БАЗОВЫЕ ПРАВИЛА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ СО СТУДЕНТАМИ




Мало кто из молодых преподавателей Вышки имеет специальную педагогическую подготовку. Когда-то такие учебные дисциплины, как педагогика и психология, были обязательной частью университетского образования. Считалось, что, отучившись в вузе, человек обретает не только знания по специальности, но и навыки их транслирования. Впрочем, старшие коллеги говорят, что от этих дисциплин было не много толку.

Заходя в аудиторию, молодой преподаватель сталкивается с большим количеством элементарных, но в то же время важных вопросов, решать которые ему приходится на месте и часто интуитивно. Речь пойдет о базовых правилах взаимодействия со студентами в рамках учебного курса. Они вряд ли застрахуют Вас от всех неожиданностей, но, возможно, помогут устоять там, где особенно «скользко».

Самое первое и главное правило состоит в том, что правила не должны оставаться декларациями, они должны действовать. Причем следование этим правилам обязательно не только для студентов, но и для преподавателей. Соблюдая правила сами, Вы получаете моральное право требовать соблюдения правил от студентов. Поэтому будьте последовательны и играйте по правилам!

Правила должны быть известны. Все основные правила, касающиеся данной учебной дисциплины, должны содержаться в учебной программе и объявлены студентам на самом первом занятии. Повторять их впоследствии тоже совсем не вредно.

Слово — не воробей! Держите свое слово и выполняйте данные студентам обещания, неважно, касаются ли они озвученных Вами сроков проверки контрольных работ или угрозы спросить особенно болтливых на следующем занятии. Заботьтесь о строгом соблюдении собственных обязательств перед студентами.

Предупрежден — значит вооружен. Это правило актуально во многих ситуациях, возникающих в ходе учебного процесса. Поэтому не забудьте уже на первом занятии взять у учебных групп их контактные данные — адреса электронной почты, телефоны старост групп. Не исключено, что в ходе курса Вам понадобится экстренно сообщить о чем-то студентам. Вместе с тем не забывайте напоминать им обо всем заранее. В частности, о том, что на таком-то занятии состоится контрольная работа, тогда-то наступает дедлайн сдачи эссе, тогда-то — экзамен. Лишних сюрпризов быть не должно!

Не опаздывайте! Как относиться к студенческим опозданиям, решать Вам. Вы можете держать дверь открытой, а можете закрыть ее для опоздавших. А вот в чем выбора быть не должно, так это в отношении Ваших собственных опозданий. Они для Вас недопустимы.

Конечно, все мы люди, и никто не застрахован от попадания в автомобильную пробку и т.п. В таком случае важно не пускать дело на самотек. Чувствуете, что задерживаетесь — сделайте все возможное, чтобы предупредить студентов о своем опоздании. Позвоните на кафедру, в деканат, сообщите куратору курса или даже старосте группы. Студенты должны быть в курсе происходящего. Согласно правилам, они могут уйти, если Вы опаздываете больше чем на 15 минут с начала занятия. На практике студенты оказываются более терпеливыми и часто ждут до последнего. Но не стоит относиться к этому как к нечто само собою разумеющемуся.

Помимо опозданий, может случиться, что по каким-то причинам Вы вынуждены пропустить запланированное занятие. В таком случае, главное — не пропадать! Уважайте не только свое время, но и время студентов. Необходимо как можно раньше проинформировать студентов об его отмене, а также позаботиться о том, чтобы пропущенное занятие было компенсировано — учебный материал должен быть начитан и разобран.

Учебная часть Вашего факультета в обязательном порядке должна быть уведомлена о том, что занятие не состоится.

Всему свое время. Приходите на занятия загодя, дабы продемонстрировать студентам свою заинтересованность. Начинайте и заканчивайте занятие вовремя. Тем самым вы выражаете уважение к личному времени студентов. При этом будьте готовы задержаться в аудитории после занятия, чтобы обсудить возникшие у студентов вопросы.

Стремитесь к тому, чтобы быть справедливым. Справедливость не равна безоглядному милосердию. Речь идет о том, чтобы установленные Вами правила Вами же и соблюдались. Не допускайте двойных стандартов. Кроме того, при необходимости будьте готовы вникнуть в ситуацию студента и, возможно, пойти ему навстречу. Но главное — это справедливая дифференциация оценок в зависимости от качества работы студентов.

Контролируйте ситуацию. Неважно, читаете ли Вы лекцию или ведете семинар, Ваша задача — поддерживать в аудитории рабочую атмосферу. Важно уметь не контактировать с отдельными студентами, а взаимодействовать со всеми присутствующими. Согласитесь, сложно заниматься посторонними делами, если чувствуешь на себе пристальное внимание. Не смотрите в окно или на стену, нужен постоянный глазной контроль над аудиторией. Давайте понять, что Вы видите каждого из студентов, независимо от количества присутствующих.

Персонализируйте процесс обучения. Постарайтесь познакомиться как можно с большим числом студентов, пришедших на Ваши занятия, и запомнить их имена. Это непросто, но в то же время всегда находит отклик у студентов. Некоторые преподаватели в стремлении персонализировать занятия предварительно изучают личные страницы студентов в социальных сетях. Не стоит забывать и о том, что у каждого курса есть свой куратор, который при необходимости сможет Вам помочь. Кроме того, Вы можете попросить студентов написать имена на карточках, представляться при ответе на вопрос, или даже вставить свою фотографию в эссе.

Не бойтесь ошибаться. Все люди ошибаются, и для образовательного процесса совсем не вредно, чтобы студенты видели в преподаватели человека, а не машину, при виде которой душа уходит в пятки. Не бойтесь оказаться неидеальным преподавателем. Но всегда признавайте и исправляйте свои ошибки. Иногда допущенная Вами оплошность может оказаться поводом для веселой шутки или даже упражнения «Исправь меня, если сможешь».

ПЕРВЫЙ ДЕНЬ В АУДИТОРИИ

Основная задача первого занятия в рамках любого курса — познакомиться и установить правила игры. Правила должны быть продуманы Вами заранее. А вот анонсировать и начать применять их нужно уже на первом занятии. Так что самое время это первое занятие обсудить.

Скорее всего Вы не испытываете никаких проблем с тем, чтобы войти в незнакомую студенческую аудиторию и начать занятия. Если все же испытываете какую-то неловкость, то придите заранее. Так Вы сможете начать общение со студентами еще до того, как прозвучит первый для Вас звонок «на урок», и самое главное — получите шанс осмотреться, освоиться в новой обстановке.

Полезно и впредь приходить на занятия чуть раньше с целью дополнительного общения со студентами. Интересуйтесь тем, что происходит у них за пределами учебной аудитории. Используйте любую возможность получить более детальное представление о студентах, которым читаете лекцию.

Мы не будем оригинальными, сказав, что начинать занятие нужно со знакомства. Первое — представьтесь. Кстати, этот очевидный момент подчас вызывает у молодых преподавателей затруднение. Возрастная дистанция между молодыми преподавателями и студентами часто невелика. Это порождает соблазн примкнуть к западной демократичной традиции, где преподаватель и студент называют друг друга по имени, обращаясь при этом на «Вы». Однако мы поспешим избавить Вас от соблазна: в Вышке обращения к преподавателю по имени не приняты и расцениваются как фамильярность. Несмотря на то, что образовательный процесс в НИУ ВШЭ организован относительно демократично, взаимоотношения между преподавателями и студентами по-прежнему выстраиваются по принципу вертикали. Да, мы уважаем студентов как личности и в этом смысле общаемся с ними на равных, однако в аудитории есть лишь одно вакантное место «авторитета». Ваше. Так что можете смело писать на доске свои фамилию, имя и отчество.

Сразу же следует разъяснить студентам, каким образом Вы предпочитаете общаться в рамках курса: по электронной почте, по мобильному телефону, на форуме, в ЖЖ и проч.

Знакомство — процесс обоюдный. Поэтому стоит попросить старост сообщить Вам электронные адреса студенческих групп, по которым Вы сможете направлять необходимую информацию по курсу.

Также можете провести небольшое анкетирование студентов. Таким образом Вы получите информацию о профессиональных интересах каждого, сможете впоследствии приводить более соответствующие интересам студентов примеры, давать интригующие темы для дискуссий и письменных работ. Однако вернемся к самому первому занятию.

Первое занятие учебного курса часто имеет установочный характер. Поэтому, представившись и обсудив средства связи, можно переходить к обсуждению содержательных и организационных вопросов.

Целям время. Отдельное внимание на первом занятии важно уделить разъяснению студентам целей курса: тому, какими навыками они должны овладеть в результате изучения данной дисциплины.

По мнению опытных преподавателей, чтобы чего-то добиться от студентов, важно, во-первых, четко понимать, какие именно навыки Вы пытаетесь им привить, а во-вторых, самому хорошо владеть этими навыками.

Среди студентов частым аргументом против активной работы над учебным материалом является идея о том, что «нам это не нужно». Поэтому не поленитесь заранее продумать, чем Ваш курс будет полезен именно для данного потока студентов. Помогите студентам увидеть ценность учебной дисциплины лично для них. Соотнесите материал своего курса с их образовательными, профессиональными и индивидуальными целями.

Вариантов аргументации значимости Вашего курса на практике не очень много (далее мы приводим материал, автором которого является преподаватель кафедры экономической социологии Г.Б. Юдин). Вот некоторые из них:

- «Курс стоит в рабочем учебном плане и поэтому студенты должны его изучать». Такой вариант для обоснования возможен, но с точки зрениямотивации учащихся слишком формален.

- «Изучение данного курса является частью получения фундаментального образования». Такой вариант возможен, однако далеко не все учебныекурсы выглядят фундаментальными.

- «Изучение данного курса будет полезно с точки зрения увеличения человеческого капитала на рынке труда». Опять же не все курсыв действительности являются таковыми. Кроме того, не все студенты связывают свою трудовую карьеру с получаемой специальностью.

- «Изучение данного курса полезно с точки зрения развития человеческого капитала в целом или другими словами расширяет кругозор, даетновые инструменты для интерпретации повседневной реальности». Такой вариант возможен, но иногда достаточно сложно убедить студентов в том, что осваиваемый учебныйматериал действительно помогает им открыть в эмпирической реальности что-то новое. Все-таки многие курсы включают серьезную теоретическую часть, прикладное значение которой не всегда очевидно.

- «Изучение данного курса полезно с точки зрения приобретения навыков, необходимых в будущей трудовой деятельности». Возможно. Однако часть учебных курсов в РУПах имеет общеобразовательный характер. Другая часть не позволяет напрямую проследить связь между навыками, востребованными на рынке труда, и знаниями, получаемыми в университете. Да и спектр развиваемых в рамках курса навыков может быть либо очень широким, либо, напротив, достаточно примитивным.

Таким образом, бесспорных вариантов обоснования значимости курсов нет. Однако, поднимая этот вопрос, Вы уже снижаете напряженность, показывая свою заинтересованность в мотивации студентов.

Формальные правила организации учебного курса. Помимо вопроса «зачем это вообще нужно», студентов интересует вопрос «как это будет происходить». Приходя на первое занятие, они рассчитывают узнать, как будет строиться работа по курсу. Студенты тоже планируют свое время и распределяют свои силы, поэтому не нужно осложнять им жизнь неопределенностью.

Что интересует студентов, так это:

• какие требования к ним предъявляются;

• какие виды работ запланированы;

• какие контрольные мероприятия и с какой регулярностью будут проводиться;

• какого объема эссе и в какие сроки им предстоит написать;

• какие требования предъявляются к выбору темы эссе и его формату;

• каким образом будут караться нарушения сроков сдачи письменных работ, последуют ли штрафы,

возможна ли сдача работ после дедлайна;

• можно ли отработать пропуски занятий или контрольной работы;

• каким будет формат экзамена/зачета;

• как будет рассчитываться итоговая оценка по курсу, какой вес будут иметь различные формы работ;

• возможно ли получить зачет-автомат по курсу;

• предполагаются ли индивидуальные консультации по курсу;

• и др.

«А как же посещаемость...?» Важным вопросом для большинства студентов, особенно на старших курсах, является посещаемость занятий. Важно сразу оговорить, какую роль посещаемость будет играть в формировании оценки по курсу.

Преподаватели Вышки решают вопрос с посещаемостью по-разному. Одни считают, что посещаемость обязательна, так как находясь на занятии, студент хоть краем уха, но что-нибудь из учебного материала усвоит. Другие настаивают на том, что приходить на занятия должны только мотивированные студенты; немотивированные же и сами не учатся, и другим не дают. А так как в Вышке постоянно подчеркивается, что ключевую роль в обучении студентов играет самообучение, то пусть эти «немотивированные» и самообучаются по книгам, с опорой на список контрольных вопросов, изложенных в программе учебного курса (кстати, списочек-то должен быть!).

С одной стороны, универсальных рецептов решения дилеммы посещаемости нет. С другой стороны, представляется важным помнить о следующем:

Решение посещать или не посещать занятия редко принимается студентами без получения опыта. Возможно, стоит задуматься о качестве первой встречи: то, что полезное и интересное занятие нет смысла пропускать, понятно даже заклятым прогульщикам. Так сделайте свои занятия worth of attending. Посещаемость Вашего курса в значительной мере зависит от того, насколько успешно Вы организовали учебный процесс.

Объясните студентам, что в список экзаменационных вопросов войдут такие, ответы на которые можно почерпнуть, только посещая занятия.

Признавая важность посещаемости, имейте в виду, что оценки по курсу ставятся в первую очередь за успехи в освоении знаний и навыков. Придавайте разумный вес доле посещаемости в общей оценке.

Иногда лучше предложить стимулирующий балл за безупречную посещаемость, нежели снижать итоговую оценку из-за пропущенных студентом занятий. Возможно, стоит установить лимит на допустимое число пропусков занятий студентами. При превышении данного лимита будут применяться санкции.

Не забывайте, что университет несет ответственность за своих студентов, причем не только за их интеллектуальное и социокультурное развитие, но и элементарно за физическую безопасность. Контролировать такую безопасность намного проще, когда студенты сидят в аудитории под Вашим присмотром, нежели в кино в окружении, жующих попкорн и попивающих кока-колу.

Какую бы стратегию Вы ни выбрали, отмечать посещаемость — дело отнюдь не лишнее. Это отчасти дисциплинирует студентов и дает Вам дополнительную информацию об их мотивации.

«Опоздавших бьют?» Еще один болезненный вопрос — это вопрос опозданий на занятия. В НИУ ВШЭ негласно считаются допустимыми так называемые академические опоздания, продолжительностью в 15 минут.

Однако в этом вопросе преподаватель принимает решение по своему усмотрению. Вы можете настаивать на том, что опаздывать на ваши занятия непозволительно, запирая при этом дверь в аудиторию сразу после звонка или спустя 15 минут. Или Вы можете пустить дело на самотек, заранее смирившись с тем, что лекции периодически будут прерываться грохотом стульев и шорохом пробирающихся в дальний угол опоздавших студентов.

«Булочки». Еще один важный вопрос, в отношении которого стоит определить свою позицию при первой встрече, касается жевания студентами чего бы то ни было во время занятия. В Вышке студенты часто жалуются на короткие перемены и длинные очереди в столовых, из-за которых они не успевают перекусить между парами. Иногда решением вопроса оказывается перенесение второго завтрака прямо в аудиторию. Не всем преподавателям перспектива обеспечивать зрелища во время ланча представляется привлекательной.

Если Вы придерживаетесь сходного мнения и не желаете вести занятия под хруст сухариков, обязательно скажите об этом студентам. В данном случае более продуктивным будет обратиться к ним с просьбой, нежели с требованием. Переведите все в шутку! Скажите, что нечестно с их стороны есть что-то вкусное, пока Вы рассказываете лекцию и чисто технически не можете жевать вместе с ними. Мы уверены в том, что студенты с готовностью пойдут Вам навстречу.

В качестве разумного компромисса можно допустить принос любых (безалкогольных!) напитков, но без всякой еды.

«В ожидании уникальных письменных работ». Уже на первом занятии проинформируйте студентов о том, какие санкции последуют за плагиат, обнаруженный в их письменных работах. Уделите время тому, чтобы еще раз объяснить, что именно Вы понимаете под плагиатом. Подробнее об этом читайте в разделе «Плагиат с приставкой “анти”».

В идеале большинство требований и правил, связанных с освоением учебного курса, должны быть изложены в программе учебного курса, размещенной на сайте кафедры и на Вашей персональной странице. С самого начала стоит обратить на это внимание и, может быть, элементарно дать студентам веб-ссылку, где они смогут ее найти.

Полезно было бы принести на первое занятие и раздать студентам бумажную версию программы. Так преподаватели поступают редко, хотя ресурсы вышкинской типографии вполне позволяют размножить программу учебной дисциплины на весь поток. Иметь на руках программу курса очень удобно, так почему бы преподавателю не позаботиться об этом?

Обсудив цели курса и связанные с ним организационные вопросы, можно приступать к лекции или семинару. Пожалуйста, не забудьте написать тему занятия и его план на доске.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: