Философско-правовое знание Древней Греции.




Философское знание представляет собой форму общественно-

го сознания, направленную на выработку целостного взгляда на мир

и на место в нем человека, и связанное с этим познавательное, цен-

ностное, этическое и эстетическое отношение человека к миру.

По своей природе философия выполняет особую мировоззренческую

и методологическую функции, которые не берут на себя ни отдель-

ные специальные науки, ни совокупность конкретно-научного зна-

ния в целом. Философия Древней Греции всегда привлекала интерес

исследователей.

Гносеологически философия порождена множеством дисциплин

и одновременно с этим обогащала их философским содержанием, на-

полняя физику, математику, генетику, историю, юриспруденцию, со-

циологию этикой, осмыслением теории и практики, обычаев и нра-

вов, ценностей и логики.

На информационном фундаменте социальной философии строит-

ся познание общественно-исторического развития цивилизации и вы-

рисовывается сравнительная картина мира, наполненная особенно-

стями культуры и прогресса, анализом общего и частного.

Грань между науками социально-гуманитарного цикла услов-

на и подвижна, особенно в такой сфере, как философия, социология

и психология права. Их единство гармонично, а отличия производны

от предметных полей и того ракурса, под которым изучается поведе-

ние человека, характер взаимодействия с природой, социумом, пра-

воохранительными системами и другими гранями изучения личности,

общества и государства.

Философы и правоведы выделялись из античного научного мира

в одно время и с одной целью: вооружить общество пониманием при-

роды ценностей и осенить сложившиеся бытовые нормы поведения

личности авторитетом закона, закрепив мораль и право в качестве ба-

зовой основы античной цивилизации.

С точки зрения философии законность в греческих полисах оз-

начала справедливый порядок жизни в обществе, а сама справедли-

вость стала первой из юридически оформленных категорий филосо-

фии права. При этом справедливый порядок обеспечивал в греческом

обществе иерархическое построение, которое наделяло каждого че-

ловека в зависимости от того, плох он или хорош, разной долей власти.

 

Наилучший гражданин обладал большими правами, чем худший

гражданин, не соблюдавший законы. «Закон, — утверждал греческий

мыслитель и поэт Пиндар (≈ 518–438 до н.э.), — царь». Соблюдение

закона, т.е. законопослушность, дополнила философию этической

категорией — исполнением закона. Уже в V в. до н.э. в греческих по-

лисах кровная месть осуждалась, мстительные намерения карались,

нормой становилось обращение к правосудию.

Философско-теологический смысл бытия постепенно обрастал

признанием правовых норм, приобретавших силу закона. На смену

обычаям и бытовому праву шло демократическое мироустройство,

рождалось демократическое общество, формировалось писаное пра-

во. По мере укрепления полисов формировалось судебное разбира-

тельство, появлялись официальные лица, между которыми распреде-

лялись полномочия и роли.

Взаимодействие между ними было рассчитано на установление ис-

тины. Вина и ответственность стали результатом сопоставления фактов

и доказательств, что происходило в острой полемике. Логика, красно-

речие и философия стали в греческом мире движущими силами права

и судопроизводства.

К V в. до н.э. на смену тирании и господству военной аристокра-

тии пришла рабовладельческая демократия, которая стала преддве-

рием народовластия (Псков, Новгород, Ладога) и феодального пра-

ва (Европа). Первое было более демократичным, хотя и отличалось

большим субъективизмом. Второе требовало подготовки специали-

стов, профессионально исследующих доказательства вины, обладаю-

щих различного вида мышлением, красноречием (как апологическим,

так и обвинительным), логикой, знанием существующих законов, осо-

бенностей личности (как преступников, так и жертв). Триединство —

теология, философия и психология права — достались цивилизован-

ному миру от греческого рабовладения и славянского народовластия.

Первыми наставниками правоведов были софисты, а основы пра-

ва формировались в этой среде. Софистика — одно из первых фило-

софских течений. В своем первоначальном смысле она носила педа-

гогический характер и означала просвещение, обучение астрономии,

математике, геометрии, музыке, стихосложению. На этой интеллекту-

альной основе формировались группы людей, склонных к политиче-

ской, судебной, медицинской, педагогической или церковной карьере.

Несомненно, греческие софисты не представляли собой единое

философское направление. Они отличались по философским пред-

почтениям и политическим пристрастиям, а также социальному по-

ложению, месту своей деятельности (город, поселок и т.п.).

В академическом плане софистика — это схоластическое фило-

софское течение, возникшее в Древней Греции в V–IV вв. до н.э.,

которое в греческом языке означает «рассуждение», построенное

на сознательном, преднамеренном нарушении формальной логики.

В буквальном смысле слова «софизм» означает выдумку, головолом-

ку, способ доказательства того, чего на самом деле нет. Например, ты

ничего не терял, значит, ты все имеешь. Ты не терял рогов, значит, они

у тебя есть. То есть софизм — это нелепость. Но это только на первый

взгляд.

Аристотель полагал, что софисты были «истинными родона-

чальниками греческой философии нравственности; поскольку они

не только разъяснили основы греческой жизни, но и частично ис-

правляли этические понятия, критикуя основы этики». Софи-

сты в Древней Греции — это фокусники, мудрецы или лжемудрецы,

специализирующиеся

в какой-либо области. В основном это были

преподаватели философии и красноречия. Некоторые из них пользо-

вались широкой известностью как искусные ораторы и учителя. В их

числе Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт, Критий и др.

В Древнем Риме софистика получила широкое развитие, посколь-

ку оказалась востребованной в качестве многовекового опыта антич-

ной риторики и красноречия. В дальнейшем софистика укоренилась

в византийской литературе.

Что же касается софистики V–IV вв. до н.э., то она встретила рез-

кую критику со стороны Платона и Аристотеля. Но эта критика носи-

ла щадящий характер и не препятствовала софистам далее развивать-

ся, превращаться в заметное философское течение.

В «Очерке истории греческой этики до Аристотеля», предшествующем

собранию сочинений Аристотеля, говорится, что уже в древно-

сти различали два поколения софистов: старшее (Протагор из Абдер,

Горгий из Леонтии, Продик из Киоса, Гиппий из Элиды) и младшее,

среди которого выделяются Антифонт, Критий, Алкидамант, Ликоф-

рон, Фразимахи др. С таким подходом были солидарны как совет-

ские ученые (например, А.Ф. Лосев), так и современные исследова-

тели (К.К. Жоль).

Протагора

Протагора из Абдер (ок. 480–410 до н.э.) как родоначальника софи-

стов относят к скептикам и материалистам. Он приобрел известность

благодаря преподавательской деятельности в ходе своих многолетних

странствий по Греции с пропагандой своего учения, бывал в Афинах.

Протагор устраивал публичные диспуты, брал плату за обучение, ввел

в оборот софизмы. Обвинялся в атеизме. Все это, несомненно, содей-

ствовало развитию красноречия и всякого рода логических тонкостей

мышления. Протагор считается одним из основателей софистическо-

го движения. Он автор книги «О богах», которая была сожжена в Афи-

нах, а сам Протагор был изгнан из Афин. Известны также его философ-

ские трактаты «Об истине», «Наука спора», «О добродетели», «О сущем»

и др. Именно Протагору принадлежит одна из классических аксиом —

«Человек есть мера всех вещей — существующих, что они существуют,

и несуществующих, что они не существуют».

Протагор не был атеистом, но его умеренный агностицизм не защи-

тил его от обвинений в отрицании наличия Бога. На самом деле Прота-

гор не отвергал Бога, он лишь писал: «О богах я не могу знать ни того,

что они есть, ни того, что их нет». Протагор 40 лет жил жизнью

стран-

ствующего «учителя мудрости». Написал несколько трактатов, часть ко-

торых дошла до наших лет.

Гипий.

Гиппий из Элиды, младший современник Протагора, о котором

философская наука почти ничего не знает. В частности, неизвестно,

ни где и когда он родился, ни какие труды написал. Известно, что он

произносил импровизированные речи на любые темы, а также был

авторитетной личностью среди софистов. Гиппий, относившийся

к той же школе старших софистов, декларировал классовую приро-

ду законодательства и считал насильственное принуждение условием

законодательства, что, в принципе, противоречит античной филосо-

фии права в целом.

Продик.

Продик из Киоса является одним из софистов, который ближе дру-

гих единомышленников подошел к философии права. Сочетая фило-

софские занятия с дипломатической деятельностью, Продик выдви-

нул тезис о том, что в развитии цивилизации жизнь сообразно природе

сменяется господством закона.

Если учесть, что в современной философии набирает силу обоснование

необходимости создания природоподобной цивилизации, то

ситуация приобретает черты парадоксальности: не идеи древнего фи-

лософа — софиста Продика идут к нам, а современная философия од-

ним из своих направлений убеждает цивилизацию идти не от приро-

ды к закону, а от закона к природоподобию.

Если Протагор, Горгий Леонтийский, Гиппий и Продик Киосский

жили в V в. до н.э., то софисты другой группы прославились своими

трудами по философии права веком позже. Они более последователь-

но, чем их предшественники, отстаивали идеи социальной справед-

ливости и материального равенства, считали всех людей свободны-

ми и критиковали рабство. Таким образом, тезис о том, что право есть

возведенная в закон воля господствующего класса, философы ставили

под сомнение уже в V–IV вв. до н.э. Так, Алкидамант считал: природа

никого не создавала рабами. Ликофрон выступал против социально-

го расслоения (перегородок). Фразимах утверждал, что все люди рож-

даются свободными. В дальнейшем эти тезисы стали конституцион-

ной нормой для всех формаций и в таком виде дошли до наших дней.

Но ни в одной стране мира они не стали нормой бытия.

В «Очерке истории греческой этики до Аристотеля» отмечается, что

к младшему поколению софистов отнесены Фразимах, Калликл, Пол,

Диокисидор, Эвтидем и др. Но при этом также отмечается, что они ни-

чего не прибавили принципиального к учению старших софистов. Ис-

ходя из субъективности восприятия ими этических норм заключалось,

что «справедливым в государстве считается то, что выгодно сильнейше-

му, что лучше быть несправедливым, чем терпеть несправедливость».

Среди других софистов особую известность получили Антифонт,

Критий, Горгий. Точные даты жизни и смерти еще одного из старей-

ших философов, софиста Антифонта из Афин, неизвестны. Не дошли

до современного читателя и его философские труды «Истина», «Речь

о государстве», «О согласии» и др. С точки зрения соотношения мора-

ли и права обращает на себя внимание утверждение того, что все со-

циально-правовые законы, равно как и общепринятые нормы морали,

являются функцией, враждебной природе человека. По сути дела, Ан-

тифонт — один из старейших идеологов анархизма, что подтверждает-

ся его отношением к справедливости как к вынужденному, лицемер-

ному соблюдению законов. Его постулат, гражданская и философская

позиция — при свидетелях уважать законы, а без свидетелей следо-

вать требованиям природы. Антифонту, помимо противоречивых со-

физмов, принадлежит обоснование идеи равенства всех людей и не-

истинности, т.е. незаконности, сословных и расовых привилегий.

Так в софисте Антифонте причудливо сочетаются индивидуальный

аморализм, элементарный анархизм, описывающий многие явления

на языке социологии.

Критий.

Критий из Афин (ок. 460–403 до н.э.) — философ-софист, поли-

тический деятель с трагической судьбой. К гибели его привели по-

литические действия, вытекающие из философских предпочтений.

Как и Сократ, он не доверял коллективному разуму, и эта позиция

предопределила его тираническую форму правления, которая завер-

шилась трагедией: в сражении со сторонниками демократии он погиб.

Из его прозаических сочинений и драматических произведений до на-

шего времени сохранились лишь отрывки.

Горгий.

Горгий из Леонтии (Сицилия) родился около 430 г. и скончался

в 380 г. до н.э. Он получил известность как основатель риторики, став

отцом красноречия в ходе 40-летней работы странствующим учите-

лем. Как классический представитель софизма, Горгий возбудил жар-

кие споры по поводу своей триады: «1) ничего нет; 2) если бы даже

нечто и было бы, то оно было бы непознаваемо; 3) даже если бы оно

было познаваемо, его невозможно было бы высказать в слове и истол-

ковать другому».

Этот известный софистический постулат был и остается одним

из наиболее дискуссионных. По поводу этого софизма высказались

многие известные философы мира.

Совокупность философских идей, характерных для софистов V–

IV вв. до н.э., отразила первый опыт мировоззренческого разнообра-

зия взглядов на природу права. Место софистики в истории государ-

ства и права определяется тем, что софисты предприняли первые,

безусловно, удачные попытки научного поиска.

Сократ.

В философском мире насчитывается немало мудрейших ученых,

благодаря которым философия возвысилась как наука, заняв место

рядом с математикой. Философы во все времена ценились выше пред-

ставителей власти. Проходят годы и столетия, отсчитывают свой не-

торопливый бег тысячелетия, но могущественное время не может за-

ставить поблекнуть неувядаемый дар Сократа и его ученика Платона,

а также Аристотеля, ученика Платона и воспитателя Александра Ма-

кедонского.

Десятки других имен ничего не прибавляют для восприятия ан-

тичной философии, связывая ее развитие с другими мудрейшими

и талантливейшими именами, прославившими не только свои стра-

ны и народы, но и те населенные пункты, где они родились. И потому

обратимся, прежде всего, к Сократу (от. 470–359 до н.э.). Основатель

диалектики обладал апостольским даром красноречия и располагал

великим талантом раскрыть интеллект и дар собеседника, масштаб

личности как носителя скрытого знания путем искусных вопросов.

Неосознаваемое самим собеседником тайное знание становилось до-

стоянием всех, кто был вовлечен в познавательный процесс, получив-

ший название майевтика (греч. «искусство родовспоможения»).

Сократ жил в то время, когда греческое общество разлагалось, что

предопределяло особую роль нравственных законов. Сократ нес сво-

им многочисленным слушателям оптимизм и давал то, в чем они осо-

бенно нуждались: способность не отчаиваться и верить в возможность

возрождения. Тем не менее правители и обыватели не простили Со-

крату его гениальные, возвышающиеся над всеми способности. Обви-

ненный в «поклонении новым божествам» и даже в «развращении мо-

лодежи», Сократ, приговоренный к смерти, принял яд.

Сократ не оставил после себя научных трактатов, но его филосо-

фия оказала огромное влияние на все греческие философские школы:

стоиков, эпикурейцев и даже элементарных скептиков. Сократа отли-

чала вера в разум, а к счастью, по его мысли, вел только один путь —

добродетель. Что же касается пороков, то они, по мнению философа,

проистекали из одного источника — лжи. Людям, живущим в XXI в.,

особенно полезно осознать не только сказанное, но и то, что источ-

ником всех добродетелей Сократ считал знания, без которых другие

дарования делают человека несправедливым и способным делать зло.

Сократ предложил также основное средство возрождения Афин. Адре-

суя свои мысли правителям, он утверждал: «Необходимо, чтобы они

воскресили в себе нравы и установления предков и чтобы они поддер-

живали их столь же твердо, как это делали предки, тогда они возвы-

сятся до той же высоты».

Но Сократа не услышали ни раньше, когда странами правили от-

ветственные люди, ни, тем более, сейчас, когда философия индиви-

дуализма блокирует достижение национального величия, поскольку

не эта цель приоритетна для большинства чиновников.

Несомненной заслугой Сократа является то, что его школа дала

выдающихся учеников, среди которых выделяется Платон.

 

Платон.

Точные даты жизни и смерти Платона, самого известного учени-

ка Сократа, остаются неизвестными. Считается, что Платон родился

в 428 или 427 г. до н.э., а умер то ли в 348, то ли в 347 г. до н.э., прожив,

таким образом, около 75 лет.

Как известно, с учением Сократа связывается развитие трех фи-

лософских школ: Киренской, основанной Аристиппом (ок. 435 —

ок. 355 до н.э.); Кинической, созданной Антисфеном (ок. 455 —

ок. 360 до н.э.); Мегарской, основателем которой был Евклид из Мегары

(умер ок. 369 до н.э.). Эта систематизация носит условный характер,

а философы каждой из школ в разной степени инкорпорировали в свои

учения философию Сократа. В отличие от этих неполных «сократиков»,

Платон по праву считается лучшим учеником Сократа, поскольку имен-

но он отразил и развил идеи учителя.

Ученики Сократа.

Аристипп, другой ученик Сократа, развивал идеи учителя о гедо-

низме, но при этом как бы возвышался над наслаждениями, стремился

господствовать над ними, а не покорялся им. Стремление к удоволь-

ствиям, наслаждениям лежало в центре его понимания этики.

Антисфон, также ученик Сократа, ценил науку, но отрицал значе-

ние общих научных понятий. Гедонизм он рассматривал в сочетании

с добродетелью.

Евклид отождествлял благо со знанием, что было созвучно рито-

рике Сократа, но в отличие от учителя полагал, что существует только

бытие, а небытия нет.

Безусловно, среди учеников Сократа возвышается могуществен-

ная фигура Платона, который, с одной стороны, в значительной сте-

пени обогатил философию Сократа, а с другой — создал теоретиче-

скую базу для возвышения своего ученика, Аристотеля.

Труды Платона вели философию и право к осознанию роли госу-

дарства и права в развитии цивилизации. Диалоги Платона «Апология

Сократа», «Пир», «Федон», «Парменид», «Тимей» и особенно «Госу-

дарство» вызывали критику как его современников, так и мыслите-

лей более позднего времени. Но именно в этом заключается их особая

ценность. Платону принадлежит разработка теории познания, этики,

педагогики, истории государства и права. Его главный труд «Государ-

ство» написан с позиций объективного идеализма, но он дал толчок

бурному развитию дискуссий по всей совокупности идей государ-

ственного строительства, этики и философии права.

Специалисты различают в творческой деятельности Платона три

периода. Первый — подготовительный; второй — конструктивный,

плодотворный; третий — аналитический, когда Платон проводил ре-

визию своих концепций и отказался от ряда изложенных ранее идей 28.

Содержание первого периода наполнено борьбой с воззрения-

ми софистов и теоретической поддержкой учителя, Сократа, в борьбе

с ними. С точки зрения философии права в это время Платон сфор-

мулировал тезис о тождестве добродетели и знания, пришел к выводу

о том, что лучше испытывать на себе и терпеть несправедливость, чем

самому отличаться несправедливостью. От сократовских идей догма-

тического идеализма Платон не отступает.

На переходной стадии Платон отверг сократовское отождествление

добродетели и знания, и рядом с истинной добродетелью, основанной

на знании, у него появилась другая ценность, основанная на природных

данных и выработанных в процессе воспитания привычках. Так Платон

пришел к перспективной идее классификации добродетели.

Опираясь на психологический анализ души, Платон сделал вывод

о существовании природной, дарованной человеку Божеством, природ-

ной добродетели. Суть такой добродетели Платон видел в таких функци-

ях души, как мудрость, умеренность и мужество, гармонию между кото-

рыми устанавливает четвертая добродетель — справедливость.

От философского взгляда на добродетели Платон перешел к выяс-

нению диалектики взаимоотношений души и государства. Суть уче-

ния Платона о государстве сводится к тому, чтобы идею о государстве

не искажать практикой государственного строительства, производной

не от этико-правовых идей, а от политических интересов отдельных

групп людей.

В основе платоновского государства заложена идеалистическая фи-

лософия права, идея всеобщего блага, составной частью которой явля-

ется государство. Государство в платонизме — это иерархия и взаимо-

действие трех сословий: правителей — мудрецов; воинов и чиновников;

крестьян — ремесленников. Согласие и гармонию как в государстве, так

и в индивиде, по мысли Платона, создает справедливость.

Платон ввел в философию государства и права еще одну, пятую до-

бродетель, так сказать, союзника и государства, и индивида — набож-

ность.

Платону принадлежит идея соединения математического анализа

с философским осмыслением процессов и явлений. Эта идея воплоти-

лась в сфере образования, в частности, в подготовке юристов. В Япо-

нии уже в середине XIX столетия для поступления в Токийский универ-

ситет на юридический факультет нужно было успешно сдать не только

английский язык, литературу, историю, но и математику. В России это

сделали только в 1992 г. в Российском государственном социальном

университете. В главном вузе России — Московском государственном

университете имени М.В. Ломоносова, заговорили о необходимости

преподавания будущим юристам математики и логики лишь в 2010 г.

Но только заговорили, а до практики дело не дошло. Более того, в мо-

дернизированных и существующих сейчас федеральных государствен-

ных образовательных стандартах направления подготовки «Юриспру-

денция» нет и намека на целесообразность изучения математики.

С точки зрения философии права следует подчеркнуть, что Платон

в своей концепции идеализировал не государство, а благо, что при-

водило его к конфликту как с оппонентами, так и с правителями его

исторической эпохи. Попытка вразумить власть имущих в любые вре-

мена завершается одинаково: для Платона — рабством и покушением

на жизнь, для Сократа — отравлением, для Радищева — смертью, для

Достоевского — каторгой, для декабристов — виселицей.

Опережая свое, а может быть, и наше время, Платон ставил мо-

раль выше права. Постичь эту истину удалось многим, но добиться

того, чтобы мораль и право, право и справедливость стали составны-

ми частями теории права и истории государства, не удалось никому.

Аристотель.

Великого греческого философа Аристотеля (384–322 гг. до н.э.)

по справедливости называют отцом и творцом различных дисци-

плин — логики, естествознания, риторики, теории искусств. Он был

самым известным и почитаемым философом античной цивилизации,

оказавший огромное влияние на развитие современных знаний. Ари-

стотель — основатель перипатетической школы, ученый-энциклопе-

дист, ученик Платона. В случае с Аристотелем мы имеем дело с одной

из премудростей (ученик превзошел Учителя), которая воплотилась

в реальность: Аристотель превзошел Платона. Аристотель был первым

ученым, создавшим многогранную систему философии, охватившую

все сферы человеческого развития — социологию, философию, по-

литику, логику, физику. Его взгляды на онтологию имели серьезное

влияние

на последующее развитие человеческой мысли.

В течение 20 лет (с 367 по 347 г. до н.э.) Аристотель был сначала слу-

шателем, затем преподавателем Академии Платона, вошел в сообще-

ство философов-платонистов. Из биографии Аристотеля известно, что

он был воспитателем 13-летнего Александра Македонского. Все знают

о том, что он прославился как великий воин, покоривший множество

стран и народов. Ему же принадлежит выдающаяся по своему глубоко-

му содержанию и философскому смыслу оценка личности Аристоте-

ля. Большинство правителей получили власть, но не вошли в историю

именно потому, что им не повезло так, как Македонскому: у них не было

образования, знаний, любви к науке, т.е. не было своего Аристотеля.

Ни у Хрущева, ни у Горбачева, ни у Ельцина… Отсюда и результаты.

Аристотель не демонстрировал своего превосходства и, во многом

не соглашаясь с Платоном, никогда не персонифицировал свою критику.

Историки и философы выделяют три группы сочинений Аристо-

теля, классифицируя их как:

- опубликованные при жизни и литературно обработанные;

- собрание всевозможных материалов и выписок, т.е. эмпириче-

ская база для теоретических трактатов;

- сочинения эзотерического характера, «лекторские конспекты,

которые при жизни Аристотеля не публиковались».

Есть еще большая группа работ, известных как «неподлинные со-

чинения», но их анализ — удел специалистов.

Для современной социологии права особое значение имеют мето-

ды исследования явлений и процессов, разработанные философами

Древней Греции. В дополнение к диалектике Платона Аристотель ис-

пользовал аналитику — теорию доказательного силлогизма, для чего

ему потребовались базовые основы геометрии — аксиомы, элементы,

доказательства. Взятые в совокупности, методы Аристотеля для ан-

тичных времен были новаторскими. Для современной криминали-

стики — это составная часть инструментария следователя. О том, что

они пришли из Древней Греции, криминологи вспоминают нечасто,

а криминалистам об этом можно и не знать: в процессе расследования

преступлений вместо прежних архаизмов типа диалектики, аналити-

ки, доказательного силлогизма современные специалисты используют

технические новшества, в том числе химию, биологию, генетику, дак-

тилоскопию, автоматическую систему распознавания лиц, спектраль-

ные и другие анализы. Интерес представляют обширные базы данных,

аналоговые сопоставления, т.е. то, что дает не философия, а химия,

биология, генетика, компьютерные технологии и т.д. Аналитика Ари-

стотеля предстает как гносеологическая основа, которую сам Аристо-

тель именовал «первой философией».

Оценивая полемику Аристотеля с Платоном, как скрытую, так

и адресную, специалисты приходят к заключению, что в споре с Учи-

телем Аристотель «не отрицает понятие безусловного блага, он не рас-

сматривает философской трудности вопроса о свободе воли, он не от-

вергает и различия истинного знания от мнения, и, наконец, он

не считает наслаждение понятием тождественным с понятием выс-

шего блага, он лишь иначе, иногда полнее, определяет эти понятия,

и в некоторых случаях он вносит удачное расчленение понятий».

Главная задача Аристотеля, как он ее видел сам, в том, что «он дал бо-

лее подробное психологическое обоснование этики Платона».

Велик Аристотель в разработке новых направлений в ключевых

областях философских и пограничных с философией знаний. Он —

основатель формальной логики, силлогистики, глубокий знаток всех

областей знаний, основатель по примеру Академии Платона собствен-

ной школы. Считая человека общественным, т.е. социальным, он раз-

мышлял и о формах того государства, в котором человек чувство-

вал бы себя комфортно. Наилучшей формой государства Аристотель

считал монархию, а наихудшей — тиранию в любой форме, как оли-

гархическую, так и охлократическую. Аристотель — исключительно

плодотворный ученый и оригинальный мыслитель. Он автор уникаль-

ных произведений — «Органон», «Аналитика», «Метафизика», «Фи-

зика», «Этика», «Политика», «Риторика», «Поэтика», «Категории»,

«О возникновении животных» и др. Совокупное творческое наследие

Аристотеля — неиссякаемый кладезь знаний и идей, объединенных

общим названием — аристотелизм, безраздельно господствовавший

в философии до начала эпохи Возрождения.

Унаследовав от Платона представление об идеальном государстве,

Аристотель обосновал роль законов для государственного строитель-

ства, для ограничения власти судей параметрами законов. Не менее

важно осознать ту роль, которую Аристотель отводил в философии

справедливости, наделяя ее политико-правовым и экономическим

смыслом. Философская трактовка благ рассматривалась им в качестве

достаточности и полезности, что имело и имеет особое значение для

формирования законности и правопорядка, очерчивая то простран-

ство, за пределами которого справедливость и блага вступают в про-

тиворечие с законом.

К сожалению, этот вопрос имеет только философское измерение

и не содержит количественно-качественного выражения в формате

математически обоснованной достоверности. А отделяет нас от пер-

вой постановки до современного уголовного, гражданского, налого-

вого и иного законодательства уже как минимум более двух тысяч лет.

Ровно столько времени мы ищем рациональное соотношение между

необходимым количеством благ и справедливостью, вникая в смысл

того, что Аристотель называл справедливостью уравнивающей и спра-

ведливостью распределяющей.

На протяжении веков развивались идеи Аристотеля о предназна-

чении блага, способах его исчисления (в том числе в деньгах).На них

ссылались во времена позднего феодализма, раннего капитализма,

конструируя общества всеобщего благоденствия, конвергенции, ком-

мунизма или глобализма, «вмонтировав» справедливость в концепцию

социального государства или в название политической партии. Однако

специалистам в области философии права так и не удалось ни возвысить

справедливость до общечеловеческой ценности, ни дискредитировать

ее в философии права, похоронив в уголовно-правовом. Это удалось

сделать только в России, где за равный труд установлена разная оплата

и топ-менеджеры корпораций получают миллионные ежедневные возна-

граждения без учета их вклада в реальные достижения государственных

предприятий. Но это уже не философия права, а проявление политики,

имеющей отношение не к философии права, а к феномену бесправия.

К философии права имеет отношение теория собственности, ле-

жащая в основе апологетики рабовладельческого строя, идеологом ко-

торого был Аристотель. Он считал, что рабство существует от приро-

ды, но рабами должны быть варвары, а не греки.

В философии Аристотеля раб не воспринимался как личность,

а право владеть им и принуждать трудиться во имя всеобщего государ-

ственного блага рабовладельцу давал закон, вершителями и носителя-

ми которого, по мысли Аристотеля, были авторитетные, состоятельные

люди, заботящиеся о благе государства и наделенные необходимыми

правами.

С точки зрения этики теория Аристотеля, особенно с вершины про-

шедших тысячелетий, не выглядит привлекательной. Считая рабовла-

дение реальностью, Аристотель, тем не менее, различал мораль и пра-

во, этику и закон, связывая право с собственностью, экономическими

механизмами жизни общества и типом государственного устройства.

Отсюда вытекают и его представления о демократах, к которым он отно-

сил, во‑первых, наименее обеспеченных, во‑вторых, олигархов, т.е. бо-

гатое и аристократическое меньшинство. При такой социальной струк-

туре общества власть, как полагал Аристотель, должна принадлежать

среднему классу, расположившемуся между демократами и олигарха-

ми. Такое устройство подошло бы и к современной России, но тремя

мощными актами (дефолтом августа 1998 г., кризисами 2008 и 2014 гг.,

на которые наложилась пандемия) Россия утратила такую перспективу.

Для теории права и истории государства особое значение имеют

размышления Аристотеля о соотношении этики как философской ка-

тегории и политики. В представлении Аристотеля этика — это часть

политики, а ее главная задача «заключается в определении высшего

блага для человека». Существенным является то, что благо, по Ари-

стотелю, должно быть и для индивида, и для государства. При этом

благо для государства должно включать в себя и благо для индивида.

Особое значение этики Аристотеля состоит в том, что это была,

по сути, впервые изложенная теория нравственности. В сочетании

с теорией собственности она уже формировала гносеологические ос-

новы для дальнейшего продвижения науки к обширной области зна-

ний — философии права. Истоки этой науки — в античной древности

и том потенциале, который накопила Древняя Греция, породив со-

фистов, Сократа, Платона, Аристотеля, их единомышленников и уче-

ников. История цивилизации до возникновения Римской республи-

ки накопила знания, необходимые для трансформации философских

элементов права в юридическое мировоззрение.

 

 

Библиография.

 

 

Антология мировой философии: В 4 т. Т. 1. Ч. 1. М.: Мысль, 1969.

Аристотель. Сочинения в 4 т. М.: Наука, 1975–1984.

Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории. Минск: Лите-

ратура, 1998.

Асмус В.Ф. Античная философия. 3-е изд. М.: Высшая школа, 2005.

Баженова Е.А. Истоки естественно-правового мышления в идеях древнегреческих софистов: Протагор и Антифон // Труды Института государства и права РАН.

2019. Т. 14. № 1. С. 9–34.

Богомолов А.С. Античная философия. М.: Издательство МГУ, 1985.

39 Аристотель. Указ. соч. С. 133.

40 См.: там же.

Истоки философии права в политических учениях Древней Греции 85

Proceedings of the Institute of State and Law of the RAS. 2020. Volume 15. No. 2

Брамбо Р.С. Философы Древней Греции. М.: Центрполиграф, 2010.

Вольф М.Н. Трактат о не-сущем, или о природе Горгия в De Melisso Xenophane

Gorgia, V–VI: условно-формальная структура и перевод // Schole. Философское

антиковедение и классическая традиция. 2014. Т. 8. № 2. С. 198–219.

Дидикин А.Б. Аналитическая философия права: истоки, генезис и структура.

Томск: Изд-во ТГУ, 2016.

Жоль К.К. Философия и социология права: Учеб. пособие. М.: ЮНИТИ, 2012.

Жуков В.И. Актуальные проблемы философии, социологии и психологии пра-

ва: сборник докладов. М.: Проспект, 2019.

Зубов В.П. Аристотель. М.: Эдиториал УРСС, 2000.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: