Требования к содержанию курсовой работы. В отличие от реферата, который представляет собой краткое изложение научной




В отличие от реферата, который представляет собой краткое изложение научной концепции, чтобы логически последовательно передать основные идеи используемых источников и высказать к ним свое отношение, курсовая работа представляет собой письменную аналитическую работу, выполняемую на основе анализа информации, раскрывающей суть изучаемой темы. На основе анализа подходов к решению исследуемой проблемы в работе должны быть выявлены элементы новизны. Курсовая работа должна содержать предложение вариантов решения проблемы, которые основываются на проанализированной информации и отражают точку зрения автора на ее решение.

Курсовая работа состоит из двух частей: аналитической и практической (проектной). Первая часть является логическим продолжением выполненных ранее курсовых работ и анализом полученной информации в результате прохождения студентом производственной практики в организации. Вторая часть направлена на решение конкретной проблемы, ориентированной на повышение эффективности работы организации и обеспечение ее конкурентоспособности в долгосрочной перспективе.

Краткое содержание частей курсовой работы

Введение представляет собой вступительную часть курсовой работы, в которой рассматриваются основные тенденции изучения и развития проблемы, анализируется существующее состояние, обосновывается теоретическая и практическая актуальность проблемы.

Во введении следует отразить степень разработанности данного вопроса в экономической литературе с указанием авторов, чьи работы оказали наиболее сильное влияние на понимание этих проблем; определить объект и предмет исследования; сформулировать цель и задачи работы, которые необходимо решить для достижения этой цели; обозначить методы исследования, которые будут использованы в работе; дать характеристику исходной экономико-статистической базы; кратко описать структуру работы с указанием количества страниц текста, приложений и библиографического описания использованной литературы.

Первая глава курсовой работы направлена на исследование текущего состояния организации и оценки уровня ее взаимодействия с внешней средой, на определение проблем ее развития в долгосрочном и краткосрочном периодах, в формировании долгосрочных целей ее развития для обеспечения эффективности работы организации и ее конкурентоспособности. Первая глава позволяет описать организационную модель функционирования организации.

Описание организационной модели деятельности организации целесообразно начинается с общей характеристики предприятия, включающей описание:

¾ организационно-правовой формы организации;

¾ местоположения организации;

¾ вида(ов) деятельности;

¾ размера организации, определяемого в первую очередь количеством занятых работников;

¾ истории возникновения;

¾ подразделений организации.

Далее проводится анализ внутренней среды организации и ее деятельности организации по функциональным областям. В рамках анализа внутренней среды организации решаются следующие задачи по функциональным областям:

1. Организация и управление:

- анализ миссии и системы целей деятельности предприятия;

- анализ организационной структуры управления;

- анализ распределения функций, прав и ответственности между подразделениями организации;

- определение исполнительского и управленческого бизнес-процессов организации;

2. Производство:

- анализ динамики объемов производства и затрат;

- определение уровня технической оснащенности;

- анализ организации снабжения и ведения складского хозяйства;

- определение уровня обслуживания технологического парка;

- анализ осуществление исследований и разработок;

3. Маркетинг:

- анализ маркетинговой деятельности организации, выполнения основных функций;

- анализ динамики и объемов реализации товара(ов) организации;

- анализ маркетинговой стратегии организации;

- определение товарной, ценовой и сбытовой политики организации, анализ политики продвижения организации и ее товаров на рынке;

4. Финансы и учет:

- анализ динамики валовой и чистой прибыли, основных фондов, оборотного капитала, доходов и расходов;

- анализ ликвидности и рентабельности;

- определение инвестиционных возможностей организации;

5. Управление персоналом:

- анализ системы управления персоналом в организации;

- анализ кадровой политики организации;

- определение уровня взаимодействия менеджеров и рабочих;

- анализ системы найма, обучения, оценки результатов труда и мотивации персонала;

- анализ показателей движения и состава персонала;

6. Организационная культура:

- определение типа организационной культуры;

- определение системы ценностей, норм и правил поведения в организации.

На основании этого исследования необходимо определить базовые критерии принятия решений в организации для осуществления всей последующей разработки курсовой работы.

Основными источниками информации для данного исследования являются локальные нормативные акты организации (устав, приказы, инструкции, положения и т. п.) и данные специальных самостоятельно проведенных наблюдений и обследований, а также первичная документация (наряды, личные карточки и др.), планы и проекты, годовые отчеты, статистическая отчетность и другая служебная документация, изученная студентом.

После обобщения результатов анализа внутренней среды организации проводится всесторонний анализ факторов внешней среды, влияющих на ее деятельность. Анализ внешней среды включает в себя:

1. Анализ рынка:

- определение основных тенденций рынка;

- описание основных сегментов и конъюнктуры рынка;

- определение размера, динамики и потенциала рынка;

- определение ценовых границ сегментов, методов распределения и продвижения товаров на рынке;

- анализ по модели «5 конкурентных сил М. Портера»;

- PEST-анализ;

2. Анализ конкурентов:

- определение прямых конкурентов;

- сравнительный портфельный анализ;

- сравнительный анализ цен;

- сравнительный анализ системы сбыта и его стимулирования.

3. Анализ поставщиков;

4. Анализ потребителя:

- определение целевой аудитории;

- составление портрета потребителя / клиента организации;

- определение факторов, влияющих на выбор товара организации;

5. SWOT-анализ.

Основными источниками информации для данного исследования являются нормативно-правовые акты федерального и регионального значения, статистические данные органов государственной власти, данные специальных аналитических источников, самостоятельно проведенные наблюдения и исследования, а также другая информация, изученная студентом.

Материалы, являющиеся основой для анализа и обоснования результатов исследования, должны быть достаточно полными, достоверными и значимыми для раскрытия предмета исследования. При отборе источников информации и данных для анализа необходимо обращать внимание на возможность их применения в процессе написания курсовой работы.

Период исследования не должен быть менее трех-пяти последних лет для выявления основных тенденций в развитии организации и внешней среды. При этом определяются важнейшие факторы, которые позволяют лучше понять, какие управленческие решения необходимо принимать и как они влияют на различные сферы деятельности организации.

Используемый в работе статистический материал, обобщение которого позволит проследить изменение состояния изучаемой проблемы, должен рассматривать более или менее длительный период, но не менее трех последних лет. Он позволит выявить основные тенденции и особенности развития изучаемой проблемы для подтверждения авторской позиции.

Анализ и обработку цифровой информации необходимо проводить с помощью современных методов экономического, социологического и психологического анализа при использовании современных программных продуктов и электронно-вычислительной техники.

В завершение студент должен сделать собственный вывод о состоянии предмета исследования в организации, определить проблемы ее развития, и основные предпосылки и возможные препятствия к их решению

Во второй главе курсовой работы осуществляется выбор стратегии развития организации. На основе теоретических основ стратегического планирования в данной главе формируется концепция стратегии развития организации, обосновываются критерии выбора стратегических альтернатив.

Выбор стратегии развития организации начинается с определения долгосрочных целей ее развития. Формирование целей основывается:

¾ на определении факторов успешности компании на рынке, обеспечивающих возможность долгосрочного эффективного ее функционирования;

¾ на выявлении текущих и перспективных проблем организации в краткосрочном и долгосрочном периодах;

¾ на формулировании выводов о возможных направлениях развития совершенствования деятельности организации.

После определения долгосрочных целей развития организации на планируемой период (срок реализации стратегии) производится выбор стратегических альтернатив, обеспечивающих развитие организации в различных направлениях ее деятельности. В курсовой работе рассматриваются пять моделей стратегического выбора:

¾ модель выбора по ADL-матрице;

¾ модель выбора А. Томпсона и А. Стрикленда;

¾ модель выбора по матрице McKinsey;

¾ модель выбора Shell/DPM (матрица направленной политики);

¾ модель выбора эталонных стратегий.

В рамках каждой модели определяется возможное направление развития организации, обеспечивающее повышение эффективности ее функционирования и сохранения ее конкурентоспособности в долгосрочной перспективе.

Далее производится оценка выбранных стратегических альтернатив по критерию возможности реализации текущих и перспективных целей деятельности организации. На основе установленного соответствия формируются стратегические направления деятельности на планируемый период, определяются цели функциональных стратегий.

Третья глава курсовой работы посвящена разработке практических рекомендаций и мероприятий по реализации выбранной стратегии развития организации. Опираясь на теоретический подход к решению поставленной проблемы и выводы по результатам анализа, обосновываются достаточно полные и аргументированные рекомендации и мероприятия по решению текущих и перспективных проблем в организации. В частности, намечаются направления использования вскрытых резервов, устранения недостатков в работе, планируются, обосновываются и принимаются решения, обеспечивающие реализацию целей и задач стратегии развития.

При подготовке этой части работы студенты должны учесть основные принципы стратегического планирования:

¾ системность - учета всех или большинства взаимообуславливающих задач управления объектом;

¾ комплексность с позиции оперативного и стратегического управления;

¾ динамичность, предполагающую планирование контрольных точек реализации стратегии и разработку корректирующих мероприятий в связи с изменившимися условиями функционирования организации и ее внешней среды.

Предлагаемые мероприятия должны быть конкретными, значимыми, практически выполнимыми, экономически и социально эффективными.

Практические рекомендации и мероприятия по реализации выбранной стратегии развития организации предполагают разработку пяти видов плана:

1) плана организационных изменений;

2) плана маркетинга;

3) производственного плана;

4) плана управления персоналом;

5) финансового плана.

При подготовке плана организационных изменений определяются необходимые для реализации стратегии изменения по направлениям: основной структуры, системы целей деятельности организации, применяемой технологии, управленческих процессов и структур, организационной культуры, человеческий фактор и показатели эффективности функционирования организации; перечень мероприятий, требуемых затрат, сроков их выполнения и контролирующих мероприятий, формируемых в виде программы; ожидаемых результатов от реализации организационных изменений.

В рамках плана маркетинга осуществляется выбор функциональной стратегии маркетинговой деятельности организации, происходит определение направлений маркетинговой деятельности в области управления комплексом маркетинга товара организации, формируется бюджет для реализации маркетинговых мероприятий, указываются сроки их выполнения и контролирующие мероприятия.

Производственный план предполагает выбор стратегии производства (оказания услуг), обеспечивающей реализацию целей развития организации, разработку плана загрузки производственных мощностей, производственного процесса, плана нормы выработки и количества персонала, которое потребуется в планируемый период, календарного плана, плана потребности в материалах и производственного контроля.

В основе плана управления персоналом лежит выбор типа и вида стратегии управления человеческими ресурсами, позволяющий определить систему методов и средств управления персоналом, применяемых в планируемый период с целью реализации кадровой политики необходимой для достижения долгосрочных целей и реализации стратегии развития организации. План управления персоналам предполагает разработку мероприятий по элементам системы управления персоналом: отбор, прием, адаптация, оценка, обучение и развитие, планирование карьеры, охрана труда, обеспечение безопасности, регулирование трудовых отношений, организация системы компенсаций и пособий, мотивация и стимулирование, анализ и проектирование рабочих процессов; определение затрат и сроков выполнения мероприятий по управлению персоналом, а также указание контролирующих мероприятий.

При подготовке финансового плана определяется объем необходимых инвестиционных ресурсов для реализации стратегии, его источники; составляется прогноз изменений основных финансовых показателей деятельности организации на планируемый период.

После разработки плана реализации стратегии развития организации производится оценка рисков (политических, экономических, социальных, финансовых, организационных, маркетинговых, профессиональных, технических) предлагаемых мероприятий, определяются меры по снижению степени их влияния, а также проводится оценка социальной, экономической и экологической эффективности проекта реализации стратегии.

Оценка экономической эффективности в курсовой работе подразумевает определение следующих показателей:

¾ чистого дохода;

¾ чистого дисконтированного дохода;

¾ дисконта проекта реализации стратегии;

¾ индекса доходности затрат;

¾ индекса доходности инвестиций.

Данные показатели определяются полученными результатами (в процессе деятельности организации), которые отражают достижение целей развития (повышение доли на рынке в виде достигнутого объема реализованной продукции или получение прибыли как эффекта и т. п.), и конкурентным успехом на рынке (выражаемом в качестве продукции и цене, по которой стала возможна реализация), представленным в виде объема реализованной продукции или эффекта и соотнесенным с величиной совокупных, примененных и потребленных ресурсов.

Оценка эффективности проекта реализации стратегии развития организации требует определения не только экономических, но и социальных последствий его реализации. Социальная эффективность проектов проявляется в возможности достижения позитивных, а также избежания отрицательных с социальной точки зрения изменений в организации.

К числу позитивных можно отнести следующие изменения:

¾ обеспечение персоналу надлежащего жизненного уровня (благоприятные условия труда, достойная заработная плата, необходимые социальные услуги);

¾ реализация и развитие индивидуальных способностей работников;

¾ определенная степень свободы и самостоятельности (возможность принимать решения, определять методику выполнения заданий, график и интенсивность работы и пр.);

¾ благоприятный социально-психологический климат (возможности для коммуникации, информированность, относительная бесконфликтность отношений с руководством и коллегами и пр.).

К числу предотвращенных отрицательных моментов можно отнести:

¾ ущерб, наносимый здоровью персонала неблагоприятными условиями труда (профессиональные заболевания, несчастные случаи на работе и пр.);

¾ ущерб, наносимый личности (интеллектуальные и физические перегрузки и недогрузки, стрессовые ситуации и пр.).

Оценка эффективности экологической деятельности используется для мониторинга и измерения экологической деятельности предприятия. Этот способ позволяет контролировать прогресс предприятия в области охраны окружающей среды. В рамках курсовой работы можно оценить результативность проведения природоохранных мероприятий на предприятии по следующим показателям:

1. Показатели эффективности управления, которые представляют собой информацию о результативности усилий руководства по улучшению природоохранной деятельности организации:

- оценка внедрения экологической политики и программ;

- оценка соответствия требованиям законодательства.

2. Показатели операционной (производственной) эффективности, которые предоставляют информацию о результатах, полученных вследствие изменения (улучшения) производственного процесса:

- использование переработанного и вторичного сырья;

- внедрение программы по энергосбережению;

- количество и тип отходов, образующихся в результате деятельности.

В заключении курсовой работы следует подвести итоги проделанной работы, в сжатой форме сформулировать основные выводы и рекомендации, вытекающие из результатов проведенного исследования. Заключение следует писать в виде тезисов. В нем должно быть отражено выполнение тех задач, которые были поставлены автором во введении:

1) описание достигнутых целей;

2) описание решенных задач;

3) краткое описание стратегии и проводимых в ее рамках мероприятий;

4) краткая характеристика проекта реализации стратегии (функциональных планов);

5) вывод об эффективности проекта реализации стратегии развития организации.

Приложение представляет собой материал, уточняющий, иллюстрирующий, подтверждающий отдельные положения исследования и не вошедший в текст основной части. Объем приложений не должен составлять более 1/3 всего объема курсовой работы (не более 20 страниц). В приложения могут входить копии различных документов, громоздкие таблицы и рисунки, схемы и чертежи.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: