственно психических явлений.
Глубинная психология (психоанализ/фрейдизм) – учение, созданное Фрейдом. Содержит систему идей и методов интерпретации сновидений и других бессознательных психических явлений, а также диагностики и лечения различных душевных заболеваний.
Гуманистическая психология – отрасль психологии, в которой человек рассматривается как высшее духовное существо, ставящее перед собой цель самосовершенствования и стремящееся к ее достижению. Г.п. возникла в первой половине 20в.
Гештальтпсихология – направление психологических исследований, возникшее в Германии в начале 20в. в период открытого кризиса психологической науки. В противоположность ассоциационизму гештальтпсихология утверждала приоритет структуры, или целостности, в организации психологических процессов, законах и динамике их протекания.
Когнитивная психология – одно из современных направлений исследований в психологии, объясняющее поведение человека на основе знаний и изучающее процесс и динамику их формирования.
Психические явления -
Психические процессы – процессы, происходящие в голове человека и отражающиеся в динамически изменяющихся психических явлениях: ощущениях, восприятии, воображении, памяти, мышлении, речи и др.
Психические свойства
Психические состояния
Педагогика – наука о воспитании, образовании и обучении.
Развитие – степень умственной, духовной зрелости, просвещенности, широта кругозора; развитость.
Формирование – процесс физического развития, приобретения зрелости форм.
Воспитание – процесс систематического, направленного воздействия на духовное и физическое развитие личности в целях обучения, привития навыков поведения в обществе, формирования характера и его отдельных черт.
Образование – процесс усвоения знаний; обучение, просвещение.
Обучение – процесс прививания каких-либо навыков, получения знаний.
Методология – совокупность приемов исследования, применяемых в научном познавании мира.
Методы (основные и вспомогательные) - способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни.