Большинство людей охотно откликаются на похвалу, признание и поощрение. И наоборот, любой негатив в свой адрес чаще всего вызывает раздражение и воспринимается в штыки. Давайте разберемся, что же такое критика, и возможно ли воспитать ребенка без критики? С одной стороны, критика – это норма, в которой взрослый сообщает ребенку, что правильно делать, а что нет. И без этого обойтись нельзя. Для здорового роста ребенка, критика просто необходима. Но как же сделать критику конструктивной? Как правильно преподносить ее не вызывая противодействие? Если хотите научиться критиковать правильно, воспользуйтесь следующими советами: 1. Целью критики должно стать поведение ребенка, а не он сам. Бывало ли у Вас такое, что ребенок за завтраком разливал чай или разбивал чашку? И вот родители кричат: «У тебя, что руки дырявые? Ты что чашку нормально держать не можешь?» Правильно сказать, что это плохой поступок, а не плохой сам ребенок. Критиковать надо конкретные действия и поведение, объясняя их последствия. Ни в коем случае нельзя критиковать личность ребенка. Ребенок всегда хороший, а вот его поступки могут быть хорошими или плохими. Критика должна мотивировать, а не останавливать. Можно использовать материальные и моральные поощрения после исправления ребенком ошибки: похвала, поддержка, объятия. Этот метод дает детям понять, что совершать ошибки не так уж страшно, поэтому относиться к ним нужно с достоинством и исправлять их. Мама: «Я вижу, ты разлил чай? На тебе тряпку. Вытирай.» 2. Недопустимы слова оскорбления. Пример с тем же чаем: «У тебя, что руки дырявые? Как был неуклюжим, таким и останешься!» «Ты – дурак, тупой, глупый, неуклюжий» и т. д. должны быть навсегда исключены из Вашего лексикона. Эти слова унижают достоинства ребенка. Он страдает, злится, испытывает ненависть, желание отомстить. В связи с этим у него появляется и чувство вины, которое, в свою очередь, приводит к тревоге. Вся эта «цепная реакция» делает ребенка несчастными. Когда родители и учителя повторяют ребенку, что он глуп, например, в конце концов он этому поверит. Тогда он и вовсе перестанет проявлять в присутствии людей свои умственные способности. Он будет рад, когда его оставляют в покое. Он будет думать: «Не пытайся, не старайся, и неудач не будет». Если Вы чувствуете, что очень злитесь и вас распирает раздражение, нужно взять паузу, остановиться, уйти в другую комнату, успокоиться, попить чайку. Вспомните какие-нибудь ситуации из своей жизни, с которыми Вы когда-то не могли справиться, чего-то не понимали. 3. Не критикуйте ребенка в присутствии третьих лиц. Не надо в присутствии ребенка рассказывать своим друзьям: «А мой опять троек в четверти нахватался. Учиться вообще не хочет!» Критика очень травматична, а в присутствии других она еще и унизительна. Унижения не дают возможность ребенку что-то исправить или сделать лучше. 4. Не критикуйте обобщениями. На фоне своих негативных чувств не используйте фразы: «ты никогда, ты всегда, ты как всегда, ты ни разу и т.д.» Мама: «Где твой шарф? Ты что опять его потерял? Ты как всегда! Не удивительно, если ты голову потеряешь.» Эти слова заставляют ребенка думать примерно так: «я не такой, как нормальные дети», «я плохой», «родителям тяжело со мной», «родители меня не любят». Такие фразы уничтожают ребенка, они пророчат ему негативное будущее, с которым ребенку невозможно справится. Вместо этого, выразите свои чувства: «Я вижу ты опять потерял шарф? Жаль, ведь он стоил денег. Печально, но это не трагедия. Постарайся в следующий раз быть повнимательнее к своим вещам.» 5. Подскажите, как правильно. Делая ребенку замечание, важно обязательно предложить какие-то варианты выхода из ситуации, как сделать то, что нужно сделать, целиком и полностью опуская отрицательные оценки личности ребенка. Например, Ваш ребенок не пришел вовремя домой. Вместо того, чтобы ругать его, применять ограничения, выразите ему свои чувства: «Я беспокоюсь о тебе, и поэтому хочу, чтобы ты приходил вовремя» или «Я хочу, чтобы ты меня уважал, и поэтому звонил, если опаздываешь». Нужно обязательно подсказывать, поддерживать ребенка, предлагать разные варианты выхода из сложившихся сложных ситуаций. Критика должна указывать не на то, что плохо, а что можно сделать лучше. Такой подход предотвратит обиду, останется желание исправляться, самооценка останется на прежнем уровне. Критикуя, старайтесь соблюдать меру: важно, чтобы ребенок услышал замечание и в дальнейшем изменил свое поведение в этой ситуации. Замечание в излишне мягкой форме будет «пропущено мимо ушей», а в жесткой – вызовет агрессию или обиду. Если Вам сложно оценить много или мало критики, то идеальное соотношение: на одну критику – семь похвал. |