Кто хотел «убить Чарскую» и почему её так не любили в СССР?




«У меня два любимых писателя: Пушкин и Чарская... » — так говорили гимназистки начала XX века. Кто такая Лидия Чарская и почему в СССР её назвали «гением пошлости»?

В дореволюционной России каждая гимназистка зачитывалась книгами Лидии Чарской. Среди любимых писателей в одном ряду с Пушкиным называли именно её имя! А сейчас редкий читатель знает эту писательницу.

В начале ХХ века говорили о Чарской все «от Тифлиса до Томска», даже «вся Европа была влюблена в Лидию Алексеевну». Читательницами были девочки и юные девушки. Среди них была и Марина Цветаева!

Чарская писала о первой любви и дружбе, предательстве и разочаровании. Но почему же о ней забыли? Даже не просто забыли, а целенаправленно попытались стереть её имя из истории русской литературы.

Чарская — это сценический псевдоним. Настоящее имя писательницы — Лидия Алексеевна Чурилова (в девичестве Воронова).

Лидия родилась в Санкт-Петербурге 19 января 1875 года и очень рано осталась без матери. Девочку воспитывали сёстры матери, так как отец занимался военной карьерой, а потом женился. Отношения с мачехой у девочки не особо задались.

Тёти ласково называли девочку «Лидюша! Лиденчик! Лидок-сахарок!», рассказывали много чудесных сказок о принцессах, дивных королевствах и волшебниках-гигантах.

Лида с отцом

С детства Лида училась подмечать в обычном мире важные и особенные детали, которые потом оказывались в её произведениях. Но сначала ей предстояло отучиться в Павловском институте благородных девиц, где она и нашла основной материал для вдохновения.

До 17 лет девочка училась в институте, вела дневник, на основе которого была издана её первая книга «Записки институтки». Героини книг Чарской — гимназистки.

Кроме мира литературы, Лидию вдохновлял театр. Девушка решила стать актрисой пошла учиться в Императорское Санкт-Петербургское Театральное училище. Именно там она стала использовать своё сценическое имя — Лидия Чарская (от слова «чары», «очарование»).

Императорское Санкт-Петербургское Театральное училище

В начале XX века девушки редко продолжали образование, так что писательницу можно назвать одной из первых русских феминисток.

Потом Лидия Воронова вышла замуж за Бориса Чурилова, который был ротмистром лейб-гвардии второго стрелкового батальона. Через два года у них родился сын Георгий, а ещё через пять — Лидия и Борис развелись, причиной, скорее всего, была измена со стороны мужа.

Развестись в начале XX века — это немыслимо! Если Борис Чурилов имел возможность второй раз жениться, то писательницу осудили на «всегдашнее безбрачие» сроком на семь лет. Но потом Лидия ещё дважды выходила замуж: в 1914 году за потомственного дворянина Василия Стабровского (погиб на войне), потом в 1920 году за красноармейца Алексея Иванова.

После первого развода Лидии Чарской пришлось нелегко, так как нужно было самостоятельно поднимать ребёнка. Публиковать свои произведения Чарская начала случайно, благодаря тому самому дневнику гимназистки. Днём она играла в театре, ночами писала книги. Только на спектаклях было не заработать, а книги стали понемногу приносить деньги.

Со временем произведения Чарской стали активно печатать из-за высокого спроса на подобную литературу. Повести Чарской переводили даже на иностранные языки!

В 1911 году журнал «Русская школа» опубликовал заметку, что «в восьми женских гимназиях (I, II и IV классы) в сочинении, заданном учительницей на тему „Любимая книга“, девочки почти единогласно указали произведения Чарской. В анкете, сделанной в одной детской библиотеке, на вопрос, чем не нравится библиотека, было получено в ответ: „Нет книг Чарской“».

До марта 1918 года было издано около 100 произведений Чарской (повести, сказки, пьесы, стихи). Особенно известными произведениями считались «Записки институтки» (1901), «Княжна Джаваха» (1903), «Сирена» (1907), «Записки маленькой гимназистки» (1908).

«Она является властительницей дум и сердец современного поколения девочек всех возрастов. Книги Чарской берутся читателями нарасхват и всегда вызывают у детей восторженные отзывы и особое чувство умиления и благодарности...» — из журнала «Новости детской литературы» (1911, февраль), статья «За что дети обожают Чарскую».

Но после Октябрьской революции произведения Лидии Чарской были запрещены из-за «буржуазно-мещанских взглядов». В СССР считали, что писательница не о тех ценностях говорит в своих книгах. Вместо духовной красоты нужно было писать о светлом будущем и социализме!

Плакат художника Михаила Черемных

Особенно грубо и ядовито прошёлся по творчеству Лидии Чарской Корней Чуковский, который назвал писательницу «гением пошлости».

Она стихами и прозой любит воспевать институт, это гнездилище мерзости, застенок для калечения детской души, <…> только Чарская может с умилением рассказывать, как в каких-то отвратительных клетках взращивают ненужных для жизни, запуганных, суеверных, как дуры, жадных, сладострастно-мечтательных, сюсюкающих, лживых истеричек.

Самуил Маршак на Первом съезде советских писателей в 1934 году заявил, что необходимо «убить Чарскую», то есть полностью искоренить её книги из советского книжного мира.

Как бы ни критиковали писательницу Корней Чуковский и Самуил Маршак, многие литераторы продолжали поддерживать её. Мариан Гловский в «Вестнике литературы» писал:

Её не только читают, её любят. Хоть за последнее время и раздаются голоса против Чарской, но безуспешно: дети и юношество за неё.

Дети с восторгом отзывались о повестях Лидии Чарской:

Я часто, например, воображаю, что я знаю княжну Джаваху и Люду Влассовскую, что они у меня бывают, со мной играют <…>» (Катя Цветкова, село Вилково, Орловской губ., 1903)

Но пришла революция и вихрем снесла из библиотек всю дореволюционную литературу, особенно книги Лидии Чарской. Их назвали слащавыми, сентиментальными, пошлыми, неподходящими для юных коммунистов.

В обществе начали употреблять сравнение «что ты ведешь себя как институтка из книг Чарской». Советское общество столкнуло писательницу с литературного Олимпа.

…я третий месяц не плачу за квартиру…и боюсь последствий. Голодать я уже привыкла, но остаться без крова двум больным — мужу и мне — ужасно… — из письма 1920 года.

Лидия Чарская окунулась в самую настоящую бедность: жила в крохотной комнате, ходила в единственном платье и голодала. И только выросшие на её книгах уже взрослые тайно издавали и передавали произведения Чарской детям времён СССР, чтобы они тоже однажды ответили на вопрос так:

— Кто твой любимый писатель?

— Чарская!

Лидия Чарская на даче в Сестрорецке, 1910 год

Советские дети знали о сложной жизни Лидии Чарской, приносили ей еду и помогали по дому. Писательница делилась с ними своими рукописями. Детская любовь оказалась важнее любых гонораров.

Книги Чарской глубоко психологичны и актуальны в любые времена. Этот факт заметил ещё русский писатель Фёдор Сологуб:

«Чарская имела большую дерзость сказать, что дети не нуждаются ни в воспитании, ни в исправлении от взрослых. Ещё большую дерзость… учинила Чарская, показавши, как и самые взрослые воспитываются и исправляются детьми».

До последних своих дней Лидия Чарская оставалась верна царской России, «выглядела для тридцать шестого года необычно, люди на неё оглядывались. Человек из другого мира — так она воспринималась. Была религиозна, ходила в церковь, по-видимому, в Никольский собор. А по характеру — гордая».

Лидия Чарская умерла в 1937 году в Ленинграде, ей было 62 года. Совсем забытая, хотя когда-то её ставили в один ряд с Пушкиным и Гоголем…

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: