Тема №24-25: Шумовое воздействие (2 часа).




 

Форма работы: индивидуальная, электронное обучение.

Урок усвоения новых знаний.

Цель: изучить причины появления шума при эксплуатации автомобиля, воздействие шума на организм человека.

Используемая литература: учебник М.В.Графкина, В.А.Михайлова Экология и автомобиль, Москва Издательский дом «Академия» 2012год

Интернет-ресурсы: https://moluch.ru/archive/126/33712/

Ход урока.

1. Организационный этап.

На данном уроке вы познакомитесь с факторами влияющими на уровень шума. Диапазоном шумового воздействия и реакцией организма человека на шумовое воздействие.

2. Основная часть. (лекционный материал)

План.

1. Факторы, влияющие на уровень транспортного шума

2. Показатели шумового воздействия

3. Снижение транспортного шума и вибраций

 

1. Факторы, влияющие на уровень транспортного шума

Шумом называются любые нежелательные для человека звуки, мешающие труду или отдыху, создающие акустический дискомфорт. Усиление экологической напряженности во многих городах и регионах России связано с шумовым воздействием автомобильного транспорта. Шум больше всего беспокоит жителей крупных городов, особенно проживающих вдоль автомагистралей. Шумовое неудобство создают также открытые автостоянки, расположенные в районах жилой застройки. Специалистами проводились исследования окружающей автостоянку акустической среды.

В ходе анализа оценивались три показателя:

1) максимальный уровень шума в ночное время суток;

2) эквивалентный уровень шума за наиболее шумные полчаса ночного времени (как правило, с 6 ч 30 мин до 7 ч утра);

3) эквивалентный уровень шума за наиболее шумные 8 часов дневного времени.

Все три показателя сравнивались с санитарными нормами допустимого шума в помещениях и общественных зданиях и на территории жилой застройки. Результаты исследований позволили сделать выводы: уровни шума от автомобилей на стоянке значительно колеблются по времени суток, дням недели и зависят от температуры воздуха, а также от вместимости стоянки и планировки.

Вибрация. Особую экологическую проблему представляет вибрация, возникающая при движении тяжелых грузовых автомобилей. Вибрационное воздействие транспорта к настоящему времени изучено недостаточно, но известно, что оно негативно сказывается на целостности инженерных сооружений (мостов, тоннелей, дамб), может провоцировать такие природные явления как оползни, сходы лавин, приводит к быстрому износу зданий и сооружений, исторических памятников и культурных ценностей.

На уровень шума влияет ряд факторов: интенсивность транспортного потока (наибольшие уровни шума регистрируются на магистральных улицах больших городов при интенсивности движения 2000 – 3000 авт/ч.

Автотранспорт как основной источник шума в городах вызывает у 60 % населения различные болезненные реакции); скорость транспортного потока (при увеличении скорости транспортных средств происходит возрастание шума двигателей, шума от качения колес по дороге и преодоления сопротивления воздуха); состав транспортного потока (грузовой транспорт создает большее шумовое воздействие по сравнению с пассажирским, поэтому возрастание доли грузового подвижного состава в транспортном потоке приводит к общему возрастанию шума); тип двигателя (сравнение двигателей соизмеримой мощности позволяет провести их ранжирование по возрастанию уровня шума – электродвигатель, карбюраторный двигатель, дизель, паровой, газотурбинный двигатель); тип и качество дорожного покрытия (Наименьший шум создает асфальтобетонное покрытие, затем по возрастающей – брусчатое, каменное и гравийное. Неисправное дорожное покрытие любого типа, имеющее выбоины, раскрытые швы и нестыковки поверхностей, а также ямы и проседания создает повышенный шум); планировочные решения территорий (продольный профиль и извилистость улиц, наличие разноуровневых транспортных развязок и светофоров влияют на характер работы двигателей, а, следовательно, и на создаваемый шум. Высота и плотность застройки определяют дальность распространения шума от магистралей. Так, ширина зон акустического дискомфорта вдоль магистралей в дневные часы может достигать 700 – 1000 м в зависимости от типа прилегающей застройки); наличие зеленых насаждений (Вдоль магистралей с обеих сторон предусматривают санитарно-защитные зоны, в которых высаживают деревья. Лесопосадки препятствуют распространению шума на близлежащие территории). 2. Показатели шумового воздействия Воздействие шума на живые организмы неоднозначно и отличается степенью восприятия. Объективными показателями шумового воздействия являются интенсивность, высота звуков и продолжительность воздействия. Интенсивность характеризует величину звукового давления, которое оказывают звуковые волны на барабанную перепонку уха человека, и измеряется в децибелах (дБА). Оценка интенсивности шума ведется по шкале А стандартного шумомера (имеются также шкалы В и D). Шкала А строится на логарифмах отношений данной величины звука к порогу слышимости. Шум интенсивностью 1 дБА представляет собой десятую долю Белла по шкале А. Такой шум еле уловим человеком с исключительно острым слухом. Дыхание человека создает шум 10 дБА. Большинство людей начинают воспринимать звук с этой отметки, и его считают порогом слышимости. Шепот оценивается интенсивностью в 20 дБА. В жилых помещениях допустимым считается шум 40 дБА днем и 30 дБА ночью. Разговор людей на близком расстоянии создает шум 65 дБА. Звон механического будильника на расстоянии 1м оценивается 80 дБА. В административных помещениях и учреждениях интенсивность шума достигает 40 – 60 дБА. В производственных помещениях работа оборудования сопровождается шумом до 70 – 80 дБА. Некоторые люди считают, что производственный и бытовой шумы их не беспокоят. Однако вегетативная нервная система человека на любой шум реагирует отрицательно. "Привыкания" человека к шуму не происходит. Медицина установила, что физиолого-биохимическая адаптация человека к шуму невозможна. Особенно тяжело переносятся внезапные резкие звуки высокой частоты. Шум свыше 80 дБА вреден для человеческого организма. Современные условия жизни в крупных городах создают шум, приближающийся к этому значению. В самом шумном городе мира – Рио-де-Жанейро – отмечается превышение уровня в 80 дБА (район Капакабана). Такое же значение шумового воздействия наблюдается на главных улицах Каира. Болевой порог лежит в пределах 120 – 130 дБА. Персонал транспортных предприятий, непосредственно занятый в перевозочном процессе и ремонте подвижного состава, работает в условиях повышенной интенсивности шума. Значения шума, возникающего при движении транспортных средств, которому подвергаются водители и пассажиры, а также люди, оказавшиеся поблизости от движущегося транспорта, представлены ниже. Интенсивность шума от транспортных средств, дБА

Легковой автомобиль...........................……………….. 70 – 80

Автобус.................................................……………....... 80 – 85

Грузовой автомобиль.........……………......................... 80 – 90

Поезд метрополитена..................……………................ 90 – 95

Железнодорожный состав (в 7 м от колеи) …………. 95 – 100

Железнодорожный состав (у колес)......…………..... 125 – 130

Реактивный самолет на взлете...............…………..... 130 – 160

Внутри транспортных средств уровни шума ниже:

в салоне автомобиля – около 60 дБА,

в пассажирских вагонах поездов – до 68 дБА.

При наборе скорости автомобилем, открывании и закрывании дверей наблюдается резкое возрастание шума – до 100 дБА. На ремонтных предприятиях транспорта многие производства характеризуются высокими уровнями шумового воздействия. В кузнечном цехе основным источником импульсного ударного шума с уровнем звукового давления до 130 дБА являются молот и механические прессы. В механическом цехе работа металлорежущего оборудования производит шум 85 – 100 дБА, в отдельных случаях он бывает 105 – 114 дБА. Клепальные работы создают шум с уровнем 115 дБА, шлифовальные, сверлильные работы – 88 – 118 дБА. Высота звука – второй показатель воздействия шума, определяется частотой колебаний среды и измеряется в герцах (Гц). 1 Гц равен 1 колебанию в секунду. В зависимости от частоты звуковые колебания подразделяются на: инфразвуковые (низкочастотные) с частотами менее 20 Гц; акустические (слышимые) с частотами от 16 – 20 до 20 000 Гц; ультразвуковые (высокочастотные) с частотами от 20000 до109 Гц; гиперзвуковые (сверхвысокочастотные) с частотами 109 – 1013 Гц. 5 Границами области слухового восприятия (ОСВ) звуков являются (рис. 6.1): кривая 1 – болевой порог, характеризующийся наименьшей силой звука, при которой возникает неприятное ощущение, переходящее в чувство боли; кривая 2 – порог слышимости, соответствующий наименьшей силе звука, воспринимаемого ухом при данной частоте. Рис. 6.1. Области звуковых колебаний: I – инфразвуковая, II – акустическая, III – ультразвуковая, IV – гиперзвуковая Из рисунка следует, что ухо человека воспринимает звуковые колебания большого диапазона частот. При превышении значений предела порога слышимости слуховой аппарат вместе со слуховым центром мозга может воспринимать звуковые колебания не только акустического, но ультразвукового и инфразвукового диапазонов. Значительное физиологическое воздействие на организм человека оказывают неслышимые инфразвуки, особенно имеющие большие амплитуды колебаний, которые входят в резонанс с колебаниями внутренних органов и могут ощущаться как боль в ухе. В естественных экосистемах инфразвуковые колебания возникают при землетрясениях, ураганах, штормах и других природных катаклизмах. В искусственных экосистемах они проявляются при работе машин и механизмов. Много источников инфразвука имеется на транспорте. С ним сопряжена работа компрессорных установок, тормозных систем поездов и грузовых автомобилей, тяговых электродвигателей, дизелей, газовых турбин и т.д. В транспортных процессах инфразвуку, как правило, сопутствуют высокочастотные звуки акустического диапазона, поэтому инфразвук мало ощутим, но от этого не становится менее опасным.

Выделяют пороги инфразвукового воздействия.

Порог опасности смерти оценивается инфразвуком с размахом колебаний 180 – 190 дБА, который приводит к смерти даже при кратковременном воздействии.

Порог потенциальной опасности для жизни человека представляют инфразвуки интенсивностью 155 – 180 дБА. Они приводят к психофизиологическим отклонениям, которые трудно излечимы.

Порог переносимости инфразвука – 140 – 155 дБА. При длительном действии такого инфразвука в организме развиваются психофизиологические отклонения от нормы, которые носят устойчивый характер.

Порог безопасности считается при уровне инфразвука 90 дБА.

Акустический диапазон включает шумы производственные и бытовые, непрерывные и импульсные. Большую величину шумового воздействия создают транспортные средства. Шум уличного движения в больших городах, авиационный и от движения железнодорожных составов дают основной вклад в шумовой фон города. В акустическом диапазоне высокочастотные шумы считаются более вредными. Транспортные средства создают преимущественно низко- и среднечастотный спектр шума. Например, при движении поезда высота звуков обычно составляет 500 – 800 Гц.

Продолжительность шумового воздействия — третий показатель влияния шума. Большая продолжительность воздействия шума оказывает вредное влияние на слух и общее здоровье человека. В условиях сильного шума возникает опасность снижения и потери слуха, которая во многом обусловлена индивидуальными особенностями человека. Некоторые люди теряют слух даже после короткого периода воздействия шума сравнительно умеренной интенсивности, у других даже сильный шум при продолжительном воздействии не приводит к потере слуха. Длительное шумовое воздействие рассматривается как один из факторов, вызывающих повышенную заболеваемость. С действием шума связаны рост нервных, сердечно-сосудистых заболеваний, язвенной болезни, развитие тугоухости у городского населения и рабочих некоторых профессий, связанных с воздействием шума. Шум оказывает вредное воздействие на центральную нервную систему, вызывая переутомление и истощение клеток коры головного мозга. Понижается внимание, нарушается координация движений, ухудшается работоспособность.

3. Повторение и обобщение материала. Записать в тетрадь.

Звук как физическое явление представляет собой волновое колебание упругой среды. Процесс распространения колебаний в упругой среде называется звуковой волной, а область среды, где происходит это распространение – звуковым полем.

Объективными показателями шумового воздействия являются интенсивность, высота звука и продолжительность воздействия, поскольку шум создает акустический дискомфорт.

Интенсивность звука характеризует величину звукового давления, которое оказывают звуковые волны на барабанную перепонку уха человека.

В санитарных нормах шум подразделяют на три класса, для каждого из которых установлен допустимый уровень:

1-й класс – низкочастотные шумы с допустимым уровнем 90…100дБА;

2-й класс – среднечастотные шумы с допустимым уровнем 85…90 дБА;

3-й класс – высокочастотные шумы с допустимым уровнем 75…85 дБА

Основные группы воздействия шума на человека:

1) Очень сильный шум с уровнями 120..140дБА и выше не зависимо от спектра, который способен вызывать механические повреждения органов слуха и быть причиной тяжелых нарушений организма;

2) Сильный шум с уровнями 100…120 дБА на низких частотах, свыше 90 дБА на средних и выше, 75…85 дБА на высоких частотах, который вызывает необратимые изменения в органах слуха, а при длительном воздействии может быть причиной ряда заболеваний, и в первую очередь нервной системы;

3) Шум более низких уровней – 60…75 дБА на средних и высоких частотах, который оказывает вредное воздействие на нервную систему человека, занятого работой, требующей сосредоточенного внимания, в частности управлением тяжелыми самоходными машинами.

Основное влияние на формирование шума оказывают:

1) Конструктивные параметры шин, их материал и рисунок протектора;

2) Скорость движения машины;

3) Нагрузка на шину;

4) Состояние протектора (новый, изношенный, восстановленный);

5) Давление воздуха в шине;

6) Состояние воздуха в шине;

7) Состояние и профиль дорожного полотна.

С длительным воздействием шума в целом связаны рост нервных, сердечно-сосудистых заболеваний, язвенной болезни, развитие тугоухости, переутомление и истощение клеток коры головного мозга, нарушение координации движений, ухудшение работоспособности.

 

4. Домашнее задание. Параграф 3.3.3 стр 49-55

5. Литература: учебник М.В.Графкина, В.А.Михайлова Экология и автомобиль, Москва Издательский дом «Академия» 2012год

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: