Описание интерактивной методики «Учебный суд»




Имитация судебного разбирательства – это сложная, но увлекательная интерактивная методика, эффективно развивающая навыки «soft-skills» (т.н. «мягкие навыки») у целевой аудитории. Учебные суды и конкурсы учебных судов, которые сейчас практикуются во многих странах мира, − одно из самых интересных и популярных мероприятий среди старшеклассников и студентов. Для российских школьников и студентов — это также хорошая подготовка к правовым олимпиадам и экзаменам по праву. Данный интерактивный метод предоставляет возможность попробовать себя в роли юриста и выступить в настоящем суде. Кроме того, это отличный шанс испытать себя на прочность – различные конкурсы учебных судов для школьников проводятся на самых разных уровнях от внутришкольного до международного.

Один из наиболее известных – конкурс учебных судов имени Принца П.Г. Ольденбургского для школьников 8-11 классов, который ежегодно проходит в марте-апреле. Региональные туры проходят в марте в Москве, Санкт-Петербурге, Архангельске, Грозном, Екатеринбурге, Калининграде, Красноярске, Нижнем Новгороде, Орле, Рязани, Томске и других регионах. Общероссийский тур проходит в Санкт-Петербурге в первой половине апреля.

Международные конкурсы учебных судов для школьников (International Moot Court, Baltic Moot Court, European Moot Court) проходят в Нидерландах, Польше, России, Румынии на английском языке и моделируют слушания в Международном уголовном суде. Институт права, в частности, организует участие и проводит подготовку российских команд.

В целом, применение методики учебных судов направлено на улучшение качества жизни основной целевой группы, а именно – на развитие у школьников навыков «soft-skills», а также формирование базовых знаний по правоведению. К навыкам «soft skills» относят навыки коммуникации, работы в команде, управления временем, менеджмента, проведения презентаций, лидерства, личного развития и т. д. Это навыки, которые помогают людям находить оптимальные решения в широком спектре жизненных задач и ситуаций.

Цель учебного суда – выработка определенных навыков и компетенций. Само дело может относиться к сфере уголовного права, гражданского, административного или конституционного права, это не играет большой роли. Главным и неизменным остается то – что это чрезвычайно продуманное, сбалансированное и неоднозначное дело, которое позволяет продумывать и отстаивать позицию каждой из сторон. Кроме того, это дело всегда включает в себя конфликт, связанный с правами человека.

Работа по каждому делу связывается с прохождением школьниками всех необходимых этапов работы над ним (от ознакомления с текстом до выстраивания аргументации и выступления в импровизированных учебных судах внутри каждой группы школьников). Материалы разбираются и анализируются школьниками максимально подробно при активном содействии и участии студентов. Студенты с большим вниманием сопровождают работу школьников: разбирают правила работы с текстами; разъясняют, где и каким образом стоит искать дополнительную информацию; объясняют правила и особенности аргументации; демонстрируют различные тактические и ораторские приемы; отрабатывают навыки публичного выступления. В ходе подобной подготовки школьники и развивают необходимые “soft skills”.

По итогам работы над делом, школьники в командах моделируют работу судебных юристов в упрощенном разбирательстве. Судей играют представители профессионального сообщества. Они же определяют победителей по специальным критериям оценивания. Оценивается качество аргументации (использование фактических и правовых оснований, логика, убедительность), мастерство публичного выступления, способность отвечать на вопросы судей, культура речи. Оценивание происходит единообразно на основе методических материалов, которые можно перенять из общедоступной практики проведения соответствующих мероприятий, либо сформулировать самостоятельно.

Учебные суды помогают школьникам объяснить специфику понятий, рассматриваемых в конкретном деле, назвать круг основных проблем, связанных с особенностями дела. Новый опыт позволяет школьникам участвовать в процедурах цивилизованного разрешения споров в суде, квалифицировать ситуацию с точки зрения права, анализировать казус, вырабатывать аргументы в защиту различных позиций, вставать на точку зрения других, определять границы правового поведения. У участников таких судов формируется собственное мнение о проблемах, ставших предметом кейса, они становятся способными к выражению отношения к своему поведению и к своим ценностям, в связи с проблемами, заявленными в казусе. И, что самое важное, позволяет формировать у школьников «мягкие навыки», а именно: работу с письменными документами, их анализ; аргументацию, публичное выступление, гибкое мышление, поиск и систематизацию информации, умение быстро реагировать на изменяющиеся обстоятельства и многое другое.

Отдельно стоит отметить, что соревновательный момент, как неотъемлемая часть конкурсов учебных судов, является серьезным стимулом в образовательном процессе.

Все вместе позволяет эффективно формировать у школьников как навыки, необходимые в современном чрезвычайно быстро развивающемся обществе, так и формировать у них определенное представление о правовой системе и работе юриста в целом.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: