Для самостоятельного изучения. Гл.5




Лекция 8.

Средства общения НИС с оператором.

1. Пользовательский интерфейс.

Пользовательский интерфейс системы – это совокупность средств, определяющих процедуры взаимодействия оператора с информационной системой.

В НИС реализован визуальный графический пользовательский интерфейс. В современных системах он дополнен речевыми пояснениями.

Визуальный графический пользовательский интерфейс систем организуется с помощью стандартных интерфейсных компонентов, отображаемых на экране. Управление этими элементами производится с помощью манипулятора (джостика, трекбола, мышки), а также клавиатуры. Для выделения интерфейсного компонента на него с помощью манипулятора наводят курсор. Активизация выделенного элемента осуществляется щелчком или двойным щелчком манипулятора.

Стандартные компоненты интерфейса разделяются на несколько видов:

- управляющие элементы – различного вида меню, кнопки команд и настройки, переключатели, флажки, списки выбора, наборы закладок, линейки прокрутки и т.д.;

- компоненты для представления данных – поля отображения, метки, списки, текстовые зоны, ярлыки, таблицы, диаграммы и т.д.;

- элементы для ввода и изменения данных – поля ввода, цифровые и аналоговые регуляторы, редакторы различного вида и т.д.;

- группирующие элементы – рамки, панели, планки и линейки инструментов и т.д.;

- другие компоненты.

С помощью интерфейсных элементов создаётся «язык» для общения судоводителя с системой. Этот «язык» стараются сделать простым, ясным, понятным, обеспечивающим удобное управление НИС и позволяющим избежать ошибок интерпретации данных, задержек на их расшифровку.

НИС обычно работает в нескольких режимах (исполнительная прокладка, предварительная прокладка, работа с каталогом, работа с электронным судовым журналом, информация о судне и др.). Для их переключения используется специальное меню или зависимая группа управляющих кнопок.

Для управления НИС в конкретном режиме работы на её экране создаётся специальная панель, группирующая необходимые для этой цели компоненты интерфейса. Например, типовой вариант может включать в себя пять локальных панелей: одну управляющую и четыре информационных (судна, маршрута, карты, сообщений). Кроме этого на панели режима исполнительной прокладки есть два поля для информации курсора и маркера.

 

Для самостоятельного изучения Гл 5.

На информационной панели судна в процессе перехода непрерывно отображаются следующие данные:

На панели маршрута представляются:

На информационную панель карты выводятся:

На панели сообщений отображаются

В поле информации курсора выводятся

В поле маркера отображаются

На панели управления сосредоточены

Стандартов пользовательского интерфейса НИС пока нет. НИС разных производителей имеют неодинаковые средства общения, хотя, естественно, в них много общего, так как назначение всех НИС одно.

2. Требования к отображению картографических данных.

На официальной международной основе определены требования к отображению информации только для одного из видов НИС, для ЭКДИС. Касаясь этих требований, необходимо отметить следующее.

ИМО приняла «Эксплуатационные требования к ЭКДИС», где установила типы данных для этой системы и категории отображаемой информации (базовая, стандартная, полная).

МГО разработала стандарты отображения карт ЭКДИС. Они содержатся в специальной публикации МГО S52 «Элементы содержания карт и аспекты отображения информации ЭКДИС». Этот документ представляет собой руководство относительно содержания, выпуска, корректуры и отображения ЭНК в ЭКДИС.

МЭК определила элементы отображения:

- кинематики собственного судна (МЭК, 61174, приложение Е);

- данные РЛС (МЭК, 60936, приложение Е);

- информации РЛС/САРП (МЭК, 60872);

- целей АИС (МЭК, 61993-2).

 

Для самостоятельного изучения. Гл.5.

Выдержки из требований.

- Отображение символов.

- Отображение ЭНК.

- Библиотека презентации.

- Представление объектов пользователя.

- Единицы измерений.

- Требования к дисплею.

- Отображение картографической информации.

3. Виды и методы представления картографической информации.

- Режимы отображения. Навигационная обстановка на экране НИС может представляться в истинном и относительном движении.

- Виды ориентации карты. В НИС обеспечивается возможность ориентировать карту по разным направлениям, чаще всего, по норду, по курсу, по стабилизированному курсу. Иногда добавляется ориентация карты по оси фарватера и по любому другому, задаваемому в цифровом виде направлению.

- Проекции карт. При построении навигационных ЭК на экране дисплея отдаётся предпочтение наиболее отвечающим целям судовождения проекциям Меркатора: нормальной (НПМ) для широт 0-85 градусов, поперечной (ППМ) для широт 80-90. За главную параллель карты в НПМ обычно принимается параллель, проходящая через центр экрана.

-Содержание и вид ЭНК соответствует специальной публикации МГО S52, и является единообразным для всех ЭКДИС.

- Отражение карты в разных масштабах. Карта может отображаться как в оригинальном масштабе, которому соответствуют её данные, так и в других масштабах. Масштаб, в котором карта показывается на экране дисплея, носит название масштаб её отображения. Представление на мониторе карты в более крупном масштабе, чем оригинальный, называется перемасштабированием. Отображение на дисплее карты в масштабе меньшем оригинального называется недомасштабированием. С изменением масштаба ЭК связаны понятия наибольшего и наименьшего масштабов её отображения. Наибольший (наименьший) масштаб ЭК – это значение самого крупного (мелкого) масштаба, в котором в системе может представляться определённая карта.

4. Обеспечение наглядности карт.

Для того, чтобы электронная карта в НИС была наглядной и не содержала ненужную информацию, используется ряд приёмов и методов, часть из которых характеризуются ниже.

- Для обеспечения лёгкости восприятия данных символика электронных карт базируется на знакомых условных обозначениях объектов на бумажных картах с некоторыми упрощающими изменениями, обеспечивающими лучшую наглядность.

- Для неразрывного отображения обстановки вокруг судна на стыках карт применяется, так называемое, их бесшовное представление.

- С целью предотвращения перегруженности карты при недомасштабировании применяются операции генерализации. Под генерализацией изображения в НИС понимается процедура, с помощью которой при недомасштабировании отдельные КО показываются упрощённо, либо не отображаются, в соответствии с используемым масштабом, чтобы избежать перегруженности карты. В НИС применяется автоматическая генерализация, называемая также алгоритмической

- Для привлечения внимания судоводителя к опасным объектам или элементам, используются методы «подсвечивания» символов: выделение их красным или другим привлекающим внимание цветом, большей яркостью, миганием, либо комбинацией этих способов.

- Для оптимизации содержания показываемой на карте информации в соответствии с условиями плавания применяются: операция селекции картографических объектов;многооконный режим работы дисплея;выделения опасной для судна изобаты;всплывающие данные.

- Отображение данных карты по приоритету. Если символы одних элементов накладываются при выбранном масштабе на другие, то показываются данные, высшие по иерархии (приоритету отображения).

- С целью упрощения глазомерной оценки координат, расстояний, направлений, на карте могут отображаться: сетка меридианов и параллелей, неподвижные круги дальности, охранная зона, курсовая черта, направление на север.

- Для детального просмотра участков карты в ЭКДИС применяется функция «электронной лупы», позволяющая выделить любой участок карты и отобразить его в рамках всего экрана.

- Приспособление карты к разным условиям освещённости. Для ЭКДИС МГО в спецификации S52 установлены следующие цветовые палитры: яркое солнце; ясный день; пасмурный день; сумерки; ночь. Для приспособления к изменению освещённости, вместо смены палитры цветов (либо в дополнение к ней), применяется изменение яркости изображения карты. При наличии в рулевой рубке фотометра системой может выполняться автоматическая адаптация изображения к условиям освещённости.

5. Отображение навигационных элементов.

В НИС отображаются характеризующие процесс судовождения элементы:

- текущее место собственного судна, его кинематические параметры и траектория движения;

- планируемые основной и альтернативный маршруты;

- информация, введённая с пульта оператора;

- данные РЛС, САРП, АИС и иных навигационных приборов;

- а также ряд другой, относящейся к навигации информации.

При помещении навигационной информации на карту используются различные приоритеты отображения. Иногда эта информация накладывается сверху изображения карты. В ряде случаев она является нижним слоем данных. Дополнительная информация может помещаться между слоями карты.

Для производства измерений в НИС могут использоваться неподвижные и подвижные круги дальности, а также один или два электронных визира. Во многих НИС для одновременного измерения пеленгов и дистанций применяется электронная визирная линейка.

В ЭКДИС должны обеспечиваться измерения пеленга и дистанции с текущего места судна или с выбранной референцной точки на любую точку на карте.

 

Для самостоятельного изучения. Гл.5

6. Пути улучшения отображения информации.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: