Культурно-досуговая деятельность в послевоенный период.




 

 

В первые послевоенные годы социально-культурная ситуация в стране была сложной. Война нарушила демографическое равновесие в возрастных категориях населения. Крайне тяжелым оставалось экономическое положение семей воинов, погибших на войне, сирот, инвалидов.

Материальная база значительной части учреждений образования, культуры находилась в упадке. В связи с этим в марте 1946 года был принят Закон о восстановлении и развитии народного хозяйства. С середины 50-х годов строительство учреждений культуры приняло массовый характер, была выдвинута задача создания в пределах сельского районного центра комплекса учреждений культуры: Дом культуры, широкоэкранный кинотеатр, детскую музыкальную школу, музей, библиотеку, народную филармонию, парк культуры и отдыха, художественно-оформительскую мастерскую, автоклубы.

По данным официальной статистики в РСФСР в течение 1945-1970 гг. увеличилось число клубных учреждений – с 74,1 тыс. до 78,7 тыс., киноустановок – с 17,6 тыс. до 96,7 тыс., в фондах библиотек насчитывалось в 1940 г. – 56,1 тыс. экземпляров книг журналов, в 1970 г. – до 124,5 милл. экземпляров.

Важнейшими событиями в культурной жизни Тульского края были, например, такие: весной 1946 г. состоялся первый концерт Тульского государственного хора под руководством В.С. Успенского, а коллектив Тульского драматического театра впервые выехал со спектаклями в колхозы области. В областном Доме народного творчества проведена выставка сельского изобразительного и прикладного искусства (250 работ из 15 районов). Центральный парк культуры и отдыха в Туле был расширен с 50 до 150 га.

1 мая 1952 г. возобновилось издание комсомольской газеты «Молодой коммунар», а в 1957 г. в области издавались две областные, 36 районных и более 20 многотиражных газет.

В 1957 г. в области работало 1200 клубных учреждений, 7 музеев, за 1956 – 1958 гг. построено 12 домов культуры, 300 сельских клубов и 153 сельских библиотеки.

Торжественно открывались памятники замечательным землякам: в 1954г. памятник – обелиск великому русскому композитору А.С. Даргомыжскому в селе Даргомыжка Арсеньевского района, в 1956 г. - скульптурный памятник командиру крейсера «Варяг» В.Ф. Рудневу, а в 1958 г. - памятник писателю – туляку В.В. Вересаеву.

В 1949 г. в двух функционирующих в России библиотечных институтах были созданы факультеты культурно-просветительной работы, а с 1959 г. начали вести подготовку специалистов по специализациям. Открываются новые институты с двумя факультетами – библиотечный и культурно-просветительной работы.

Развивалась система среднего специального образования в сфере досуга. Училища готовили работников для сельских клубов и домов культуры, руководителей художественной самодеятельности.

Наряду с подготовкой кадров специалистов для учреждений культуры началась работа по созданию специализированных учебных заведений, для совершенствования профессионального мастерства работников культуры.

В повседневной работе организаторам досуга оказывалась непосредственная помощь методическими кабинетами культпросветработы и домами народного творчества.

С середины 50-х г.г. получили распространение агитационно-художественные бригады. Развитие на рубеже 50-х – 60-х гг. «авторской песни» дало толчок возникновению в 1970 г. первых клубов самодеятельной песни. Со второй половины 50-х гг., в рамках художественной самодеятельности, стали появляться эстрадные коллективы, оркестры народных инструментов, кружки, сочетающие спортивные элементы с музыкальным искусством: акробатические, художественной гимнастики; в 60-е г.г. – ансамбли бального танца, вокально-инструментальные и эстрадно-цирковые ансамбли.

Развитие технического творчества способствовало появлению новых видов самодеятельного художественного творчества: фотокружков, фотостудий, киностудий. Расширились масштабы изобразительного и декоративно-прикладного самодеятельного искусства. В произведениях народных мастеров появилось больше самобытности, ощутимее стала связь с традиционной народной культурой, фольклором. Стимулом для развития самодеятельного художественного творчества служили проводимые в стране государственными органами совместно с общественными организациями смотры, конкурсы, фестивали художественной самодеятельности. Наивысшим общественным признанием уровня исполнительского мастерства самодеятельных художественных коллективов явилось присуждение им с 1959 г. звания «народный».

Активизировалась работа клубных учреждений по проведению массовых мероприятий. Они проводили:

1. Тематические вечера. Это были вечера – встречи, вечера – чествования, вечера – портреты, вечера боевой и трудовой славы, вечера вопросов и ответов.

2.Трудовые праздники: «Дня шахтера», «Дня строителя», «Дня железнодорожника» и т.п.

3. Праздники, связанные с важными для человека природными циклами, этапами трудовой деятельности: «Праздник весны», «Праздник русской зимы», «Праздник первой борозды».

4. Праздники, связанные с основные события в жизни каждого человека: «День совершеннолетия», «Вручение паспорта», «Посвящение в рабочие», «Посвящение в хлеборобы», бракосочетание молодых людей и т.д.

5. Получили распространение «устные журналы», «световые газеты», а с конца 50-х г.г. возродились «воскресные чтения».

В период 1945-1970 гг. значительно расширили свою деятельность библиотеки, музеи, парки культуры и отдыха, кинотеатры:

а) библиотеки стали проводить вечера боевой славы, вечера – встречи с учеными, писателями, участниками знаменательных событий и т.д. Они включились в проведение массовых праздников, устраиваемых на базе клубов, парков культуры и отдыха - организовывали книжные выставки, проводили конкурсы, викторины и т.п.;

б) парки культуры и отдыха использовали новые клубные формы работы в своей деятельности: проводились тематические вечера, устные журналы. В парках появились первые любительские объединения. Во многих парках крупных городов проводились «дни отдыха» заводов, цехов, бригад. В праздничные и выходные дни стали чаще устраиваться массовые гулянья, в программах которых предусматривались концерты, карнавалы, факельные шествия, спортивные соревнования. С начала 60-х гг. в парках стали проводиться праздники искусства, эстрады, кино, театра, народного творчества.

в) музеи стали проводить «дни открытых дверей», «дни обслуживания определенных категорий населения», вечера – встречи, тематические вечера и т.п. На базе музеев возникали любительские объединения и клубы по интересам, например, «клубы интересных встреч» и др. Музеи создавали передвижные выставки, лектории для обслуживания сельского населения.

г) в кинотеатрах устраивались встречи зрителей с актерами, режиссерами фильмов, стали создаваться любительские объединения например, «Клуб любителей кино» и др.

В конце 50-х г.г. в сфере досуга возродилась форма самообразования людей, действовавшая в России еще в дооктябрьский период – народные университеты. Первые университеты ставили своей задачей художественное развитие людей: музыкальное, литературоведческое, искусствоведческое. Они получили название университетов культуры. Методическая помощь народным университетам оказывалась Всесоюзным обществом «Знание».

В 1945-1970 гг. расширились границы деятельности профессиональных творческих коллективов. Сразу же после окончания войны театры Москвы и Ленинграда стали формировать творческие бригады для обслуживания сельского населения. С начала 60-х гг. систематические выезды в село стали предусматриваться в планах всех творческих организаций.

Связь с сельской аудиторией осуществлялась и по линии шефской работы. По примеру МХАТа более 200 театров РСФСР и других республик заключили договоры о сотрудничестве с коллективами промышленных предприятий, которые предусматривали проведение методической работы с заводскими и фабричными коллективами художественной самодеятельности, организацию творческих встреч артистов с рабочими, показ спектаклей, концертных программ.

Развивалась работа по месту жительства: при домоуправлениях продолжали действовать красные уголки, в которых можно было послушать лекцию, посмотреть концерт художественной самодеятельности. Уделялось внимание работе с детьми: создавались «тимуровские» команды, детские клубы различных направлений, кружки художественной самодеятельности, а с середины 60-х гг. создавались специализированные «детские комнаты». Организацию культурной работы брали на себя женсоветы домоуправлений или домовые комитеты при содействии культурно-досуговых учреждений.

Организацией детской внешкольной работы занимались учреждения, принадлежащие разным ведомствам и общественным организациям: дворцы и дома пионеров, станции юных техников, юных натуралистов и т. д.

70-е первая половина 80-х г.г. это период, в течение которого стремительно нарастали кризисные явления в жизни российского общества. Они охватили все его сферы: политику, экономику, культуру. С конца 70-х г.г. доля расходов на культуру в государственном бюджете стабилизировалась на уровне 1%. Низкой оставалась материально-техническая база культуры, сохранялось неравенство в условиях приобщения к духовным благам жителей сельской местности и городов.

Продолжались суды над «диссидентами», травля выдающихся деятелей науки и культуры, высказывающих свое несогласие с существующими в стране порядками. Одними из первых среди них оказались академик А.Д. Сахаров и писатель А.И. Солженицын. По политическим мотивам покинули страну люди, составлявшие цвет отечественной культуры: В. Аксенов, И. Бродский, Г. Вишневская, Р.Р. Ростропович, А. Тарковский, Ю. Любимов и др.


В 70-80-е гг. продолжалась структурная перестройка сети культурно-досуговых учреждений, и наряду с районными домами культуры создавались детские музыкальные школы и школы искусств, народные театры, народные музеи, парки культуры и отдыха, художественно-оформительские мастерские и т.д.Развивалась сеть передвижных культурно-досуговых учреждений для обслуживания мелких населенных пунктов: автоклубов, автобиблиотек, агиткультбригад, кинопередвижек.

В течение 70-80-х гг. государство принимало меры по развитию среднего и высшего специального образования для подготовки организаторов культуры. К концу 80-х г.г. в России функционировало 16 ВУЗов культуры и их филиалов. Возросло количество культурно-просветительных училищ и библиотечных техникумов. Продолжала осуществляться подготовка специалистов для культурно-досуговой сферы и по линии факультетов общественных профессий (ФОПов), образованных в высших учебных заведениях страны. К концу 1985 г. по сравнению с 1970 г. почти в полтора раза возросло число лиц со средним и высшим образованием.

Остро стояла проблема закрепляемости кадров. Текучесть кадров отличала клубные, библиотечные и музейные учреждения. Особенно плохо закреплялись специалисты на селе. Основными причинами такого положения были: отсутствие работы, соответствующей квалификации специалистов, плохие жилищные и бытовые условия, низкая оплата труда.

В 70-80-х г.г., как и в прежние времена, культурно-досуговые учреждения находились под сильным идеологическим давлением со стороны правящей в стране компартии.

Характеризуя деятельность клубных учреждений, следует отметить, что она строилась в основном в соответствии с традициями, утвердившимися в предыдущие десятилетия. Большинство проводимых мероприятий было рассчитано на массовую аудиторию. Наиболее типичными из них являлись лекции, доклады, тематические вечера, устные журналы, концерты художественной самодеятельности, спектакли и концерты профессиональных артистов, массовые праздники и театрализованные представления, вечера отдыха, танцы, балы.

Наряду с ориентацией на массовые формы работы клубные учреждения начинают уделять внимание отдельным социально-демографическим группам населения. К ним можно отнести создание семейных клубов. Практиковалось проведение различных семейных соревнований, например, под девизом «Папа, мама, я – спортивная семья», конкурсов, викторин.

Одновременно активизировалась работа с такой группой населения, как пенсионеры. Проводились вечера памяти, создавались клубы пожилых людей, фольклорные ансамбли. Особую привлекательность для пожилых людей представляли такие формы, как различного рода «посиделки» («За чашкой чая», «У самовара» и т.д.).

В 70-80-е гг. в клубных учреждениях получило дальнейшее развитие организованное любительство. Возросло количество любительских объединений различной направленности: культурно-познавательной, культурно-творческой, рекреационной:

1) «клубы по интересам» (которые объединены общими интересами к какому-либо виду деятельности): клубы любителей музыки, поэзии, литературы, фотолюбителей, природы, спорта, КВН.;

2) молодежные клубы: например, «Клубы любознательных», «Клубы интересных встреч», «Клубы занимательных встреч»;

3) клубы с широкой познавательной программой, например, «Глобус», «Горизонт», «Кругозор»;

4) клубы с «жизнестроительной» ориентацией: это клубы садоводов, рыболовов, охотников, пчеловодов и другие;

5) молодежно-подростковые объединения: «Морские клубы», «Клубы юных техников», «Юный умелец» «Юные мастера» и др.

Социологические исследования, проводимые в стране в начале 80-х г.г., зафиксировали возрастание интереса к техническому творчеству всех слоев населения.

В противоположность традиционным видам самодеятельного творчества в 70-е - первой половине 80-х г.г. все большую популярность стала приобретать авторская самодеятельность, заметнее обозначилось тяготение людей к малым камерным формам. Получили распространение вокально-инструментальные ансамбли и рок-группы, фольклорные коллективы, возросло число кружков изобразительного и прикладного искусства, кино - и фотокружков, агитационно-художественных бригад разных жанров.

В те же годы расширилась культурно-массовая работа библиотек и музеев. Тематические вечера, вечера-встречи, лекции, беседы, заимствованные у клубных учреждений, прочно вошли в их деятельность. Музеи увеличивали число передвижных выставок. По мере развития туризма все большее число музеев вовлекалось в обслуживание экскурсантов. Теснее стали связи и взаимодействие библиотек и музеев с другими учреждениями культуры. Появились возможности воспользоваться материальной базой и помощью других учреждений культуры для устройства массовых мероприятий. Библиотеки стали организовывать праздники, «дни», «парады» книг, книжных фестивалей, праздников для детей («Папа, мама, я – читающая семья» и т.д.) Они проводились с участием самодеятельных артистов, писателей, литературоведов, критиков, членов общества книголюбов и т.д.

Некоторые новые тенденции отличали деятельность парков культуры и отдыха. Работники парков стали чаще обращаться к теме природы при проведении традиционных культурно-массовых мероприятий (например лекции на тему «Природа в русском искусстве, поэзии, живописи, музыке; организация «природных» праздников – «Праздник цветов», «День птиц» и т.д.). Расширилась сеть кружков юннатов, «зеленых патрулей», демонстрировались образцы «зеленого» оформления улиц и т.д.

Несколько оживилась физкультурно-оздоровительная работа: увеличилось количество групп здоровья, общей физической подготовки, проводились соревнования ветеранов спорта, цеховых команд предприятий, рекреационно-развлекательные и игровые соревнования, создавались условия для реализации самодеятельной, спортивной инициативы: аллеи здоровья, дорожки для терренкура и т.д.

С 1983 г. формой интеграции учреждений и организаций сферы досуга стали культурно-спортивные комплексы. Работа культурно-спортивных комплексов строилась по единому плану: денежные средства, отчисляемые организациями и учреждениями, поступали на счет местных исполнительных органов, которые распределяли их на различные культурные нужды в соответствии с решениями координационных советов.

Структурные изменения в системе культурно-досуговых учреждений способствовали оживлению культурной работы. Увеличился объем проводимых мероприятий, расширилась работа, возросло число любительских объединений, но кардинального поворота к ликвидации существующей диспропорции между культурными запросами населения и их удовлетворением через общественные формы организации досуга не произошло.

В 80-е года прочно вошло в жизнь телевидение. Все большее количество технических средств культуры приобреталось в личное пользование: радиоприемников, магнитофонов, радиол. Возросло число домашних библиотек и книг в них. С наибольшей полнотой проявился процесс «одомашнивания» досуга, и главной причиной стало развитие средств массовой информации.

Результаты социологических исследований 70-80 г.г зафиксировали тенденцию замедления роста посещаемости учреждений культуры. Это коснулось кинотеатров, концертных учреждений, художественных музеев, клубов, театров. Своеобразной альтернативой ситуации, сложившейся в области профессионального театра, явилась любительская театральная самодеятельность, особенно студенческая, развивавшаяся в высших учебных заведениях. Широкое развитие получила неорганизованная самодеятельность, особенно в молодежной среде. Формы ее проявления были различны: подростково-молодежные компании, «молодежные вечеринки», подпольные рок-группы (российский андеграунд). Начали набирать силу неформальные молодежные объединения: панки, рокеры всех оттенков, байкеры, объединения фанатов и т.п.

В дискоклубах разрабатывались дископрограммы различных жанров, предназначенные для демонстрации широкой аудитории: дисколекции, музыкальный спектакль, рок – опера, слайдфильм, танцевальное представление. В 1982-1983 гг. в стране проходил конкурс на лучший тематический сценарий для дискотек, а в 1983-1984 гг. – всесоюзный смотр-конкурс дискотек. Лауреатами конкурса, проходившего в Тульской области, стали дископрограммы Дубенского, Каменского, Богородицкого районных домов культуры.

По данным комплексного социологического исследования, проведенного в течение 1981 – 1985 г.г. в России к массовым мероприятиям было приобщено до 95% посетителей городских и сельских клубов.

По мере отдаления во времени событий 1945 -1985 г.г. становится объективнее и беспристрастнее их оценка.

Сегодня немало идей, возникших в практике работы учреждений культуры в период 1945-1985 г.г., оказываются востребованными, в особенности те, которые касаются организации досуга детей, подростков, людей пожилого возраста. Не утратил своей значимости опыт создания любительских объединений, самодеятельных художественных коллективов, проведение различных фестивалей, конкурсов и т.д.

 

Список литературы.

1. Культурно-досуговая деятельность. – Учебник. Под редакциейА.Д Жарков, В.М Чижиков. - М., 1998, стр. 57 -72.
2. Кисилева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности.- Учебное пособие. М., 1995, стр. 35 – 48.
3. Кисилева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность. - Учебник, М., 2004, стр. 27 -43.
4. Клюско Е.М. Культурно-досуговая деятельность населения России. - М., МГУКиИ, 1999.
5. Локтева А.А. Клуб: культура досуга. - М., Профиздат, 1987.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: