ВОЖАТСКАЯ ЭТИКА
Вожатская этика – нормы общения, поведения и позиционирования себя как личности в коллективе и напрямую в общении с ребенком
Вожатская этика – профессиональная этика, выступающая как средство формирования личности вожатого и как педагогический фактор, обеспечивающий влияние на детей, формирование их морали, воздействие личным примером.
Вожатый, вне зависимости от возраста, должен располагать к себе. Общаясь с детьми 24ч в сутки, вожатый воспитывает их своим образом, голосом, внешним видом, отношением к окружающим его вещам.
Поведение вожатого часто становится образцом для подражания со стороны детей. Особенно это заметно, когда у вожатого есть авторитет и он пользуется уважением и любовью у детей. Поэтому вожатому необходимо контролировать свое поведение, свои реакции, свою демонстрацию отношений к другим людям.
В вожатскую этику входит несколько составляющих: внешний образ вожатого, общение и жесты, качества личности, ценностные установки и хобби, интересы.
ВНЕШНИЙ ОБРАЗ ВОЖАТОГО
Самостоятельная работа: выпишите 3 позиции в стоп-лист по внешнему виду вожатого
Самостоятельная работа: какие ошибки в образе допустил лектор/твой сосед?
Общие требования к внешнему виду:
- Вожатый выглядит чисто, свежо, опрятно;
- Гардероб спокойных цветов;
- Одежда и обувь соответствует ситуации и погодным условиям (исключение: тематическое ОЛД, концерт и т.д.);
- Одежда и аксессуары без скрытых и нецензурных смыслов (мемы, маты, изображения);
- Адекватное количество ненавязчивого парфюма, дезодоранта;
- Личная гигиена.
Для парней:
· Усы/борода аккуратно оформлены ИЛИ гладко выбрит.
Для девушек:
|
· Спокойный, легкий макияж (отдать предпочтение естественному или нюдовому макияжу);
· Спокойный маникюр адекватной длины;
· Небольшое количество украшений, которые сочетаются между собой
Если у вас имеется пирсинг или татуировки на видном месте, нестандартная стрижка или цвет волос – это исключительно ваш выбор. НО! Важно объяснить ребенку, что это только ваш взвешенный и обдуманный выбор, и прежде чем менять выбор, нужно быть уверенным в данной необходимости.
! Исключение: похабное, неадекватное содержание татуировок.
Форма вожатого – лицо вожатого и бренд лагеря!
· Всегда чистая и выглаженная;
· Обязательна к ношению в организационный период.
ОБЩЕНИЕ ВОЖАТОГО (вербальное/невербальное)
Вожатый по своему возрасту не так далеко отошел от своих детей – иногда разница в возрасте может составлять 2-3 года, но это не значит, что вожатый может вести себя как ребенок с детьми. Несмотря на небольшую разницу в возрасте, вожатому необходимо соблюдать дистанцию в общении с детьми.
Используемые модели общения должны быть уместны к текущей ситуации. Важно понимать, что и вербальное, и невербальное (мимика, жесты) общение воспринимается детьми как модель поведения.
Важно знать увлечения и проблемы, актуальные запросы и современные веяния, быть в курсе молодежных событий, моды, спорта, информационных технологий. Но в то же время вожатый должен дать детям что-то новое, ранее незнакомое, но интересное и значимое для них.
Транслируемые шутки и жесты (из мемов, роликов в тик-токе и др.) должны быть цензурными и уместными. Шутки и жесты не принижают личность и достоинство человека или коллектива.
|
Не увлекайтесь использованием популярных шуток – мода меняется, а вы останетесь человеком, который говорит невпопад.
Даже если вы используете популярную словесную конструкцию, не проговаривая нецензурную брань, дети автоматически проговорили ее в голове за вас.
Мимика и язык тела
Вожатый всегда спокоен, доброжелателен и приветлив. Дети легко улавливают невербальные жесты (закатывание глаз, цоканье и т.д.) Всегда держи лицо, даже если что-то идет не так (плохо выступили, ты чем-то обижен, не выспался и т.д.).
Вербальное общение с участниками ДОЛ
ОБЩЕНИЕ СО СТАРШИМИ ПО ДОЛЖНОСТИ | ОБЩЕНИЕ СО ШТАБОМ ЛАГЕРЯ |
Администрация ДОЛ – высшая ступень лагерной иерархии. Общение всегда уважительное, но не заискивающее. Не стоит допускать несправедливости, унижения. Научи детей уважению по отношению к персоналу и администрации лагеря | К штабу всегда можно обратиться за помощью, советом, методичкой. Отношения должны быть товарищескими, но штаб – твой прямой руководитель, а ты подчиненный. При коллективе не демонстрируем напрямую дружеские связи, только вне рабочего времени. Все замечания в ваш адрес принимаются к сведению и устраняются |
ОБЩЕНИЕ С РОДИТЕЛЯМИ | ОБЩЕНИЕ С НАПАРНИКОМ |
Родитель – главный потребитель услуг, которые оказывает ДОЛ. Общение исключительно в вежливом тоне. Ты всегда должен знать в каких ситуациях участвует ребенок, степень его индивидуального прогресса. Ты в состоянии выдать адекватную рефлексию в случае какие-то нестандартных ситуаций с участием ребенка. Родители отдали вам самое ценное, что у низ есть – своего ребенка. Они ВСЕГДА будут переживать. | Напарник – твой лучший друг! Заботься о напарнике, страхуй, поддерживай в ответ. Важно разделять обязанности и быть на равнозначных позициях в отряде. Никогда не перебивай во время тгры, общего дела. Чтобы этого не допустить – планируйте и обсуждайте день вместе. Всегда делиться информацией. Все ссоры и конфликты решаются в вожатской за закрытой дверью. |
ОБЩЕНИЕ С РЕБЕНКОМ
|
Для детей отряда авторитет вожатого заключается, прежде всего, в принятии и осознании его статуса как «значимого взрослого», обладающего определенным набором личностных и профессиональных качеств. Общение с ребенком носит воспитывающий характер. Важно следить за речью и мимикой. Основные принципы работы с ребёнком: уважение и наставничество.
Важное правило: ребенок тоже личность!
– соблюдает принципы вожатской работы по отношению к детям;
– принимает ребенка таким, каков он есть;
– привлекает ребёнка к активной совместной работе;
– проявляет порядочность по отношению к ребёнку;
– ценит и уважает личные устремления и индивидуальные особенности детей, инициативу и творческий подход ребёнка к совместной деятельности;
– отвергает любые формы дискриминации, основанной на принадлежности к той или иной национальности, а также на вероисповедании, умственных или физических недостатках, социальном статусе, персональных характеристиках;
– подает положительный пример, является авторитетом для детей, не дает невыполнимых обещаний;
– не использует ребенка как средство для достижения своих целей, как способ самоутверждения и самовосхваления.
Помните, что чем выше ваш голос, тем ниже ваш авторитет и интеллект. Чем чаще вы кричите на детей, тем меньше вызываете у них реакции, кроме агрессии или насмешки. Всегда! Какова интонация вопроса или просьбы, такой же будет и интонация ответа, и полученный результат.
Не показывай, что чего-то не знаешь или не готов к чему-то – у тебя всегда есть план. Будь всегда готов: узнай заранее, продумай наперед, уточни ответ. Если обещаешь – придется выполнить в любом случае, иначе дети будут вести себя так же.
Не насмехайся над ребенком и пресекай насмешки в адрес любого человека. Если хочешь сделать замечание, отметь какой-то факт/конкретный поступок и делай это только наедине с ребенком. Критикуй не личность, а качество, ситуацию, в которой оказался ребенок.
«Ты танцуешь как бревно!» – «Ты забыл пару движений в танце, в следующий раз нужно побольше порепетировать!»
СТОП-СЛОВА:
- Кому не интересно, могут выйти!
- Если ты еще раз откроешь рот, пойдешь к директору!
- Почему ты не понимаешь такие простые вещи?!
- А ну-ка заткнись/замолчи!
- Тебя никто не спрашивал!
- Никому не интересно, что ты думаешь!
Не жалуйся детям! Они не должны знать, что ты спал два часа в сумме за прошедшую неделю.
Обида на ребенка – это не профессионально. Ты взрослый человек 18 лет обиделся на семилетнего ребенка.
ТОП-СОВЕТ: Удели каждому ребенку хотя бы 2 минуты ежедневно. Спроси как дела, похвали прическу, спроси как прошло мероприятие. Ребенку важно участие в его жизни! ТОП-СОВЕТ 2: Воспитай да не перевоспитывай! |