Краткий понятийный словарь




Логинов Е.А., Рязанова И.В.

КРАТКИЙ ПОНЯТИЙНЫЙ СЛОВАРЬ

ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКЕ

для студентов заочной формы обучения

юридического факультета

Нижний Новгород

 

Авторы-составители:

Логинов Е.А., кандидат философских наук, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин ПФ РАП,

Рязанова И.В., преподаватель кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин ПФ РАП.

 

 

Рецензенты:

Дегтярев Н.П., кандидат философских наук, профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин ПФ РАП;

Широкалова Г.С., доктор социологических наук, профессор

 

 

Краткий понятийный словарь по профессиональной этике для студентов заочной формы обучения:Учебно-практическое пособие. – Нижний Новгород: Приволжский филиал ГОУ ВПО «Российская академия правосудия», 2009. – 88 с.

 

Словарь раскрывает смысл основных этических понятий и терминов, предназначен для студентов заочной формы обучения юридического факультета.

 

Учебно-практическое пособие одобрено кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин Приволжского филиала Российской академии правосудия (протокол № __ от _________ 2009 г.).

 

© ПФ РАП, 2009.

© Логинов Е.А., Рязанова И.В., 2009.

 

 
 

 

 


ПРЕДИСЛОВИЕ

 

 

Словарь включает более 300 статей с краткой характеристикой и толкованием (определением) понятий и терминов этики и морали, используемых при изучении и решении проблем, в сфере деятельности специалистов юридического профиля.

Большая часть словаря представлена понятиями и категориями общей этики. Кроме того, словарь содержит термины и понятия, отражающие предусмотренные законом процессуальные действия в отношении лиц, нарушающих правопорядок и законность.

Словарь адресован, прежде всего, студенческой аудитории осваивающей материал учебных дисциплин гуманитарного цикла, а также практическим работникам системы правоохранительных органов: суда, прокуратуры, следствия, ОВД и др.

 

 

- А -

АБСОЛЮТ (от лат. absolutus – безусловный) – понятие, обозначающее высшее начало бытия.

АБСОЛЮТИЗМ (этический) (лат. absolutus – безусловный) – принцип истолкования природы нравственности, в соответствии с которым моральные понятия толкуются как неизменные и вечные начала (законы Вселенной, априорные истины или божественные заповеди), которые не связаны с социальными условиями жизни людей, с их потребностями и законами общественного развития. Очень часто ведет к догматизму и ригоризму.

АБСУРД (от лат. absurdus – фальшиво звучащий) – бессмысленный, противоречивый, неразумный. Термин применяется
с 40-х годов XIX в. в философии и эстетике. В философии экзистенциализма используется для характеристики положения
человека в обществе.

АВТОРИТАРИЗМ (лат. autoritas – власть, приказание) – одна из форм догматизма в морали, которая проявляется в способе обоснования нравственных требований. Авторитарное понимание нравственности исходит из того, что высшим или даже единственным обоснованием ее требований является указание на авторитетное лицо, от которого эти требования исходят. Наиболее характерен авторитаризм для религиозных учений нравственности, в которых высшим критерием и основанием морали объявляется воля Бога.

АВТОНОМИЯ – определенная степень самостоятельности каких-либо органов, организаций, территориальных и иных общностей в вопросах их жизнедеятельности.

АВТОРИТЕТ – общепризнанное значение, влияние, которым пользуется какое-либо лицо, система взглядов или организация в силу определенных качеств, заслуг.

АГРЕССИВНОСТЬ (от лат. aggressio – агрессия) – способность человека совершать насильственные действия; характеристика человеческого поведения, связанного с разрушительностью. Обычно противопоставляется миролюбию.

АГРЕССИЯ – мотивированное разрушительное поведение, импульс или намерение, которое рождает психологический дискомфорт и наносит ущерб людям.

АДВОКАТ – юрист, оказывающий профессиональную правовую
помощь физическим и юридическим лицам, посредством консультаций, представительства их интересов в суде, и защиту обвиняемого.

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ – ответственность физических и юридических лиц за совершение административного правонарушения; одна из форм юридической ответственность, менее строгая, чем уголовная ответственность.

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЭТИКА (англ. administer – управлять; administration – администрация; правительство) – вид профессиональной этики; наука о приложении моральных принципов к поведению должностных лиц в организации; адаптированные к практическим нуждам государственной и муниципальной службы, местного самоуправления сведения об основных этических понятиях, закономерностях и тенденциях формирования служебных отношений, о нравственных ценностях, мотивирующих поведение служащих, о моральных требованиях к формам, методам и стилю служебной деятельности в сфере государственного и муниципального управления, а также местного самоуправления.

АКСИОЛОГИЯ (от греч. axia – ценность + logos – слово) – философское учение о ценностях, обобщенные устойчивые представления о предпочитаемых благах, объектах, значимых для человека, являющихся предметом его желания, стремления, интереса.

АЛИБИ – факт нахождения обвиняемого или подозреваемого вне места преступления в момент его совершения, установленный доказательным присутствием его в это время в другом месте.

АЛЬТРУИЗМ (фр. altruisme от лат. alter – другой) – моральный принцип, предписывающий человеку подавление собственного эгоизма, бескорыстное служение «ближнему», готовность пожертвовать своим интересом в пользу интересов других людей.

АМНИСТИЯ – полное или частичное освобождение от уголовной ответственности или от наказания неопределенного круга лиц, совершивших преступление, либо замена наказания более мягким, либо сокращение его срока, либо снятие судимости с лиц, его отбывших.

АМОРАЛИЗМ (ИММОРАЛИЗМ) (от греч. а – отрицательная частица и лат. moralis – нравственный) – моральный принцип, обосновывающий нигилистическое отношение к общественным, и в первую очередь к общечеловеческим, нормам морали и провозглашающий безнравственность законным способом поведения личности. Формы проявления аморализма различны. Это может быть откровенный цинизм, полная беспринципность в осуществлении эгоистических интересов или же, наоборот, псевдогуманная терпимость и смирение по отношению к преступным действиям других людей. К аморализму следует отнести также признание законным использование любых, в т. ч. безнравственных, средств для достижения якобы моральных целей, в частности изуверства, демагогий; отрицание морали, отказ от нравственных принципов, совести и чести, оправдание и проповедь человеконенавистничества; отрицание общепринятых норм и ценностей.

АНТРОПОЛОГИЯ – философская дисциплина, изучающая человека в его сущностных проявлениях (природа, происхождение, предназначение, способности) и обращенная на познание того, «что есть человек». Термин предложен Кантом (1781).

АПАТИЯ (от греч. apatheia – бесстрастие) – одно из главных понятий этики стоицизма, обозначающее душевную невозмутимость, состояние покоя, когда чувства и страсти не мешают деятельности разума. Исключая «страсть», влияющую на правильность суждений, привносящую субъективный момент, предвзятость в мышление апатия, с точки зрения стоиков, помогает размышлениям.

АПЕЛЛЯЦИЯ – 1) одна из форм обжалования судебного постановления, путем обращения к вышестоящему суду с целью пересмотра решения или приговора нижестоящего суда; 2) жалоба в вышестоящий суд, в которой мотивированно излагается ходатайство об исправлении или отмене акта нижестоящего суда.

АРБИТРАЖ – разрешение экономических и трудовых споров избранным (назначенным) сторонами третейским судом, а также одно из названий последнего. Упразднена в связи с созданием системы арбитражных судов.

АРЕСТ – 1) в уголовно-процессуальном праве мера пресечения, состоящая в заключении под стражу обвиняемого; 2) вид наказания; содержание осужденного в условиях строгой изоляции от общества на срок от одного до шести месяцев; 3) самая строгая мера административного взыскания в законодательстве РФ; мера дисциплинарного взыскания, предусмотренная дисциплинарными уставами армии и органов внутренних дел.

АСКЕТИЗМ (греч. asketes – упражняющийся, подвижник) – моральный принцип, который предписывает людям самоотречение, отказ от мирских благ и наслаждений, подавление чувственных стремлений ради достижений каких-либо социальных целей или нравственного самосохранения; физические и психогигиенические правила, которые направлены на то, чтобы удержать человека от слабостей (гурманства, лености, сладострастия), на укрепление воли, сохранение духовной трезвости и обретение ясности сознания.

АТАРАКСИЯ (греч. ataraxia – невозмутимость) – категория древнегреческой этики, характеризующая состояние безмятежности, невозмутимости, душевного покоя. Античные мыслители считали, что мудрец должен стремиться к атараксии, дающей условия для непредвзятых размышлений.

АФФЕКТ (от лат. affectus – душевное волнение, страсть) – сильное, быстро возникающее и бурно протекающее психическое состояние, характеризующееся глубоким переживанием, ярким внешним проявлением, сужением сознания и снижения самоконтроля; бурная кратковременная эмоция (например, гнев, ужас, ревность), которая возникает, как правило, в ответ на сильный раздражитель. В состоянии аффекта чувства обострены, активно обнаруживают себя, мышление ослабляется. Аффекты отличаются от страсти меньшей длительностью, незначительной по сравнению со страстью душевной глубиной. Страсть порождает аффекты.

 

 

- Б -

БЕСКОРЫСТИЕ – в общепринятом значении – человеческое переживание, в основе которого нет эгоизма и выгоды.

БЕССМЕРТИЕ – психологическое увековечение жизни, существование личности или души после смерти.

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ – совокупность психических состояний и процессов, которые осуществляются без участия сознания.

БИОФИЛ (от греч. bios – жизнь и phileo – люблю) – человек, испытывающий трепетное, благоговейное отношение к жизни.

БИОЭТИКА – наука и область междисциплинарных исследований, которые изучают гуманистические и нравственные основы отношений между человеком и природой. Она рассматривает общественные проблемы, связанные с системой здравоохранения, профессиональные проблемы, проблемы отношения человека и природы. Исходными принципами биоэтики являются неотчуждаемые права и уважение человека в основе отношений медика и пациента.

БИХЕВИОРИЗМ (от англ. behaviour – поведение) – одно из распространенных психологических направлений; психология поведения, которая считает поступок, действие главным предметом психологии.

БЛАГО – совершенство, свойственное самой природе субъекта. Можно говорить о благе физическом, моральном. В этике благо рассматривается в качестве цели, с достижением которой человек соотносит свои действия. Платон называл благо неким трехосновным единством истины, добра и красоты.

БЛАГОДАРНОСТЬ – отношение человека к оказавшему ему в прошлом благодеяние, услугу лицу (группе, организации), выражающееся в особом чувстве готовности ответить взаимным благодеянием и в соответствующих практических действиях. Благодарность является одним из проявлений принципа справедливости во взаимоотношениях людей.

БЛАГОДЕЯНИЕ (ДОБРОДЕЯНИЕ) – действие, имеющее положительное нравственное значение, оцениваемое моральным сознанием как добро. Иногда понятию «Благодеяние» придается общесоциальный, а понятию «добродеяние» – специфически моральный смысл (по аналогии с понятиями «благо» и добро»). В этом случае под благодеянием понимается действие (обычно намеренное), объективный результат, последствия которого отвечают интересам людей, полезны для общества. Под добродеянием же понимается поступок, отвечающий требованиям нравственности и совершенный сознательно по моральным мотивам (во имя высоких идеалов, интересов человека или общества).

БЛАГОРОДСТВО – моральное качество, характеризующее поступки людей с точки зрения возвышенных мотивов, которыми они продиктованы. Оно включает целый ряд более частных положительных качеств (самоотверженность, верность высоким идеалам, мужество, великодушие и др.).

БЛАЖЕНСТВО – состояние человеческой завершенности, когда человек преодолевает зависимость от страстей и достигает власти над собой. Оно состоит в преодолении круга перерождений жизни и смерти – сансары, так как каждое новое перерождение несет новые страдания.

БУДДИЗМ (санскрит buddha – просветленный) – мировая религия, возникшая в 6 в. до н.э. в Индии и названная по имени своего мнимого основателя – легендарного Будды; буддизм получил распространение в Китае, Японии и других странах Востока. Физическая смерть, по представлениям буддистов, не прекращает существования, т.к. умерший возраждается в другом человеке, божестве, животном и т.д., такое перерождение, согласно этическому учению буддизма, не благо, а зло, ибо бытие в любой его форме – страдание. Перестать перерождаться, учит буддизм, может только тот, кто смиренно и покорно будет переносить любые мучения, порвет все свои земные привязанности, подавит в себе все чувства, стремления, желания. Одно из важнейших моральных требований буддизма – соблюдение «ахинсы», т. е. отказ от нанесения вреда кому бы то ни было, воздержание от «ответа злом на зло».

БЫТИЕ – философское понятие, выражающее основы мира.

 

 

- В -

ВЕЖЛИВОСТЬ – элементарное требование культуры поведения; моральное качество, характеризующее поведение человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом обращения с окружающими. Вежливость включает: внимательность, внешнее проявление доброжелательности ко всем, готовность оказать услугу каждому, кто в этом нуждается, деликатность, такт. Противоположностью вежливости являются грубость, хамство, проявление высокомерия и пренебрежительного отношения к людям.

ВЕЛИКОДУШИЕ – положительное моральное качество; такая форма проявления человечности в повседневных взаимоотношениях людей, при которой гуманность превосходит меру общепринятых норм или проявляется по отношению к тому, кто ее не вполне заслуживает. Моральным сознанием общества оцениваются как великодушие, например, такие, случаи проявления гуманности: самопожертвование ради интересов других; отказ от требования наказать совершившего проступок или причинившего ущерб; гуманное отношение к побежденному.
В христианской морали великодушие понимается как всепрощение.
Людям вменяется «не помнить зла», им причиненного, прощать «ближним» все их прегрешения, «любить врагов своих». Оборотной стороной этой заповеди является отсутствие требовательности к людям, попустительство злодеяниям.

ВЕРА – человеческая потребность воспринимать события такими, какими их хочется видеть; способность оценивать реальность из глубин человеческого существа.

ВЕРИФИКАЦИЯ – проверка истинности теоретических положений, установление достоверности опытным путем.

ВЕРНОСТЬ – моральное качество, характеризующее нравственную личность и ее линию поведения; означает неизменную приверженность делу общества, класса, партии, общественному движению; неукоснительное выполнение данных обязательств; постоянство в отношениях с другими людьми, с которыми данная личность связана узами дружбы, любви, брака.

ВЕРОЛОМСТВО – отрицательное моральное качество, характеризующие коварные злоумышленные действия, сознательный обман чужого доверия или вопиющее нарушение принятых обязательств (вероломство буквально означает ломать веру). Как вероломство обычно оцениваются следующие действия: преднамеренное нарушение верности обещанию, соглашению или молчаливо подразумеваемым обязательствам, которые вытекают из взаимоотношений солидарности, дружбы, любви (измена, предательство); клевета, ложный донос на другого человека, диктуемый завистью, ненавистью и стремлением использовать себе в выгоду несчастье другого; клятвопреступление, принесение клятвы с намерением нарушить ее в дальнейшем.

ВЗАИМОПОМОЩЬ – отношения между людьми в коллективе (личность и коллектив), возникающие в условиях общности интересов и целей, когда объединение усилий и одновременно разделение функций предполагают взаимную поддержку индивидуальных усилий каждого. Взаимопомощь вытекает из самого характера человеческого труда, который может быть только общественным, требует объединения усилий многих людей.

ВИНА – это переживание человеком нарушения или невыполнения им долга перед самим собой, перед обществом или перед Богом. Чувство вины не зависит от мнения других людей и возникает в случае, когда человек несет личную ответственность за происходящее. В праве установление вины человека, игнорирующего общественные интересы и нормы, является основанием для назначения ему наказания, в морали же вина влечет за собой лишь осуждение (санкция, поощрение и наказание).

ВЕРДИКТ – решение судьи (либо коллегии присяжных заседателей) по поставленной перед ним (ней) вопросам, включая основной, – о виновности подсудимого (в уголовном процессе).

ВЗЫСКАНИЕ – мера ответственности за совершение правонарушение. В КоАП предусмотрены следующие взыскания: а) предупреждение; б) штраф; в) конфискация; г) исправительные работы; д) арест; е) выдворение и другие.

ВОЗБУЖДЕНИЕ ДЕЛА – начальная стадия процесса, в котором прокурор, следователь или орган дознания, рассмотрев полученные сведенья о совершенном или готовящемся преступлении (правонарушении), устанавливают наличие или отсутствие оснований для начала производства по данному делу.

ВОЗДАЯНИЕ – вознаграждение или наказание человека за совершенные им действия в соответствии с их моральной ценностью. Принцип воздаяния используется в праве (наказание сообразно с мерой преступления), а также лежит в основе материального стимулирования деятельности людей.

ВОЗМЕЩЕНИЕ ВРЕДА – компенсация имущественного ущерба, возникшего в результате причинения вреда. Ответственное за вред лицо должно возместить его или компенсировать причиненные убытки.

ВОЛЯ – сознательная целеустремленность человека на выполнение тех или иных действий.

ВОЛЮНТАРИЗМ (лат. voluntas – воля) – в морали – это субъективистский принцип понимания нравственной деятельности, согласно которому человек должен совершать свой моральный выбор независимо от каких либо социальных законов и общественных норм, «свободно» определять свою нравственность, руководствуясь лишь собственным произвольным усмотрением. Волюнтаризм – крайнее выражение этического релятивизма, в основе которого лежит извращенное понимание нравственной свободы человека, самодеятельности и творчества в морали. Как практический принцип поведения волюнтаризм. выражает точку зрения крайнего индивидуализма и нигилизма и в конечном итоге ведет к аморализму.

ВЫБОР МОРАЛЬНЫЙ – акт моральной деятельности, исканий личности, выражающийся в сознательном предпочтении определённой системы ценностей, линии поведения или конкретного варианта поступка, когда человек самостоятельно должен принять моральное решение и обеспечить его реализацию. Субъектом морального выбора может быть индивид, принимающий решение о поступке; коллектив людей, формирующий нормы взаимоотношений своих членов; класс, стремящийся изменить или сохранить существующую социально-политическую систему; общество в целом.

ВЫДЕРЖКА – моральное качество, в котором находят конкретное проявление определённые стороны самообладания; включает: умение человека осуществлять контроль над своими чувствами, подчинять свои действия достижению поставленной цели, несмотря на возникающие препятствия и непредвиденные обстоятельства (настойчивость); способность преодолевать трудности, подавлять в себе малодушное желание отказаться от намеченных задач (упорство); верность избранным идеалам и принципам вопреки тяготам и лишениям, пассивному или активному противодействию со стороны открытых врагов (стойкость); умение подавлять в себе раздражение, пессимистические или, наоборот, авантюристические настроения при столкновении с сопротивлением окружающих.

ВЫЕМКА – это самостоятельное следственное действие, заключающееся в изъятии определенных предметов и документов, имеющих доказательственное значение для расследования, в отношении которых имеются точные сведения, где и у кого они находятся.

ВЫМОГАТЕЛЬСТВО – одно из преступлений против собственности. Выражается в требовании передать чужое имущество или право на имущество либо совершить другие действия имущественного характера под угрозой причинения насилия или уничтожения либо повреждения чужого имущества, а равно под угрозой распространения сведений, позорящих потерпевшего или его близких, либо иных сведений, которые могут причинить существенный вред правам или законным интересам потерпевшего или его близких.

ВЫСОКОМЕРИЕ – отрицательное моральное качество, характеризующее неуважительно-презрительное, надменное отношение к другим людям (к отдельным личностям, определённым социальным слоям или людям вообще), связанное с преувеличением своих собственных достоинств и себялюбием. Противоположными качествами являются скромность и уважение к людям. Социальной базой высокомерия является социально-экономическое неравенство в обществе, позволяющее одним пользоваться привилегиями в имущественном положении, правах, овладении духовной культурой и притязать на роль «элиты» общества и обрекающее других на подчиненное положение, материальную и духовную нищету.

- Г -

ГЕДОНИЗМ (греч. hedonc – наслаждение) – способ обоснования морали и истолкования ее природы и целей. Все содержание разнообразных моральных требований гедонизм сводит к общей цели – к получению наслаждения и избежанию страдания. Эта цель рассматривается как основное движущее начало в человеке, которое заложено в него природой и в конечном счете определяет все его действия. Как принцип нравственности гедонизм предписывает людям стремление к земным радостям. Гедонизм (как и эвдемонизм) противоположен аскетизму.

ГЕНОЦИД – действия, направленные на полное или частичное уничтожение национальной, этнической, расовой или религиозной группы путем убийства членов этой группы, причинения тяжкого вреда их здоровью либо иного создания жизненных условий, рассчитанных на физическое уничтожение членов этой группы.

ГЕРМЕНЕВТИКА (от греч. hermeneutike – истолковательное искусство) – искусство толкования текстов (в основном древних); учение о принципах их интерпретации.

ГЕРОИЗМ (греч. heroes – герой) – особая форма человеческого поведения, которая в нравственном отношении представляет собой подвиг. Герой (отдельная личность, группа людей, иногда класс, нация) берёт на себя решение исключительной по своим масштабам и трудностям задачи, возлагает на себя большую меру ответственности и обязанностей, чем предъявляется к людям в обычных условиях общепринятыми нормами поведения, преодолевает в связи с этим особые препятствия.

ГРАБЕЖ – одно из преступлений против собственности. Представляет собой явное хищение либо нападение с целью хищения чужого имущества, сопровождаемое угрозами применения насилия.

ГРАФОЛОГИЯ – наука, применяемая в криминалистике, изучающая почерк и исследующее его с точки зрения отражающихся в нем психических состояний, характера и других индивидуальных особенностей пишущего.

ГРЕХ – религиозно-этическое понятие, обозначающее нарушение нравственного закона (заповеди), христианская интерпретация морального зла. Понятие греха содержит в себе моральный смысл – это нечестность, неблагодарность, неверность, неисполненный долг, несправедливость.

ГРУБОСТЬ – отрицательное моральное качество, характеризующее пренебрежение культурой поведения; противоположно вежливости. Будучи одним из внешних проявлений неуважительного отношения к людям, грубость выражается в откровенной недоброжелательности к окружающим, в невнимании к чужим интересам и запросам, в беззастенчивом навязывании другим людям своей воли и желаний, в неумении сдерживать свое раздражение, в непредумышленном или намеренном оскорблении достоинства окружающих людей, в развязности, сквернословии, употреблении унизительных кличек и прозвищ, в хулиганских действиях.

ГУМАНИЗМ (лат. humanus – человечный) этико-философское направление; человеколюбие как моральный принцип, в основе которого лежит убеждение в безграничности возможностей человека и его способности к совершенствованию, требование свободы и защиты достоинства личности, идея о праве человека на счастье и о том, что удовлетворение его потребностей и интересов должно быть конечной
целью общества.

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ЭТИКА – система духовных ценностей, которая устанавливается в соответствии с общечеловеческими нормами жизни и ориентируется на всесторонние проявления человеческой природы. Она основывается на убежденности, что человек самостоятельно определяет различие между добром и злом.

 

 

- Д -

ДАОСИЗМ (школа Дао) – философское учение о Срединном или правильном пути познания жизни. – Дао. Теоретические основания он получает в VI-V вв. до н.э. в учениях Лао-цзы и Чжуан-цзы.

ДЕЕСПОСОБНОСТЬ – способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. В РФ полная дееспособность наступает с наступление совершеннолетия.

ДЕДУКЦИЯ – способ рассуждения, при котором новое положение выводится чисто логическим путем от общих положений к частным выводам.

ДЕЙСТВИЕ МОРАЛЬНОЕ – В качестве единичного самостоятельного действия этика обычно рассматривает акт, приведший к определенному общественно значимому результату (деянию), обладающий положительным или отрицательным моральным достоинством (ценностью), который можно подвергнуть нравственной оценке и за совершение которого человека можно считать ответственным. Моральными нельзя считать такие акты, которые имеют чисто физиологическую природу. Это всегда социальный акт, имеющий общественное значение (оказание помощи, выполнение обещания, трудовой подвиг, обман, воровство, предательство).

ДЕКВАЛИФИКАЦИЯ (ДИСКВАЛИФИКАЦИЯ) – 1) утрата квалификации, умения, способности выполнять какую-либо работу. Объявление кого-либо неспособным выполнять какую-либо работу или занимать определенную должность; 2) лишение спортсмена права участвовать в соревнованиях за нарушение правил, спортивной этики и т.п.; временное или постоянное лишение спортивного звания.

ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ – одна из форм взаимодействия людей в процессе исполнения определенного вида трудовой деятельности, которая содействует установлению нормальной морально-психологической атмосферы труда и отношений партнерства между руководителями и подчиненными, коллегами по работе, создавая условия для продуктивного сотрудничества коллектива людей в достижении значимых целей и обеспечивая успех общего дела.

ДЕЛОВОЙ ЭТИКЕТ – способ оформления внешней стороны отношений и поведения; совокупность норм поведения человека в конкретных, заранее оговоренных служебных ситуациях.

ДЕМАГОГИЯ (греч. demos – народ и agogos – ведущий; demagogos – политикан) – термин, используемый для отрицательной моральной характеристики образа действий, представляющих собой разновидность лицемерия в политике.

ДЕОНТОЛОГИЯ (греч. deon – должное и logos – учение; наука о должном) – раздел этики, в котором рассматриваются проблемы долга, должного, т.е. всего того, что выражает требования нравственности в форме предписаний.

ДЕПОРТАЦИЯ – изгнание, ссылка. В законодательных документах нередко применяется как синоним «выдворение» и обозначает принудительное удаление иностранных граждан или лиц без гражданства, незаконно въехавших в то или иное государство, за пределы территории данной страны.

ДЕПРЕССИЯ (от лат. depressio – подавление) – психологическое состояние уныния и пассивности.

ДЕСКРИПТИВНАЯ ЭТИКА – особая отрасль этической науки, которая занимается конкретно-социологическим и историческим анализом морали того или иного общества. Она изучает практикуемые обычаи, нравы, традиции и другие формы общественной дисциплины, конкретное содержание осуществляемых в обществе норм, структуру морального сознания и социальное содержание общераспространённых представлений о морали.

ДЕСТРУКТИВНОСТЬ (от лат. destructio – разрушение) – разрушительные механизмы человеческой психики и поведения.

ДЕТЕРМИНИЗМ (от лат. determino – определяю) – термин, служащий для обозначения любого учения, признающего обусловленность всех явлений в мире, включая и человека с его внутренним, субъективным духовным миром; философская концепция, признающая объективную закономерность и причинную обусловленность всех явлений природы и общества.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МОРАЛЬНАЯ – категория этики, при помощи которой во всем многообразии общественной практики людей выделяется нравственная сторона, из всех видов побуждений (материальных интересов, привычек, склонностей и т.д.) – специфически нравственные мотивы: желание совершать добро, подчинение чувству долга, стремление осуществить определенные идеалы. В отличие от поведения, которое охватывает всю совокупность поступков человека, под моральной деятельностью в этике понимаются только поступки, сознательно подчиненные определенным моральным целям.

ДИССИДЕНТ – 1) тот, кто не согласен с господствующей в стране идеологией; инакомыслящий; 2) тот, кто отступает от господствующего в стране вероисповедания; вероотступник.

ДИСЦИПЛИНА (лат. disciplina – обучение, воспитание) – определенный порядок поведения людей, обеспечивающий согласованность действий внутри коллектива и обязательное усвоение, и выполнение людьми установленных норм (правовых, моральных, политических, этических), правил и т.д., а также способы, с помощью которых осуществляется этот порядок.

ДИФФАМАЦИЯ – распространение (разглашение) сведений, позорящих честь конкретного лица или учреждения, основным отличием от клеветы является достоверность распространяемых сведений.

ДОБРО – одна из важнейших этических категорий, которая выражает положительное значение явлений и событий в их отношении к идеалу как высшей ценности; в понятии добра люди выражают свои наиболее общие интересы, устремления, пожелания и надежды на будущее, которые выступают здесь в виде абстрактной моральной идеи о том, что, должно быть, и заслуживает одобрения. С помощью идеи добра люди оценивают социальную практику и действия отдельных лиц.

ДОБРО И ЗЛО – центральные категории этики и нравственного сознания человека. На понятиях добра и зла образованы все этические представления. Добро и зло являются наиболее обобщенной формой разграничения и противопоставления нравственного и безнравственного, имеющего положительное и отрицательное моральное значение, того, что отвечает содержанию требований нравственности, и того, что противоречит им.

ДОБРОДЕТЕЛЬ (лат. virtus) – фундаментальное моральное понятие, которое характеризует готовность и способность личности сознательно и твердо следовать добру; признак нравственного совершенства, который служит оценкой поступков личности со стороны других людей. Противоположностью добродетели является понятие порока.

ДОВЕРИЕ – отношение к действиям другого лица и к нем самому (соучастнику в общем деле, партнеру по договору, руководителю, другу), которое основывается на убежденности в его правоте, верности, добросовестности, честности. Противоположностью доверию является недоверие, подозрительность, когда подвергается сомнению верность других общему делу, его готовность соблюдать общие интересы или условия взаимного договора, искренность мотивов его действий.

ДОГМАТИЗМ МОРАЛЬНЫЙ (греч. dogma – учение, мнение) – некритическое мышление, которое опирается на неизменные понятия, изначально принятые на веру; означает слепую приверженность положениям или требованиям какой-либо морали, без разумного их обоснования и понимания их общественного значения, безусловное соблюдение этих требований, без анализа конкретной ситуации, в которой они осуществляются, и социальных последствий, которые отсюда вытекают. Частными проявлениями догматизма являются, например, моральный формализм и фанатизм.

ДОКАЗАТЕЛЬСТВА – любые фактические данные об обстоятельствах, имеющих значение для правильного разбирательства дела.

ДОЛГ – одно из фундаментальных понятий этики, которое обозначает нравственно аргументированное принуждение к поступкам. Сами действия, поскольку они мотивированы долгом, именуются обязанностями; превращение общего требования нравственности в личную задачу конкретного лица в соответствии с его положением и ситуацией, в которой он находится в данный момент.

ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО – лицо, постоянно, временно или по
специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных, а также в органах Вооруженных Сил.

ДОСТОИНСТВО – выражение представлений о ценности человека как о нравственной личности. Оно выражает требование уважительного и доброжелательного отношения к человеку, признание его свободы в самоопределении и равенства в правах.

ДОПРОС – это следственное действие, представляющее собой совокупность приемов и операций, выполняемых следователем, дознавателем, прокурором, начальником следственного отдела с целью получить и зафиксировать показания об обстоятельствах, имеющих значение для расследуемого дела. Сущность допроса заключается в получении полных и достоверных сведений об обстоятельствах, имеющих значение для дела.

ДРУЖБА – форма межличностных отношений, основанная на общности интересов и взаимной привязанности. Последовательная этимологическая близость понятия дружба к понятиям родства, товарищества и любви отражает исторический процесс дифференциации и взаимопроникновения инструментальных (практическая взаимопомощь и выручка) и эмоционально-экспрессивных (сочувствие, взаимопонимание) функций общения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: