У ребенка с 3 до 7 лет жизни под воздействием обучения условные связи закрепляются и совершенствуются. Повышается физическая подготовленность, совершенствуются психофизические качества1.
За период раннего и дошкольного детства непрерывно изменяются показатели физического развития: роста, массы тела, окружности головы, грудной клетки.
За первый год жизни рост ребенка увеличивается примерно на 25 см. К 5 годам он удваивается по сравнению с первоначальным.
Масса тела ребенка на первом году жизни утраивается по сравнению с массой при рождении. После года отмечаются прибавки на каждом году жизни по 2—2,5 кг. К 6—7 годам она удваивается по сравнению с показателями годовалого ребенка.
Окружность грудной клетки при рождении — 32—34 см. В течение первых 3—4 месяцев жизни она увеличивается на 2,5—3 см в месяц, затем прирост ее снижается. В конце года она составляет около 0,4—0,5 см в месяц, за первый год окружность грудной клетки увеличивается на 12—15 см. Примерно так же происходит увеличение грудной клетки за весь остальной период дошкольного детства.
Величина окружности грудной клетки зависит от упитанности, физического развития и подготовленности ребенка.
Окружность головы при рождении ребенка примерно 34—35 см. В первые 9 месяцев она увеличивается на 3—3,5 см в квартал.
В дальнейшем ее рост резко замедляется, возрастая в течение 2— 3 года жизни на 1—1,5 см в год. Изменение окружности головы в раннем возрасте определяется увеличением массы головного мозга. Под воздействием физических упражнений улучшается не только физическое развитие ребенка, его телосложение, но и развитие и совершенствование массы головного мозга.
Костная система ребенка богата хрящевой тканью. Кости его мягкие, гибкие, недостаточно прочные, поэтому они легко поддаются как благоприятным, так и неблагоприятным воздействиям. Эти особенности костной системы требуют внимания педагогов к подбору физических упражнений, мебели, одежды и обуви в соответствии с функциональными и возрастными возможностями ребенка.
Окостенение опорно-двигательного аппарата начинается с 2— 3 лет. Оно происходит постепенно в течение всего дошкольного детства. В этот период формируются изгибы в шейном, грудном, поясничном отделах позвоночника. Физиологическое развитие позвоночника играет жизненно важную роль и влияет на формирование правильной осанки, техники движений, состояние внутренних органов, дыхательную и нервную системы. S- образный изгиб позвоночника предохраняет скелет от травм при выполнении физических упражнений.
В дошкольном детстве происходит формирование свода стопы. Оно начинается на первом году жизни и интенсивно продолжается с освоением ребенком ходьбы весь дошкольный период. В укреплении свода стопы важнейшую роль играют физические упражнения. Важно также подобрать ребенку соответствующую обувь.
Мышечная система у ребенка раннего возраста развита недостаточно, мышечная масса у него составляет около 25 % массы тела. По мере развития движений ребенка увеличиваются масса и сократительная способность мышечной ткани. Под воздействием физических упражнений происходит увеличение силы мышц.
В младшем возрасте у ребенка мышцы-сгибатели развиты больше, чем разгибатели, поэтому часто его движения и осанка бывают неправильными: сутулая спина, опущенная голова, сведенные плечи и т.д. К 5 годам увеличивается мышечная масса, нарастает мускулатура нижних конечностей, увеличиваются сила и работоспособность мышц. Сила мышц увеличивается с 3,5—4 кг в младшем дошкольном возрасте (3 — 4 года) до 13 — 15 кг к 7 годам. С 4 лет появляютсяразличия в показателях у мальчиков и девочек.
Статическое состояние мышц называется мышечным тонусом. В первые месяцы жизни у ребенка преобладает тонус мышц-сгибателей над разгибателями.
Мышечный тонус в дошкольном возрасте имеет большое значение для формирования правильной осанки. Мышечный тонус туловища создает естественный «мышечный корсет». С годами у ребенка укрепляются мышцы спины и живота. Это является результатом как регуляторного функционирования центральной нервной системы, так и положительным воздействием физических упражнений.
В дошкольном возрасте сердечно-сосудистая система претерпевает морфологические и функциональные изменения. Масса сердца увеличивается с 70,8 г у 3—4-летнего до 92,3 г — у 6—7-летнего. Увеличивается сила сердечных сокращений, повышается работоспособность сердца.
С возрастом поднимается артериальное давление:
- на первом году жизни оно составляет 80/55 — 85/60 мм рт.ст
- в возрасте 3—7 лет оно уже в пределах 80/50— 110/70 мм рт.ст.
По мере развития ребенка уменьшается частота дыхания:
-к концу первого года жизни она равна 30—35 в минуту
- к концу третьего — 25—30
- в 4—7 лет — 22—26.
У ребенка нарастают глубина дыхания и легочная вентиляция. Это свидетельствует о расширении двигательных возможностей детей. В процессе развития у ребенка увеличиваются морфологические и функциональные возможности: повышается тренированность мышц, работоспособность, совершенствование организма.
Исследования показали, что с 3 до 7 лет выделяются третий, пятый и седьмой год жизни. В этот период происходит не только количественный рост, но и существенная перестройка функций организма. Возраст от 4 до 5 лет отличается наибольшей интенсивностью и гармоничностью физического и умственного развития.
Таким образом, познание особенностей психофизического развития, формирования двигательных функций позволяет сделать вывод о необходимости создания для ребенка возможности правильно двигаться, т.е. заложить у него основы физической культуры. Важную роль здесь, об этом нельзя забывать, играют воспитание и обучение.
1. «Погреем руки на солнышке» И.п.: ноги слегка расставить, руки за спину. Руки вперед, повернуть ладони вверх-вниз, сказать «горячо», вернуться в и.п. То же, руки вперед, ладони вверх, сжимать и разжимать кисть. Сжимая, сказать «горячо».
2. «Часы бьют». И.п.: стоя (сидя), ноги врозь, руки на пояс. Наклон вперед, сказать «бум», выпрямиться. Повторить 5^раз.
3. «Греемся на солнышке». И.п.: лежа на спине, руки прижать к полу — греем животики. Поворот на живот — греем спинки. Можно погреть бочок. Повторить 5 раз.
4. «Веселые ноги». Ноги слегка расставить, руки вниз. 2—3 пружинки и 6—8 подпрыгиваний. Дыхание произвольное. Повторить 2—3 раза, чередуя с ходьбой на месте.
1. «Погреем руки на солнышке». И.п.: ноги слегка расставить, руки вниз. Руки вперед, повернуть ладонями вверх-вниз, сказать «горячо», вернуться в и.п. То же, руки вперед, ладони вверх, сжимать и разжимать кисть. Сжимая, сказать «горячо». Повторить 5 раз.
2. «Спрячь ладони». И.п.: ноги врозь, руки в стороны. Наклон вперед, ладони на живот, сказать «нет», вернуться в и.п. Повторить 4 раза.
3. «Киска». И.п.: лежа на спине, ладони прижать к полу. Повернуться на бок, подтянуть ноги к животу, руки под щеку — киска спит, затем просыпается. Повторить 5 раз.
4. «Киска убежала». И.п.: ноги слегка расставить, руки вниз. Бег на месте 8—12 с. Повторить 3 раза, чередуя с ходьбой на месте.
1. «Самолет». И.п.: ноги слегка расставить, руки вниз. Руки в стороны — крылья самолета, вернуться в и.п. — улетел самолет. Повторить 5 раз.
2. «Самолет выбирает место посадки». И.п.: ноги врозь, руки в стороны. Наклон вперед, поворот головы в одну, другую сторону, вернуться в и.п. Повторить 5 раз.
3. «Посадка». И.п.: ноги слегка расставить, руки за спину. Руки в стороны, присесть — опуститься на землю, вернуться в и.п. Позже говорить «сели». Повторить 4 раза.
4. «Летчикам весело». И.п.: то же, руки вниз. Слегка сгибать и выпрямлять ноги, затем перейти на подпрыгивание. Повторить 2— 3 раза по 6—8 подпрыгиваний, чередуя с ходьбой.
1. «Синий — желтый». И.п.: ноги слегка расставить, желтый флажок вверх, синий — вниз-назад. Взмахами менять положение флажков в темпе, указанном воспитателем. Повторить 3 раза по 6—8 взмахов.
2. «Не ленись». И.п.: ноги на ширине плеч', флажки перед грудью вертикально. 1—2— наклон вперед, флажки вперед — выдох; 3—4— и.п. Повторить 5—6 раз. Ноги не сгибать и не сдвигать.
3. «Быстро возьми и положи». И.п.: ноги слегка расставить, флажки на полу с боков. По команде «взять», «положить» быстро взять или положить. То же, при наличии двух цветов. Повторить 6 раз.
4. «Ветерок играет». И.п.: сидя, ноги скрестно, флажки вверх. Несколько наклонов (раскачиваний) вправо-влево с покачиванием флажков. Отдых по мере необходимости, флажки опустить. Повторить 5 раз.
5. «Флажки назад». И.п.: ноги слегка расставить, флажки вниз. 1—флажки вверх; 2—присед с наклоном вперед, флажки вниз-назад; 3— выпрямиться, флажки вверх; 4— и.п. Повторить 6 раз.
6. «Ходьба и подскоки». И.п.: ноги слегка расставить, флажки у пояса. 8—10 шагов, приподнимая только пятки, и 10—16 подскоков. Повторить 4 раза. Закончить обычной ходьбой.
7. «Флажки в стороны». И.п.: то же. Медленно флажки в стороны и медленно вниз, сказать «вниз».