Изданные до настоящего времени в государствах СНГ нормативные
акты в большинстве своем лишь фрагментарно затрагивают вопросы
гражданско-правовой регламентации отношений по поставкам. В основном
это, как уже отмечалось, общие указания о приоритетном значении
договоров в регулировании отношений поставщиков и покупателей, о
необходимости сохранения хозяйственно-договорных связей, некоторые
нормы, устанавливающие повышенные размеры санкций за невыполнение
поставок продукции для государственных нужд и отдельными категориями
потребителей. Создание развернутой системы гражданско-правового
регулирования договорных отношений с учетом изменившихся
экономических условий увязывается в большинстве стран с принятием новых гражданских кодексов.
На первом этапе суверенизации бывших союзных республик
возникшие сложности в регулировании договорных отношений по
поставкам - в связи с утратой Положениями о поставках
общеобязательной силы на территории бывшего Союза - устранялись
путем фактического продолжения пользования этими актами, в одних
случаях - по соглашению сторон, в других - по инерции. Высший
арбитражный суд Российской Федерации в постановлении Пленума от 23
июня 1992 г. N 10, касаясь ответственности за нарушение обязательств
по договорам поставки, разъяснил, что при разрешении соответствующих
споров арбитражные суды должны руководствоваться нормами Положений о
поставках, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 25
июня 1988 г.N 888, за исключением случаев, когда эти вопросы
регулируются законодательством Российской Федерации и
межгосударственными (межправительственными) соглашениями государств
- членов СНГ. В приведенном разъяснении_23 по существу выражена точка зрения Высшего арбитражного суда РФ относительно применения Положений о поставках к взаимоотношениям между российскими поставщиками и покупателями. Вместе с тем в Постановлении говорится, что в случаях невыполнения обязательств по договорам, заключенным между предприятиями разных государств СНГ, нормы об ответственности, установленные Положениями о поставках, применяются лишь тогда, когда это предусмотрено в договоре по соглашению сторон, либо если указанные нормы признаются действующими на территории соответствующих государств (п. 6).
_______________________________
23_ Вестник Высшего арбитражного суда РФ. - 1991. - N 1. - с.
80.
В целях обеспечения единообразного применения норм, регулирующих гражданские правоотношения, закрепленных в различных актах законодательства, Верховный Совет Российской Федерации 14 июля 1992 г. принял постановление о применении на территории России, впредь до принятия нового Гражданского кодекса Российской Федерации, основ гражданского законодательства Союза ССР и республик, утвержденных 31 мая 1992 г., в части, не противоречащей Конституции и законодательным актам Российской Федерации, принятым после 12 июля 1990 года. В связи с этим на поставочные отношения в Российской Федерации стали распространяться нормы общей части обязательственного права, содержащиеся в новых Основах и учитывающие роль и значение договора в условиях перехода к рыночной экономике, а также общие положения о договорах купли-продажи и специальные нормы, посвященные поставщикам, однако набор их в Основах весьма ограничен.
Высший арбитражный суд РФ после введения на территории России Основ гражданского законодательства несколько изменил свою позицию в отношении применения Положений о поставках. В Постановлении Пленума этого суда от 22 декабря 1992 г. N 23 говорится о возможности применения названных актов, но исключительно на диспозитивной основе, то есть с признанием за сторонами права предусматривать в договорах поставки условия, отличающиеся от содержащихся в Положениях норм. В отношении санкций, установленных Положениями о поставках за невыполнение договорных обязательств, Пленум разъяснил, что они могут применяться лишь в случаях, когда это предусмотрено договором_24.
_________________________________
24_ Вестник Высшего арбитражного суда РФ. - 1993. - N 2. - С.
60.
Однако вскоре выявилась недостаточность правового регулирования
поставок нормами Основ. В этой связи Постановлением Верховного
Совета РФ от 3 марта 1993 г. "О некоторых вопросах применения
законодательства Союза ССР на территории Российской Федерации"
было восстановлено применение Положения о поставках в части, не
противоречащей главе 9 Основ и иным актам законодательства,
действующим в Российской Федерации. Развернутая система норм,
регламентирующих порядок согласования договорных условий, порядок и
способы исполнения обязательств и ряд других, способствует более
четкому оформлению договоров и исполнению поставок. Тем не менее
трудности в правовом регулировании этого важнейшего вида
экономических отношений остаются. Достаточно сказать, что по
вопросам имущественной ответственности за невыполнение обязательств по поставкам в России действуют, наряду с Положением, несколько других актов, не всегда увязанных между собой: об ответственности за невыполнение поставок продукции для государственных нужд, агропромышленному комплексу, в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности и др. При этом размеры неустойки в одних случаях составляют 4 или 8 процентов, в других - 50, а в третьих - 100 процентов стоимости непоставленной продукции. За уклонение от заключения договора на поставку продукции в районы Крайнего Севера с поставщика взыскивается штраф в размере до трехкратной стоимости продукции, а для государственных нужд, как уже отмечалось - в однократном размере. Есть различия в определении порядка восполнения недопоставок, возможности неоднократного применения санкций до фактического исполнения обязательства.
С введением в действие с 1 января 1995 г. части первой нового
Гражданского кодекса Российской Федерации утрачивают силу на
территории России соответствующие разделы Основ гражданского
законодательства, в том числе глава 8 "Общие положения об
обязательствах" раздела III "Обязательственное право". Действие
норм, регулирующих отдельные виды обязательств, в том числе о поставках продукции (гл. 9), сохраняется до принятия и введения в действие части второй ГК РФ_25. Сохраняет пока силу и п. 6. Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 3 марта 1993 г., предусматривающий применение на территории России Положений о поставках_26. Применяются они и в некоторых других государствах СНГ, например, в Казахстане_27.
______________________________
25_ См. ст. 3 Федерального Закона от 21 октября 1994 г. "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" ("Российская газета". - 1994. - 8 дек.).
26_ Положения о поставках вновь опубликованы в Вестнике Высшего
арбитражного суда РФ (N 7 за 1994 г.). Во вступительной статье к
этой публикации А. А. Арифулин дает пояснения по поводу их
применения, в частности, об изъятиях, которые не действуют в
нынешних условиях.
27_ О применении Положений о поставках в Республике Казахстан свидетельствует, в частности, постановление N 4 Пленума Высшего арбитражного суда Республики Казахстан от 23 декабря 1993 от 23 декабря 1993 г. (см. Вестник Высшего арбитражного суда РФ. - 1994. - N 8. - С. 116).
Вместе с тем отдельные государства СНГ пошли по пути издания
специальных республиканских гражданско-правовых актов, регулирующих
поставки. Развернутое регулирование они получили в Республике
Молдова, где постановлением Правительства Республики от 27 декабря
1993 г. N 798 утверждены Положения о Договоре-модели на продажу
товаров и соответствующий Договор-модель. При некоторой необычности
названия указанное положение является по своему содержанию близким к
известным актам, регулирующим порядок заключения и исполнения
договоров поставки. В п. 1 Положения говорится, что оно применяется
при заключении договоров на продажу продукции
производственно-технического назначения и товаров народного
потребления между предпринимателями, предприятиями и организациями различных организационно-правовых форм, которые осуществляют свою деятельность в пределах Республики Молдова. Данное Положение, таким образом, не распространяется на отношения по продаже продукции (товаров) для личных нужд, а регулирует лишь взаимоотношения, связанные с реализацией и приобретением продукции и товаров для производственно-хозяйственных и предпринимательских целей. В поставочном характере указанных отношений убеждает и содержание конкретных норм. Как видно из ст. 1 Положения, оно рассчитано на применение к отношениям, складывающимся исключительно в пределах Республики. Положение включает в себя семь разделов: I. Общие положения; II. Порядок заключения договора; III. Условия договора;
IV. Выполнение договора; V. Ответственность сторон; VI. Предъявление претензий. Исковая давность;_28 VII. Разрешение споров.
______________________________
28_ Вопросы исковой давности в рассматриваемом Положении не затрагиваются, хотя и обозначены в названии раздела.
Анализ норм Положения свидетельствует о стремлении его
разработчиков максимально следовать принципу унификации правового
регулирования экономических отношений и сохранения стабильных норм
гражданского законодательства. Многие статьи Положения совпадают с
общими нормами Основ гражданского законодательства (правила
заключения договоров - оферта и акцепт, требования к форме договора
и т. д.), а также с нормами Положений о поставках, утвержденных
Постановлением Совета Министров СССР от 25 июля 1988 г. N 888
(определение существенных условий договора поставки, ориентация на
учет требований потребителей и изменение конъюктуры рынка при
согласовании ассортимента подлежащей поставке продукции,
установление периодичности поставок, ряд вопросов, относящихся
к порядку исполнения обязательств). Договоры на продажу товаров в соответствии с п. 3 Положения могут заключаться непосредственно между исполнителями (прямые договоры) или с участием предприятий и организаций, осуществляющих посредническую деятельность, в том числе на товарных биржах и аукционах.
В Положение включена норма, касающаяся получения разрешений
(лицензий), необходимых по законодательству Республики Молдова для
заключения и выполнения отдельных договоров (п. 5). Вопросы
ответственности решаются в Положении, исходя из общих принципов
гражданского права: за невыполнение или ненадлежащее выполнение
обязательств стороны несут ответственность в виде уплаты неустойки
(штрафы, пени) и возмещения убытков(п. 33). В п. 38 указывается, что
за частичное, полное или несоответствующее выполнение обязательств
стороны обязаны покрывать понесенные убытки, включая нереализованную
прибыль_29. Конкретный пример неустойки установлен в Положении
лишь за просрочку оплаты поставленного товара - 0,2 процента
неоплаченной суммы за каждый день просрочки (ст. 36). За
невыполнение иных обязательств неустойка устанавливается в
договорах. Основанием освобождения от ответственности могут являться лишь обстоятельства непреодолимой силы (ст.39), т. е. закрепляется принцип ответственности без вины.
_________________________________
29_ Под "нереализованной прибылью" следует понимать неполученную прибыль или так называемую упущенную выгоду.
Следует отметить диспозитивный характер рассматриваемого
Положения в целом. В ст. 2 говорится, что при заключении договоров
стороны могут отступать от него, если заключаемый договор или
предмет договора содержит какие-то особенности, кроме случаев,
когда такие отступления не допускаются действующим
законодательством.
Текст договора-модели на продажу товаров соответствует рассмотренному Положению и фактически является примерной формой договора поставки. В нем, помимо основных условий, содержащихся в Положении, имеется ряд пунктов, способствующих конкретизации порядка и способов исполнения обязательств: требования к таре, упаковке и маркировке продукции; условия о способах доставки и обеспечении сохранности груза; перечень технической и товаросопроводительной документации, которой продавец обязан снабжать отгружаемую продукцию, и некоторые другие. Эти условия в необходимых случаях должны согласовываться сторонами при заключении договора.