Специалистами психологической службы »
КРУГЛЫЙ СТОЛ:
Петрикова Н.И., директор МБОУ «Школа №89 города Донецка».
Экскурсия в историю МБОУ «Школа №89 города Донецка»
https://drive.google.com/drive/folders/1wQE2qwaU_Ru1fl4yEstxRDbxJfWlHZH9?usp=sharing
Упражнение «Экспресс расслабление»
Цель: Расслабление (снятие эмоционального напряжения), позитивный настрой на работу. Процедура: Этот комплекс можно выполнить прямо на месте, за столом, практически незаметно для окружающих. Если есть возможность, то будет замечательно, если Вы включите музыку для релаксации (https://lemuzika.pro/search/Релакс%20музыка%20природы) Так сильно, как можете, напрягите пальцы ног. Затем расслабьте их. · Напрягите и расслабьте ступни ног и лодыжки. · Напрягите и расслабьте икры. · Напрягите и расслабьте колени. · Напрягите и расслабьте бедра. · Напрягите и расслабьте ягодичные мышцы. · Напрягите и расслабьте живот. · Расслабьте спину и плечи. · Расслабьте кисти рук. · Расслабьте предплечья. · Расслабьте шею. · Расслабьте лицевые мышцы. · Посидите спокойно несколько минут, наслаждаясь полным покоем. Когда вам покажется, что вы медленно плывете, - вы полностью расслабились. |
Сопровождение профориентационной работы
Специалистами психологической службы
«Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь,
Для него ни один ветер не будет попутным»
Сенека
Цель: Повышение профессиональной компетентности практических психологов по вопросам выработки у школьников сознательного отношения к труду, профессиональному самоопределению в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии с возможностями и способностями учеников.
|
Профориентационная работа является естественным продолжением всей педагогической работы с учащимися и в каком-то смысле является ее логическим завершением. Полноценная помощь школьнику в выборе профессии не только помогает ему организовать саму учебную деятельность (когда он осознанно изучает школьные предметы, которые могут ему пригодиться в будущей взрослой, трудовой жизни), но и привносит элементы спокойствия в отношение школьника к своему будущему (когда оптимистичная жизненная и профессиональная перспектива уберегает подростка от соблазнов сегодняшней жизни). Подготовка к выбору профессии важна еще и потому, что она является неотъемлемой частью всестороннего и гармоничного развития личности, и ее следует рассматривать в единстве и взаимодействии с нравственным, трудовым, интеллектуальным, эстетическим и физическим совершенствованием личности, то есть со всей системой учебно-воспитательного процесса.
У старшеклассников ведущим видом деятельности является учебная. Они направляют свои усилия, в основном, на те учебные предметы, которые в дальнейшем будут связаны с их профессиональной деятельностью. Поэтому нужно способствовать расширению и углублению знаний, умений, связанных с их будущей профессией. А также научить адекватно оценивать свои способности и возможности.
Основным принципом психологического сопровождения системы профориентационной работы в рамках школы является отход от директивно-диагностического подхода, целью которого является поиск соответствия между требованиями профессии и индивидуальными особенностями ученика, в сторону развивающей (активизирующей) профконсультации, не исключающей активности самого субъекта из процесса решения жизненно важной задачи и рассматривающей ее как главный фактор правильного выбора.
|
1) психологическая диагностика с целью:
- учета ее результатов при принятии решения о характере коррекционно-развивающей работы с целью подготовки к будущей профессии;
- учета результатов диагностического обследования для определения ограничений в выборе сфер профессиональной деятельности, предъявляющей жесткие требования к психофизиологическим особенностям индивида;
- использования результатов для стимулирования потребностей учащегося к самопознанию и самосовершенствованию в ходе подготовки к своему профессиональному труду в будущем.
2) Основная цель развивающей профконсультации - это активизация процесса формирования психологической готовности учащегося к профессиональному самоопределению, которая включается в учебно-воспитательный процесс. Причем деятельность по системе развивающих профконсультаций подразумевает работу с учащимися разного возраста
Главный принцип развивающей профконсультации - перенесение акцента с акта выбора профессии на подготовку к ней путем правильной оценки природных особенностей и направленного формирования необходимых качеств и свойств личности.
3) Профориентационные игры – эффективная форма профориентационной работы со старшеклассниками.
Игровые методы профориентационной работы направлены на активизацию учащихся в профессиональном самоопределении. Игра связана с освоением социальных и профессиональных ролей, с выбором жизненного профессионального пути, поскольку во время игры подросток проигрывает социальные и профессиональные отношения взрослых.
|
Актуальная особенность метода профориентацинных игр:
-создание более непринужденной, доброжелательной и естественной, чем обычно, атмосферы работы со старшеклассниками
-моделирование отдельных элементов профессионального, жизненного и личностного самоопределения.
Условия проведения профориентационных игр:
1.Высокая динамика проведения игр (упражнения должны проводиться как бы «на одном дыхании»), что позволяет не только лучше осознавать моделируемую проблему в целостности, но и поддерживать дисциплину в плохо организованных группах, т.к. участники в таком случае просто не успевают отвлекаться на посторонние вопросы;
2.Акцентировать внимание участников не на ошибках (неудачах) кого-либо из игроков, а на положительных, интересных и правильных высказываниях и действиях;
3.Даже если игровое упражнение простое и не занимает много времени, проигрывать его следует не более 3-5 раз, иначе игроки самине заметят, как потеряют к этому упражнению интерес;
4.Стараться поменьше высказываться самому (ведущему), давая возможность проявить себя игрокам;
5.При планировании игрового занятия всегда иметь в запасе несколько «запасных» игровых упражнений на случай, если участники без особого энтузиазма воспримут то, что Вы предложите им первоначально;
6.Не следует стремиться подводить обстоятельный «итог» каждому игровому упражнению, ведь нередко более важным в психологическом плане оказывается эффект последействия, когда участники по-своему (самостоятельно) осознают проблему, смоделированную в данном упражнении, а может даже откроют для себя такую истину, которую и ведущий-то еще по-настоящему не осознал...
Можно назвать следующие конкретные игровые методики.
- Ценностно-нравственные профориентационные игры; "Пришельцы", "Три ветерана" ("Три судьбы"), "Остров", "Спящий город".
-Пробно-ознакомительные игры: "Стажеры-инопланетяне", "Ассоциации" (профориентационный вариант). "Угадай профессию", "Вакансия", "Новичок-Наставник", "Завод" ("Кооператив". "Музеи").
-Игры, где отрабатываются навыки принятия решений и поведения при ответственных собеседованиях: "Профконсультация", "Приемная комиссия", "Пять шагов", "Советчик". Важным условием проведения этих игр является их высокая динамика (темп), что позволяет решать и проблемы, связанные с организацией дисциплины учащихся на уроке.
Диагностический минимум для изучения личности школьника
Особенности памяти, внимания, чувств, воли, желаний и способностей нельзя увидеть, оценить, измерить так же, как мы видим, оцениваем многие из окружающих нас предметов. Эти и ряд других качеств психики человека нельзя непосредственно созерцать ни у себя, ни у других людей. Но в то же время различные профессии предъявляют конкретные требования к психологическим, а также физиологически особенностям личности.
Профдиагностика – неотъемлемый компонент в системе профориентации, который охватывает все ступени школьного обучения. Диагностическая работа выстраивается таким образом, чтобы максимально выявлять потребности, интересы и склонности каждого ребенка на каждом возрастном этапе.
Каждый человек обладает определенными психофизиологическими качествами. Поэтому можно говорить о том, что человек по своим природным данным более или менее подготовлен к успешному овладению профессией или группой профессий. Но в связи с этим встает вопрос: как же правильно определить эти особенности и свойства личности? С другой стороны, трудность состоит в том, что необходимо определить не только существующий уровень развития личности, но и возможности ее развития (видеть перспективу).
Изучение учащихся в целях профориентации (предварительная профдиагностика), как уже было сказано выше, составляет один из важнейших составных компонентов профориентации школьников. На этом этапе следует изучить характерные особенности личности: ценностные ориентации, интересы, потребности, склонности, способности, профессиональную направленность, профессиональные намерения, мотивы выбора профессии, черты характера, темперамент.
Изучение индивидуальных психологических особенностей может осуществляться различными способами: от простого наблюдения за достижениями в освоении учебных дисциплин до использования различных анкет, опросников, традиционных и модифицированных методик по самоопределению учащихся.
В своей работе я использую следующим тестам:
- тест Айзенка;
- тест «ЦОЕ»;
- тест Дж. Голланда;
- тест «ДДО» Е. А. Климова;
- тест Йовайши;
- тест «КОС».
Таким образом, результаты диагностики помогут учащемуся верно сориентироваться в мире профессий, определить путь профессиональной деятельности, а также будут способствовать самоанализу и самопознанию, помогут взглянуть на себя по другому.
Вывод
Современная жизнь трактует, чтобы человек воспитывался у нас не просто как носитель определенной суммы знаний, но прежде всего, как гражданин общества, умеющий адаптироваться ко всем жизненно важным ситуациям. Только лишь разобравшись в своих потребностях и осознав личные возможности, можно приступить к знакомству с миром профессий. В современном мире насчитывается более 40 тысяч профессий. Найти среди них свою не так просто. Особое место в процессе профессионального самоопределения отводится психологическому сопровождению не случайно. Надеюсь согласитесь, чтобы выбрать профессию, подростку необходимо не только разбираться в мире существующих профессий, но прежде всего познать себя - свои личностные качества, способности, стремления.
Рефлексия "Плюс-минус-интересно".
Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф.
В графу «П» - «плюс» - записывается все, что понравилось на мероприятии, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению педагога, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.
В графу «М» - «минус» - записывается все, что не понравилось на, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению педагога, оказалась для него не нужной, бесполезной.
В графу «И» - «интересно» - участники вписывают все любопытные факты, о которых узнали на мероприятии, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к ведущему.
Необходимо восстановить силы? Тогда посмотрите видео:
https://yandex.ua/video/preview/?text=видео%20мотиватор%20педагогам&path=wizard&parent-reqid=1641311321070008-13013348623548564093-man1-4235-7e4-man-l7-balancer-8080-BAL-8260&wiz_type=vital&filmId=3596738887448426779
https://www.youtube.com/watch?v=Kw2mPPgY55s