Система цен и их классификация




ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ И ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ (ОРГАНИЗАЦИИ)

 

Содержание:

1 Сущность и функции цены.

2 Система цен и их классификация.

3 Методы расчета цены.

 

Сущность и функции цены

Во многих словарях цена трактуется как денежное выражение стоимости единицы товара. Можно встретить и такую формулировку: «Цена – это сумма денег, за которую покупатель готов купить товар, а производитель – продать».

В условиях рыночных отношений резко возрастает роль цены для любого предприятия. Это обстоятельство обусловливается многими причинами.

От уровня цены зависят:

1) величина прибыли предприятия;

2) конкурентоспособность предприятия и его продукции;

3) финансовая устойчивость предприятия.

Выбор правильной ценовой политики является достаточно непростым делом и требует создания маркетинговых служб.

Цена как экономическая категория выполняет ряд важнейших функций:

1) Измерительная. Цена измеряет стоимость товара. Она выражает все стоимостные показатели: валовую и товарную продукцию, сумму материально-денежных затрат на производство продукции и так далее.

2) Плановая. Внутрихозяйственное планирование производства, распределения, обмена и потребления продукции в стоимостном выражении осуществляется с помощью цен на планируемые процессы.

3) Регулирующая. В рыночной экономике цены представляют основной инструмент уравновешивания спроса и предложения. Цена увязывает денежный запрос производителя и продавца товара с ответной реакцией покупателя.

4) Распределительная. Повышение или понижение цен ведет к перераспределению доходов и прибыли между отраслями, предприятиями, социальными группами населения.

5) Контрольная. Цены служат инструментом учета и контроля расхода материально-вещественных и природных ресурсов, их движения и сохранения.

6) Стимулирующая. Цены стимулируют заинтересованность товаропроизводителей в повышении объемов производства, снижении издержек и увеличении размера прибыли.

7) Социальная. Изменение розничных цен способствует перераспределению доходов и расходов населения, изменению семейного бюджета, влияет на доступность населения к различным видам товаров, социальных благ и услуг.

Таким образом, цены играют исключительно важную роль в развитии экономики страны в целом и для каждого отдельно взятого субъекта хозяйствования. Отсюда вытекает значимость политики в области ценообразования.

 

Система цен и их классификация

Система цен характеризует собой взаимосвязь и взаимоотношение различных видов цен. Она состоит из различных элементов, среди которых можно выделить как отдельные цены, так и определенные их группы.

Взаимосвязь цен обусловлена зависимостью отдельных предприятий, производств и отраслей, единым процессом формирования затрат на производство и другими факторами. Поэтому повышение или понижение одной цены может вызвать изменения в уровне других цен.

Основными ценами, отражающими отношения между продавцом и покупателем в условиях рынка, являются:

1) Свободные (договорные) устанавливаются с учетом экономических интересов покупателя и товаропроизводителя. Определяются через механизм спроса и предложения.

2) Регулируемые – это цены, уровень, динамика и порядок которых регулируются государством.

3) Оптовые – цены, по которым предприятия-изготовители продукции реализуют ее предприятиям-заказчикам.

4) Розничные – цены реализации продукции в розничной торговле независимо от того, кто является покупателем.

5) Закупочные – цены, по которым государство закупает продукцию для своих нужд.

6) Гарантированные (защитные) – цены при закупке продукции в федеральный фонд.

7) Залоговые – используются при закупке продукции под залог.

8) Трансфертные – цены, применяемые при расчетах за поставки продукции в рамках транснациональных корпораций.

9) Бартерные – используются при обмене сельскохозяйственной продукции на продукцию промышленных предприятий.

10)Базисные – цены, которые применяются в качестве исходных при предварительных сделках и корректируются с помощью скидок или надбавок.

Любая цена включает ряд взаимосвязанных элементов. Соотношение отдельных элементов цены, выраженное в процентах, представляет собой структуру цены, которая позволяет судить о значимости элементов цены и их уровне.

Основу цены продукции составляет ее себестоимость. Она характеризует текущие издержки предприятия по производству и реализации продукции. Любое предприятие стремиться к тому, чтобы полностью возместить затраты, связанные с выпуском продукции, и получить достаточную сумму прибыли. Прибыль предприятия должна обеспечить не только финансирование текущих расходов, но и развитие предприятия.

 

Методы расчета цены

В практике существует несколько методов ценообразования на товары и услуги в рыночных условиях:

1) Установление цены по уровню средних издержек и плюс прибыль. Это самый простой способ ценообразования и заключается он в начислении определенной, стандартной наценки на себестоимость товара. Размеры наценок варьируются в широких пределах в зависимости от вида товара. Недостаток данного метода состоит в том, что товаропроизводители руководствуются в основном издержками производства и не учитывают спрос на товары и услуги на рынке.

2) Обеспечение безубыточности и получение прибыли. Этот метод основывается на сопоставлении общих издержек и ожидаемой выручки при разных уровнях объема продаж. При этом устанавливается такое сочетание объема выпуска товара и цены, которое обеспечивает получение необходимой прибыли предприятия.

3) Установление цены, исходя из реальной стоимости товара. Основным фактором установления цены при этом методе являются не издержки производства, а реакция покупателей на конкретный размер цены на продукцию. Для этого используют специальные приемы воздействия на покупателя и проводят соответствующие исследования модели потребительского поведения и выявления ценностных представлений покупателя.

4) Установление цены на основе уровня средних текущих цен. Товаропроизводитель принимает за основу цену конкурентов и практически не обращает внимания на собственные издержки или спрос на товары и услуги. Цены на рынке ориентируются в данном случае на лидера, поставляющего значительную массу продукции.

Уровень устанавливаемой предприятием цены на продукцию во многом определяется и тем, какие цены ставит предприятие на ближайшее время и перспективу. Наиболее распространенными являются следующие ценовые стратегии предприятия:

1) сохранение стабильного положения на рынке при умеренной рентабельности;

2) вытеснение конкурентов;

3) обеспечение выживаемости в условиях рынка и предотвращение банкротства;

4) внедрение на рынке новой продукции;

5) завоевание лидерства по показателям качества и так далее.

Выбор политики цен основан на оценке приоритетов деятельности предприятия.

Каждая ценовая стратегия обладает совокупностью как положительные, так и отрицательных характеристик. Поэтому принятие одной из них ведет к отрицанию преимуществ другой. В результате оценка действительности приводит к необходимости ориентации в деятельности предприятия на смешанные стратегии ценообразования.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: