Сложение и вычитание (продолжение)




ВТОРОЕ ПОЛУГОДИЕ

Числа от 1 до 100

Сложение и вычитание (продолжение) (12 ч)

Умножение и деление (44 ч)

Итоговое повторение (8 ч)

Раскрытие новых приемов вычислений чередуется с ознакомлением детей с новыми геометрическими фигурами: прямой угол, прямоугольник (квадрат); ученики узнают свойство противоположных сторон прямоугольника.

Сложение и вычитание (продолжение)

В итоге работы над темой дети должны овладеть следующими знаниями, умениями, навыками:

твердо усвоить ранее изученные устные приемы сложения и вычитания; особое внимание при этом должно быть уделено отработке автоматизированных навыков в отношении табличных случаев сложения и вычитания;

— усвоить письменные приемы сложения и вычитания двузначных чисел с записью вычислений столбиком; уметь проверять правильность выполнения сложения и вычитания, используя знание связи между компонентами и результатом каждого из этих арифметических действий;

— уметь по-разному читать числовые выражения (9 + 5: сумма чисел 9 и 5, первое слагаемое — 9, второе — 5, найти сумму, увеличить 9 на 5; 12 – 4 — разность чисел 12 и 4, уменьшаемое — 12, вычитаемое — 4, найти разность, уменьшить 12 на 4);

— уметь решать текстовые задачи в одно и в два действия (простые и составные);

— научиться решать задачи геометрического содержания: чертить фигуры на клетчатой бумаге, выполнять упражнения по конструированию фигур (например, вычленять из данной фигуры составляющие ее части, преобразовывать одну фигуру в другую и т. п.).

Наглядные пособия при изучении этой темы те же, что и при изучении материала, данного в первой части учебника II класса.

Письменные приемы сложения и вычитания включают следующие операции: правильная запись чисел в столбик (десятки под десятками, единицы под единицами), сложение или вычитание единиц, затем сложение или вычитание десятков, запись и формулировка ответа. В зависимости от данных чисел выполняются и другие операции: например, при сложении единиц в результате может получиться двузначное число, из которого надо выделить десяток и прибавить его к десяткам, а при вычитании число единиц в уменьшаемом может быть меньше, чем в вычитаемом, тогда из числа десятков уменьшаемого «занимают» десяток и прибавляют 10 к единицам уменьшаемого, после чего выполняют вычитание. Именно поэтому в учебнике рассматриваются различные случаи сложения и вычитания в зависимости от числа операций, составляющих прием. Назовем эти случаи и порядок их следования в учебнике.

1) 45 + 23 (с. 4) 2) 57 – 26 (с. 5) 3) 37 + 48 (с. 10) 4) 37 + 53 (с. 11) 5) 87 + 13 (с. 14) 6) 40 – 8 (с. 16) 7) 50 – 24 (с. 17) 8) 52 – 24 (с. 25)

Рассмотрим подробнее, как можно познакомить учащихся с приемом письменного сложения для случаев вида 45 + 23 (сумма единиц слагаемых меньше 10).

С целью подготовки к рассмотрению нового материала надо повторить:

— десятичный состав двузначных чисел, предложив детям упражнения вида: «Сколько десятков и единиц в числе 45? в числе 80?», «Назови число, в котором пять десятков и две единицы», «В числе 46 четыре десятка. Сколько в нем единиц?»;

— приемы сложения в случаях вида: 37 + 40, 40 + 23, 37 + 2. Примеры можно записать на доске. Учитель называет пример, дети устно решают его, дают ответ, кратко поясняя ход решения (десятки прибавляют к десяткам, а единицы — к единицам). Поясняя решение примера 40 + 23, ученики должны сказать, что число 23 прибавляли по частям: сначала 20, а потом еще 3.

При ознакомлении с письменным приемом сложения первого вида можно использовать запись и иллюстрацию, аналогичные данным в учебнике на с. 4. Здесь предложен удачный методический прием ознакомления с письменным сложением: сначала ученики находят результат, пользуясь известным им устным приемом сложения, а затем переходят к письменному приему, который отличается от устного только новой записью решения столбиком. Рассмотрим, как это можно сделать.

Учитель записывает на доске пример, аналогичный рассмотренному в учебнике на с. 4, например: 54 + 32. Дети называют, сколько десятков и единиц в каждом слагаемом. Учитель изображает данные числа на предметном абаке (см. рис. на с. 4) и предлагает устно вычислить сумму чисел 54 и 32. Дети объясняют: «Будем прибавлять 32 по частям: сначала 30, получится 84, и еще 2, получится 86». Учитель записывает : (54 + 30) + 2 = 86.

Сколько десятков было в первом слагаемом? во втором? в полученной сумме? Сколько единиц было в первом слагаемом? во втором? в полученной сумме? Назовите ответ решенного примера.

Учитель поясняет: «При сложении двузначных чисел удобнее записывать решение примеров по-другому — столбиком, тогда легче вычислить сумму: числа записывают одно под другим так, чтобы десятки были записаны под десятками, а единицы — под единицами. Слева от чисел ставится знак «+» и проводится черта под числами, ниже которой будет записываться сумма. Запомните: письменное сложение начинается с единиц. Скажите, сколько единиц в первом слагаемом, во втором. Складываем единицы: 4 ед. + 2 ед. = 6 ед. Пишем 6 под единицами. Теперь складываем десятки: 5 дес. + 3 дес. = 8 дес. Пишем 8 под десятками — теперь можно прочитать, чему равна сумма». Объяснение сопровождается соответствующей записью столбиком на доске (с. 4). Учитель выясняет, при какой записи вычисления выполнять легче (если устно вычислять трудно, используют письменные приемы вычислений, а когда это легко — устные).

Далее надо провести работу по учебнику, выполнив сложение чисел 45 и 23 так же, как сложение чисел 54 и 32: рассмотреть запись на предметном абаке; выяснить, какие числа надо сложить и сколько в каждом из них десятков и единиц; объяснить по данной записи устный прием сложения чисел 45 и 23, а потом письменный прием сложения этих чисел. Учитель обращает внимание детей на предложения в объяснении, выделенные синим цветом, и поясняет, что эти предложения составляют!@#$%^&*объяснения письменного приема сложения. Полезно при этом заранее подготовить плакат -Памятку и прикрепить ее к доске.

1. Пишу...

2. Складываю единицы...

3. Складываю десятки...

4. Читаю ответ...

Эта Памятка должна помогать детям при выполнении письменного сложения. Руководствуясь ею, дети решают примеры из упражнения № 1 (с. 4), устно комментируя решение.

Как правило, к каждому уроку наряду с упражнениями по закреплению вновь введенного материала в учебнике даны задания для закрепления и систематизации ранее изученного материала — это текстовые арифметические задачи, задачи геометрического содержания, решение уравнений, составление и проверка равенств и неравенств и др.

В урок ознакомления с приемом письменного сложения включена текстовая задача в два действия № 2. При решении первой из них можно предложить детям выполнить чертеж по условию задачи, затем провести работу по составлению плана решения: «Можем ли сразу узнать, сколько метров ситца портниха отрезала от куска? Почему не можем? (Не знаем, сколько метров ситца она отрезала на передник.) А это можно узнать? (Да.)» Дети намечают!@#$%^&*решения и решают задачу.

Упражнение на сложение и вычитание (устные приемы вычислений) дети могут выполнить самостоятельно дома (№ 4).

Письменный прием вычитания для случаев вида 57 – 26 (с. 5) сходен с уже раскрытым приемом сложения двузначных чисел, поэтому можно использовать тот же методический прием: от устного приема вычислений перейти к письменному.

Подготовкой к введению нового материала будет повторение десятичного состава двузначных чисел, а также устных приемов вычитания вида: 59 – 30, 79 – 6, 60 – 34. При рассмотрении приема для случая 60 – 34 следует обратить внимание, что вычитание осуществляется по частям.

При введении нового приема учитель предлагает детям решить пример 48 – 12. Ученики называют, сколько десятков и единиц в уменьшаемом, затем учитель иллюстрирует на предметном абаке число 48 в виде 4 пучков — десятков палочек и 8 отдельных палочек. Учитель говорит: «Будем вычитать по частям. Сколько надо убрать десятков? единиц? (1 десяток и 2 единицы)». Запись имеет вид: (48 – 10) – 2. Дети по записи вычисляют: 48 – 10 = 38, 38 – 2 = 36.

Возвращаясь к иллюстрации, учитель спрашивает: «Сколько десятков было сначала? Сколько убрали? Сколько было единиц сначала? Сколько убрали?» Делается вывод: десятки вычитали из десятков, а единицы — из единиц.

Решение примера 57 – 26 рассматривается по учебнику(с. 5). Сначала, используя иллюстрацию в учебнике, ученики объясняют устный прием вычитания: (57 – 20) – 6 = 31. Число 26 вычитаем по частям: сначала из 57 вычитаем 20 (или 2 дес.), получится 37; затем из 37 вычитаем 6, ответ: 31.

Учитель объясняет, что при вычитании, как и при сложении, удобнее записывать числа одно под другим. Чтобы легче было выполнять вычисления (образец дан на с. 5 учебника), десятки записывают под десятками, единицы — под единицами. Вычитание начинают с единиц. Ученики читают объяснение письменного вычитания по учебнику, после чего учитель выставляет на доске Памятку, пользуясь которой дети будут выполнять и объяснять решение примеров.

1. Пишу...

2. Вычитаю единицы...

3. Вычитаю десятки...

4. Читаю ответ...

Для закрепления знания письменного приема вычитания детям предлагают решить, пользуясь Памяткой, примеры № 1 (1, 2, 3-й столбики), устно комментируя их решение. Оставшиеся 4-й и 5-й столбики из № 1 и примеры из № 4 можно предложить для самостоятельной работы в классе и дома.

Для закрепления ранее изученного материала выполняют решение текстовых арифметических задач № 2 и 3. Содержание задачи № 2 полезно проиллюстрировать, изобразив шары разноцветными кружками, или выполнить чертеж. После составления плана решения ученики решают задачу самостоятельно.

Устно решив задачу № 3, выясняют, как составить задачи, обратные данной. Затем ученики устно составляют две обратные задачи, принимая в одной из них за неизвестное первое из данных чисел, а в другой — второе. Составленные задачи решают устно.

Упражнение № 5 предназначено для закрепления знаний о ломаной. Учитель предлагает детям рассказать все, что им известно об этой геометрической фигуре; сосчитать, сколько звеньев составляет данную ломаную; рассказать, как узнать ее длину. Чтобы начертить такую ломаную, как на чертеже, надо сначала поставить точки, являющиеся концами звеньев, затем соединить их отрезками. Дети объясняют, как правильно отсчитывать клеточки тетради, чтобы поставить точки так же, как в учебнике (например: первую точку ставим в вершине угла квадрата — клеточки, вторую — отсчитав от первой точки 6 клеточек вправо, затем 2 клеточки вверх; третья точка расположена вправо от второй на расстоянии 6 клеточек, а четвертая на 2 клеточки вниз от третьей и на 14 клеточек вправо). После этого ученики измеряют длину каждого звена ломаной и находят сумму полученных чисел: 3 см + 3 см + 7 см = 13 см.

Задача, представленная на полях с. 5, в которой требуется найти недостающие фигуры для постройки грузовика, и другие задания того же плана имеют целью развитие у детей способности конструирования новых фигур из данных, умения выделять из данной фигуры составляющие ее другие фигуры. Сначала, рассмотрев рисунок грузовика, дети называют, из каких фигур он составлен. Затем называют фигуры, изображенные под грузовиком, и находят их место в рисунке грузовика или же выполняют свой рисунок грузовика, используя эти его части. Теперь легко назвать фигуры, которых не хватает: одного колеса, половины кузова (большой треугольник) и части кабины (маленький треугольник).

Заметим, что подобные задания дети выполняют с большим интересом, при этом, как правило, сами находят несколько способов решения.

Следующие два урока (с. 6, 7) посвящают закреплению умений выполнять письменное сложение и вычитание двузначных чисел в отношении рассмотренных случаев и вместе с тем вводят проверку письменного сложения и вычитания для этих случаев. Здесь также выполняется закрепление ранее изученного материала.

1. Для закрепления изученных приемов письменного сложения и вычитания предлагают решить примеры 15 + 83 и 76 – 42 с подробным объяснением, используя Памятку,после чего дети решают самостоятельно примеры: 57 – 27 и 64 + 23.

2. Чтобы ввести проверку письменного сложения, сначала надо предложить детям выполнить упражнение № 6. Вызванные ученики объясняют, как заполняли таблицу: если известны слагаемые, то находим сумму сложением; если же известны сумма и одно из слагаемых, то другое слагаемое находим вычитанием — из суммы вычитаем данное слагаемое.

Ознакомить с проверкой письменного сложения можно с помощью выполнения упражнения № 1 (с. 6): ученики рассматривают иллюстрацию к примеру 35 + 24 и решают его с устным комментированием. Затем решают второй пример (59 – 24). Учитель предлагает сравнить эти примеры и объяснить, как получен второй пример из первого. Ученики отвечают: «Во втором примере из суммы 59 вычли второе слагаемое 24 и получили первое слагаемое — 35, значит, сложение выполнено правильно». Так же сравнивают третий пример (59 – 35) с первым, после чего дети объясняют, что при проверке сложения можно из суммы вычесть второе слагаемое, и если получится первое слагаемое, то пример на сложение решен правильно.

На следующем уроке наряду с решением примеров на сложение и вычитание двузначных чисел (с. 7) надо рассмотреть проверку письменного вычитания с помощью сложения. Здесь можно использовать тот же методический прием, что и при рассмотрении проверки письменного сложения. Сначала дети выполняют упражнение № 5, в результате чего устанавливают связь между числами при вычитании: если сложить вычитаемое и разность, то получится уменьшаемое. После этого учитель предлагает решить пару примеров: один — на вычитание двузначных чисел, а другой — на сложение вычитаемого с разностью, например: 86 – 32 и 32 + 54. В результате сравнения этих примеров дети делают вывод, как проверить решение примеров на вычитание сложением: надо сложить вычитаемое с разностью, если получится уменьшаемое, то пример на вычитание решен правильно. В учебник включены задания для закрепления умения выполнять письменное сложение и вычитание с проверкой (с. 6, № 2; с. 8, № 2; с. 9, № 6 и др.).

Задания, представленные на с. 6 и 7, дают возможность закрепить и обобщить ранее изученный материал.

1. Упражнения для закрепления знания приемов устных вычислений и навыков в отношении табличных случаев сложения и вычитания (с. 6, № 5, 6; с. 7, № 4, 5, 7) выполняют не только функцию закрепления умения вычислять и овладевать вычислительными навыками, но и другие. Так, при выполнении упражнения № 5 (с. 6) ученики закрепляют умение находить значения буквенных выражений при заданных значениях букв, знание терминов, относящихся к выполнению арифметических действий (сумма, слагаемые, разность, уменьшаемое, вычитаемое, значение суммы, значение разности). Важно, чтобы при выполнении названных упражнений и других, им подобных, дети сами пользовались соответствующими терминами. Для этого учителю надо чаще акцентировать на этом внимание («Прочитайте пример, используя названия чисел при сложении, и решите его»). Особое внимание надо уделить табличным случаям сложения и вычитания: дети должны знать таблицы сложения и вычитания наизусть, т. е. сразу называть сумму любых однозначных чисел (7 + 9 = 16) или разность двузначного и однозначного чисел, когда в результате получается однозначное число (11 – 7 = 4). С этой целью на каждом уроке учитель предлагает для устного выполнения упражнения в различных формах.

— Сумма каких однозначных чисел равна 9? 10? 11?..., 18?

— Какое число надо вычесть из 11 (12, 13,..., 18), чтобы получилось 9 (8, 7,..., 2)?

— Продолжите столбики примеров и решите их.

2+9 3+9... 9+9 12 – 3 12 – 4... 12 – 9 Как изменяется первое слагаемое в первом столбике? Как изменяется сумма?

Так же надо сравнивать примеры во втором столбике. В этих же целях полезно использовать и игровые формы заданий: так называемые цепочки примеров, занимательные рамки, магические квадраты, лабиринты, ребусы и др. (естественно, на разных уроках). Учитель записывает задание на доске или заранее на листе бумаги. Дети устно называют ответ или показывают его на карточках с цифрами. Выигрывает тот, кто раньше всех дал правильный ответ.

2. Продолжается работа по формированию умений решать простые и составные арифметические задачи. При решении простых задач на нахождение неизвестных компонентов (с. 6, № 3, 4) целесообразно воспользоваться схематическим чертежом, который выполняется под руководством учителя.

— Прочитайте задачу № 3. Что известно? Что требуется узнать? Выполним по задаче чертеж. Сколько деревьев решили посадить? (30.) Начертите отрезок, например, длиной 9 см. (Учитель выполняет чертеж на доске.) Запишем под отрезком число 30. Что еще известно в задаче? (Осталось посадить 8 деревьев, когда несколько уже посадили.) Как это показать на чертеже? (Вызванный ученик подчеркивает часть отрезка и делает запись: 8.) Что надо узнать в задаче? (Сколько деревьев посадили осенью.) Покажите это на чертеже. (Вызванный ученик выполняет.) Получается чертеж:

— Как узнать, сколько деревьев посадили осенью? (Надо вычесть 8 из 30, получится 22. Ответ: 22 дерева.) Объясните, почему надо вычитать? (Из 30 деревьев 8 осталось посадить, значит, их не посадили, а осенью посадили остальные.) Ученик обращается к чертежу. Задачу № 4 (с. 6) можно предложить для самостоятельного решения.

Для проверки решения таких задач полезно предлагать детям составлять обратную задачу и решать ее, после чего устанавливать, соответствует ли ответ обратной задачи условию данной. Например, ученики составили к задаче № 4 (с. 6) такую обратную задачу: «В парке посадили 75 саженцев деревьев. Из них прижилось 65 саженцев, а остальные вымерзли. Сколько саженцев деревьев вымерзло?» Дети решают эту задачу: 75 – 65 = 10. Ответ: 10 деревьев. Сравнив ответ обратной задачи с числовыми данными проверяемой задачи, дети говорят, что данная задача решена правильно, так как в ее условии сказано, что вымерзли 10 саженцев, и при решении обратной задачи тоже получили 10 саженцев.

При решении составных арифметических задач (с. 7, № 1)можно, пользуясь Памяткой, провести их разбор под руководством учителя, после чего предложить детям самостоятельно записать решения.

Задачу № 3 (с. 7) можно использовать для развития у детей представления о времени движения. С этой целью полезно предложить им такие вопросы: «Почему на полет самолетом пассажир затратил меньше времени по сравнению с поездкой на поезде? Сколько времени сэкономил пассажир, выбрав самолет?»

Упражнение геометрического содержания, данное на полях с. 6, следует выполнить под руководством учителя по аналогии с упражнением № 5 (с. 5).

Для ознакомления с прямым углом предназначен материал учебника на с. 8 и 9. Здесь же дан материал для закрепления изученного и для подготовки к изучению нового материала.

1. Сначала надо повторить все, что дети знают об углах. Можно начертить на доске треугольник с прямым углом и четырехугольник, в котором два прямых угла. Ученики находят углы этих фигур, объясняют, что углы образованы сторонами данных фигур, показывая, какими сторонами образован каждый угол; затем показывают вершины углов и поясняют, что они образуются при пересечении сторон. (Демонстрируют на чертеже.)

Учитель объясняет: «Углы бывают прямые и непрямые. Сейчас каждый из вас сделает из листа бумаги, который лежит на парте, модель прямого угла. Как это сделать, подскажет учебник, смотрите рисунок на с. 8. Перегните лист, как на рисунке 1, перегните еще раз, как на рисунке 2. Получилась модель прямого угла. Покажите на этой модели стороны прямого угла, его вершину. Моделью прямого угла является также прямой угол чертежного треугольника. Найдите на нем с помощью своей модели прямой угол. Прямой угол на чертежном треугольнике — это модель прямого угла. Теперь разверните лист бумаги, из которого вы сделали модель прямого угла. Сколько прямых углов образовали линии сгиба? Проверьте с помощью любой модели прямого угла, что линии сгиба образовали четыре прямых угла (см. рис. 3 на с. 8). Прочитайте текст на с. 8, данный вверху (до № 1).

— Рассмотрите чертежный треугольник. Вы уже убедились, что у него один угол прямой. С помощью модели прямого угла узнайте, будут ли прямыми остальные углы этого треугольника.

2. Для закрепления знаний о прямом угле дети под руководством учителя выполняют упражнение № 1 (с. 8). Учитель чертит на доске или на листе бумаги фигуры, подобные данным в учебнике. Дети называют каждую фигуру, показывают ее углы. Учитель предлагает определить на глаз, есть ли в рассматриваемой фигуре прямые углы, и, если есть, назвать их номера. Затем, используя в качестве модели чертежный треугольник, ученики, вызванные к доске, устанавливают, какие из углов в каждой фигуре прямые, а какие нет. То жезадание выполняют остальные ученики по рисунку в учебнике, используя свои модели прямого угла из бумаги или чертежные треугольники.

На следующем уроке продолжается работа по закреплению представлений о прямом угле. Детям предлагают самостоятельно начертить фигуры, имеющие прямые углы (с. 9, № 4). Можно выполнить задание по вариантам: I вариант — № 4 (1), II вариант — № 4 (2). Учитель вызывает по одному ученику — представителю от каждого варианта — для работы на доске, они выполняют ее, объясняя свое решение вслух. Остальные дети оценивают их работу и предлагают свое решение, если оно отличается от предложенного. Выясняется, что вычерчивание фигур, имеющих прямой угол, надо начинать с прямого угла. На этих уроках (с. 8, 9) проводится работа по закреплению ранее изученного материала.

3. Выполнение упражнений № 2, 3 (с. 8) и упражнений № 5, 6 (с. 9) позволяет повторить ранее изученные вычислительные приемы и закрепить вычислительные умения и навыки. Большинство из названных упражнений можно предлагать для самостоятельного выполнения в классе или дома. До или после выполнения перечисленных упражнений полезно предлагать развивающие задания. Например, до решения примеров из № 2 (с. 8) спрашивают: «Чем похожи эти примеры? Сравните примеры на сложение и скажите, не вычисляя: в каком из них будет самая большая сумма?» До решения примеров из № 3 (с. 8) можно задать вопросы: «Чем похожи и чем отличаются примеры первого и второго столбиков? В каком примере третьего столбика надо изменить вычитаемое, чтобы все примеры этого столбика были похожими?

4. Продолжается работа по формированию умений решать текстовые арифметические задачи: это задача № 4 на с. 8, заданная выражением, и задачи № 1, 2, 3 (с. 9). Рассмотрим, как можно провести работу по составлению задачи на с. 8. Желательно вначале рассмотреть простейшие выражения (например, 9 + 6, 15 – 8) и вспомнить, какие задачи можно составить по ним. Затем приступают к составлению задачи по выражению (например, (12 + 7) – 3). Опираясь на выводы, которые дети сделают в подготовительной работе, выбирают вопрос задачи. Например, будем узнавать, сколько осталось после того, как израсходовали (продали, отдали) 3 кг (3 м, 3 л и т. п.). Далее выясняют, что будет сказано в условии задачи про то, из чего расходуют (продают, отдают). Это могут быть две части чего-то целого (2 ящика с фруктами, 2 куска материи, 2 бидона молока и т. п.).

Можно начать анализ выражения с первого действия и использовать другие виды простых задач — увеличение и уменьшение числа на несколько единиц. При этом можно сразу договориться о предметной области задачи (про что будет задача) — про 3 куска материи, или про 3 мешка картофеля, или про покупку тетрадей тремя учениками и т. п. Разумеется, следует побуждать детей составлять разные по сюжету задачи с тем, чтобы, сравнив их, учащиеся убеждались в их математическом сходстве — они все решаются одинаково.

На полях с. 9 дана головоломка. Так как ее решение можетвызвать затруднения у части детей, его следует выполнять под руководством учителя. После того как дети разложат 9 счетных палочек одинаковой длины (см. рисунок), учитель говорит, что один треугольник уже образовался из разложенных палочек, и просит показать его, а затем остальные палочки.

— Эти палочки лежат парами. Покажите одну из пар. Как получить треугольник, в который входили бы обе палочки этой пары? (Положить палочку из другой пары, которая соединит концы палочек первой пары.) Сделайте это. Сколько получилось треугольников? (2.) Сколько треугольников должно получиться? (3.) Как получить третий треугольник? (Соединить концы третьей пары палочек, используя оставшуюся палочку от второй пары.) Выполните. Получается такая фигура:

Для проверки усвоения изученного материала надо чаще проводить математические диктанты, включающие заданияна вычисления, текстовые арифметические задачи, развивающие занимательные упражнения.

В качестве подготовки к рассмотрению новых случаев письменных приемов сложения для случаев вида 37 + 48 и 37 + 53 (с. 10, 11) следует повторить табличные случаи сложения с переходом через десяток и десятичный состав чисел второго десятка, предложив детям решить примеры вида 7 + 8, 8 + 9 и т. п., сопровождая решение каждого примера вопросом: «Сколько десятков и сколько единиц в полученном числе?»

Следует решить на доске с подробным объяснением несколько примеров вида 42 + 36 с использованием Памятки.

При ознакомлении с новым случаем письменного сложения двузначных чисел можно предложить детям решить с объяснением пример 38 + 56. Один ученик записывает решение на доске, а остальные — в тетрадях, объясняя решение:

38 + 56 = 38 + (50 + 6) = 88 + 6 = 94

Учитель предлагает записать решение этого примера в столбик и объяснить его. Вызванный ученик записывает решение на доске и объясняет: «Пишу десятки под десятками, а единицы под единицами; складываю единицы: к 8 прибавить 6, получится 14». Учитель говорит: «В числе 14 есть не только единицы, но и десяток, его надо запомнить и прибавить к десяткам, а под единицами записать число единиц — 4. Сложите десятки (3 + 5 = 8). Но еще получился 1 десяток из единиц. Сколько всего получится десятков? (8 + 1 = 9.) Назовите ответ». (94.)

Для закрепления дети читают по учебнику объяснение решения примера 37 + 48 (с. 10 вверху), затем выполняют упражнение № 1 (с. 10) (один-два примера под руководством учителя, остальные — самостоятельно).

Аналогично строится работа над приемом сложения для случаев вида 37 + 53. Особенность приема сложения для этих случаев состоит в том, что, сложив единицы данных двузначных чисел, получим 10 (или 1 дес.), а единиц будет 0. В качестве подготовки к пониманию детьми этой особенности в учебнике предусмотрены специальные упражнения (с. 10, № 6 (3-й столбик); с. 11, № 5 (3-й столбик). Например, отвечая на вопрос: «Сколько десятков и сколько единиц в числе 40?», дети должны ответить: 4 дес. и 0 ед.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: