Воспитание личностных качеств и способностей детей дошкольного возраста средствами хореографии




Романова Яна Андреевна,

педагог дополнительного образования, 1 КК

 

Танец таит в себе огромное богатство для успешного художественного и нравственного воспитания детей. Он сочетает в себе не только эмоциональную сторону искусства, приносит радость, как исполнителю, так и зрителю, но и раскрывает духовные силы, воспитывает художественный вкус и любовь к прекрасному.

Хореография – это тот вид искусства, который очень нравится детям. Работая с ними, мы полностью отдаем им весь свой жизненный и духовный опыт, вовлекаем в мир творчества. Хореографическое искусство дает возможность воздействовать на мироощущение и мировоззрение ребенка. Посещение театров, просмотр хореографических спектаклей, концертов, фильмов о танцах способствуют развитию творческого воображения и мышления ребенка.

Отдавая детей в хореографические коллективы, родители преследуют следующие цели:

· укрепление здоровья ребёнка,

· расширение общего культурного и художественного кругозора,

· удовлетворение духовных потребностей средством развития эстетического вкуса.

В дошкольном возрасте дети чрезвычайно непосредственны и энергичны, заряжены позитивом, много бегают, прыгают, их интересует всё, что происходит вокруг. Ребёнок с лёгкостью может выполнять крупные танцевально-ритмические упражнения. Однако могут возникнуть трудности с воспроизведением более мелких движений, но и это легко преодолимо. Тем более что существуют такие жесты и танцевальные элементы, освоение которых в раннем детском возрасте, способствуют развитию мелкой моторики.

Танец воспитывает у ребёнка настойчивость и силу воли, развивает координацию движений и музыкально-ритмические чувства, дети учатся ориентироваться в пространстве, происходит формирование правильной осанки, красивой походки, элегантности и изящности движений. В процессе занятий воспитанники получают внутреннее удовлетворение и массу положительных эмоций. Хореография по сравнению с другими видами искусств обладает широким спектром возможностей для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного духовного и физического развития. Хореографическое творчество является богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка, способствует формированию его художественного «я» как составной части общества.

Дети любят танцы и посещают занятия хореографии по сравнению с другими видами дополнительного образования намного чаще и длительнее по времени, проявляют настойчивость и усердие в приобретении танцевальных знаний, навыков и умений. Танец является той формой самовыражения, которая очень необходима детям. Ребёнок на время становится другим: он и танцор, и актёр, способный творчески осмысливать происходящее. На основе специфических средств хореографического искусства можно проводить воспитательную работу.

Специфика танца состоит в том, что художественные образы воплощаются при помощи выразительных движений исполнителей, не прибегая к средствам устного пояснения. Это в полной мере отвечает двигательной природе детского воображения, характерной чертой которого является действенное воссоздание образов детьми «при посредстве собственного тела». Таким образом, можно сказать, что в танце творческое воображение ребёнка развивается намного эффективнее, сравнительно других видов детской музыкальной деятельности. Также благоприятным фактором развития творческих способностей дошкольников выступает игра, как составная часть хореографического воспитания. С ее помощью они раскрывают себя миру и мир для себя. Сочетаясь с игрой, танец помогает переработать напряжение чувств, а музыка способствует выражению радости и легкости исполнения движений. Мы хорошо знаем, что именно музыкальные игры пользуются у детей большой любовью, вызывают у них веселое настроение, укрепляют жизненный тонус. Дети «вживаются» в разнотипные образы, проявляя своеобразный индивидуальный артистизм. Такая работа педагога с ребенком несет в себе ценностно-познавательный смысл, необходимый для личностного и общественного развития детей. Включение ребенка в активную хореографическую деятельность позволяет ему приобретать жизненный практический опыт, а также усваивать и осознавать социальные ценности.

Э. Ж.- Далькроз справедливо полагал, что посредством общения с музыкой и танцем дети учатся познавать мир и самих себя, а занятия танцами не только развивают музыкальность, но и помогают воспитать внимание, волю и коммуникабельность. Это подтверждают и проведенные исследования американских ученых. Они говорят о том, что дети, занимающиеся танцами, опережают своих сверстников в развитии и добиваются больших успехов в учебном процессе.

Хореографическое искусство является важнейшим фактором при формировании эстетической и художественной культуры личности. Хореография - это прекрасный мир движений, звуков, который не может существовать без игры цвета и света, ярких костюмов и декораций, это большой мир волшебного искусства. Танец воспитывает и развивает не только художественные навыки исполнения хореографических произведений разных жанров, но и способствует выработке у ребенка привычки и нормы поведения соответственно постигаемым законам красоты. Дети, тесно соприкасающиеся с хореографическим искусством, - это тонкие натуры, обладающие эстетическим восприятием окружающей действительности, владеющие изысканным вкусом и стилем.

Аккуратность в хореографическом исполнительстве, опрятность формы в хореографическом классе сказывается и на внешнем виде детей: прическа, правильная осанка, подтянутое тело, чистота, и элегантность.

Занимаясь хореографией, дети воспитывают в себе чувство ответственности, качество, необходимое для полноценного развития личности, способное двигать детей вперед. Ребёнок понимает, что нельзя подвести коллектив, нельзя опоздать, потому что от каждого участника зависит результат работы, нельзя не выучить, не выполнить, не доработать.

Танцевальная, а также любая другая двигательная активность воспитанников благотворно влияет на состояние всего организма. Ребёнок становится более энергичным, жизнерадостным, здоровым, а при недостаточном движении, как правило, наблюдается ослабление физиологических функций, снижение тонуса и жизнедеятельности организма. Выносливость, сила, быстрота, ловкость, гибкость – все эти физические качества развиваются на тренировочных занятиях хореографии. Выносливость определяет способность сердца и сосудов поставлять клеткам тела достаточно кислорода, гибкость – способность растягивания мышц, а суставов – свободно двигаться в разных направлениях. Разнообразие упражнений обеспечивает участие в работе всех групп мышц тела, улучшает общее состояние организма. Мышцы обретают способность выдерживать большие нагрузки. При систематических занятиях уже в первый можно заметить видимую пользу: мышцы привыкают к регулярной работе, становятся более упругими, вырабатывается правильная система дыхания.

Физическая тренировка делает дошкольника более устойчивым к изменениям внешней среды, инфекциям. Наблюдается укрепление иммунитета. Мышечная работа усиливает кровоснабжение и функциональные возможности мозга, оказывает положительное влияние на психо-эмоциональную сферу, предупреждает опасные зависимости и появление вредных привычек. Кроме того, занятия хореографией нормализуют вес, улучшают самочувствие, снимают утомляемость.

В процессе хореографических занятий происходит гармоничное физическое развитие детей. Только при регулярных, систематических занятиях хореографией могут интенсивно развиваться многие физические качества: увеличивается подвижность в суставах, гибкость, сила мышц, выносливость. Тренировка тончайших двигательных навыков, проводимая в процессе обучения хореографии, связана с мобилизацией и активным развитием основополагающих физиологических функций человеческого организма: кровообращения, дыхания, нервно-мышечной деятельности. Понимание учащимся физических возможностей своего тела воспитывает в уверенность в себе, предотвращает появление различных психологических комплексов.

Прежде чем научиться танцевать красиво, необходимо овладеть своим телом и узнать его возможности, поэтому на занятиях танцами движения, которые мы выполняем, часто сопровождается пояснением педагога. Например, как правильно дышать, какую функцию выполняют те или иные мышцы и суставы. Помимо этих знаний дети учат терминологию танцевальных движений, способы и правила их выполнения, авторов музыки к танцам, название и содержание известных хореографических постановок, таким образом, у детей расширяется кругозор, развиваются интеллектуальные способности.

Дошкольники, занимающиеся хореографическим искусством, намного способнее своих сверстников в учебно-познавательном процессе, у них пониженный уровень утомляемости, они обладают рядом других преимуществ по отношению к детям, которые не занимаются танцами. Это объясняется тем, что человеческий мозг состоит из двух полушарий. Каждое из них отвечает за противоположную сторону тела, потому что существует перекрест нервных путей, ведущих от конечностей к полушариям мозга, например, при доминировании левого полушария ведущей в большинстве случаев оказывается правая рука. Главенство левого полушария объясняют тем, что в нем сосредоточено управление важными психическими функциями сознания, контроля речи и абстрактного мышления, а также (поскольку наши руки-ноги управляются противоходом) ведущей правой руки. Однако развитие науки показало, что и правое полушарие не обделено заботами: подсознательные, интегрирующие психические процессы, практически-наглядная деятельность, интуиция, музыкальное и художественное творчество, образное мышление - все это его работа.

Необходимо пояснить, какая взаимосвязь существует между межполушарной асимметрией, занятиями танцами и учебной деятельностью. В первой части занятия всегда выполняется разминка, которая включает в себя различные перекрёстные движения, пересекающие среднюю линию тела. Оказывается, что перекрёстные движения разогревают не только мышцы всего тела, но и активизируют работу полушарий, обеспечивая высокой умственной энергией, помогают использовать оба полушария гармонично и делать их «перекрестную» работу эффективнее. Это доказано исследованиями Пола и Гейл Деннисон, раскрывшими сущность взаимосвязи физического развития, языкового становления и учебных достижений личности. Последние исследования свидетельствуют о том, что межполушарная асимметрия вносит существенный вклад в проявление высокого интеллекта человека.

На современном этапе развития, хореографии свойственны серьезность идейного содержания, глубина образов, разнообразие и сложность танцевального языка. Необходимо учитывать, что хореографическое образование ребёнка-дошкольника имеет свою специфику. Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент, изучаются основные танцевальные элементы, вырабатывается выносливость, большое внимание уделяется выразительности движения. Для того чтобы раскрыть и сформировать танцевальные способности дошкольника, в его жизни необходимо создать среду и условия, в которых бы естественно развивались разные способности: танцевальные, общефизические (координация, осанка, моторика, пластика, гибкость), музыкальные, художественно-эстетические. Очень важно, чтобы все это стало частью «обычной», повседневной жизни ребенка, частью «естественной», развивающей среды, окружающего мира.

Говоря о красоте и грации, чаще всего мы имеем в виду не только черты лица, но и весь внешний облик ребенка, его фигуру, манеру держаться и двигаться. Здесь решающую роль играет всестороннее и гармоничное физическое развитие. Стать гибкими, ловкими и здоровыми, приобрести хорошую осанку и легкость движений, развиться интеллектуально и творчески детям помогают, именно, занятия хореографией.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что занятия хореографией в дошкольном возрасте способствуют:

· развитию чувство ритма, темпа;

· укреплению физического здоровья детского организма;

· выработке ловкости и координации движений;

· развитию памяти, которая необходима для воспроизведения последовательности танцевальных комбинаций;

· укреплению костной системы и мышечного корсета;

· развитию творческого мышления и воображения ребёнка;

· избавлению от стеснительности и мышечных зажимов;

· выработке умения преодолевать трудности;

· приобретению опыта работы в коллективе;

· умению работать на результат;

· укреплению иммунитета;

· устойчивости организма к различным вирусным заболеваниям;

· развитию художественно-эстетического вкуса.

Таким образом, хореография играет немаловажную роль в воспитании личностных качеств и способностей детей дошкольного возраста. Всё это связано с многогранностью танца, который наряду с формированием художественно-эстетического вкуса и воспитания возвышенных чувств, так же оказывает огромное воздействие на физическое развитие организма человека.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: