МЕТОДИКА
игровых занятий «Играя, читаю!»
для детей дошкольного и младшего школьного возраста
Цель. Научить осмысленному чтению ребенка, сохранив его познавательную потребность и желание к исследованию звуков и их слиянию как важнейшему фактору социализации, той коммуникативно-информационной социальной среды, которая опосредует интерес к чтению на образно-игровой основе и природосообразном самовыражении - в движении тела и мысли.
Содержание методики
Сразу изучаем и согласные и гласные звуки, не вдаваясь в характеристики твердости-мягкости, звонкости-глухости, оставив это для аналитического периода школьного обучения. Главная цель: спокойное, вдумчивое и выразительное чтение малышами (с соблюдением всех знаков препинания) художественного текста; сознательное восприятие и пересказ прочитанного. Никакой гонки за скоростью чтения!
Примечание: скорость чтения в этот период не нужна. Наоборот, необходимо делать больше пауз при чтении для осознания ребенком прочитанного. Скорость чтения придет сама собой, со временем. Чтение должно быть близким к разговорной речи по плавности произношения фраз и предложений, слитности звучания и естественности пауз.
Результат обучения: плавное проговаривание всех слов, соблюдение художественной окраски и выразительных оттенков речи читающего ребенка.
Примерное время занятия определяется возрастными и индивидуальными особенностями детей: от 15 до 25-30 минут.
ЭТАПЫОБУЧЕНИЯ
Этап 1: ИГРА СО ЗВУКАМИ (БУКВАМИ)
Раздел 1. Обыгрывание звуков: а) работа с согласными;
б) работа с гласными. Идет тренировка запоминания как фонетического (восприятия), так и фонематического произношения, артикуляции звуков, а также зрительного образа звука (буквы как сигнала, как «дорожного знака», обозначающего звук).
|
Раздел 2. Слияние согласного и гласного звуков. Использование таблицы гласных.
Раздел 3. Составление и отгадывание значения слов, которые произносят и прочитывают малыши. Происходит сложный внутренний процесс осмысления (соотнесения) звуковой и знаковой формы слова с его значением, смысловым содержанием.
По мере усвоения всех звуков структура занятия изменяется, можно переходить ко второму этапу обучения.
Этап 2: ПЕРВЫЕ НАВЫКИ ЧТЕНИЯ
Раздел 1. Слоговая (складовая) работа.
Раздел 2. Чтение простейших слов (из трех, четырех, пяти звуков-букв.
Раздел 3. Чтение текстов из двух-трех предложений с приятно-позитивной (для ребенка) эмоциональной основой, выражающей доброту, ласковые обращения, оптимистично теплые отношения (например: «Барсик, дай лапу». «Кис, кис, кис, иди сюда» и др.).
Этап 3: СВОБОДНОЕ ЧТЕНИЕ
Работа над текстом: выразительное чтение; работа над осмыслением знаков препинания для интонационно-выразительного чтения; чтение текстов классиков.
Итак, когда дети получили первые навыки чтения, можно начинать работу над техникой чтения ~ плавным (не по слогам, складам) произношением слов, близкой к плавности, слитности произношения устной речи. Необходимо добиваться чтения по принципу «читаем так, как разговариваем».
СОДЕРЖАНИЕ ЭТАПОВ ОБУЧЕНИЯ
Этап 1. ИГРА СО ЗВУКАМИ (БУКВАМИ).
Звуки - конструкторский материал для создания (построения) слов. Дети, соединяя разные звуки, приучаются слушать и слышать себя - результат своих звуковых соединений. Сначала идет работа над соединением (фонетико-фонематическим соотношением) двух, далее трех, затем - четырех и т. д. звуков.
|
Работа идет одновременно (на одном занятии сразу!) и над произношением звуков, и над их соединением, и над составлением слов. Это требуется для осмысления ребенком целостности последовательных игровых приемов в достижении главного результата игры - умения читать.
Стимульным материалом на данном этапе работы являются два комплекта карточек размером 20x14 см (для вводной работы над звуками в подвижном режиме) и 5x7 см (для работы над складами и словами за столом), на каждой из которых печатные буквы:
• синим цветом - все согласные «Б», «В», «Г», «Д», «Ж», «3», «К», «Л», «М», «Н», «П», «Р», «С», «Т», «Ф», «X», «Ц», «Ч», «Ш», «Щ», «Й»;
• красным цветом - все гласные «А» - «Я», «О» -- «Е», «У» ~ «Ю», «Э» -- «Е», «Ы» -- «И».
Знаки «Ь» и «Ъ» -- показатели мягкости и разделительное™ вводятся позднее на этапе чтения слов.
На каждый звук-букву педагогом заранее готовится яркий образ, который характеризует звук в движении. Заметим, что на каждый образ звука, предложенный автором пособия, воспитателями может быть предложен другой - свой оригинальный вариант образа, который также обыгрывается.
Например, звук и знак-буква «Т» предлагается педагогом как образ молотка и обозначение-обыгрывание движения («тук-тук-тук») с соответствующим звучанием: т-т-т-т-т... Первичное эмоционально-выразительное представление педагогом (или ребенком) звука и знака-буквы стимулирует детей к подражанию действию и звуку. Один звук-образ обыгрывается несколько раз (примерно одну-две минуты), далее происходит смена звука-образа. «Засиживаться» на одном звуке не рекомендуется (необходимо работать в умеренно быстром темпе, что также стимулирует работоспособность ребенка).
|
На первом занятии представляются не более семи звуков. В последующие дни вводятся еще по три—четыре звука-буквы. Таким образом, на изучение всех звуков уходит три-четыре дня.
Последовательность предъявления звуков-букв осуществляется по прин ципу чередовани я спокойного движения (на месте) и быстрого подвижного (с использованием всей площади помещения). Например, при обыгрывании звука «Т» (образ молотка) - малая подвижность, дети производят спокойные движения рукой, подражая стуку молотка, а звук «Г» (образ кочерги) требует активных подскоков детей на одной ноге по полу. Далее предъявляется вновь спокойное движение — например, звук «Д» (образ домика), где руки изображают крышу над головой. Дети встают в ряд, строя улицу из домиков, и т. д.
Предложим далее таблицу авторских образов на каждый из используемых звуков.
Образ | Озвучивание и обыгрывание движения (действия) | Усвоение и закрепление произносимого звука | Усвоение и закрепление знака-буквы |
Молоток | Изображаем кулачком по столу стук молотка, приговаривая «tvk-tvk | т-т-т... • | т |
Кочерга | Скачем на одной ноге, изображая кочергу и JipjiTOBapHBasi | ---------------------- г-г-г... | г |
Щетка | Чистим свою одежду, приговаривая «щетка-щетка. | щ-щ... | щ |
Тигр | Сидим в «клетке» (за стульчиком) и рычим р-р-р... (вариантов обыгрывания множество) | р-р-р... | р |
Змеи | Шевелим выставленными тремя пальцами, изображая змей и образ буквы «ш» (указательный, средний и безымянный), и шипим: ш-ш-ш-ш.. | ш-ш-ш... | ш |
Пчелы (жуки) | Летаем, расставив руки-крылья, и жужжим: ж-ж-ж-ж... | ж-ж-ж... | ж |
Дуновение Карточка с буквой «С» летит, ветла а дети Дуют-свистят, выражая дуновение ветра, изображая руками качающиеся ветви деревьев: с-с-с-с... | с-с-с... | с | |
Комар | Указательным пальчиком изображаем хоботок комара и, укалывая («кусая») друг друга, произнося: з-з-з-з... | 3-3-3.... | |
Чесалка | Накусали комары, и мы чешем руку от укуса комара, приговаривая: чешем-чешем-ч-ч-ч | ч-ч-ч.... | Ч |
Холодно (греем руки) | Руки крестиком перед собой (в образе буквы «X» греем своим дыханием: х-х-х-х... | х-х-х... | X |
хомяк | Хомяк ищет зернышки и фырчит: ф-ф-ф-ф... | ф-ф-ф... | Ф |
рогатульки | Пальцами рук в виде буквы «л» (указательным и средним) шагаем по столу и приговариваем (или пропева-ем): рогатуля - л-л-л-л... | л-л-л... | Л |
(авторского образа нет) | Рисуем в воздухе пальчиком букву, приговаривая, палка-палка-перекладина -н-н-н-н.... | н-н-н... | н |
Сказка про тетерева-Терентия | Подошла лиса к дереву, на котором сидит тетерев и говорит ему: «Терентий, Терентий, а я в городе была!» А Терентий отвечает: «б-б-б-б- была, так была» (демонстрируется карточка с буквой «б») | б-б-б... | Б |
Цеплялка | Играем в цеплялок: кто-кого зацепит оттопыренным пальчиком (мизинцем), цепляясь за край одежды (рукав, кофточку), приговаривая: мы цепляем ц-ц-ц | ц-ц-ц... | ц |
Ротик | Разглядываем букву «в», находя в ней образ рта и две губы, приговаривая (показывая на букву): губки-губки в-в-в... | В-в-В... | в |
Теленок | Изображаем теленка, просящего молока (мычим): м-м-м... | м-м-м... | М |
Курочки | Курочки кудахчат и клюют зернышки (пальчиками по столу): ко-ко-ко-к-к-к... | к-к-к... | К |
Каша пыхтит | Каша варится и пыхтит: пых-пых-пых-п-п-п... | п-п-п... | п |
Рука изображает галочку | Берем карточку со знакомой буквой «И» и правой рукой изображаем галочку сверху, приговаривая: й-й-й, сопоставляя с буквой без галочки (пропевая протяжно) и... | й-й-й | й |
Одновременно идет работа над гласными.
Вначале понятие «гласные» необходимо объяснить детям: слово «гласные» происходит от старорусского слова «глас», что в старые времена означало «голос», гласить, голосить, т.е. протяжно петь.
Изучаем гласные парами. Например, берем карточки с гласными «А» и «Я». Поем на одном дыхании, беспрерывно звук «а» и затем отрывисто звук «я-я-я-я-я» (протягивать звук «я» не следует, так как он превратиться в звук «а»). Таким же образом работаем над парами «У»— «Ю» и «О»—«Ё». Более двух-трех пар в одно занятие давать нецелесообразно.
Во время пения используем игру с карточками: в каждой, спрятанной за спиной руке педагог держит карточки с буквами «А» и «Я». Затем необходимо заинтриговать детей тем, что сейчас они могут попасться в ловушку. Непредсказуемое чередование карточек с буквами требует от них внимательного реагирования и правильного пения предъявляемого звука.
В случае неправильного произношения вводится шуточный счет (например, «1:0» и т. д.). Постепенно игра усложняется неожиданными повторениями одной и той же карточки и/или ускорением темпа предъявления карточек. Такой игровой прием помогает ребенку не только концентрировать и тренировать внимание, но и быстрее запоминать звук и букву, повторяя ее при неоднократном предъявлении.
Напомним, что при такой организации игры нет никакого насилия над личностью ребенка, не требуется и директивного отношения к ребенку. Кроме того, у него остается сохранной познавательная мотивация - главная составляющая образовательного процесса.
СЛИЯНИЕ СОГЛАСНОГО И ГЛАСНОГО
Итак, педагог держит карточки с согласной буквой в правой руке (например, «М»), а с гласной - в левой (например, «А»), расставив руки далеко друг от друга. При этом педагог комментирует: «Эти звуки живут далеко друг от друга. А сейчас эти звуки пойдут в гости друг к другу. Посмотрите, кто сейчас идет к кому в гости?» Движение правой руки навстречу левой комментируется педагогом и детьми: в гости идет «М». А движение левой руки навстречу правой комментируется: идет в гости «А». Кто к кому идет сначала произносится медленно для того, чтобы ребенок усвоил, «кто» с «кем» будет встречаться. Научившись произносить медленно, переходим к более быстрому темпу. При более быстром темпе произношения звуков происходит самопроизвольное слияние звуков. Таким образом создаются условия для того, чтобы ребенок мог самостоятельно услышать это слияние звуков. Что получилось в итоге?
Дети отвечают: МА-а-а...
М------------------------------------------------- *■■*- ------------------------------------------------ А
М ------------------------- ►<*_----------.------------ А
М ____________ ^ ___________ А
М _____ ^______ А
МА
От постоянного произношения звуков развивается артикуляция, техника произношения. Звуки лучше познаются ребенком в сравнении, сопоставлении, а быстрая смена согласных и гласных позволяет сохранять познавательную активность и работоспособность ребенка.
С разным возрастом работают разные приемы. Так, малыши любят сами держать карточки с буквами и двигаться сними навстречу друг к другу.
Детям постарше можно разбросать карточки на полу и, переворачивая их (как на экзамене), озвучивать их всем вместе. Пяти-шестилетние дети при этом могут работать сидя за столом (хотя это нежелательно с точки зрения психофизиологии, ибо «сидалищное» (В.Ф. Базарный) обучение снижает психоэнергетику и вредит здоровью ребенка.
Итак, дети научились сливать звуки.
Теперь из больших карточек составляем слова, состоящие из одного склада. Эти слова должны отвечать двум требованиям: классификации и наглядности. Например, по классу «части тела» составляем слова «лоб», «бок», «рот», «нос», «зуб», показывая эти части тела на себе; по классу «насекомые и животные» составляем слова «жук», «кит», «кот», «рак»; по классу «растения»: «дуб», «мак» и т. д.
СОСТАВЛЕНИЕ И ОСМЫСЛЕНИЕ СЛОВ
Изученные звуки - конструкторский материал для создания слов.
К полученному слиянию согласного с гласным звуков подбегает (подпрыгивает, подъезжает) третий звук. Например, к слиянию «КО» подъезжает звук «Т»; к «СА» подпрыгивает «Д»; к «МЯ» подбегает
«У»....
В такой игре ребенок впервые учится слушать себя и осознавать, что он произносит. Не сразу это получается, но при неоднократном произношении, он вдруг к огромной своей радости слышит себя: «КОТ»! Сопоставление, соотнесение и осознание произношения и смысла произнесенного у каждого ребенка происходит всегда индивидуально.
Заметим при этом, что ребенку не предлагается никаких иллюстраций! Опора на собственное воображение позволяет ребенку воссоздать субъективный образ кота при собственной детализации особенностей представляемого (они вспоминают своего кота!). А предъявленный педагогом образ-картинка скорее может отвлекать ребенка именно излишней красочностью или новизной деталей изображения.
Радость успеха окрыляет ребенка и стимулирует на последующую
работу.
И так изо дня в день ребенок учится слушать себя. По мере усвоения и умения слушать себя при соединении трехбуквенных слов переходим к составлению пятибуквенных (например, «по-л-ка», «га-л-ка»). Четырехбуквенные слова типа «ка-ша», «ко-за», «ли-са» не требуют специальной работы, дети самостоятельно усваивают такие слова на этапе слоговой, складовой работы.
А вот слова типа «торт», «тигр», «спорт» требуют дополнительного объяснения: почему мы согласные «р», «т» и другие произносим по одному звуку? Объяснение: около согласного справа нет гласного. Если нет гласного (ни «а», ни «о», ни «у»), то согласный звук произносится по одному, например, «то-р-т».
Ценность такой работы в том, что дети оперируют любыми звуками.
После такой работы происходит анализ полученного слова. Педагог задает вопрос ребенку: «А как у тебя получилось это слово? Как мы его составили?» И ребенок рассказывает, что сначала было «К» и «О», а затем к ним подбежал согласный «Т» и получился «КОТ».
Таким образом, результат первого этапа работы - усвоение (восприятие и произношение) звуков как конструкторского материала в составлении складов (слогов) и слов достигнут.
Этап 2. ПЕРВЫЕ НАВЫКИ ЧТЕНИЯ
На втором этапе работы меняется структура занятия. Оно начинается не с обыгрывания звуков (как на первом этапе), а с построения складов (слогов) с помощью таблицы гласных и составления слов, а затем и простейших предложений.
Работаем с таблицей гласных:
А | О | и |
Ы | У | я |
Е | ю | Ё |
Примечание. Порядок расположения букв может быть любым и в дальнейшем, возможно, изменен.
Использование таблицы гласных необходимо для накопления индивидуального опыта слияния согласного звука с гласным. Причем направление такого слияния может быть как слева направо, так и справа налево, согласный звук (карточка-буква) может «подъезжать» к гласной как сверху, так и снизу, по желанию ребенка - в любом направлении.
Поэтому гласные на таблице (на формате листа А-2) расположены достаточно далеко друг к другу.
Таблица с девятью гласными используется на данном этапе работы для изучения и закрепления индивидуального опыта сл ияния согласного и гласного звуков-знаков. Согласные буквы на карточках используются мальчиками как «машины» и подъезжают к гласному (первоначально слева, а затем и справа). Девочки же предпочитают согласными «ходить в гости» к гласным. Озвучивание складов вслух осуществляется не более двух-трех дней, затем детям предлагается говорить шёпотом, а вслед за этим проговаривать склады «про себя».
Эта же таблица может быть использована и при составлении простейших (односкладовых) слов.
Если согласный звук появляется рядом с гласной справа, то читаем вместе, сливая. А когда согласный звук один, то его ни с чем не сливают.
Два согласных звука (буквы) рядом тоже читают раздельно, по одному. При введении мягкого знака идет тренировка показателя мягкости произношения.
Первый раздел второго этапа (слоговая работа) предполагает тренировку, развитие способности ребенка в быстром темпе составлять и читать склады (слоги). Такая работа предлагается детям в начале занятия в качестве разминки перед предстоящим чтением слов. Наращивание скорости произношения складов позволяет ребенку перейти к свободному составлению слов.
Работа над таблицей - самый главный (центральный) раздел работы над чтением, когда свободное составление складов позволяет в дальнейшем легко перейти к чтению.
Предлагаем применение следующего методического приема «Сюрпризы»: карточки со словами перевернуты текстом вниз, а дети «вылавливают» их и объясняют, что они прочитали. Привлекательность этой игры для ребенка заключается в таинстве угадывания очередной карточки. Слова должны быть приятны для детей по образному содержанию и написаны крупным шрифтом. Например: карточка со словами «кап-кап-кап» (комментарий: идет дождь); карточки «мур-мур-мур», «гав-гав-гав» (устный комментарий-вопрос: кто так говорит?).
Тексты для чтения берем с позитивной (радостной, оптимистичной) эмоциональной окраской (см. Приложение).
Этап 3. СВОБОДНОЕ ЧТЕНИЕ
На этом этапе переходим от «рубленного» произношения ребенком слова (по слогам, складам) к плавному его проговариванию.
Такая тренировка должна быть постоянной, ее цель - отучить от проговаривания детьми слов с паузами (перерывами) между слогами (например, «ре - ка» вместо «река», «пе ~ тух» вместо «петух»). Педагог здесь может воспользоваться приемом доброго и с юмором критического показа (передразнивания) неправильного произношения ребенком прочитанных слов с тем, чтобы он мог услышать как бы со стороны свою ошибку. Необходимо демонстрировать правильное произношение слова. Такие исправления надо делать сразу, не дожидаясь закрепления неправильного чтения ребенком до уровня привычки. Привычку искоренять будет гораздо сложнее.
Например, можно использовать следующие тексты простых предложений. 1. Мама варит суп.
Суп готов.
Можно кушать.
Вкусно!
2. У Лены попугай.
Его зовут Кеша.
Он говорит: «Кеша хороший! Дай кашу! Дай сахар! Ай! Ай! Ай! Не дают!»
3. У Миши собака Тузик.
Миша говорит: «Тузик, дай лапу!» Тузик дает лапу.
Миша просит: «Тузик, неси палку!» Тузик несет палку.
4. У Лены живет кошка.
Ее зовут Мурка.
Лена налила Мурке молока. «Кис, кис, кис, иди сюда, пей молоко». Мурка пила молока. Примечание. Простые тексты педагог может составлять сам. Главное, чтобы было доброе и действенное содержание, на что отзывчиво реагируют дети. Примерные темы: «Кормление птиц», «Ухаживаем за животными» и т.п.
После такой работы можно переходить к чтению текстов педагогов-классиков, чье литературное наследие бесконечно ценно. Это короткие рассказы и стихи для детей Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, А.С. Пушкина, Н.А. Некрасова. Хороши тексты В. Берестова, Э. Успенского, В. Драгунского, Г. Остера и др.
На этих текстах отрабатываем выразительное и осмысленное чтение.
РАБОТА НАД ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬЮ ЧТЕНИЯ Чтение бывает выразительным и невыразительным. Невыразительное чтение проявляется как равнодушное, повествовательно-нейтральное (как чтение «пономаря»). Часто ребенок читает, не замечая знаков препинания.
Выразительное чтение - умение видеть знаки препинания в тексте и соответственно реагировать на них голосом - интонацией. Любой знак препинания выражает соответствующее эмоциональное состояние человека и интонируется голосом исключительно в соответствии (в контексте) с содержанием текста. Так, например, знак препинания «многоточие» [...] предполагает большую паузу раздумья, точка [.] обозначает паузу завершения мысли и ее осмысления, а запятая [,] -небольшую паузу относительно законченной мысли.
Точка - пауза, молчи.
К точке голос понижай.
После точки - повышай.
Запятую увидали - капельку здесь помолчали,
Много запятых подряд, —
Перечислим слова в ряд. [Примечание: Овладение интонацией перечисления - подготовка к изучению однородных членов предложения.] Двоеточие ты встретил, паузой опять отметил, Тире и многоточие, и разные и прочие.
Встретился с каким-то знаком, подумай, для чего его здесь поставили!
Паузы - это удивительное по влиянию на художественность текста средство выразительности. Паузы бывают от маленьких до продолжительных. Многозначительная пауза - выжидательный момент, чаще бывает в конце абзаца. Подумай - что там будет впереди.
Вопросительный знак увидел - спроси.
Восклицательный - выражай сильное чувство: удивление, радость, крик, обращение с удивлением.
Таким образом, паузы бывают простые, бывают паузы с вопросом, паузы с восклицанием, повышения и понижения голоса, изменения тона, интонирования соответственно содержанию текста.
Печаль, юмор, спокойное отражение действительности - все это выразительность. Только такая систематическая работа над выразительностью чтения приводит детей к осознанному, осмысленному пониманию текста.
Способность к выразительному чтению эффективно развивается у ребенка в случае совместного с педагогом чтения. Что такое совместное чтение? Это чтение, когда педагог исподволь, потихоньку помогает ребенку (незаметно, тихо, шепотком!) в «унисон » прочитывать слова, а затем и предложения. Брать можно любые по сложности тексты, лишь бы они были интересны для ребенка. По мере овладения ребенком умением читать педагог уже меньше участвует в совместном чтении, но незаметно для ребенка включается в тех случаях, когда нужна помощь в его успешном чтении. При ежедневных занятиях через две недели ребенок 4—5 лет начинает читать свободно с прекрасной техникой свободно-выразительного чтения.
В такой работе эффективно срабатывают следующие приемы педагогической работы:
• одно слово читает ребенок - другое педагог;
• простые слова читает ребенок, сложные читаем вместе;
• чередуем предложения, а затем абзацы: одно - ребенок, другое - педагог;
• при свободно-выразительном чтении чередуем страницы.
Работая над выразительным чтением, попутно работаем над
знаками препинания.
Примерные варианты занятий по каждому этапу игрового обучения чтению предлагаем в следующих приложениях.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Итоговое «праздничное» занятие этапа 1.
Оборудование: красочная мягкая игрушка (например, лев). Лев Львович сидит на подносе с какими-либо подарками, спрятанными под салфеткой (например, мандарины).
Цель занятия: диагностика усвоения чтения простейших слов (трех-четырехбуквенных).
Дети садятся полукругом перед воспитателем. Воспитатель начинает обыгрывать известные детям звуки.
Ход занятия.
Педагог: Ребята, к нам на занятие пришел Лев Львович. Он посмотрит, как вы умеете играть в звуки, соединять их и читать.
Дети переходят в просторное и свободное помещение для активной части занятия, где можно подвижно играть в звуки и их соединение. 10-12 минут подвижной игры являются фактором, снимающим симптомы излишнего напряжения и гиперактивности детей, подготавливающим к спокойному чтению за столами (или на стульчиках, на ковре).
После возвращения в группу, можно обратить внимание детей на льва, заждавшегося их и желающего услышать их чтение. Педагог берет по одной карточке-букве, выставляет перед детьми (например, «К», «О» и затем подставляется «Т») и задает вопрос: «Кто прочитал?», вслед за этим подходит к каждому ребенку, который шепотом, на ушко педагогу проговаривает прочитанное слово. Педагог радуется правильно прочитанному слову. Далее строятся аналогичные слова: кит, бык, лиса, зебра, галки. Другая группа слов: бок, рот, лоб, нос, зуб, нога, рука. Третья группа слов: дом, дым, душ, полка, банки, бак, палки. Если внимание детей не снизилось, молено давать и еще группы слов: шуба, шапка, зима, лето, жар, пар.
Подводим итог. Педагог от лица льва говорит: «Как хорошо дети занимались, читали!» Раскрывает поднос с гостинцами и поощряет каждого ребенка (например, мандарином).
ПРИЛОЖЕНИЕ2 Итоговое занятие этапа 2 «Развлечение с увлечением» Дети сидят на стульчиках по кругу.
Оборудование: 1) озеро с рыбками (озеро сделано из бумаги на полу), а на красочных рыбках с канцелярской скрепкой с обратной стороны написаны задания;
2) удочка (палочка, с привязанным магнитиком на конце нитки);
Цель занятия: выяснить (продиагностировать), как дети понимают самостоятельно прочитанные задания -- вопросы, загадки, скороговорки.
Ход занятия-развлечения.
1. У озера сидит воспитатель, изображая рыбака с удочкой (как
будто ловит рыбу) и поет песенку:
С утра сидит на озере любитель рыболов, Сидит, мурлычет песенку, а песенка без слов: Тра-ля-ля, тра-ля-ля-ля, тра-ля-ля-ля-ля-ля. Как песня начинается - вся рыба расплывается. «Почему же, ребята, вся рыбка расплывается?» - спрашивает «рыбак», вставая. (Предположительный ответ детей: потому, что нельзя шуметь и петь на рыбалке. Надо создать тишину.) Сейчас вы будете тихо-тихо подходить сюда по одному и ловить рыбку. Рыбки все важные, с сюрпризом — на них разные задания. Как заданье прочитаем - тут же быстро выполняем».
2. Задания на рыбках (тексты):
• «Ай, ду-ду-ду-ду-ду-ду, сидит ворон на дубу. Как кричит
он?» (все дети отвечают: Кар! Кар!).
««У быка рога тупые. Скажи три раза».
• «Купи кипу пик. Скажи три раза».
» «Скажи: ку-ка-ре-ку».
в «Жу-жу-жу, фокус детям покажу» (предполагается, что дети в группе знают фокусы и могут показать какой-либо на пальцах).
загадки:
• Без рук, без ног - ворота открывает.
«Сидит дед, во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает.
• Длинные ушки - на макушке (у кого?) и т.д.
В заключение игры педагог говорит: «Всех ли рыбок выловили? Пойду проверю... А вот в кустах какая-то большая рыбина прячется от нас. Придется мне ее выловить. (Рыбка с сюрпризом - двойная, внутри лежат книжки-малышки, раскраски, сладкие призы для детей группы.) Рыбка заговорила человеческим голосом: «Я слышала, как ребятки хорошо читали и задания выполняли. А теперь отпустите нас всех в озеро, а я подарю вам за это книжки и сладости».
Дети отпускают рыбок в озеро. Большая рыба отдает детям призы, и ее педагог тоже отпускает в условное озеро.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Итоговое занятие этапа 3 «Играя, читаю для радости близких»
проводится с приглашением родителей и младших детей. В качестве гостей-зрителей могут быть и любимые игрушки детей.
Цель занятия: проверить умение самостоятельно прочесть и понять незнакомые для ребенка тексты.
Оборудование: дерево (из папье-маше) со сказочно крупными листьями, количество которых соответствует количеству детей в группе. На них крупным шрифтом написаны тексты: загадки, стихи, поговорки, маленькие рассказики (объемом не более 4-6 фраз-предложений). Педагог настраивает ребят к предстоящей работе: «Сейчас вы будете подходить к дереву и снимать листочки. На листочках написаны интересные стихи, загадки, поговорки, кому что достанется. Надо прочитать, отгадать или повторить (если попадется скороговорка)».
Дети подходят к деревцу и снимают каждый по одному листочку.
Например, загадки и стихи:
Белая вата плывет куда-то (облака).
Висит груша - нельзя скушать (лампочка).
Без рук, без топоренка построена избенка (гнездо).
Висит сито - не руками свито (паутина).
Примечание. Примерные тексты смотри: этап 3 «Свободное чтение».
Тексты - цитаты из произведений классиков - могут применяться не только для чтения, но и одновременно в качестве стимульного материала для организации викторины.
«Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет. Он бежит себе в волнах на раздутых парусах...» (Откуда, из какой это сказки?) «Ветер, ветер, ты могуч, ты гоняешь стаи туч...» «Взмолилась Золотая рыбка: «Отпусти меня старче в море...» и др.
Важно помнить, что педагог должен уметь незаметно и вовремя оказать ребенку помощь при чтении доставшегося ему листочка с текстом, после чего ему необходимо выполнить соответствующее задание (отгадать загадку или проговорить скороговорку). После прочтения одним ребенком стихотворения, его рекомендуется выразительно повторить всем вместе.
Так проходит все занятие (при хорошей мотивированности детей -не более получаса).
В заключение 'занятия воспитатель спрашивает у гостей, понравилось ли им чтение детей. Важно, чтобы оценочные отклики гостей были радостно-положительными для каждого ребенка. В случае, если родители недостаточно активны в поощрении своих детей, педагог артистично оценивает чтение детей от имени гостей-игрушек.
Логическим продолжением настоящей методики является обучение детей 5--6 лет каллиграфии по принципу группировки букв с одинаковыми элементами письма.
Обучение ведется сразу в тетради с широкой линией с целой группой букв (например: ш, п, т,р, г, к, и- везде палочки, крючки, к ним добавим у, ц, щ - проще нет их вообще.) Обращаем внимание ребенка на правило посадки за столом (партой) при письме (работаем, приговаривая):
Точки пишем в серединке (показываем середину строки) Держим прямо корпус, спинку (обращая внимание на осанку).
Тетрадь лежит с наклоном (положить тетрадь так, чтобы свет был с левой стороны - для правшей и с правой - для левшей).
Раздел 1. Палочки, крючки
После того как ребенок научился легко обозначать середину строчки точками, переходим к письму наклонной палочки. Педагог вслух приговаривает при этом (а далее приговаривает сам ребенок): «Точка, палочка с наклоном» (из точки посередине строчки пишется палочка с наклоном). При этом если палочка получается прямая («прямушка» как говорят дети), то следующую он старается выполнить по образцу с наклоном. Педагог стимулирует ребенка одобрением хорошо выполненных им наклонных палочек. Точки достаточно писать первую неделю, после чего у ребенка появляется навык точно находить середину строчки и определять расстояние между палочками. Развиваются глазомер ребенка и моторика пальцев. (Заметим, что в тетрадях-прописях глазомер ребенка развивается хуже, так как готовые образцы-полуфабрикаты выполняют скорее роль «костылей», но не внутренних опор-ориентиров.)
Далее усваиваем написание «крючка», приговаривая: «Точка, палочка, крючок — продолжай писать дружок». Если ребенок закругляет внизу слишком широко или узко, то даем ориентиры закругления, сравнивая образно с блюдечками, чашечками, при этом иронично, но добродушно обращая внимание на то, что у него получился «тазик», но не чашечка. Дети обычно весело реагируют на свои «тазики», стараясь выполнять в дальнейшем крючки аккуратно и красиво, с удовольствием исправляя свои недостатки письма. Одобрение педагога при этом обязательно.
Научившись писать «крючки», ребенок составляет из них буквы. Педагог при этом приговаривает (лучше в рифму, пусть и фольклорного характера), стимулируя то или иное действие, операцию и одновременно таким образом приучая ребенка к самоконтролю):
Раз крючок и два крючок — «и» получишь ты, дружок. Если три крючка подряд -«ш» выстраиваем в ряд.
«п » совсем легко писать -снова палочка опять, а потом ползем по ней, как улитка, много дней, а вверху мы отойдем -закругление начнем. Закругляем вправо мало, опять палочка попала, а внизу писать умеем: плохо закруглять не смеем.
Букву «т» как «п» начнем (два элемента написали),
Скажем «стоп!»
И отдохнем.
И ползем улиткой вверх,
Отошли и закруглили,
также палочку склонили
и внизу опять скруглили.
Как красиво!
Похвалили труд такой
Мы довольные собой.
«г» совсем легко писать:
с косой палочки начать,
закруглить, потом добавить
палочку (наклон мы помним!),
закругленьем вниз дополним.
«р» как «п», мы объясняем, размер палочки меняя.
«к» немного посложнее.
Рассмотри ее скорее:
палочка, ползем по ней,
усик мы теперь добавим
и еще раз проползем (показывая: снизу
букву «г» как стул приставим.
Пишем буквы «у», «ц», «щ» —
Проще нет их вообще
(добавляем лишь новый элемент - петельку).
Подраздел «Заглавные буквы»
А заглавный ряд тем прост –
У него побольше рост.
«Ножки», палочки и «крыши»
Пишем ровненько и выше.
«П», «Т», «<В> и «Г» и «У»,
С «ножек» их писать начну.
Сверху вниз ведем мы «ножку»
Красиво ставим на дорожку.
О наклоне помним всюду!
Палочки писать я буду.
Там, где надо, закругляем,
«Крышей» буквы накрываем.
«П», «Т», «Р и «Г» под «крышей»
Напиши их ровно, выше!
«Шляпки», «палочки», «крючки»,
Получаем «Ш и «И».
С петелькой внизу у нас
«Ц» и «Щ» получим враз.
«'У» как «Г» писать начнем
И к ней «ноженьку» примкнем.
«У и «Ч» довольно схожи.
Что у них одно и то же?
(Разбираем, анализируем, сравниваем и пишем)
Раздел 2. Овальные буквы
Теперь перейдем к группе букв с овальными, округлыми элементами. Педагог мотивирует детей: «А сейчас мы получим волшебные превращения букв!»
«с», «о», «а», и «Д», «б», «ж»
«х», «з», «в» и «ф» — здесь овальное у всех,
пишем кругло, без помех.
Всегда с точки начинаем,
вверх и влево закругляем,
продолжаем плавно вниз,
«с» получим без каприз.
Если все соединить,
«о» мы можем получить.
А крючок припишем раз -
«а» получится у нас.
Фокус-мокус: было «с», Посмотрите ряд чудес. Если «с» сомкнуть в кольцо -«о» — красивое лицо, «о» ~ хорошая основа! Получаем буквы снова: Вверх добавим «кочережку»
— «б» получим на дорожке. «д» - продолжим петлей ножку;
«ф» писать весьма приятно -Овалы с палочкой понятны:
Овал, палочка, овал -Букву «ф» и написал!
Тренируем закругленья вправо, влево.
Без сомненья, «х» получится, дружок,
Напиши еще разок.
Половинка буквы «х»
«э» получится. (Ха, ха!)
Сверху вниз мы закругляем, Затем «молнию» вставляем: (Вжих, вжих, вжих!)
Буква эта потрудней-
Уголочков много в ней.
Буквой «с» ее кончаем.
Что же теперь мы в ней узнаем?
Назовем ее сейчас:
«ж» в тетрадочках у нас!
Закругление - «головка», Петля-хвостик. Очень ловко «з» получится у нас Так красиво! Просто класс!
Подраздел «Заглавные буквы»