Фрагмент урока по методике преподавания математики.
УМК «Школа России», М.И. Моро
Класс: 3 (1 ч.), стр.64
Тип урока: «Урок формирования умений»
Тема: «Решение составных задач»
Цель: Совершенствовать умение решать составные задачи.
Задачи:
1. Актуализировать знания, умения и навыки, необходимые для решения задачи.
2. Формировать умения читать и понимать задачу; выделять структурные компоненты задачи.
3. Формировать умения составлять план решения задачи;рассуждать от данных к вопросу и наоборот; строить умозаключение; устанавливать связи между данными и искомым и выбирать арифметические действия, соответствующие этим связям, расставлять их по порядку.
4. Формировать умения записывать решение; составлять пояснения; находить значение выражений и составлять ответ.
5. Совершенствовать умения выполнять проверку способом составления обратной задачи.
Оборудование:
Задача: Папа провел 10 дней своего отпуска на даче, а остальные 2 недели в доме отдыха.
Сколько дней папа был в отпуске?
Ход урока:
| Этап урока | Содержание урока | Оформление доски/Презентации |
| 1. Подготовительный этап (Обработка умения решать простые задачи) Задачи: -Актуализировать знания, умения и навыки, необходимые для решения задачи. | -Давайте вспомним то,что уже изучали.
В соревнованиях участвуют две упряжки ездовых собак. В одной упряжке 5 собак, в другой 7. Сколько собак участвует в этом соревновании?
-Сколько собак в первой упряжке? (5)
-Сколько собак во второй упряжке? (7)
-Чтобы узнать сколько всего собак участвует в этом соревновании какое действие нужно выполнить? (сложение)
-Верно. Какое выражение у нас получится?
5+7=12(с.)-всего участвует в соревновании.
-Мы ответили на вопрос задачи?(да)
-Прочитаем следующую задачу и решим ее:
В конюшне “Золотая грива” 20 лошадей гнедой масти, это на 7 лошади больше, чем лошадей игреневой масти. Сколько лошадей игреневой масти в конюшне?
-Сколько было лошадей гнедой масти? (20)
-Что еще сказано в условии? (В конюшне гнедых лошадей на 7 больше, чем игреневых.)
-Что это значит? (Игреневых лошадей на 7 меньше, чем гнедых.)
-Что нужно найти?(Сколько в конюшне лошадей игреневой масти)
Составим схему:
Чтобы узнать сколько шоколадных глазированных сырков купила мама какое действие мы выполним? (Вычитание)
-Верно. Какое выражение у нас получилось?
20 – 7 = 13 (с.)-шоколадных глазированных сырков купила мама.
-Что мы напишем в ответе? (13 лошадей игреневой масти в конюшне.)
-Молодцы!
| Схему рисуем на доске |
| 2. Решение задачи: · Чтение и осознание текста задачи. · Выделение структурных компонентов задачи. Задачи: -Формировать умения читать и понимать задачу; выделять структурные компоненты задачи. | -Ребята, откройте учебник на странице 64 и прочитайте «про себя» задачу под № 3.
-Кто прочитает задачу вслух?
-О чем идет речь в задаче? (О папе, который находится в отпуске.)
-Что мы знаем про отпуск папы на даче?? (Он был на даче 10 дней)
-Что мы знаем про отпуск папы дома? (Он был дома в отпуске 2 недели)
-Давайте посмотрим еще раз на задачу. Что нас может не устраивать в условии? (2 недели)
-Что нам нужно сделать, что бы было удобнее считать?(перевести 2 недели в дни. 2 недели = 14 дней)
-Что нам нужно узнать?
-Верно!
Для того,чтобы лучше понять ситуацию,происходящую в задаче, нам нужно изобразить ее на схеме.
Как вы думаете,какая схема подойдет к нашей задаче?
(Подойдет 1 схема)
-Объясните, почему не подходят вторая и третья схемы? (Потому что вторая схема составлена неверно. 14 >10. А третья схема не подходит, потому что не соответствует условию задачи
-Верно! А теперь попробуйте пересказать задачу по схеме, сохраняя все существенные подробности. (Папа провел 10 дней своего отпуска на даче, а остальные 2 недели в доме отдыха. Сколько дней папа был в отпуске?)
| Схемы на доске. |
| 3. Поиск пути решения задачи. Составление плана решения. Задачи: -Формировать умения составлять план решения задачи; рассуждать от вопроса к данным; строить умозаключение; -устанавливать связи между данными и искомым и выбирать арифметические действия, соответствующие этим связям, расставлять их по порядку. | -Можем ли мы сразу же ответить на вопрос задачи? (Мы не можем сразу же ответить на вопрос задачи).Давайте рассуждать.
- Каков главный вопрос задачи? (Сколько всего дней папа был в отпуске?)
-Какие два числа нужно знать, чтобы ответить на этот вопрос? (Количество дней отпуска на даче и дни отпуска дома)
-Знаем ли мы эти два числа?(да, знаем.)
-Назовите эти числа(10 и 14)
Одновременно строим «Дерево рассуждений»:
Составим план решения задачи:
-Что нужно сделать, что бы найти, сколько папа дней был в отпуске? (сложить)
| На доске «Дерево рассуждений» |
| 4. Записи решения и ответа задачи. Задачи: -Формировать умения записывать решение; составлять пояснения; находить значение выражений. | -Во сколько действий можно решить эту задачу? (В 1 действие) -Почему? (Так как в задаче 1 неизвестная) -Давайте запишем первое действие. Какое оно будет? Один ученик пишет на доске, поясняя запись, остальные в тетради. 10+14=24 (дн.)- папа был в отпуске. | На доске выполняется решение учеником. |
| 5. Проверка полученного решения. Исследование решения. Задачи: -Совершенствовать умения выполнять проверку способом составления задачи, обратной данной. | -Прежде чем напишем ответ к задаче, давайте проверим верно ли мы ее решили.
-Составим обратную задачу. Как мы ее получим? (Изменим условие и вопрос).
-Составим новую схему, изменив условие и вопрос:
-По схеме составьте текст обратной задачи:
«Папа был в отпуске 24 дня. Сколько дней своего отпуска он провел на даче, если известно, что в доме отдыха папа провел 2 недели?»
-Решим данную задачу.
-Что известно из первого предложения задачи? (Что папа был в отпуске 24 дня)
-Прочитаем второе предложение, что мы узнаем из него? (Что папа в доме отдыха провел 2 неделе или 14 дней.)
-Что нам нужно узнать? (Сколько дней папа провел на даче)
-Мы можем сразу же ответить на этот вопрос? (да.) Почему? (Нам известны все данные для решения задачи)
Одновременно стоим дерево рассуждений:
Далее по этой схеме самостоятельно составьте план решения и решите задачу:
-Проверьте,так ли вы записали действия:
24 – 14=10(дн.)- папа провел на даче
Ответ: папа провел на даче 10 дней своего отпуска
-Посмотрите на первую задачу и на вторую, что мы видим? (Получили 10 дней отпуска на даче, что соответствует данному первой задачи)
-О чем это говорит? (Что решение и ответ были найдены верно)
-Правильно.Теперь можно записать ответ к исходной задаче:
Ответ: Всего у папы 24 дня отпуска.
| Схема на доске На доске «Дерево рассуждений» На доске «Дерево рассуждений» с проставленными действиями. На доске написано решение |
Чтобы узнать сколько шоколадных глазированных сырков купила мама какое действие мы выполним? (Вычитание)
-Верно. Какое выражение у нас получилось?
20 – 7 = 13 (с.)-шоколадных глазированных сырков купила мама.
-Что мы напишем в ответе? (13 лошадей игреневой масти в конюшне.)
-Молодцы!
(Подойдет 1 схема)
-Объясните, почему не подходят вторая и третья схемы? (Потому что вторая схема составлена неверно. 14 >10. А третья схема не подходит, потому что не соответствует условию задачи
-Верно! А теперь попробуйте пересказать задачу по схеме, сохраняя все существенные подробности. (Папа провел 10 дней своего отпуска на даче, а остальные 2 недели в доме отдыха. Сколько дней папа был в отпуске?)
Составим план решения задачи:
-Что нужно сделать, что бы найти, сколько папа дней был в отпуске? (сложить)
-По схеме составьте текст обратной задачи:
«Папа был в отпуске 24 дня. Сколько дней своего отпуска он провел на даче, если известно, что в доме отдыха папа провел 2 недели?»
-Решим данную задачу.
-Что известно из первого предложения задачи? (Что папа был в отпуске 24 дня)
-Прочитаем второе предложение, что мы узнаем из него? (Что папа в доме отдыха провел 2 неделе или 14 дней.)
-Что нам нужно узнать? (Сколько дней папа провел на даче)
-Мы можем сразу же ответить на этот вопрос? (да.) Почему? (Нам известны все данные для решения задачи)
Одновременно стоим дерево рассуждений:
Далее по этой схеме самостоятельно составьте план решения и решите задачу:
-Проверьте,так ли вы записали действия:
24 – 14=10(дн.)- папа провел на даче
Ответ: папа провел на даче 10 дней своего отпуска
-Посмотрите на первую задачу и на вторую, что мы видим? (Получили 10 дней отпуска на даче, что соответствует данному первой задачи)
-О чем это говорит? (Что решение и ответ были найдены верно)
-Правильно.Теперь можно записать ответ к исходной задаче:
Ответ: Всего у папы 24 дня отпуска.