Суд административной справедливости




Судебная власть

ИРАН

Конституционное регулирование судебной власти

Глава X конституции посвящена судебной власти в Иране: её устройству и функциям; полномочиям главы судебной власти, главы Верховного Суда и генерального прокурора, ответственности судей при совершении судебной ошибки, военным и административным судам.

Ст. 156 определяет судебную власть как независимую ветвь власти, основными функциями которой является «защита прав индивида и общества, ответственность за соблюдением справедливости».

Непосредственно судопроизводство осуществляется судами юстиции, которые в значительной мере испытывают на себе влияние шариата и прецедентного права.

Статья 164 декларирует независимость судей. Судья может быть отстранён или переведён на другую должность в случае общественной необходимости по решению главы судебной власти и с ведома главы Верховного Суда и генерального прокурора. Ротация судей осуществляется в соответствии с законом.

Статья 165 устанавливает, что рассмотрение дел в суде носит открытый характер, если такой порядок не наносит вред общественной морали. По просьбе истца и ответчика (при частных спорах) суд также может воздержаться от открытых слушаний. Ст. 171 устанавливает ответственность судьи за судебную ошибку. В случае ошибки, которая чревата издержками в соответствии с исламскими критериями, допустивший ошибку судья должен её исправить. Государство (в отдельных случаях и судьи) компенсирует издержки по судебным ошибкам, восстанавливает репутацию и доброе имя несправедливо обвинённого.

Статья 168 указывает, что судебные разбирательства по политическим обвинениям и делам, связанным со СМИ, слушаются в открытом суде в присутствии присяжных. Способ отбора присяжных, их полномочия, квалификация политического обвинения определяются законом в соответствии с критериями ислама.

Конституция Ирана включает в единую судебную систему министра юстиции, который координирует (на основании переданных ему главой судебной власти полномочий) действия между судебной, исполнительной и законодательной ветвями власти. Министр юстиции назначается президентом из числа нескольких кандидатов, предлагаемых главой судебной системы. Как правило, глава судебной власти делегирует часть своих финансовых и административно-управленческих полномочий для эффективного взаимодействия с исполнительной и законодательной ветвями власти.

Министр юстиции несет ответственность за все проблемы, связанные с отношениями судебной власти с исполнительной и законодательной властями. Он выбирается среди лиц, которых глава судебной власти представляет Президенту.

 

Верховный суд создается на основе положений, установленных главой законодательной власти, для контроля за надлежащим исполнением законов в судах, создания единообразия деятельности судебной власти и выполнения обязанностей, возлагаемых на него по закону.

 

Структура судебной системы Ирана

Верховный судебный совет

Во главе судебной системы Ирана находится Верховный судебный совет в составе шести членов: Главы судебной власти, председателя Верховного суда, Генерального прокурора и трех судей, избираемых из числа судей самими судьями по всей стране путем тайного голосования на пятилетний срок. При этом председатель Верховного суда и Генеральный прокурор назначаются Главой судебной власти после консультаций с судьями Верховного суда также сроком на пять лет. Практически Верховный судебный совет находится под непосредственным контролем духовного руководителя (лидера) Исламской республики Иран. Министр юстиции также может присутствовать на заседаниях совета.

В функции Верховного судебного совета входит:

— назначение и смена судей;

— рассмотрение обвинений (если таковые выдвигаются) против президента

в нарушении им своих законных обязанностей и полномочий;

— подготовка законодательных инициатив по судебным вопросам для представления в Меджлис;

— рассмотрение кассационных жалоб.

Все вопросы, касающиеся назначения, перевода или смещения судей независимо от их уровня, принимаются Главой судебной власти с одобрения членов Верховного судебного совета.

Глава судебной власти

Судебную систему Ирана возглавляет Глава судебной власти – Садик Лариджани. Согласно Конституции Ирана, глава судебной системы назначается рахбаром (духовным лидером страны) сроком на 5 лет и является высшим должностным лицом судебной власти. Он должен быть справедливым, распорядительным и сведущим в судебных делах муджтахидом (юристом). Он является высшей инстанцией судебной власти.

Глава судебной власти — самое высокопоставленное лицо из числа судебных, административных и руководящих должностных лиц в иранской судебной системе, избранных из числа всех мусульманских юристов (муджтахидов), который хорошо осведомлен в судебных делах, в дополнение к тому он имеет хорошие управленческие навыки. В его обязанности входит:

— создание необходимой структуры, а также соответствующих судебных отделов по улучшению и развитию деятельности судебной системы;

— подготовка законопроекта о судах и представление их на рассмотрение парламента и министра юстиции;

— назначение на работу справедливых и достойных судей, их увольнение, назначение, перевод, возложение на них конкретных обязанностей и проведение аналогичных административных обязанностей.

Глава судебной власти является членом следующих советов Исламской республики Иран:

— Высшего Совета национальной безопасности (ВСНБ);

— Совета по пересмотру Конституции (СПК);

— Согласительного совета (СС);

— Временного совета по руководству страной (ВСРС).

Глава судебной власти имеет право назначать двух своих представителей в Совет по контролю над деятельностью телерадиовещательной организации Ирана, предлагать кандидатуры законоведов-шиитов в состав Совета экспертов. При этом важно отметить, что в основном законе страны нет конкретного положения об ответственности Главы судебной власти в случае нарушения им своих служебных обязанностей.

Верховный суд

Верховный суд был создан, чтобы контролировать работу нижестоящих судов, для правильного применения законов и создания единообразной судебной практики во всех судах и выполнения других обязанностей, возложенных на него законом (ст. 161 Конституции Ирана). Верховный суд Ирана осуществляет контроль над системой нижестоящих судов и следит за единообразием юридической практики. Верховный суд является последней апелляционной инстанцией. Судьями Верховного суда могут быть только шиитские муджтахиды (признанные знатоки мусульманского права из числа духовенства, получившие право на самостоятельное формулирование новых правил поведения на основе Корана и Сунны) в соответствии со ст. 161 Конституции Ирана. Верховный суд должен проверять применение законов в делах, по которым уголовные суды вынесли приговоры, предусматривающие смертную казнь или ампутацию либо побивание камнями, до их вступления в силу.

Суд состоит из ряда выдающихся и опытных судей, которые как юристы муджтахиды имеют по крайней мере десятилетний опыт успешной работы в судебной и правовой сфере. Председатель Верховного суда назначается Главой судебной власти после консультаций с судьями суда на период до пяти лет.

Верховный суд — высшее судебное учреждение, которое в дополнение к надзору за судами и ведением единообразной правоприменительной практики может привлечь президента к ответственности и вынести решение в случаях, когда глава исполнительной власти не выполняет свои обязанности, таким образом открывая путь для импичмента и отрешения от должности президента после получения согласия духовного лидера Ирана (ст. 110 Конституции Ирана). Кроме того, в случае возникновения разногласий между различными судами в их компетенции по рассмотрению дела Верховный суд имеет полномочия решать такие споры (ст. 22,27–30 УПК Ирана).

Согласно ст. 288 Уголовно-процессуального кодекса, Верховный суд в случае необходимости высказывает свое мнение о справедливости решения того или иного суда, после чего суд может вынести измененный вердикт при наличии согласия с позицией Верховного суда. В противном случае дело передается в Главное управление судов для дальнейшего рассмотрения дела другим судом. Когда же и этот суд отказывается вынести решение в соответствии с мнением Верховного суда, дело передается в Президиум Верховного суда для принятия окончательного решения большинством голосов членов президиума.

Суд административной справедливости

Для рассмотрения жалоб, исков и протестов граждан против должностных лиц, организаций или правительственных актов и восстановления прав граждан создается Суд административной справедливости, который находится под контролем Главы судебной власти.

Суд административной справедливости является сравнительно новой структурой в судебной системе Ирана и уполномочен разбирать административные правонарушения, совершенные исключительно государственными служащими. В соответствии с законом о создании указанного суда, утвержденным Меджлисом Исламского совета Ирана в 1982 г., в круг его полномочий входят следующие вопросы:

— рассмотрение жалоб, исков и протестов граждан по несправедливым решениям и неправомерным действиям государственных ведомств, в том числе министерств, организаций, государственных компаний, муниципалитетов, революционных учреждений и организаций;

— рассмотрение жалоб, исков и протестов граждан против незаконных действий должностных лиц, восстановление граждан в правах;

— рассмотрение жалоб, исков и протестов граждан по нелегитимным решениям комиссий, делегаций, советов и других органов власти, которые были созданы согласно действующим законам в министерствах, организациях и государственных учреждениях;

— рассмотрение жалоб, исков служащих к государственным учреждениям в случае нарушения последними положений национального Закона «О найме на службу»;

— рассмотрение жалоб, исков и протестов по постановлениям, декретам и инструкциям, которые были изданы правительством или даже местными органами исполнительной власти с нарушением положений шариата, Конституции страны, либо принятых решений в превышение полномочий органами исполнительной власти.

 

Национальная генеральная инспекция

Функциями этого органа являются контроль над надлежащим исполнением законов и правильным ведением дел в административных органах, рассмотрение гражданских исков по всем вопросам, их предварительное расследование и выявление фактов нарушений с последующей передачей дел в судебные инстанции. Находится под непосредственным контролем Главы судебной власти.

 

Судебная система в Иране предусматривает два вида судовобщие и специальные.

 

К общим судам относятся Высшие и Низшие уголовные суды, а также Высшие и Низшие гражданские суды.

Высший гражданский суд

Высшим гражданским судом управляют председательствующий судья, судья и эксперт. Первые двое уполномочены вести процесс, для чего до его начала эксперт, тщательно изучив материалы дела, представляет суду в письменной форме свои комментарии и замечания. В случае если судья является квалифицированным муджтахидом, необходимость в представлении комментариев экспертом отпадает.

К компетенции Высшего гражданского суда относятся все юридические и внеисковые дела. Решения этого суда окончательны и обжалованию не подлежат, за исключением случаев, когда действия судьи квалифицируются как несоответствующие судебному этикету или когда другой судья усматривает в действиях данного суда противоречие с законом или исламскими канонами, или когда квалификация судьи определяется как «недостаточная для ведения дела». В указанных законом

случаях предусмотрено передавать дело в соответствующую коллегию Верховного суда для одобрения или опротестования первоначального решения судьи. При любом исходе дело вновь возвращается в первичную судебную инстанцию для вынесения окончательного вердикта.

Высший уголовный суд

Состав Высшего уголовного суда аналогичен составу Высшего гражданского суда. К его юрисдикции относятся уголовные преступления, предусматривающие высшую меру наказания, битье камнями, распятие, ссылку, ампутацию частей тела, тюремное заключение до десяти лет, штраф от 2 млн риалов, а также конфискацию более 2/5 имущества осужденного. Решение Высшего уголовного суда может быть обжаловано в соответствующей коллегии Верховного суда, кроме случаев доказанного отсутствия состава преступления либо вынесения приговора меньше вышеуказанных наказаний. Процесс согласования разногласий между упомянутыми инстанциями аналогичен сходной процедуре в Высших гражданских судах.

Низшие гражданские суды

Низшие гражданские суды разбирают дела о наследовании, денежные иски (до 2 млн риалов), иски о разделе совместного имущества. Обжалование его решений осуществляется Высшим гражданским судом, чье решение окончательно и обжалованию не подлежит.

Низшие уголовные суды

В ведении Низших уголовных судов находятся правонарушения, не входящие в круг вопросов Высших уголовных судов, а также вопросы о деятельности муниципальных властей и дорожно-транспортные происшествия. Их решения также не подлежат обжалованию в Высших уголовных судах, за исключением ранее названных случаев.

В Иране существуют и так называемые независимые низшие гражданские суды, разбирающие финансовые иски до 4 млн риалов, иски по фактам подделкидокументов и вопросы регистрации личного статуса. В некоторых случаях им поручаются разбирательства по делам, подпадающим под юрисдикцию низших уголовных судов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: