Тема 1.4.
Периоды в философии:
1. Античность (VI в. до н. э. - III в.).
2.Средневековье (IV-XIV вв.).
3.Возрождение и Новое время (XV-XIX вв.).
4.Новейшее время (XX в.).
Античная философия сформировалась на основе древнегреческой традиции мудроствования и мистерий (мифология о происхождение мира и бытия), под влиянием воззрений мудрецов и жрецов Египта, Месопотамии, других древневосточных стран. Пребывая изначально в круге мифологических представлений, древнегреческая мысль впервые сфор му лиров ала само понятие о философии как об особой деятельности, имеющей свой собственный предмет и метод, оказала большое влияние на становление и развитие христианства, а также стала источником рационального дискурса, развитие которого считается характерным для Западной цивилизации в широком смысле и легло в основу науки как особой формы общественного сознания.
Тип философствования (философское желание постичь мир) - созерцательный. Главный философский интерес - космос. Присутствует жесткое разделение физического и умственного труда, единственно достойное занятие для гражданина - умственный (абстрактно-духовный) труд.
Главные посылы античной философии - безмятежность, невозмутимость духа, спокойное созерцание вечной истины считались высшими ценностями и идеалом свободного человека. Социальная роль философа – объясняющая.
Основные проблемы: поиск первоначала, устройство мира, изучение человека.
Особенности античной философии:
¾ Космоцентризм – рассмотрение мира через призму космоса.
¾ Антропоцентризм – человек в центре внимания философии.
¾ Рационализм – стремление к разумному объяснению всего происходящего вокруг.
¾ Синкретизм – идеи слияния человека с природой.
Периоды по смене основных проблем в античной философии:
1. Натурфилософский (главная проблема — проблема устройства мира, проблема первоначала). Соседство-соперничество нескольких школ;
2. Гуманистический (смена проблематики от природы к человеку и обществу). Школа софистов, Сократ;
3. Классический (период большого синтеза). Создание первых философских систем - весь круг философских проблем. Платон, Аристотель;
4. Эллинистический (центр перемещается из античной Греции в Рим). Соперничают разные философские школы. Проблема счастья. Школы Эпикура, скептиков, стоиков;
5. Религиозный (развитие неоплатонизма). В сферу философских проблем добавляется проблема религии;
6. Зарождение христианской мысли, монотеистической религии.
Цинизм — откровенное, вызывающе, пренебрежительное и презрительное отношение к нормам общественной морали, культурным ценностям, отрицательное отношение к общепринятым нормам нравственности. Поведение, выражающее осознанное и демонстративное игнорирование определённых моральных ценностей. Мировоззрение, воспринимающее этические ритуалы как мешающие или избыточные для решения практических задач, отрицающее такие мотивы поведения, как сострадание, жалость, стыд, сочувствие и другие, как несоответствующие личному интересу. Цинизм — это вырожденная форма философствования.
Стоицизм (синоним - стойкость) – учение о добродетели, терпимости и самоконтроле. Согласно стоической философии, в мире царит однозначная, неумолимая необходимость. Человек подчинен ей, как и все остальное. Однако он обладает разумом и может осознать неотвратимость судьбы, в этом состоит его свобода, источник невозмутимости и ровности духа. Стоицизм видит конечную цель человеческого существования в том, чтобы жить в согласии с природой. Стоики старались воспринимать мир таким, какой он есть и при этом занимались саморазвитием, делая упор на четырех важнейших достоинствах: практической мудрости, сдержанности; справедливости и храбрости. Один из самых известных древнеримских стоиков, Сенека писал: “Порою, даже жизнь есть проявлением мужества.”
Скептицизм — философское направление,выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надёжности истины.
Средневековая философия тесно связана с теологией (учением о Боге), ярко выраженный религиозный характер ее проблем и способов их решения. Её основная функция — истолкование Священного Писания, формулировка догматов Церкви и доказательство бытия Бога. Попутно развитие получила логика, осуществлялась разработка понятия личности (Фома Аквинский – трактат «Сумма теологии» 1275 г.)
Главной особенностью философии Средних веков является ее теоцентризм, она была тесно связана с религиозными мировоззренческими системами и всецело зависела от них. Поэтому и развивалась средневековая философия преимущественно в рамках религии. Источник бытия, блага и красоты - Бог. Ориентация на иррациональные и сверхрациональные источники познания (интуицию, откровение).
Специфика средневекового типа философии определяется двумя важными принципами:
1. Первый принцип заключается в тесной связи философии с христианской религией. Христианская церковь в эпоху средневековья являлась главным очагом культуры и образования. Не случайно большинство философов того времени являлось представителями духовенства, как правило — монашества.
2. Второй принцип, повлиявшей на характер средневековой философии — ее сложное, противоречивое отношение к языческой мудрости (античной философской мысли).
Основная проблема: соотношение мира Небесного и Земного (Бога и человека).
Черты средневековой философии:
¾ Креационизм – представление о том, что все в мире создано Богом.
¾ Теоцентризм – учение о том, что Бог в центре мира.
¾ Провиденциализм – мировоззрение, в соответствии с которым миром и людьми управляет воля Божья.