Древнее Царство охватывает период с 27 по 22 века до н.э. Именно тогда происходило строительство Великих пирамид. В это время барельеф и живопись ещё не различались между собою. Оба средства выражения использовались для украшения гробниц фараонов, членов царской семьи и должностных особ. Во времена Древнего царства формируется единообразный для всей страны стиль живописи.
Так как загробный мир в представлении древних египтян являлся полным подобием и продолжением реальной действительности, на стенах гробниц и поминальных храмов показывалась жизнь умершего, которая последовательно развёртывалась по поясам (фризовая композиция), повествовательно, с повторами, подчиняясь при этом строгим правилам изображения (чёткие геометрические формы и ясные силуэты) и архитектуре.
Фризообразная композиция воспринимается как ковёр, заполняющий всю стену сверху донизу. Такое впечатление усиливается и характером росписи - заполнением всех изображений ровным слоем красок, издалека сливающуюся в единую красочную плоскость, которая при приближении распадается на отдельные картинки, отражающие сцены из жизни.
Фреска из гробницы. Древнее царство
Первые настенные росписи отличаются достаточно узкой цветовой гаммой, в основном это черные, коричневые, белые, красные и зеленые оттенки. Изображение людей подчинено жесткому канону, строгость которого тем выше, чем выше статус изображаемого. Динамизм и экспрессия свойственны фигурам, изображающих второстепенных персонажей.
Художник изобразил гусей и, несмотря на примитивную технику – только контуры птиц, закрашенные в естественный цвет, и небольшие пучки травы
Использовалось также две техники настенной росписи: темпера по сухой поверхности и вкладка цветных паст в углубления. Краски были минеральные. Росписи и рельефы изображали не только сцены прославления вельмож и царей, они повествовали о сельских и ремесленных работах, рыбной ловле и охоте.
|
Роспись в Древнем царстве нередко украшала рельефные изображения.
Скульптура этого времени представлена заупокойными статуями в нишах молелен или в закрытых помещениях позади молелен, исполненных в однообразных сидячих или стоячих позах.
Особенность скульптуры Египта – строгие каноны (правила), по которым создавались все изображения. С одной стороны, скульптура должна была быть достаточно реалистичной, чтобы душа могла “распознать” свою оболочку, с другой стороны, канон требовал полной симметричности в изображении человека, а телосложение также подчинялось строгим правилам. Именно поэтому многочисленные изображения фараонов, жрецов и богов кажутся однотипными, а различия существуют лишь в чертах лица. Отход от правил допускался лишь при изображении людей низкого сословия: чиновников, военных и т. д.
Основная особенность скульптуры в этот период – монументальность. Осматривать статуи можно было только спереди и сбоку, так как спиной они были обращены к стенам построек. У них отсутствовали какие-либо индивидуальные черты умершего человека или здравствующего правителя. Опознать, кто изображён, можно было по соответствующим атрибутам, а также по надписям у основания скульптуры.
Назначение скульптуры, как замены физическому телу, обусловило раннее возникновение египетского скульптурного портрета.
|
Чаще всего фараоны и боги изображаются сидящими на троне, или стоящими, руки фигур покоятся на коленях, или скрещены на груди, взгляд устремлен прямо перед собой. Подобный ракурс создавал удивительный эффект, зрителю кажется, что статуя смотрит прямо на него, с какого бы ракурса он не смотрел на скульптуру. Огромные глаза скульптур – также имеет культовое значение. Египтяне были уверены, что душа человека находится в его глазах. Поэтому все скульптуры раскрашивались очень тщательно.
Одним из самых значительных памятников Древнего царства считаются скульптуры царевича Рахотепа и его супруги Нофрет (27 в. до н. э.).
Мужская фигура окрашена в кирпично-красный цвет, а женская — в желтый. Волосы фигур черные, а одежды белые. Полутона отсутствуют.
Статуя Царевича Каапера из гробницы в Саккара
Скульпторы постепенно пришли к необходимости дорабатывать маски лиц умерших, особенно при изготовлении голов или бюстов знати, фараоны же изображались преувеличенно: со сверхмощными телами, бесстрастным взглядом.
Особенным воплощением фараона был образ сфинкса - тело льва, а голова фараона. Самый известный из всех - Большой Сфинкс находится у монументальных ворот пирамиды Хафра. Его основу составляет естественная известняковая скала, которая напоминала фигуру лежащего льва. Недостающие части добавлялись из известняковых плит.
Отдельно нужно рассмотреть статуи и статуэтки рабов и слуг, помещавшиеся в гробницы для «обслуживания» умерших. Эти скульптуры изображали людей, занятых разными работами, притом без всяких канонических норм.
|
Ушебти - статуэтки слуг
Большое место в искусстве Древнего Царства занимали рельефы и росписи, покрывающие стены гробниц и храмов. Применялись две техники рельефа: обычный барельеф (разновидность рельефа, где изображение выступает над плоскостью фона не более чем на половину объема) и свойственный египетскому искусству врезанный, где поверхность камня остается нетронутой, а врезаются контуры изображений.
Зодчий Хесира. Барельеф из его гробницы в Саккара
Врезанный рельеф
Среднее царство
Историческая обстановка в Египте в конце периода Древнего царства была сложной. Страна была ослаблена частыми войнами и непроизводительным строительством огромных усыпальниц фараонов и знати. Борьба областей между собой и с центральной властью, восстания земледельцев, рабов и ремесленников привели около 2400 г. до н. э. к распаду государства на отдельные области. Двести лет потребовалось на то, чтобы объединить разрозненные государственные образования в мощную экономическую державу.
В XXI в. до н. э. Египет был вновь объединен, на этот раз под властью правителей одного из южных номов - Фив, но обстановка в стране была уже иной, чем во времена Древнего царства. Столицей страны становится город Фивы.
Многие формы культуры в Среднем царстве были заимствованы из прошлого. Так же строились пирамиды с подземными или выдолбленными в скальных образованиях погребальными камерами.
Искусство Среднего царства внесло много нового. Появились залы с более высоким центральным нефом, ворота храмов стали оформлять в виде двух башен с узким проходом между ними (пилон), были созданы замечательные по реализму скульптуры, стенные росписи и рельефы. в росписях и рельефах появляется новая тематика, в решениях композиций появляются новые, естественные позы фигур, порой наблюдается непривычная асимметрия.
Широкое применение в архитектуре нашли такие материалы, как гранит и известняк. Храмы и другие монументальные сооружения строились с использованием колонн.
В Среднем царстве важной частью практически всех зданий стали колонны, которые даже колоссальные по размерам сооружения делали более лёгкими и воздушными. Именно благодаря им внутри зданий можно было наблюдать уникальные явления игры света и тени.
Стены построек украшались резьбой и рельефами, изображающими богов и фараонов, бытовые и военные сцены. Особенности искусства Древнего Египта в этот период заключались в использовании растительных орнаментов в скульптурных композициях и росписях. Фрески изображали обычную жизнь египтян: охоту, рыбную ловлю, земледельцев за работой и многое другое. Одним словом, внимание стало уделяться не только правящему классу, но и обычным людям. Благодаря этому у историков появилась возможность узнать, как развивался Древний Египет.