Мозговой штурм»
Известно, что критика или даже боязнь критики служит помехой творческому мышлению. Разумеется любая новая идея может оказаться неверной. Если автор боится критики, которая может быть вызвана тем, что идея его плоха, то он не захочет высказывать непроверенные мысли. В этом случае многие потенциально хорошие идеи (или мысли, которые могут вызвать эти идеи у других) оказываются потерянными.
Чтобы устранить препятствия, вызываемые боязнью критики при генерировании идей, американский изобретатель А. Осборн предложил в 1953 г. методику решения творческих задач, которая названа им «мозговым штурмом». Считается, что есть различные категории людей: одна хорошо генерирует идеи, но плохо их анализирует, другая наоборот. Для поиска решений комплектуется две группы по 6 – 12 человек из представителей только первой и второй категорий соответственно. Участники «мозгового штурма» должны иметь разнородный опыт работы, быть квалифицированными и проявлять интерес к решению поставленной задачи. Сеанс вначале проводит первая группа. Ведущий формулирует задачу, и затем участники в свободной форме предлагают любые решения – реальные, фантастические, серьезные, шутливые и т. д. Регламент для выступлений – не более 1 мин, продолжительность сеанса – 30 – 40 мин. Доказывать предлагаемые решения не требуется. Критика выдвигаемых идей на первой стадии запрещается. Для проведения поиска нужен квалифицированный ведущий, который должен умело ставить вопросы, стимулирующие и организующие внимание собеседников. Полученные таким образом предложения записываются и поступают во вторую группу, где подвергаются критике. Значительная часть идей отбрасывается, а лучшие передаются на разработку.
|
Применяя этот метод необходимо соблюдать следующие правила:
– любая критика и вынесение суждения – благоприятного или неблагоприятного – не допускаются;
– важно генерировать большое количество идей. Кроме того, одна идея может порождать другую. При «мозговом штурме» чем больше идей, тем лучше;
– необходимость свободно высказывать свои мысли. Нужны разнообразные идеи. При окончательном разборе, который состоится позднее, многие идеи окажутся бесполезными, однако сам процесс должен происходить таким образом, чтобы поток идей был бурным, и они следовали друг за другом как можно быстрее. При «мозговом штурме» коллективный разум группы должен генерировать непрерывную последовательность идей.
Основная концепция мозгового штурма (дать новым идеям выход из подсознания) основана на теории Фрейда, очень популярной на родине Осборна. По этой теории управляемое сознание является лишь тонким наслоением на неуправляемом подсознании, как застывшая корка над расплавленной вулканической магмой. В сознании господствуют логика и контроль, не пропускающие рвущиеся из подсознания стихийные силы — инстинкты, стремления, желания. В сознании действует порядок, царит ясность, в подсознании — хаос, тьма, бушуют грозные силы, прорывающиеся и заставляющие человека совершать нелогичные поступки. Психологическая инерция, по мнению Осборна, порождена порядком, царящим в сознании. Надо помочь новым идеям прорваться из подсознания в сознание – такова философско-психологическая концепция мозгового штурма. Поэтому Осборн построил процесс генерации идей так, чтобы расковать подсознание: в группе «генераторов идей» не должно быть начальства, надо стремиться к созданию непринужденной обстановки. Полученные при штурме идеи передаются на экспертизу группе «критиков». При этом «критики» должны стремиться выявить рациональное зерно в каждой идее.
|
Универсальность метода «мозгового штурма» позволяет с его помощью рассматривать почти любую проблему или любое затруднение в сфере человеческой деятельности. Это могут быть также задачи из области организации производства, сферы обслуживания, бизнеса, экономики, социологии, криминалистики и т.д., если они достаточно просто и ясно сформулированы.
Метод «мозгового штурма» лучше всего использовать для решения задач, которые не являются точными или специальными. При решении очень сложных задач технического характера эффективность применения этого метода менее вероятна, чем при решении задач более общего типа. Эффективность этого метода возрастает в группах, состоящих из специалистов, работающих в смежных областях, дополняющих друг друга по своим знаниям и профессиональному опыту.
Морфологический анализ
Метод предложен в 1942 г. швейцарским астрономом Ф. Цвикки. Согласно этому методу выполняются такие последовательные действия: формулируется цель задачи; фиксируются возможные варианты исполнения отдельных функциональных узлов или действий рассматриваемого объекта и его элементов; составляются многомерные таблицы, которые отражают все варианты исполнения рассматриваемого объекта и его элементов; все без исключения возможные варианты анализируются и оцениваются; один или несколько лучших вариантов решений отбираются для практического внедрения.
|
Например, для изделия «нож» в таблице 3.1 приведен перечень признаков и альтернативных вариантов.
Таблица 4.1
Морфологическая таблица на изделие «Нож»
Номер Строки | Признаки | Альтернативные варианты (номер столбца) | ||||
Материал лезвия | Металл | Камень | Кость | Пластмасса | – | |
Материал рукоятки | Дерево | Кость | Пластмасса | Металл | Металл и кожа | |
Форма лезвия | Удлиненный прямоугольник | Кривая вытянутая | Треугольник | Круглая | – | |
Безопасность хранения | Открытое лезвие | Лезвие в чехле | Лезвие в рукоятке | – | – | |
Выполняемые дополнительные функции | Распиливает твердые тела | Открывает металлические пробки бутылок | Выворачивает шурупы | Отворачивает гайки М12 | Открывает замок |
Если из каждой строки этой таблицы взять по одному варианту, то получим некоторую конструкцию ножа. Так, для сочетания вариантов (1.1, 2.3, 3.3, 4.2, 5.1), где в каждой паре первая цифра обозначает номер стоки, а вторая – номер столбца, получим конструкцию ножа: «лезвие из металла, рукоятка – пластмассовая, форма лезвия – треугольная, лезвие в чехле, дополнительная функция ножа – распиливание твердых тел».
Число возможных конструкций ножа в таблице равно произведению чисел вариантов в каждой строке, т.е. 4·5·4·3·5 = 1200. Морфологические таблицы, составленные для более сложных объектов, могут содержать десятки и сотни тысяч вариантов. Так, например, морфологическая таблица, разработанная У.Г. Зинуровым, содержит более 3 млн. (!) различных технологических принципов обработки металлов.
Из рассмотренного примера видно, что суть метода заключается в построении морфологической таблицы, заполнении ее возможными альтернативными вариантами и в выборе из всего множества получаемых комбинаций наиболее подходящих и наилучших решений.
Метод морфологического анализа особенно эффективен при постановке новых творческих задач, определении возможности и эффективности внедрения новых решений для ранее решенных технических задач. Регулярное применение метода приучает разработчиков новой техники к системному поиску вариантов технических решений.
Синектика
Метод предложен американским изобретателем и исследователем У. Гордоном в 1952 г. Слово «синектика» в переводе с греческого означает «совмещение разнородных элементов». В одном из словарей дано такое определение: «Синектические группы — группы людей различных специальностей, которые встречаются с целью находить творческие решения проблем путем неограниченной тренировки воображения и объединения несовместимых элементов». В основу синектики положен усовершенствованный метод «мозгового штурма».
Преодоление стереотипов восприятия и мышления, пробуждение воображения участников в групповой работе достигается за счет введения в процесс решения задачи таких приемов:
1. Прямая аналогия. Технический объект сопоставляется с более или менее похожими объектами из других областей техники или живой природы. Например, самолет сравнивается с птицей, поток электронов – с быстрым бегом большой группы людей, насос – с сердцем.
2. Личная аналогия. Решающий задачу вживается в образ совершенствуемого объекта, пытается слиться с ним воедино и проникнуть в механизм его работы.
3. Символическая аналогия. Иногда используется обобщенная, абстрактная схожесть. Например, при разработке космического корабля для путешествий за пределы Солнечной системы его абстрактной аналогией может быть световой импульс, посланный туда же. Такое сопоставление приводит к мысли о фотонной ракете и т. п.
4. Фантастическая аналогия. В устройство, решающее задачу, разработчик мысленно вводит какие-либо фантастические существа, выполняющие то, что требуется по условиям задачи, или использует при решении какие-либо фантастические средства.
На практике указанные виды аналогии обычно не встречаются в чистом виде, они переплетаются одна с другой. Мастерство синектора состоит в том, чтобы применить аналогию, наиболее подходящую для данной конкретной задачи.
Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ)
Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) разработана в 70-х годах отечественным изобретателем и исследователем в области изобретательства Г.С. Альтшуллером.
В числе крупнейших компаний, специалисты которых используют ТРИЗ в своей производственной деятельности: Boeing, Ford, Honda, Hyundai Electronics, Intel, Kodak, Mitsubishi Research, Motorola, Samsung, и др.
ТРИЗ можно считать обобщением сильных сторон творческого опыта многих поколений изобретателей: отбираются и исследуются сильные решения, критически изучаются решения слабые и ошибочные.
Основные разделы ТРИЗ:
– алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ) и система изобретательских стандартов;
– курс развития творческого воображения (РТВ). В этом курсе, в основном, на нетехнических примерах отрабатывается умение применять операторы ТРИЗ. Курс РТВ расшатывает привычные представления об объектах, ломает жесткие стереотипы;
– жизненная стратегия творческой личности (ЖСТЛ) – как нужно поступать творческой личности в каждом конкретном случае, чтобы не делать жизненных ошибок.
Основное положение ТРИЗ утверждает, что технические системы развиваются по объективно существующим законам, которые могут быть познаны и сознательно использованы для решения изобретательских задач. Вместо перебора вариантов ТРИЗ предлагает мыслительные действия, опирающиеся на знание законов развития технических систем. Весь инструментарий ТРИЗ, включая фонды физических, химических, геометрических эффектов, развивался на основе изучения больших массивов патентной информации.
ТРИЗ направляет поиск новых решений в сторону выявления скрытых в системах противоречий и их разрешения.
Основным законом, определяющим направление и характер развития технических систем, является закон увеличения степени идеальности системы, гласящий, что технические системы развиваются в направлении повышения степени их идеальности. Идеальной можно считать техническую систему, не имеющую размеров и массы, не потребляющую энергию, не требующую времени и при этом полностью выполняющую свои функции. Системы создаются для удовлетворения определенных потребностей путем выполнения заданных функций. Система идеальна, если ее нет, а функция выполняется.
При работе над изобретением необходимо стремиться максимально приблизиться к идеальному результату, значительно улучшить требуемые показатели, не ухудшив других.
Таким образом ИКР – мечта, которая может помочь проложить путь к решению. Техническая система тем больше близка к идеальной, чем больше функций она выполняет при меньшей расплате за их выполнение. Идеальная научная теория – та, которая объясняет как можно больше, вводя при этом как можно меньше дополнительных предположений.
Знание законов развития ТС позволяет решать не только имеющиеся изобретательские задачи, но и прогнозировать появление новых задач.
Основным рабочим механизмом совершенствования технических систем и синтеза новых технических систем в ТРИЗ служат алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ) и система изобретательских стандартов.
АРИЗ представляет собой упорядоченную последовательность действий, выполнение которых может привести к решению задачи. Решение задач по АРИЗ идет без множества проб, планомерно, шаг за шагом. Стратегия решения состоит в следующем. Формулируют исходную изобретательскую задачу в общем виде. Обрабатывают и уточняют ее в целях преодоления психологических барьеров и учета технических решений в данной и других областях. Излагают условие задачи, представляющее собой описание элементов технической системы и нежелательного эффекта, производимого одним из элементов. Формулируют идеальный конечный результат (ИКР), в направлении которого в дальнейшем идет процесс решения задачи.
При сравнении ИКР с реальным техническим объектом выявляется техническое противоречие, а затем его причина – физическое противоречие. На завершающей стадии эти противоречия устраняются (разрешаются). Для устранения противоречий предложены 40 принципов решения, стандарты технических решений, таблицы применения физических эффектов и явлений.
Сходные противоречия разрешают однотипными приемами, наиболее сильные приемы – комплексные (сочетания нескольких приемов, часто – сочетания приемов с физ-, хим-, геомэффектами). Самые сильные комплексные приемы образуют систему стандартов – аппарат ТРИЗ для решения типовых изобретательских задач.
К числу наиболее распространенных и простых приемов можно отнести следующие:
– дробление и объединение;
– уменьшение и увеличение;
– ускорение и замедление;
– сделать наоборот;
– сделать заранее;
– динамизация;
– вынесение (отделение функции от объекта);
– изменение окружающей среды;
– изменение агрегатного состояния;
– использование внутренних ресурсов;
– прием согласования и рассогласования в работе технических систем;
– «вепольный анализ» («веполь» – комбинация вещества и физического поля);
– разделение противоречащих свойств в пространстве;
– разделение противоречащих свойств во времени.
Выбрать нужный прием в большинстве случаев нетрудно, поскольку условия задачи сразу указывают, какие приемы заведомо не подходят. С помощью простых приемов можно решать в основном простые задачи. Для решения сложных задач необходимо использовать комбинации приемов, причем число этих комбинаций может быть достаточно велико.
Развитие всех систем подчинено сходным закономерностям, поэтому многие идеи и механизмы ТРИЗ могут быть использованы при построении теорий решения нетехнических творческих задач.