Лекция 8.
Средства общения НИС с оператором.
1. Пользовательский интерфейс.
Пользовательский интерфейс системы – это совокупность средств, определяющих процедуры взаимодействия оператора с информационной системой.
В НИС реализован визуальный графический пользовательский интерфейс. В современных системах он дополнен речевыми пояснениями.
Визуальный графический пользовательский интерфейс систем организуется с помощью стандартных интерфейсных компонентов, отображаемых на экране. Управление этими элементами производится с помощью манипулятора (джостика, трекбола, мышки), а также клавиатуры. Для выделения интерфейсного компонента на него с помощью манипулятора наводят курсор. Активизация выделенного элемента осуществляется щелчком или двойным щелчком манипулятора.
Стандартные компоненты интерфейса разделяются на несколько видов:
- управляющие элементы – различного вида меню, кнопки команд и настройки, переключатели, флажки, списки выбора, наборы закладок, линейки прокрутки и т.д.;
- компоненты для представления данных – поля отображения, метки, списки, текстовые зоны, ярлыки, таблицы, диаграммы и т.д.;
- элементы для ввода и изменения данных – поля ввода, цифровые и аналоговые регуляторы, редакторы различного вида и т.д.;
- группирующие элементы – рамки, панели, планки и линейки инструментов и т.д.;
- другие компоненты.
С помощью интерфейсных элементов создаётся «язык» для общения судоводителя с системой. Этот «язык» стараются сделать простым, ясным, понятным, обеспечивающим удобное управление НИС и позволяющим избежать ошибок интерпретации данных, задержек на их расшифровку.
НИС обычно работает в нескольких режимах (исполнительная прокладка, предварительная прокладка, работа с каталогом, работа с электронным судовым журналом, информация о судне и др.). Для их переключения используется специальное меню или зависимая группа управляющих кнопок.
Для управления НИС в конкретном режиме работы на её экране создаётся специальная панель, группирующая необходимые для этой цели компоненты интерфейса. Например, типовой вариант может включать в себя пять локальных панелей: одну управляющую и четыре информационных (судна, маршрута, карты, сообщений). Кроме этого на панели режима исполнительной прокладки есть два поля для информации курсора и маркера.
Для самостоятельного изучения Гл 5.
На информационной панели судна в процессе перехода непрерывно отображаются следующие данные:
На панели маршрута представляются:
На информационную панель карты выводятся:
На панели сообщений отображаются
В поле информации курсора выводятся
В поле маркера отображаются
На панели управления сосредоточены
Стандартов пользовательского интерфейса НИС пока нет. НИС разных производителей имеют неодинаковые средства общения, хотя, естественно, в них много общего, так как назначение всех НИС одно.
2. Требования к отображению картографических данных.
На официальной международной основе определены требования к отображению информации только для одного из видов НИС, для ЭКДИС. Касаясь этих требований, необходимо отметить следующее.
ИМО приняла «Эксплуатационные требования к ЭКДИС», где установила типы данных для этой системы и категории отображаемой информации (базовая, стандартная, полная).
МГО разработала стандарты отображения карт ЭКДИС. Они содержатся в специальной публикации МГО S52 «Элементы содержания карт и аспекты отображения информации ЭКДИС». Этот документ представляет собой руководство относительно содержания, выпуска, корректуры и отображения ЭНК в ЭКДИС.
МЭК определила элементы отображения:
- кинематики собственного судна (МЭК, 61174, приложение Е);
- данные РЛС (МЭК, 60936, приложение Е);
- информации РЛС/САРП (МЭК, 60872);
- целей АИС (МЭК, 61993-2).
Для самостоятельного изучения. Гл.5.
Выдержки из требований.
- Отображение символов.
- Отображение ЭНК.
- Библиотека презентации.
- Представление объектов пользователя.
- Единицы измерений.
- Требования к дисплею.
- Отображение картографической информации.
3. Виды и методы представления картографической информации.
- Режимы отображения. Навигационная обстановка на экране НИС может представляться в истинном и относительном движении.
- Виды ориентации карты. В НИС обеспечивается возможность ориентировать карту по разным направлениям, чаще всего, по норду, по курсу, по стабилизированному курсу. Иногда добавляется ориентация карты по оси фарватера и по любому другому, задаваемому в цифровом виде направлению.
- Проекции карт. При построении навигационных ЭК на экране дисплея отдаётся предпочтение наиболее отвечающим целям судовождения проекциям Меркатора: нормальной (НПМ) для широт 0-85 градусов, поперечной (ППМ) для широт 80-90. За главную параллель карты в НПМ обычно принимается параллель, проходящая через центр экрана.
-Содержание и вид ЭНК соответствует специальной публикации МГО S52, и является единообразным для всех ЭКДИС.
- Отражение карты в разных масштабах. Карта может отображаться как в оригинальном масштабе, которому соответствуют её данные, так и в других масштабах. Масштаб, в котором карта показывается на экране дисплея, носит название масштаб её отображения. Представление на мониторе карты в более крупном масштабе, чем оригинальный, называется перемасштабированием. Отображение на дисплее карты в масштабе меньшем оригинального называется недомасштабированием. С изменением масштаба ЭК связаны понятия наибольшего и наименьшего масштабов её отображения. Наибольший (наименьший) масштаб ЭК – это значение самого крупного (мелкого) масштаба, в котором в системе может представляться определённая карта.
4. Обеспечение наглядности карт.
Для того, чтобы электронная карта в НИС была наглядной и не содержала ненужную информацию, используется ряд приёмов и методов, часть из которых характеризуются ниже.
- Для обеспечения лёгкости восприятия данных символика электронных карт базируется на знакомых условных обозначениях объектов на бумажных картах с некоторыми упрощающими изменениями, обеспечивающими лучшую наглядность.
- Для неразрывного отображения обстановки вокруг судна на стыках карт применяется, так называемое, их бесшовное представление.
- С целью предотвращения перегруженности карты при недомасштабировании применяются операции генерализации. Под генерализацией изображения в НИС понимается процедура, с помощью которой при недомасштабировании отдельные КО показываются упрощённо, либо не отображаются, в соответствии с используемым масштабом, чтобы избежать перегруженности карты. В НИС применяется автоматическая генерализация, называемая также алгоритмической
- Для привлечения внимания судоводителя к опасным объектам или элементам, используются методы «подсвечивания» символов: выделение их красным или другим привлекающим внимание цветом, большей яркостью, миганием, либо комбинацией этих способов.
- Для оптимизации содержания показываемой на карте информации в соответствии с условиями плавания применяются: операция селекции картографических объектов;многооконный режим работы дисплея;выделения опасной для судна изобаты;всплывающие данные.
- Отображение данных карты по приоритету. Если символы одних элементов накладываются при выбранном масштабе на другие, то показываются данные, высшие по иерархии (приоритету отображения).
- С целью упрощения глазомерной оценки координат, расстояний, направлений, на карте могут отображаться: сетка меридианов и параллелей, неподвижные круги дальности, охранная зона, курсовая черта, направление на север.
- Для детального просмотра участков карты в ЭКДИС применяется функция «электронной лупы», позволяющая выделить любой участок карты и отобразить его в рамках всего экрана.
- Приспособление карты к разным условиям освещённости. Для ЭКДИС МГО в спецификации S52 установлены следующие цветовые палитры: яркое солнце; ясный день; пасмурный день; сумерки; ночь. Для приспособления к изменению освещённости, вместо смены палитры цветов (либо в дополнение к ней), применяется изменение яркости изображения карты. При наличии в рулевой рубке фотометра системой может выполняться автоматическая адаптация изображения к условиям освещённости.
5. Отображение навигационных элементов.
В НИС отображаются характеризующие процесс судовождения элементы:
- текущее место собственного судна, его кинематические параметры и траектория движения;
- планируемые основной и альтернативный маршруты;
- информация, введённая с пульта оператора;
- данные РЛС, САРП, АИС и иных навигационных приборов;
- а также ряд другой, относящейся к навигации информации.
При помещении навигационной информации на карту используются различные приоритеты отображения. Иногда эта информация накладывается сверху изображения карты. В ряде случаев она является нижним слоем данных. Дополнительная информация может помещаться между слоями карты.
Для производства измерений в НИС могут использоваться неподвижные и подвижные круги дальности, а также один или два электронных визира. Во многих НИС для одновременного измерения пеленгов и дистанций применяется электронная визирная линейка.
В ЭКДИС должны обеспечиваться измерения пеленга и дистанции с текущего места судна или с выбранной референцной точки на любую точку на карте.
Для самостоятельного изучения. Гл.5
6. Пути улучшения отображения информации.