Федеративные отношения и федеративное устройство РФ. Предметы ведения РФ и ее субъектов




Основы конституционно-правового статуса РФ и её субъектов определены в гл. 3 Конституции РФ «Федеративное устройство» (ст. 65-79).

В РФ - 85 равноправных субъекта: 22 Республика, 9 Краев, 46 Областей, 3 ГФЗ, 1 Авт Об, 4 Авт Окр. Республики имеют свою конституцию и законодательство. К, О, ГФЗ, АОб, АОкр имеет свой устав и законодательство.

Фед устройство РФ основано на ее гос. целостности, единстве системы ГВ, разграничении предметов ведения и


полномочий м/у ОГВ РФ и ОГВ СРФ, равноправии и самоопределении народов в РФ.

Система органов государственной власти Р, К,Обл, ГФЗ, АОбл, Автокр устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.

Во взаимоотношениях с фед. ОГВ все СРФ между собой равноправны. Принятие в РФ и образование в ее составе нового субъекта осущ. в порядке, установленном ФКЗ.

Статус Респ. определяется К. РФ и К. респ. Статус К, О, ГФЗ, АОб, АОкр определяется К. РФ и уставом К, О, ГФЗ, АОб, АОкр, принимаемым законодательным органом соответствующего СРФ. Отношения АОкр, входящих в состав К или О, могут регулироваться ФЗ и договором между ОГВ АОкр и, соответственно, ОГВ К или О. Статус СРФ может быть изменен по взаимному согласию РФ и СРФ в соответствии с ФКЗ. Территория РФ включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. РФ обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ в порядке, определяемом ФЗ и нормами международного права. Границы между СРФ могут быть изменены с их взаимного согласия. Гос. языком РФ на всей ее тер. является рус.язык. Респ. вправе устанавливать свои гос. языки. В ОГВ, органах МСУ, гос. учреждениях республик они употребляются наряду с гос. языком РФ. В ведении РФ находятся:

а) принятие и изменение Конституции РФ и
ФЗ-ов, контроль за их соблюдением;

б) федеративное устройство и территория РФ;

в) регулирование и защита прав и свобод Ч и
Г; гражданство в РФ; регулирование и защита
прав нац. меньшинств;

г) установление системы фед-х органов зак,
исп и суд власти, порядка их организации и
деятельности; формирование фед-х органов
гос. власти;

д) фед-я гос. собственность и управление ею;

е) установление основ фед-ой политики и
фед-е программы в области гос-го, эк-го,
экол-го, социаль., культ, и национ. развития
РФ;

ж) установление правовых основ единого
рынка; финансовое, валютное, кредитное,
таможенное регулирование, денежная


эмиссия, основы ценовой политики; фед-е экономические службы, включая фед-е банки; з) фед-й бюджет; фед-е налоги и сборы; фед-е фонды регионального развития; и) фед-е энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; фед-е транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе; к) внешняя политика и международные отношения РФ, международные договоры РФ; вопросы войны и мира; л) внешнеэкономические отношения РФ; м) оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;

н) определение статуса и защита гос. границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ;

о) судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;

п) фед-ое коллизионное право; р) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет; с) гос-е награды и почетные звания РФ; т) федеральная государственная служба. В совместном ведении РФ и СРФ находятся:

а) обеспечение соответствия конституций и
законов республик, уставов, законов и иных
нпа краев, областей, городов фед-го
значения, АОб, АОкр Конституции РФ и ФЗ-
ам;

б) защита прав и свобод человека и
гражданина; защита прав нацменьшинств;
обеспечение законности, правопорядка,
общественной безопасности; режим
пограничных зон;

в) вопросы владения, пользования и
распоряжения землей, недрами, водными и
другими природными ресурсами;

г) разграничение гос. собственности;

д) природопользование; охрана окружающей
среды и обеспечение экологической
безопасности; особо охраняемые природные
территории; охрана памятников истории и
культуры;

е) общие вопросы воспитания, образования,
науки, культуры, физической культуры и
спорта;


ж) координация вопросов здравоохранения;
защита семьи, материнства, отцовства и
детства; социальная защита, включая
социальное обеспечение;

з) осуществление мер по борьбе с
катастрофами, стихийными бедствиями,
эпидемиями, ликвидация их последствий;
и) установление общих принципов
налогообложения и сборов в РФ;

к) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды; л) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат; м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей; н) установление общих принципов организации системы огв и мсу; о) координация международных и внешнеэкономических связей СРФ, выполнение международных договоров РФ. Вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и С-в РФ, С-ы РФ обладают всей полнотой ГВ. На практике при разграничении предметов ведения и полномочий заключаются доп. договоры с каждым СРФ о разграничении предметов ведения и полномочий между фед. ОГВ РФ и ОГВ СРФ.

Конституция устанавливает также, что на тер. РФ не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с ФЗ, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

По предметам ведения РФ принимаются ФКЗ и ФЗ-ы, имеющие прямое действие на всей тер. РФ.

По предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются ФЗ-ы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные НПА субъектов РФ.

РФ может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя РФ.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: