Фрагмент урока по методике преподавания математики.
УМК «Школа России», М.И. Моро
Класс: 3 (1 ч.), стр.64
Тип урока: «Урок формирования умений»
Тема: «Решение составных задач»
Цель: Совершенствовать умение решать составные задачи.
Задачи:
1. Актуализировать знания, умения и навыки, необходимые для решения задачи.
2. Формировать умения читать и понимать задачу; выделять структурные компоненты задачи.
3. Формировать умения составлять план решения задачи;рассуждать от данных к вопросу и наоборот; строить умозаключение; устанавливать связи между данными и искомым и выбирать арифметические действия, соответствующие этим связям, расставлять их по порядку.
4. Формировать умения записывать решение; составлять пояснения; находить значение выражений и составлять ответ.
5. Совершенствовать умения выполнять проверку способом составления обратной задачи.
Оборудование:
Задача: Папа провел 10 дней своего отпуска на даче, а остальные 2 недели в доме отдыха.
Сколько дней папа был в отпуске?
Ход урока:
Этап урока | Содержание урока | Оформление доски/Презентации |
1. Подготовительный этап (Обработка умения решать простые задачи) Задачи: -Актуализировать знания, умения и навыки, необходимые для решения задачи. | -Давайте вспомним то,что уже изучали. В соревнованиях участвуют две упряжки ездовых собак. В одной упряжке 5 собак, в другой 7. Сколько собак участвует в этом соревновании? -Сколько собак в первой упряжке? (5) -Сколько собак во второй упряжке? (7) -Чтобы узнать сколько всего собак участвует в этом соревновании какое действие нужно выполнить? (сложение) -Верно. Какое выражение у нас получится? 5+7=12(с.)-всего участвует в соревновании. -Мы ответили на вопрос задачи?(да) -Прочитаем следующую задачу и решим ее: В конюшне “Золотая грива” 20 лошадей гнедой масти, это на 7 лошади больше, чем лошадей игреневой масти. Сколько лошадей игреневой масти в конюшне? -Сколько было лошадей гнедой масти? (20) -Что еще сказано в условии? (В конюшне гнедых лошадей на 7 больше, чем игреневых.) -Что это значит? (Игреневых лошадей на 7 меньше, чем гнедых.) -Что нужно найти?(Сколько в конюшне лошадей игреневой масти) Составим схему: Чтобы узнать сколько шоколадных глазированных сырков купила мама какое действие мы выполним? (Вычитание) -Верно. Какое выражение у нас получилось? 20 – 7 = 13 (с.)-шоколадных глазированных сырков купила мама. -Что мы напишем в ответе? (13 лошадей игреневой масти в конюшне.) -Молодцы! | Схему рисуем на доске |
2. Решение задачи: · Чтение и осознание текста задачи. · Выделение структурных компонентов задачи. Задачи: -Формировать умения читать и понимать задачу; выделять структурные компоненты задачи. | -Ребята, откройте учебник на странице 64 и прочитайте «про себя» задачу под № 3. -Кто прочитает задачу вслух? -О чем идет речь в задаче? (О папе, который находится в отпуске.) -Что мы знаем про отпуск папы на даче?? (Он был на даче 10 дней) -Что мы знаем про отпуск папы дома? (Он был дома в отпуске 2 недели) -Давайте посмотрим еще раз на задачу. Что нас может не устраивать в условии? (2 недели) -Что нам нужно сделать, что бы было удобнее считать?(перевести 2 недели в дни. 2 недели = 14 дней) -Что нам нужно узнать? -Верно! Для того,чтобы лучше понять ситуацию,происходящую в задаче, нам нужно изобразить ее на схеме. Как вы думаете,какая схема подойдет к нашей задаче? (Подойдет 1 схема) -Объясните, почему не подходят вторая и третья схемы? (Потому что вторая схема составлена неверно. 14 >10. А третья схема не подходит, потому что не соответствует условию задачи -Верно! А теперь попробуйте пересказать задачу по схеме, сохраняя все существенные подробности. (Папа провел 10 дней своего отпуска на даче, а остальные 2 недели в доме отдыха. Сколько дней папа был в отпуске?) | Схемы на доске. |
3. Поиск пути решения задачи. Составление плана решения. Задачи: -Формировать умения составлять план решения задачи; рассуждать от вопроса к данным; строить умозаключение; -устанавливать связи между данными и искомым и выбирать арифметические действия, соответствующие этим связям, расставлять их по порядку. | -Можем ли мы сразу же ответить на вопрос задачи? (Мы не можем сразу же ответить на вопрос задачи).Давайте рассуждать. - Каков главный вопрос задачи? (Сколько всего дней папа был в отпуске?) -Какие два числа нужно знать, чтобы ответить на этот вопрос? (Количество дней отпуска на даче и дни отпуска дома) -Знаем ли мы эти два числа?(да, знаем.) -Назовите эти числа(10 и 14) Одновременно строим «Дерево рассуждений»: Составим план решения задачи: -Что нужно сделать, что бы найти, сколько папа дней был в отпуске? (сложить) | На доске «Дерево рассуждений» |
4. Записи решения и ответа задачи. Задачи: -Формировать умения записывать решение; составлять пояснения; находить значение выражений. | -Во сколько действий можно решить эту задачу? (В 1 действие) -Почему? (Так как в задаче 1 неизвестная) -Давайте запишем первое действие. Какое оно будет? Один ученик пишет на доске, поясняя запись, остальные в тетради. 10+14=24 (дн.)- папа был в отпуске. | На доске выполняется решение учеником. |
5. Проверка полученного решения. Исследование решения. Задачи: -Совершенствовать умения выполнять проверку способом составления задачи, обратной данной. | -Прежде чем напишем ответ к задаче, давайте проверим верно ли мы ее решили. -Составим обратную задачу. Как мы ее получим? (Изменим условие и вопрос). -Составим новую схему, изменив условие и вопрос: -По схеме составьте текст обратной задачи: «Папа был в отпуске 24 дня. Сколько дней своего отпуска он провел на даче, если известно, что в доме отдыха папа провел 2 недели?» -Решим данную задачу. -Что известно из первого предложения задачи? (Что папа был в отпуске 24 дня) -Прочитаем второе предложение, что мы узнаем из него? (Что папа в доме отдыха провел 2 неделе или 14 дней.) -Что нам нужно узнать? (Сколько дней папа провел на даче) -Мы можем сразу же ответить на этот вопрос? (да.) Почему? (Нам известны все данные для решения задачи) Одновременно стоим дерево рассуждений: Далее по этой схеме самостоятельно составьте план решения и решите задачу: -Проверьте,так ли вы записали действия: 24 – 14=10(дн.)- папа провел на даче Ответ: папа провел на даче 10 дней своего отпуска -Посмотрите на первую задачу и на вторую, что мы видим? (Получили 10 дней отпуска на даче, что соответствует данному первой задачи) -О чем это говорит? (Что решение и ответ были найдены верно) -Правильно.Теперь можно записать ответ к исходной задаче: Ответ: Всего у папы 24 дня отпуска. | Схема на доске На доске «Дерево рассуждений» На доске «Дерево рассуждений» с проставленными действиями. На доске написано решение |