Средневековый университет




Первые организационные формы научно-познавательной деятельности. Античная философская школа и Средневековый университет.

Институционализация - превращение какого-либо явления или движения в организованное учреждение, упорядоченный процесс с определённой структурой отношений, иерархией власти, дисциплиной, правилами поведения.

Вместе со становлением индустриального общества наука превращается в один из решающих факторов общественного развития. Она становится не только «производительной силой» и обязательным условием успешного технико-экономического развития, но и оказывает сильнейшее влияние почти на все сферы человеческой деятельности, решительно меняет устаревшие представления об окружающем мире, космосе, живой и неживой природе, биологических основах человеческой жизни, раскрывает тайны мозга и психики. Овладение научными знаниями становится необходимым условием формирования человеческой личности, причем процесс этот начинается с первых классов общеобразовательной школы, продолжается в профессиональной высшей школе, но на этом не заканчивается. Динамично развивающееся современное общество требует от человека постоянного овладения новыми научными знаниями, необходимыми для профессионального роста. Сфера образования испытывает наиболее сильное воздействие науки и научных открытий, она постоянно меняет свои образовательные программы, включая в них сведения о новейших научных открытиях, и, готовя высоко профессиональные кадры, способствует дальнейшему прогрессу науки и техники. Благодаря небывалому триумфу науки в XX веке научная рационализация охватила почти все сферы человеческой жизни, а сам человек науки - ученый стал одной из влиятельных фигур общественной жизни.

Институционализация науки - это одно из ключевых понятий современной социологии науки, которое позволяет раскрыть основные особенности и закономерности формирования развития системы научного знания, превращения ее в социальный институт.

Институционализация науки предполагает рассмотрение процесса ее развития с трех сторон:

  1. создание различных организационных форм науки, ее внутренней дифференциации и специализации, благодаря чему она выполняет свои функции в обществе;
  2. формирование системы ценностей и норм, регулирующих деятельность ученых, обеспечивающих их интеграцию и кооперацию;
  3. интеграция науки в культурную и социальную системы индустриального общества, которая при этом оставляет возможность относительной автономизации науки по отношению к обществу и государству.

Социальный институт подразумевает наличие социального сообщества. Институт научной деятельности начал складываться в античности, хотя часто называют XVII век.

Античная философская школа

Наиболее ранняя форма институционализации науки. Она объединяла близких по духу людей вокруг учителя с целью усовершенствования духовных качеств («излечение», «врачевание» души) и поиска правильной жизни. (Целям общего образования служили риторические школы.) Историк науки Мишель Фуко (XX век): в философской школе преследовались личные цели. Но все были равны. В Древней Греции образ истинности и моральные категории составляли одно целое, источником зла считалось незнание. Именно в этом контексте следует переводить греческое слово «пайдея» (образование). Наряду с понятием эпистеме - истина, - существовало понятие докса - мнение, мнимость. Эпистеме подразумевало внутреннее преобразование человека, одного получения информации мало. Современное образование оперирует другими категориями, например: информацию можно складывать (склад ума), скачивать. Платон, миф о пещере (IV век до н. э.): человек постигает истину, только когда перемещается вверх - преодолевает самого себя. Гераклит (прозванный «тёмным»): многознание уму не научает, это будет лишь хорошо информированный человек.

Средневековый университет

Цель науки, образования была та же, что и в Древней Греции, но не являлась заботой частных людей, а провозглашалась всеобщей и обязательной задачей. Забота о душе осуществлялась не самостоятельно, а под контролем церкви.

Наиболее характерной формой познавательской организации стал университет (с латинского, сообщество) - корпорация, сообщество людей учения. Первые университеты появились в XII веке (в частности, в Париже, Оксфорде, Монпелье, Болонье). Они создавались для внесения порядка, так как нередко возникали стычки между горожанами и прибывшими студентами.

Организационная структура университета. Образование не делилось на дисциплины (под дисциплиной понимались свойства ученика, позволяющие овладеть знанием). Среди общеобразовательных факультетов были факультеты права, медицины, свободных искусств, но главный - факультет теологии (богословия). Здесь теология - наука о Священном Писании, попытки формализовать разговор о Боге и другом с целью дефиниции, детерминации (типичная форма - схоластика). В Парижском университете срок обучения составлял 8 лет. Средневековый университет был сходен с профессиональным цехом, выделялись нации (землячества). Обучение начиналось с долгого ученичества (под надзором наставника), экзамен проходил в форме публичного диспута, успешное выступление на котором являлось допуском к чтению лекций (с латинского, чтение). Обучение в университете было бесплатно, но и сам он воплощал бедность (например, в помещениях не было мебели); обычно университет располагался при монастыре. Новое знание в средневековых университетах не вырабатывалось. Целью образования были упорядочение, сохранение и передача имеющегося знания.

Управление университетом. Единой системы финансирования не было, но имелись спонсоры, которые представляли соперничающие церковную и королевскую власти. Государственная власть стала основывать университеты в 14-15 веках, прежде этим занималась только церковь. Поддержка университета осуществлялась не в форме зарплат, а в форме даров, иногда стипендий, и не обязательно деньгами: в качестве даров преподносились, например, библиотеки. Одним из источников финансирования были пошлины. В 16 веке появилась оплачиваемая должность «королевский лектор». Средневековый университет - самоуправляющаяся организация; у каждого факультета своя печать. Но такого права добивались постепенно и не всегда окончательно. Булла Григория IX 1231 года установила подчинение Парижского университета только церкви, в частности, только церковному суду.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-02-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: