Аннотация «Что не ветер шумит».
· Слова М. Бестужева, музыка В. Шафранникова.
· Шафранников Виктор Георгиевич - родился 23 февраля 1908 года в Ташкенте.
Российский композитор, народный артист Каракалпакской АССР (1946). Автор музыки на каракалпакские и другие национальные темы (в т. ч. для театра), а также хоров, песен, эстрадных пьес и др.
Михаил Александрович Бестужев — писатель, брат Бестужева-Марлинского, родился 22 сентября 1800 г., умер в 1871 г. в Москве.
После смерти отца (1810) он жил с братом Николаем в Кронштадте, потом вместе с ним же переехал в Петербург и в 1812 г. определился в морской корпус, из которого в 1817 г. вышел офицером во флот, вынеся из школы весьма скудные познания. В 1819 г. Бестужев был на 2 года командирован в Архангельск, а по возвращении в Петербург продолжал работать вместе с Торсоном. В 1822 г. Торсон, вследствие служебных неприятностей оставил флот. Бестужев последовал за ним, а в 1825 г. поступил в гвардию, по совету брата своего Александра, в московский полк (поручиком). Еще ранее он примкнул к тайному обществу, членами которого были и его братья, и Торсон. 14-е декабря застало его ротным командиром. С солдатами Бестужев обходился гуманно и этим так привязал их к себе, что они 14 декабря пошли за ним на Исаакиевскую площадь. За участие в мятеже он был заключен в Петропавловскую крепость, потом сослан вместе с братом Николаем в Читу. В 1830 г. он, вместе с прочими декабристами, был переведен в Петровск и здесь получил возможность продолжать занятия по самообразованию, прерванные ссылкою. В 1839 г. Бестужева перевели в Селенгинск, где он купил усадьбу и пробыл до 1867 г. За долгую жизнь свою в Сибири Бестужев перепробовал все ремесла и занятия, а также учил детей ссыльных. Вместе с братом Николаем он отлично вел свое хозяйство и стал образцом едва ли не для всей Сибири, где и до сих пор хорошо известен бестужевский способ уборки хлеба, кладки печей и т. д. В 1867 г. Бестужев переселился в Москву, где и оставался до самой смерти. — Литературная деятельность его незначительна, началась довольно поздно и вся состоит из воспоминаний о братьях.
· Что не ветер шумит во сыром бору -
Муравьев идет на кровавый пир...
С ним идутчерниговцы грудью стать,
Сложить голову за Россию-мать.
И не бурей пал дблу крепкий дуб,
А изменник червь подточил его.
Закатилася воля-солнышко,
Смертна ночь легла на поле бранное.
Как на поле том бранный конь стоит,
На земле пред ним витязь млад лежит.
"Конь! мой конь! скачи в святой Киев-град;
Там товарищи, там мой милый брат...
Отнеси ты к ним мой последний вздох
И скажи: "Цепей я нести не мог,
Пережить нельзя мысли горестной,
Что не мог купить кровью вольности!".
Данное стихотворение из сборника "Собрание стихотворений декабристов", Лейпциг, 1862, подзаголовок "Песня", дата написания – 1827.
По воспоминаниям М. Бестужева, создано им под впечатлением разговора с А. И. Тютчевым и впервые исполнено последним тогда же, когда и "Славянские девы" Одоевского. По свидетельству Семевского, косвенно подтверждаемому датировкой Пущиным музыки Вадковского к "Славянским девам", стихотворение Бестужеьа могло быть создано 29 декабря 1835 года, в связи с десятой годовщиной восстания Черниговского полка и исполнялось на мелодию песни Львова "Уж как пал туман..." в обработке Гурилева. «Муравьев идет...» - С. И.
Муравьев-Апостол (1796-1826), декабрист, подполковник, возглавивший
восстание Черниговского полка.
Для передачи настроения, автор использует былинный стиль.
· Хор «Что не ветер шумит » написан в куплетной форме. Куплетная форма, — песенная форма, основанная на повторении одной мелодии с разным текстом. Широко распространена с древнейших времён в народной, академической, рок- и популярной музыке. Всего здесь 4 куплета, состоящие в свою очередь запева солиста-альта:
Далее идет подключение женских голосов, сопрано и альтов:
И во втором такте вступает весь хор (мужские голоса):
В пятом же такте альты расщипляются на 1 и 2:
· Данный хор написан в жанре песни. Песня — наиболее простая, но распространённая форма вокальной музыки, объединяющая поэтический текст с мелодией. Песни отличаются по жанрам, складу, формам исполнения и другим признакам. Песня может исполняться как одним певцом, так и хором. Песни поют как с инструментальным сопровождением, так и без него (a cappella). Существуют народные и профессиональные песни. В данном случае эта песня является профессиональной.
· Исполняется широко и сосредоточенно, так как идет подражание русской эпической (былинной) песне. Других отклонений в темпе нет. Исполняет смешенный хор acapella.
· Основная тональность хора - e-moll, хотя есть намеки на на параллельный G-dur, но устойчивых отклонений нет:
· Динамически «Что не ветер шумит» не разнообразен, так как здесь больше упор идет на литературный текст, соответственно динамика усиливается или уменьшается в зависимости от смыслового значения. В целом же, первый куплет идет на p, второй на mp, третий и четвертый в той же последовательности.
· Размер произведения сложный, переменный: 7/4 и 6/4. Семидольные такты группируются 4+3, а шестидольные по шестидольной схеме.
· Суровый и мужествееный характер произведения должен быть передан строгим, очень собранным дирижерским жестом. Трудности при звуковеденииlegatoв медленном темпе представляет показ дыхания ко вступлениям хоровых голосов с последней доли: снятие – оно же дыхание хора к следующему предложению.Также чередование размеров нужно четко показывать, но это не должно представлять особых трудностей- так как дирижерские схемы второй половины тактов индентичны.