Каждая отдельная группа форм массовых мероприятий в библиотеке имеет свои специфические особенности. Если, к примеру, речь идет о критико-аналитических мероприятиях, то стоит заметить, что в их основе лежит диалог между читателем и библиотечным работником.
Этот диалог, как правило, содержит элементы дискуссии или спора. В большинстве случаев именно это позволяет определить мнение о произведении и сделать наиболее удачный выбор.
Важным моментом при проведении такого вида библиотечных мероприятий является предварительное ознакомление целевой аудитории с вынесенными на обсуждение произведениями. Большую роль играет и сама читательская аудитория. Лучше всего, если она будет однородной по своему составу.
На подобных мероприятиях должен быть ведущий. Его роль заключается в следующем:
- определении предмета обсуждения;
- оказании помощи участникам;
- обеспечении упорядоченного обмена мнениями.
Его обязанности может выполнять эрудированный и тактичный человек, отличающийся высоким уровнем коммуникабельности.
Рассмотрим несколько примеров мероприятий, которые относятся к критико-аналитическим.
Читательская конференция
Это комплексное библиотечное мероприятие, подразумевающее обсуждение крупной проблемы. Может быть посвящено творчеству того или иного автора. Предметом обсуждения могут выступать произведения художественной, научной или научно-популярной литературы.
Конференция может быть тематической, читательско-зрительской, с участием автора. Также она может иметь персональную направленность. Данное мероприятие предполагает активное участие читателей. Его эффективность зависит от желания участников высказать свою точку зрения, поучаствовать в споре, услышать мнение других.
Составляющими читательской конференции могут стать конкурсы творческих работ, викторины, обзоры литературы, выставки и прочее.
Темами такого мероприятия могут стать:
«Книги поколений».
«Автор. Герой. Читатель».
«Моя любимая книга».
«Что мы читаем» и другие.
Диспут
Эта форма массовых мероприятий имеет критико-аналитическую и четкую дискуссионную направленность. В данном случае литература выполняет не главную, второстепенную роль. Цель диспута заключается в том, чтобы определить разные подходы, утвердить оптимальную точку зрения на выбранную для обсуждения тему.
Чтобы принять участие в этом мероприятии, читателю придется самостоятельно поработать с литературным материалом, отвечающим теме. Примеры диспутов в библиотеке:
«Книга или интернет»;
«Что такое мужество и героизм»;
«Мечта – парус жизни. Так ли это?»;
«Всегда ли в жизни есть место подвигу».
Эффективность диспута зависит от того, насколько он будет отвечать необходимым требованиям. Поэтому работникам библиотеки стоит заранее выбрать тему и сформулировать вопросы, которые бы заинтересовали аудиторию. Особенно, если речь идет о подростках. Тема также должна быть актуальной и интересной. В противном случае ее обсуждение вряд ли удастся.
Во время мероприятия необходимо обеспечить непринужденную атмосферу. Большую роль играет и психологический настрой аудитории. Ведь человеку очень важно, чтобы его услышали, чтобы он мог свободно высказывать свои мысли, доказывать точку зрения.
К группе позитивно-иллюстративных относятся формы массовых мероприятий в библиотеке, направленные на ознакомление пользователей с различными позитивными фактами, жизнью писателей и так далее. Их предметом могут стать важные события, юбилеи, памятные даты, крупномасштабные проекты. Рассмотрим несколько таких форм.
Литературно-музыкальная композиция
Сценарий этого мероприятия ориентирован на определенную целевую группу. В его основе лежит литературное произведение или цикл произведений автора, которому посвящена композиция. Эта форма может быть самостоятельной. Также ее можно включить в состав другого мероприятия, например, библиотечного вечера, литературной гостиной и так далее.
Темы литературно-музыкальной композиции:
«Души материнской свет».
«Я помню вальса звук чудесный…».
«Письма из революции».
«За окном рябины гроздья» и другие.
Библиотечный вечер
Эта форма библиотечных мероприятий является одной из наиболее распространенных массовых форм. Она обладает ярко выраженной позитивно-иллюстративной направленностью. Такой вечер может быть посвящен любой теме или знаменательному событию.
Подготовка к нему требует творческого подхода с использованием различных приемов – поэтических, исполнительских, музыкальных и других. С целью активизации аудитории при проведении вечера используют такие элементы, как игры, конкурсы, викторины и прочее.
Библиотечные вечера могут быть тематическими, жанровыми, мемориальными, литературными. Также они могут иметь краеведческую и другую направленность. Многие современные библиотеки проводят циклы музыкально-литературных и литературных вечеров, различных масштабов.
Характерными чертами подобных мероприятий является позитивная, дружеская атмосфера, неформальный характер общения. В ходе их проведения читатели могут реализовать свой творческий потенциал.
Довольно распространенной формой библиотечного вечера является вечер вопросов и ответов, выполняющий роль важного источника информации читателей по интересующим проблемам.
Примеры библиотечных вечеров:
«Пока горит свеча»;
«Информ-дайджест»;
«Тайны вокруг нас»;
«Романса трепетные звуки…» и так далее.
Игровые формы
Чтобы массовые мероприятия в библиотеке имели более занимательный характер, в них включают игровые формы. Особенно, если это касается библиотечных мероприятий для детей. Как известно, игры являются отличным стимулятором познавательной и читательской деятельности. Они активизируют не только детскую, но и взрослую аудиторию.
гра выполняет различные функции:
развлекательную;
познавательную;
рекреационную;
компенсаторную;
социализации личности.
В своей работе современные библиотеки чаще всего используют деловые, сюжетно-ролевые и познавательно-развлекательные игры. Это могут быть квесты, викторины, литературные подиумы и прочее.
Примеры:
Литературная игра-путешествие «В стране книг».
Игра-батл «В мире поэзии».
Фольклорная игра «В гости Масленица пришла».
Квест «Шерлок Холмс и другие».
Сюжетно-ролевая игра «У леса на опушке» и так далее.
Множество игровых форм пришли в библиотеку с легкой подачи телевидения. Участвую в них, читатели идентифицируют себя с участниками различных шоу.
В настоящее время широко используются и формы опосредованной рекомендации книг. Их главная цель заключается в пропаганде библиотечной деятельности, донесении информации о возможностях библиотеки, пользе чтения. Такие формы направлены на развитие информационной культуры, укрепление престижа лучших читателей, повышения их социального статуса в кругу общения.
К таким формам библиотечных мероприятий относятся флэш-мобы, библионочи, бенефисы читателей и другие. Например, флэш-моб обладает эффектом неожиданности и, как правило, вызывает заинтересованность случайных прохожих. Часто такие мероприятия используются с целью рекламы библиотеки.
К ним могут привлекаться волонтеры. Поводом для проведения флэш-моба может стать крупномасштабная акция библиотеки или юбилейная дата учреждения.
С целью пропаганды лучших читателей проводятся бенефисы. Они представляют собой комплексные мероприятия, сочетающие в себе множество других форм и методов. В библиотеке это, как правило, представление, организованное в честь одного читателя-бенефицианта.
Под эту категорию подходит человек, являющийся яркой личностью, обладающей большими способностями и дарованиями. Его большой потенциал дает возможность организаторам мероприятия представить человека другим пользователям, раскрыть его наиболее яркие и привлекательные стороны.