Анализ комплексный или аспектный – в каждом билете.




Сокращение в тексте вопросов - ВвЛв – значит, см. учебник под ред. Л.В. Чернец Введение в литературоведение.Можно обращаться к учебниамЛ.М.Крупчанова, Г.Н.Поспелова, О.И.Федотова (Основы теории литературы). Основа знаний и умений - практические занятия и лекции/консультации.

1. Литературоведение как наука, ее предмет, прикладные и теоретические задачи. Литературоведческие дисциплины в их практической функции.

2. Области/сферы литературоведения как широкой научной практики: изучение методов, авторства, функций и образной природы литературы, поэтики и литературного процесса.

3. Современные формы существования научного знания в области литературоведения и практики литературоведческого анализа в России.

4. Литературоведческий анализ в филологической науке, вузовской и школьной практике (постановка проблемы). Понятие о множестве методов (путей анализа) и методологии как научной отрасли внутри литературоведения.

5. Понятие о множестве методов (путей анализа). Мифологический метод.Теория происхождения литературы из мифологии. Литературоведческий анализ как мифореставрация. Анализ произведения/текста с учетом предложенного аспекта.

6. Понятие о множестве методов (путей анализа). Культурно-исторический метод в литературоведении. Анализ произведения как выявление культурных, исторических и социальных реалий в тексте. Поиск культурно-исторических аллюзий в предложенном тексте.

7. Понятие о множестве методов (путей анализа). Сравнительно-исторический метод (компаративизм, теория заимствования). Анализ произведения/текста с учетом предложенного аспекта.

8. Александр Н. Веселовский – крупнейший отечественный литературовед. Характеристика Исторической поэтики А.Н.Веселовского как универсального метода, соединяющего различные пути и средства исследования. Комментирование фрагмента статьи.

9. Сюжет и мотив в «Исторической поэтике» Александра Н. Веселовского: механизм анализа, производимого ученым. Комментирование фрагмента статьи. Анализ текста с учетом предложенного аспекта.

10. Понятие о множестве методов (путей анализа). Психологические подходы к анализу литературы (фрейдизм/психоанализ, юнгианство, когнитивные исследования). Творчество и личное бессознательное (общие представления).Теория коллективного бессознательного и архетипов К.Г. Юнга: литература и другие искусства. Комментарий фрагмента статьи. Анализ текста с учетом предложенного аспекта.

11. Понятие о множестве методов (путей анализа). Формальный метод в отечественном литературоведении. Работа Б. Эйхенбаума «Как сделана ʺШинельʺ Гоголя» - основные идеи и положения. Комментарий фрагмента статьи. Анализ текста с учетом предложенного аспекта.

12. Понятие о множестве методов (путей анализа).Идеи и труды М.М.Бахтина и их влияние на отечественное и западное литературоведение Идея диалога субъекта (писателя, ученого) с субъектами иной культуры (иных эпох, народов, традиций): «Я и Другой». («Проблемы поэтики Достоевского» - знать название работы).

13. Изложение идей статьи «О форме времени и хронотопа в романе». Анализ текста с учетом предложенного аспекта.

14. Эстетическая функция искусства слова. Художественное отражение (пересоздание, моделирование) реальности и ее эстетическое пересоздание благодаря словесному образу.

15. Отличие литературы от других искусств. Статья Г.Лессинга «Лаокоон, или о границах живописи и поэзии». Комментирование фрагмента статьи.

16. Образность и условность. Художественный образ, его отличие от понятия. Типы литературных образов. Знаковая природа образа. Анализ образной структуры предложенного отрывка.

17. Вторичная условность (фантастика и ее формы) и жизнеподобие. Несовпадение жизнеподобия и реализма.(ВвЛв.С. 22,33). (ВвЛв.С. 46). Анализ текста с учетом предложенного аспекта.

18. Литература и мифология: генезис, различные функции и сходная образная природа. Взаимовлияние литературы, архаичного и Нового мифа. «Мифологии» Р.Барта (общее представление).

19. Авторство и автор. Стиль автора как совокупность индивидуальных особенностей творчества.Поэтика автора – индивидуальные и типичные для этого автора средства воплощения замысла.

20. Авторство и автор. Творческий процесс. Сознательное и бессознательное в литературном творчестве. Концепция «смерти автора» Р. Барта. (ВвЛв.С.73 и далее). Коммуникативная цепочка «автор-читатель» и ее возможные варианты. Проблема позиции автора в школьном анализе.

21. Три значения категории автора в современном литературоведении («биографический» автор, имманентный автор, образ автора). Проблема позиции автора в школьном анализе.

22. Литературные репутации. Классика и беллетристика, подвижность их границ. Стратегии авторского успеха. Литературныепремии.

23. Поэтика. Категории содержания и формы (традиционное понимание). Содержание. Тема, идеи/проблемы, конфликт, пафос литературного произведения.

24. Мир произведения. «Внутренний мир художественного произведения» - статья Д.С. Лихачева.Комментарий фрагмента статьи.

25. Понятие о художественном времени и художественном пространстве как категории

26. Персонаж, тип и характер в художественной литературе. (ВвЛв.С.197). Литература как «человековедение».

27. Сюжет и фабула литературно-художественного произведения. Неоднородность их литературоведческой интерпретации. (ВвЛв.С.217). Понятие мотива в литературоведении (см. сюжет и мотив у Веселовского). Мотивный анализ предложенного текста.

28. Художественная форма. Композиция литературно-художественного произведения. (Лекция. Семинар. ВвЛв. С. 322 и др.).Повествование и описание. Система повествователей. Система персонажей. Соотнесенность деталей. «Минус»-прием и умолчание. Со- и противопоставления. Монтаж.(Лекции)

29. Язык художественной литературы и речь художественная. Национальный язык. Литературный язык, язык художественной литературы. Основные «уровни» и функции. Соотношение нормы и экспрессивности. (Лекция, ВвЛвС389, 403 и др.)

30. Язык художественной литературы и речь художественная. Фонетические, лексические, морфологические и синтаксические средства. Анализ одного из уровней в предложенном фрагменте.

31. Проблема «чужой речи». Стилизация. Пародия. Сказ. Анализ текста в аспекте поэтики сказа, стилизации или пародии.

32. Тропы и фигуры речи. (Семинар, словари)

33. Стих и проза. Проблемы специфики стихотворной речи (ВвЛв.С.416-436). Системы стихосложения. Строфа. Рифма и ее отсутствие.

34. Системы стихосложения. Силлабо-тоническое стихосложение в русской литературе. Метр. Стихотворные размеры.

35. Родовое и жанрово-видовое деление художественной литературы. Роды литературы, их основные характеристики.

36. Жанры литературы. Исторические судьбы жанров – на выбор.

37. Историко-литературный процесс и его составляющие. IT –технологии, интернет и современный литературный процесс.

38. Историко-литературный процесс. Периодизация русской литературы.

39. Общие понятия о литературном направлении, течении и школе. Понятие стиля и идиостиля.

40. Характеристика одного из направлений/методов искусства 16-20 вв. (барокко, классицизм, романтизм, реализм, модернизм и его течения). Постмодернизм: его теория и художественная практика. Анализ текста в аспекте того или иного направления.

 

Анализ комплексный или аспектный – в каждом билете.

Знание терминов в каждом билете.

Преподаватель может добавить на 1-3 позиции список необходимых статей (фрагментов статей).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: