Абсолютное преимущество - преимущество в производстве определенных товаров и услуг, которым одна страна обладает по отношению ко всем или большинству других стран благодаря особенностям климата, образования, трудовых навыков населения и других особых факторов производства. Наличие у страны абсолютных преимуществ в определенных отраслях означает, что страна имеет возможность производить соответствующие товары или услуги с меньшими удельными издержками.
|
Альтернативная стоимость (ценность) — в экономике — наилучшая из упущенных в результате выбора конкретного варианта альтернатива. Иногда альтернативную стоимость называют экономической стоимостью.
Альтернативная стоимость не является предметом учёта, это понятие, на которое можно ориентироваться при принятии решений.
Также имеет названия — альтернативные издержки, скрытые издержки, внешние издержки и при производстве может быть определено как количество другого товара, которым приходится жертвовать (уменьшать его производство) для увеличения производства данного товара.
Альтернативная стоимость может выражаться как натурально (в товарах, от производства или потребления которых пришлось отказаться), так и в денежном эквиваленте этих альтернатив. Так же альтернативную стоимость можно выразить в часах времени (упущенного времени с точки зрения его альтернативного использования).
|
Теорема Хекшера-Олина - предположение, о том, что страны будут иметь сравнительные преимущества в производстве товаров, производство которых требует интенсивного использования тех факторов производства, которые имеются в стране в избытке.
Страна, имеющая относительный избыток труда по отношению к капиталу, будет специализироваться и экспортировать трудоемкие товары.
Страна, имеющая в относительном избытке капитал, будет экспортировать капиталоемкие товары.
Э.Хекшер, Б.Олин - шведские экономисты ХIХ века
Торговая политика - это политика воздействия государства на международную торговлю через налоги, субсидии, регулирование и стимулирование внешнеэкономической деятельности. В торговой политике осуществляется постоянное взаимодействие двух противоположных тенденций: либерализации и протекционизма. Политика либерализации (свободной торговли) имеет целью усиление конкуренции, открытие внутреннего рынка для иностранных товаров и капиталов. Она базируется на теории сравнительных преимуществ и вдет, в конечном итоге, к более эффективному размещению мировых экономических ресурсов и, следовательно, более высокому уровню благосостояния мирового сообщества. Протекционизм - политика, направленная на защиту (закрытие) внутреннего рынка от иностранных товаров и захват внешних рынков (защита от демпинга, создание благоприятных условий для развития сельского хозяйства и молодых отраслей, увеличение внутренней занятости и пр.).
Протекционизм связан с установлением торговых барьеров, а либерализация с их отменой. К основным инструментам торговой политики относятся:
1. Таможенный тариф - акцизный налог, вводимый также с целью получения дохода.
2. Торговые квоты (импортные и экспортные) - установленные предельные объемы товаров, которые могут быть импортированы или экспортированы в определенный период.
3. Нетарифные барьеры: система лицензирования, установление стандартов качества, бюрократические запреты в таможенных процедурах.
4. Субсидирование и льготное кредитование внешней торговли.