Несовершенства средства отображения карты.




- Недостаточные размеры экрана монитора.

- Погрешности, обусловленные разрешающей способностью монитора.

3. Качество картографических данных.

Под качеством навигационных карт ( картографических данных) понимается совокупность свойств, обеспечивающих способность карты удовлетворять целям судовождения. Качество карты оценивается набором показателей, характеризующих отдельные её свойства: полноту, достоверность, современность, точность, наглядность изображения и др.

Точность карт может быть определена как соответствие позиций изображённых на карте объектов и явлений действительности, т.е. как истинность местоположения, размеров, плановых очертаний и высот объектов. Точность оценивается величинами абсолютных и относительных позиционных погрешностей, характеризующих отклонения координат объектов на карте от их истинных значений.

Неточность картографической информации является следствием ошибок геодезических съёмок и погрешностей, допущенных при составлении карты.

- Погрешности карт, основанных на данных старых съёмок.

- Недостатки карт, основанных на результатах нескольких съёмок.

- Неточность карт, основанных на съёмках, проводимых с помощью береговых РНС

Полнота данных карт. Вопрос недостаточной подробности данных чаще всего касается значений глубин.

Современность карт. Одной из причин, лежащих в основе требования к осуществлению постоянного наблюдения на переходе, является возможность встречи неучтённых на картах изменений в реальной обстановке. Эти изменения могут быть вызваны: результатами хозяйственной деятельности человека; действием естественных сил; утонувшими объектами.

Оценка степени доверия к электронным картам. Под оценкой навигационной карты (степени доверия к карте) следует понимать заключение о её качестве с позиции безопасности плавания, сделанное на основе анализа сведений о карте. При этом необходимо обращать внимание на следующие моменты:

- кто издатель карты;

- дата издания;

- источник картографических данных и время их получения;

- масштаб карты;

- ноль глубин;

- подробности промеров глубин и способ их выполнения (подтверждения);

- рельеф и грунт морского дна;

- наличие районов, где возможно перемещение грунта (устья рек и участки действия сильных приливо-отливных течений);

- наличие шельфовых участков, где производится поиск газа и нефти, и где могут появиться неотмеченные на карте конструкции.

4. Погрешности, обусловленные отличием координатных систем.

Несовпадение координатных систем является одним из источников ошибок НИС.

- Неучёт горизонтального датума карты при обсервациях по навигационным спутниковым системам может привести к увеличению погрешности в позиции судна на величину, превышающую 1000 м.

- Погрешности пересчёта данных из одного горизонтального датума в другой ( погрешности от трансформации датумов) могут увеличить погрешность обсервованного места на десятки километров.

- Различия нулей глубин карты и пособий (или программ) для расчёта приливных явлений может привести к ошибкам в исправленных высотой прилива значениях глубин.

- Неучёт отстояния антенны бортовой аппаратуры спутниковой навигационной системы от центра массы судна или неправильный ввод её высоты приводит к существенному запаздыванию начала поворота при приборной проводке крупнотоннажных судов в стеснённых водах.

 

5. Погрешности интерпретации данных. Риск передоверия.

Причины погрешности интерпретации могут быть самыми различными.

- Для ЭКДИС они могут возникнуть из-за отличия символов ЭНК с условными знаками бумажных карт.

- В ряде случаев обобщённое отображение разных видов объектов может стать причиной их неправильной трактовки.

- Применение нескольких цветовых таблиц при отображении электронных карт, имеет определённые недостатки:

- Неодинаковое по цвету представление одних и тех же элементов карты в разных

условиях освещённости может привести к неправильной их интерпретаи.

- Имеются сложности в чтении карты, представленной «ночными» палитрами, в

результате ряд элементов карты может не привлечь внимание.

- Увеличиваются трудности в подборе цветов для вводимых для отображения на

Картах новых объектов.

- В отличие от бумажных карт, текст на электронных картах ЭНК представляется одинаково, без выделения важных деталей. Это является определённым недостатком ЭНК по сравнению с бумажной картой, т.к. вид текста не привлекает внимание к элементам обстановки, требующих первоочередного учёта.

- Реализованный в ЭКДИС метод селекции не всегда обеспечивает представление информации без излишней избыточности и без потери необходимых данных.

- Работа с дисплеем НИС сопровождается повышенной утомляемостью оператора. Это тоже может привести к ошибочной интерпретации данных ЭК.

Для того, чтобы уменьшить вероятность неправильной интерпретации данных НИС, необходимо учитывать следующие рекомендации:

- Требуется знать условные обозначения и сокращения, используемые на ЭК и на информационных табло, и не путать их между собой.

- Не надо полагать, что электронные карты точнее бумажных карт, или что погрешности векторных карт меньше погрешностей растровых карт.

- Не следует полагать, что увеличение масштаба отображения ЭК приводит к улучшению её подробности и точности.

- Необходимо использовать такой масштаб отображения и такую нагрузку ЭК, которая соответствует условиям судовождения и не создаёт трудностей в разборе данных прокладки.

- Не следует считать, что действительная позиция судна точно совпадает с отображённым на карте его положением.

- Не надо думать, что направление движения судна и его скорость точно совпадают со значениями путевого угла и путевой скорости, представляемых на информационном табло.

- Следует учитывать влияние на отображаемые кинематические параметры целей погрешностей и ограничений РЛС, САРП, АИС.

- Необходимо выбирать такие датчики информации, которые наилучшим образом соответствуют ситуации.

О риске передоверия к НИС. К аждый судоводитель должен осознать, что:

- всегда существует определённая вероятность (риск) неправильного функционирования НИС и неточности её данных;

- отображаемые гидрографические данные не более надёжны, чем данные съёмки, на которой они базируются;

- электронные карты, если они составлены по данным бумажных карт, наследуют все погрешности бумажных карт;

- предоставляемые данные навигационных датчиков отягчены погрешностями;

- ошибки и ограничения взаимодействующих с НИС приборов и систем влияют на точность и надёжность данных НИС.

Судоводитель, кроме грамотной эксплуатации НИС, должен знать недостатки и ограничения всех составляющих НИС частей (аппаратных средств, программного обеспечения, данных, датчиков информации, дисплея), использовать любую возможность для её проверки, включая визуальные определения и применение независимых технических средств контроля движения судна, чтобы исключить возможное негативное влияние ограничений НИС на безопасность судовождения.

Необходимо помнить, что НИС – это только техническое средство, как и любые другие навигационные приборы. Оно не освобождает судоводителя от обязанности выполнения непрерывного визуального наблюдения, как это требуется СОЛАС 74, от анализа качества карт и получаемой информации, от необходимости оценки навигационных ситуаций, от принятия решений по управлению судном и от ответственности за эти решения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: