Лев Ильич Мечников - родоначальник русской геополитической школы(1838-1888). Его идеи относительно солидарности человечества в условиях глобализации, роли географической среды в основании пространства современны и чрезвычайно актуальны. Ключевые слова: пространство обитания, водное пространство, великие исторические реки, цивилизация. Важнейшей задачей географии он считал изучение Земли в ее особых отношениях к человеку. Мечников пишет главный труд своей жизни — книгу «Цивилизация и великие исторические реки». В её основе — устройство общества и освоение им географической среды. По Мечникову подневольные союзы людей могут освоить только исторические реки (Нил, Тигр и Евфрат, Инд и Ганг, Янцзы и Хуанхэ), подчинённые — уже средиземные моря, и только свободные — океаны. Основа же общественного устройства — способность его членов к солидарности. «…Смерть или солидарность, других путей у человечества нет. Если оно не хочет погибнуть, то люди неизбежно должны прибегать к солидарности и к общему коллективному труду для борьбы с окружающими неблагоприятными условиями физико-географической среды. В этом заключается великий закон прогресса и залог успешного развития человеческой цивилизации».
Мечников решительно выступал против расизма, против географического фатализма. Он сторонник естественнонаучного материализма, по своим политическим взглядам — анархист. Идеи Мечникова до сих пор актуальны.
Концепция мирового развития.
Мечников обосновал идею развития мира от неорганической (механизмы) к органической (организмы) и, далее, к разумной (общества) природе.
Им открыт закон развития человеческого общества — закон кооперации.
Создана основа дисциплины «геополитика» в её русском исполнении: в отличие от западной, которая приравнивает общества к организмам, русская ставит общество на более высокую ступень развития. Мечников — «отец» русской геополитики.
Страна-народ-история.
Этот принцип плодотворно реализован в краеведении и геополитике.
Теория формирования земных цивилизаций.
Земная цивилизация по Мечникову, так же как и по Марксу, начинается с труда, который и создал человека. Причина труда по Мечникову такова: «Под страхом неминуемой смерти река-кормилица заставляла население соединять свои усилия на общей работе, учила солидарности, хотя бы в действительности отдельные группы населения ненавидели друг друга».
Таким образом, начало земных цивилизаций — деспотия. Прогресс осуществляется при постепенном развитии личности, её стремлении к свободе, анархии. Чем более свободно общество, тем более трудную для жизни среду оно может освоить.
20. Основное содержание труда Н.Я. Данилевского «Россия и Европа». Культурно-исторические типы. Концепция панславизма.
Данилевского считают эпигоном славянофильства, которое в то время уже вступило в период упадка. Он был одним из наиболее типичных представителей панславизма. Данилевский, отрицая всякую общечеловеческую задачу в истории, считает Россию и славянство лишь особым культурно-историческим типом, однако наиболее широким и полным. Видя в человечестве только отвлеченное понятие, лишенное всякого действительного значения, и вместе с тем оспаривая общепринятые деления: географическое (по частям света), и историческое (древняя, средняя и новая история), Данилевский выставляет в качестве действительных носителей исторической жизни несколько обособленных «естественных групп», которые он обозначает термином «культурно-исторические типы». Основное воззрение Данилевского резко отличается от образа мыслей прежних славянофилов. Те утверждали, что русский народ имеет всемирно-историческое призвание как истинный носитель всечеловеческого окончательного просвещения; Всякое племя или семейство народов, характеризуемое отдельным языком или группою языков, составляет самобытный культурно-исторический тип. Таких типов, уже проявившихся в истории, Данилевский насчитывает 10: египетский, китайский, ассиро-вавилоно-финикийский, индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, новосемитический (аравийский) и германо-романский (европейский). Россия с славянством образуют новый, имеющий в скором времени проявиться культурно-исторический тип, совершенно отличный и отдельный от Европы. К этим естественным группам Данилевский причисляет ещё два сомнительных типа (американский и перуанский), «погибших насильственною смертью и не успевших совершить своего развития». Данилевский признает четыре общих разряда культурно-исторической деятельности: деятельность религиозная, собственно культурная (наука, искусство, промышленность), политическая и социально-экономическая. Вера Данилевского в возможность создания Всеславянского союза, а в идеале — Всеславянской федерации, добровольного объединения всех славянских государств на взаимовыгодных условиях и согласования интересов, интерпретировалась в духе поддержки имперской политики царизма, что привычно называлось панславизмом. Данилевский действительно считал, что процесс консолидации славян должна возглавить Россия, русский народ, как обладающий мощной государственностью и не подвергшийся, в отличие от всех других славянских племен, онемечиванию или отуречиванию. Но объединение славян должно совершиться так, чтобы «славянские ручьи не сливались в русском море», т. е. все славяне сохранят свое национальное своеобразие, политическую и культурную независимость.