Из крестьянского творчества




Про мужика Ивана Богомольного про

озорника Степана Комсомольного и про

«Новый Завет без изъяна евангелиста

Демьяна.»

(Комсомольская деревенская быль).

 

Жил-был мужик Иван Богомольный,

Советскою властью недовольный;

-Хороша власть, нет спору,

Тащит мужика не под гору, а в гору,

Большой любовью к беднякам отличается,

Но зачем она супротив бога ополчается?!

Сам Иван без бога – ни до порога,

Имел с попом и церковью общение тесное,

Живым лез в царство небесное.

Пропитанный весь божественным елеем

Слыл он в деревне первым грамотеем,

Но и в будни, и в дни празднично-торжественные,

Читал он только книжки божественные,

А насчет подлинного научного знания

Был у него сплошной знак препинания.

И вот озорная молодёжь

Подняла однажды в деревне галдёж,

Дядю Ивана окружила,

Газету «Бедноту» прочесть предложила:

- Прочти ка нам, дядя, что пишется в газете?

Какие новости на белом свете?

Наверное, там есть статья про хозяйство многопольное,

А, может, что есть и… богомольное?!

Посмотрел Иван на заголовки газеты.

Батюшки свевты!

Продрал мороз по коже Ивана:

Наткнулся Иван на «евангелиста Демьяна»!

Стал дядя экать, мекать,

Не мог сразу раскумекать,

Уставился в печатный лист:

- Откуда взялся пятый евангелист?

Неушто, - скрёб дядя пятернёй темя,-

Был Демьян под запретом в старое время?!

Дрожащими руками держа газету,

Приложился Иван к Демьяновскому «Завету».

И передёрнуло всего Ивана

От слов евангелиста Демьяна.

Смеялись вокруг все, кто помоложе,

Иные старики смеялись тоже,

Прочие старики не смеялися,

Злобно плевалися

И покачивали головами

Над богохульными словами.

Как дошло до Демьяновского разъяснения,

Что не было христова воскресения,

А что нетленное христово тело

Начисто истлело

Сыростью размоченное,

Червями источенное,

Брошенное Иудою в провал,

Иван затосковал

И стал крыть евангелиста Демьяна матершиною,

Густою, трехаршинною.

II.

Но с тех пор тосковало сердце Иваново.

А что, как верно слово Демьяново,

И что не было вовсе воскресения Христа,

Что нет пользы не от молитв, не от поста,

Что обманывают нас долгогривые шарлатаны,

Для того, чтобы набить себе деньгами карманы?!

И пошел Иван к попу, отцу Григорию,

Рассказал ему всю историю

Про Демьяна, безбожника рьяного,

И про утверждение Демьяново,

Будто нет брёха более пустого,

Как брёх про воскресенье христово.

- Дайте мне, отче, ответ:

Прав евангелист Демьян или нет?

Накинулся поп на Ивана:

- Нет прощения для тебя, болвана.

Ни на этом ни на том свете!

Будешь ты перед богом в ответе!

Гореть тебе, скотине, в преисподней

За сомненье в силе господней!!

Опешил Иван от такого ответа:

Ни одного слова насчет Демьянова завета,

А одни только устрашения.

За какие такие прегрешения?

- Что ж ты, батя, лаешься с пеной у рта?

Видно, ты сам не знаешь ни черта!

Пожелав сто болячек гневливому бате,

Засел Иван у себя в хате

И размышлял о безбожном коммунисте,

«Демьяне евангелисте»:

- Неужто Христос его не покарает

За то, что он так его образ марает?!

III.

Не укрылась от молодёжи думка Иванова:

Поколебала в нем веру книга Демьянова!

И решили комсомольцы помочь Ивану

Освободиться от церковного дурману,

Надумали в одну минутку,

Кукую выкинуть шутку.

Комсомолец – Стёпа был хороший актёр

И на разговоры с мужиками востёр.

Напялил он на себя рваную овчину,

Сморщил свою личину,

Закрыл румяную рожуседою,

Клочковатою бородою,

Буйны кудри прикрыл париком,

Стал старик-стариком!

И тёмным вечером – после закату –

Вошел робко к Ивану в хату,

Помолился в углу на иконы,

Отвесил положенные поклоны

И сказал: «Я - человек божий,

Странник прохожий.

Приюти меня на ночь добрый человече.

Иду я издалече.

На Афон-гору держу дорогу

К самому господу-богу!

Там господь-бог ныне

Восседает на самой высокой вершине

И выносит свои решения,

Принимая от православных прошения,

Согретые молитвами жаркими

И оплаченные гербовыми марками,

Налогом пятирублевого достоинства

В пользу господа и небесного воинства!»

Поверил Иван смешному вздору

Про Афон-гору

И написал он богу прошение:

- Ввёл меня евангелист Демьян в искушение

Разъяснивши толково,

Что не было воскресения Христова никакого.

Дай мне, боже. Наставление,

Как отразить такое богохуление.,

Чтоб Демьян угас как свечной огарок?

За неимением гербовых марок

Прилагаю при сём добытые в поте лица

Пять рублей советского образца.

Потому что с царскими бумажками неблагополучно.

В чём подписуюсь собственноручно.

IV.

Хорошо удался обман,

Не узнал комсомольца Иван,

Не догадался, что фокусы с ним затеяны,

Что борода и усы приклеены,

Что перед ним старикашкой одетый,

Стёпка, безбожник отпетый.

Ушёл от Ивана странник поддельный,

Обещав, что в срок двухнедельный

Иван дождется от бога ответа.

Приключилась история эта

В середине лета.

Веселая молодежь для Ивана,

Чтоб вывести его из церковного тумана

И рассеять его слепоту,

Выписала ему газету «Бедноту»

И газету «Безбожник» в придачу –

Задала Ивану задачу:

Ждет пождет Иван божьего ответа,

А к нему идёт за газетой газета,

Учит его, просвещает!

Мозги его прочищает!

Почитавши с месяц газетки

Раскумекал Иван напоследки.

Что не получит он ответа с Афона,

Что незачем стучаться лбом у амвона,

Что не было воскресенья христова чудесного,

Что нет никакого рая небесного,

Что надобно рая добиваться иного,

Настоящего рая, земного,

Что одна в этот рай есть дорога –

Без попов, без чертей и без бога.

Про нее, про дорогу про эту,

Ведущую к знанию, к свету,

Говорит Демьяновский «Новыйзавет»

А дороги другой больше нет!!

 

Крестьянин ГРИГОРИЙ ЧЕСНОКОВ.

Дер. Евсино, Тужинск. вол., Яранск. уезда, Вятской губ.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: