1. Культурная революция. Этапы и задачи.
2. Становление системы управления культурным строительством.
3. Негативные последствия послереволюционного периода.
В первые годы Советской власти ставились и решались задачи создания государственной системы народного образования, самообразования, системы культурно-досуговых учреждений, приобщения народа к знаниям и культуре. Об этом свидетельствует, в которой был специальный раздел в области развития просвещения, науки и культуры.
Впервые вся культурно-досуговая деятельность стала носить государственный характер.
Приняты декреты СНК (Совета Народных Комисаров):
1918 г. - "О свободе совести, церковных и религиозных обществах"
1919 г. - "О мобилизации грамотных", " О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР"
1919 г. - впервые проводился Всероссийский съезд по внешкольному образованию. По итогам данного съезда – Постановления "Об объединении внешкольной просветительной работы в РСФСР"; "О государственной системе учреждений внешкольного образования".
По итогам VIII съезда РКП (б) - указание о "политической пропаганде и культурно - просветительной работе в деревне".
Фактически внешкольное образование было включено в общегосударственную систему народного просвещения, обеспечивающую единую систему его управления.
Были национализированы основные объекты культуры (театры, кино, народные дома, музеи, богатейшие коллекции произведений искусства, в частности Третьяковская галерея, галереи Щукина, Морозова, Остроухова в Москве, Эрмитаж - в Петрограде и т. д.).
Введено бесплатное их посещение. Эти учреждения стали доступны для народа (!).
|
Культурная революция предполагала:
- построение единой системы культурно-досуговых учреждений;
- подготовка квалифицированных кадров в данной области;
- государственное финансирование;
- создание прочной материальной базы;
Культурная революция включала в себя два этапа:
1. Построение социалистической культуры
2. Построение коммунистической культуры
На первом этапе необходимо было решить следующие задачи:
- ликвидация безграмотности;
- создание единой системы образования и культуры;
- создание советской социалистической литературы;
- создание советской науки;
- НТР (научно-техническая революция) в рамках культурно революции.
В первые годы Советской власти в рамках культурной революции особое внимание уделялось следующим вопросам:
- воспитание женщины (введение гражданского брака, свободы развода);
- проведение культурно-просветительной работы на селе, в национальных окраинах (политическое воспитание, атеизм, введение русского языка).
2. Исторический анализ просветительной и досуговой деятельности в послереволюционный период дает возможность трезво оценить этот важный период в развитии культурно-досуговой деятельности.
Первое десятилетие после Октябрьской революции было отмечено значительной активностью самого населения в области культуры, в т.ч. и культурно-досуговой деятельности. Повсеместно в городе и деревне создавались клубы, избы-читальни, народные дома и библиотеки; коллективные органы управления этими учреждениями – советы, правления – избирались на общих собраниях их посетителей. Партийные и государственные органы планомерно сдерживали эту инициативу.
|
(!) Государство и партия занимает главное место в системе руководства культурным строительством. В проекте резолюции "О пролетарской культуре" В.И. Ленин четко обозначил роль государственного культурно-просветительного аппарата в данном процессе. Его конкретными задачами является:
- руководство народным образованием, учреждениями культуры и искусства,;
- подготовка кадров для данной сферы;
- осуществление планирования;
- финансирование;
- материально - техническое обеспечение всей сферы культуры;
- контроль за содержанием деятельности всех культурных организаций и учреждений, политической направленностью их мероприятий;
- учет всех видов культурной деятельности.
Начало процессу формирования советской системы управления сферой культуры положил декрет ВЦИК и СНК РСФСР от 9 ноября 1917 г. "Об учреждении Государственной комиссии по просвещению", на которую возлагались обязанности осуществлять общее руководство всей системой народного образования и культуры.
Во главе комиссии по просвещению был поставлен народный комиссар А .В. Луначарский. К работе в данной комиссии была привлечена Н.К. Крупская.
Под руководством комиссии формировался аппарат Наркомпроса (Народный комиссариат просвещения), первоначально выступавший как ее рабочий орган.
Образование Наркомпроса официально было закреплено Положением " Об организации дела народного образования в Российской Республике ", принятым Совнаркомом (Советом Народных Комиссаров) 18 июня 1918 г.
|
Структура Народный комиссариат просвещения РСФСР определялась основными задачами социалистических культурных преобразований. В соответствии с этим в Наркомпросе были созданы отделы:
1. "Отдел единой школы и реформы школы». Отдел ведает мероприятиями по созданию единой программы школы.
2. "Отдел изобразительных искусств”. Ведает вопросами художественно-эстетического развития. В рамках отдела созданы подотделы: литературный, музыкальный, театральный, художественно-строительный.
3. "Отдел охраны памятников”. Занимается созданием национальных музеев для собрания коллекций и художественных ценностей, конфискованных в имениях прежних владельцев.
4. "Отдел школьно-санитарный”. Главная задача – охрана здоровья детей, правильная постановка физического образования, для чего отделом организован ряд детских колоний, санаториев и институт для дефективных детей с интернатом.
5. "Отдел высших школ”. Осуществляет заведование университетами, академиями и другими высшими учебными заведениями.
6. "Отдел школьной политики”. Отдел, наблюдающий за исполнением на местах всех принятых положений о единой трудовой школе и регулирующий возникающие проблемы.
7. "Инструкторский отдел”. Создан для постановки дела образования на местах. Отдел готовит практических руководителей и организаторов и, при помощи командировок их на места, координирует деятельность центра с периферией.
8. "Научный отдел”. Создан для мобилизации и развития научной мысли и научных сил страны.
9. "Отдел дошкольного образования”. Основной задачей данного отдела является образование детей, не посещающих школу, и устранение негативного влияния улицы на них.
10. "Отдел внешкольного образования”. Ведет работу со взрослым населением не имеющим возможность поступить в школу.
11. "Отдел Пролеткульта”. Сосредотачивает свою работу на создании условий для пролетариата проявлять творческие возможности его классовой идеологии. Организует опытные студии по изысканию методов и форм социалистических организаций как аппаратов, способствующих внедрению социализма в широкие массы.
12. "Литературно-издательский отдел”. Организован для обслуживания школ и всех просветительных учреждений учебниками, учебными пособиями и просветительной литературой.
13. "Отдел снабжения”. Заведует вопросами снабжения школ учебниками.
14. "Библиотечный отдел”. Организует библиотеки и книгохранилища для всеобщего пользования.
15. "Статистический отдел”. Создан для учета и сведения всех данных по народному образованию - грамотности, количества школ, просветительных учреждений и для подведения итогов их работы.
При управлении делами комиссариата имеются также Главное архивное управление и Отдел кодификации, которые заняты сводкой всех декретов, постановлений и распоряжений по народному просвещению редактированием проектов - декретов, а так же ведает вопросами юридического характера.
В 1920 г. Внешкольный отдел при Народном комиссариате просвещения РСФСР преобразовывается в Главный политико-просветительный комитет республики (Главполитпросвет). Он был создан на правах отдела ЦК партии.
В структуре губернских, уездных партийных комитетов сначала имелись различные отделы, коллегии, комиссии для руководства вопросами культуры и идеологии. Так, например, Московский комитет РКП (б) во второй половине 1918 г. создал институт партийных организаторов, в обязанности которых входили вопросы агитационно-пропагандисткой и культурно-просветительной работы. К началу 1921 г. был создан агитационный отдел с шестью подотделами: агитационный, литературно - издательский, учета и использования агитационных сил, учета и обработки материалов, библиотечный и национальных меньшинств.
Создание в структуре губернских комитетов агитационно-пропагандистских отделов способствовало усилению партийного руководства вопросами культуры и идеологии.
В данный период росло значение профсоюзов в общей системе руководства сферой культуры, их вклад в организацию культурно-просветительной работы, укрепление материально-технической базы профсоюзных учреждений культуры. Но вся деятельность профсоюзов в сфере культуры была подчинена политпросветам.
Отмечалось стремление централизовать работу учреждений культуры. Рекомендовалось формировать советы и правления клубов по классовому принципу, вводить в их состав в обязательном порядке представителей партийных и комсомольских ячеек для проведения руководящей линии Коммунистической партии.
Формирование системы управления культурным строительством в первые годы советской власти представляло немалые сложности, так как это было делом новаторским, не имевшим аналогов в практике.
3. В послереволюционный период страна переживала тяжелые экономические трудности: гражданская война, голод, разруха, отсюда слабая материально-техническая база культуры. Не хватало бумаги, печатных станков, музыкальных инструментов, около 75% населения России было безграмотным (в различных источниках называются разные показатели процента грамотности населения России).
В национальных окраинах процент грамотности был еще ниже, 48 национальностей вообще не имели своей письменности.
Невосполнимой утратой для культуры России явился фактор оттока интеллигенции. Многие представители интеллигенции депортированы. В 1922 г. более 100 крупнейших ученых были вывезены, в том числе такие известные ученые, как И. А. Бердяев, из России на пароходе. Из 45 членов Академии наук 7 человек в первый год после революции умерли от голода. За два месяца после революции были закрыты 120 газет, а за 1917-18 гг. - 337 различных органов печати.
Под видом уничтожения старых памятников разрушались монастыри, церкви и храмы, сносились памятники; культурные ценности, иконы вывозились за границу, разворовывались фонды библиотек. К 1920 г. было ликвидировано около 700 монастырей, разорено большое число дворянских усадеб, уничтожены ценные архитектурные сооружения.
Можно говорить и об интеллектуальном и психологическом ущерба, о разрушительной силе послереволюционного процесса. Происходила ломка традиций, отрицалась религия, идеи "массы" противопоставлялись идее "личности".
Победившая партия утверждала свою идеологию, используя все средства воздействия, различные учреждения культуры и общественные движения, в т.ч. клубы, библиотеки, художественную самодеятельность, Российское телеграфное агентство выпустило огромное количество политических плакатов. Работал огромный агитационный аппарат, включая и политизированные в 20- е годы учреждения культуры (агитпоезда, агитпароходы и др.).