Физиологические подходы к вниманию
Рассмотрев психофизиологические теории внимания, остановимся на современных им подходах и понятиях, которые сложились для объяснения внимания в классической физиологии нервной системы. В них мы увидим немало пересечений с взглядами классиков психологии сознания. Обратимся к двум из таких подходов, основы для которых заложили русские ученые И.П.Павлов и А. А. Ухтомский.
Учение об ориентировочном рефлексе
Нередко в качестве простейшей формы внимания рассматривают так называемый ориентировочный рефлекс — непроизвольную реакцию организма на новизну раздражителя. Автор учения о высшей нервной деятельности, лауреат Нобелевской премии Иван Петрович Павлов (1849—1936) обозначил ее как рефлекс ≪Что такое?≫. Одно из наиболее ярких его проявлений — детская любознательность, стремление исследовать все новое и неизвестное. Однако та же самая реакция на новизну наблюдается и у животных: едва ли не каждому доводилось наблюдать, как в ответ напоявление какого-то доселе незнакомого объекта настораживается собака. Она делает стойку, начинает принюхиваться, уши ее встают стоймя и поворачиваются в сторону объекта. Ориентировочный рефлекс имеет безусловное биологическое значение. Но и в высших формах познания он может играть немаловажную роль: то, что не вызовет у человека ориентировочного рефлекса, в итоге просто пройдет мимо и никогда не заставит его задуматься.
Ориентировочный рефлекс включает целый ряд двигательных, вегетативных, нейрофизиологических и сенсорных компонентов. С ним связаны поворот глаз и головы в направлении раздражителя; изменение дыхания и тонуса мышц; расширение сосудов головного мозга и повышение уровня активации его коры, которое выражается в характерных изменениях мозговых ритмов; наконец, снижение порогов чувствительности отдельных органов чувств: познающий субъект становится способен к распознаванию болееслабых сигналов. Один из современных классиков отечественной психофизиологии, профессор Московского университета Евгений Николаевич Соколов предложил рассматривать ориентировочный рефлекс как основу различных форм внимания, прежде всего сенсорного [71]. По мнению Е.Н.Соколова, ориентировочная реакция возникает в том случае, если вновь поступающая информация о стимуле расходится со следами, оставшимися в нервной системе в результате предыдущего воздействия этого стимула. Эти следы получилиназвание ≪нервная модель стимула≫. Если мы встречаемся с некоторым стимулом впервые, ориентировочный рефлекс не может не возникнуть. Если же стимул уже появлялся ранее, то сопоставление этого стимула с его нервной моделью может дать два результата. Либо они одинаковы, либо различаются по какому-то признаку (например, по положению в пространстве, цвету, тембру и т.д.). В первом случае ориентировочный рефлекс угасает, тогда как регистрация различий между воздействием и ≪нервной моделью стимула≫ приводит к появлению или усилению ориентировочного рефлекса.
|
Е.Н.Соколов допускает, что в головном мозге за сетями нейронов, анализирующими отдельные признаки объектов внешнего мира, располагаются особые нейроны внимания, которые получают и суммируют информацию обо всех этих признаках и отвечаютза возникновение ориентировочнойреакции в случае изменения их параметров.Несмотря на широту охвата, понятиеориентировочной реакции едва ли можетбыть пригодно для объяснения произволь-ного внимания, которое, по определению, не реактивно, а активно. Однако оно позволяет понять разные формы непроизвольноговнимания. За вынужденным вниманием могут стоятьбезусловные ориентировочные реакции, прямо вызываемые рассогласованиемхарактеристик стимула и его нервной модели врезультате неожиданного изменения стимула. Более сложное привычноевнимание может быть соотнесено с условными ориентировочнымиреакциями.
|
Учение о доминанте
Еще один знаменитый русский физиолог, Алексей АлексеевичУхтомский (1875—1942) ввел понятие доминанты (от лат. Dominatio — господство), ставшее весьма немаловажным для психологиивнимания. Исходно предназначенное для описания и объясненияработы нервной системы, это понятие оказалось не толькопригодно, но и очень полезно для описания поведения человека,феноменов его познания и социальной жизни.Над учением о доминанте А. А. Ухтомский работал более двухдесятилетий. Доминанта в его работах предстает как ≪фокус возбуждения≫ в нервной системе, который подчиняет себе работувсех прочих нервных центров и определяет направленность поведениячеловека или животного в данный момент времени. Еслиобратиться к определению самого А. А. Ухтомского, это ≪более илименее устойчивый очаг повышенной возбудимости центров, чембы он ни был вызван, причем вновь приходящие в центры возбужденияслужат усилению (подтверждению) возбуждения в очаге,тогда как в прочей центральной нервной системе широко разлитыпроцессы торможения≫ [82, 39]. Именно поэтому первое поведенческоеследствие возникшей доминанты — ≪векториальная определенностьдвижения: возбуждение в одном, сопряженное с торможениемв другом≫ (там же). Словом, благодарядоминанте и поведение, и познаниеоказываются направленными. А поскольку направленность— одно из фундаментальныхсвойств внимания, связь доминанты и внимания
|
очевидна.
Доминанта характеризуется четырьмя признаками, которые во многом сродни особенностям внимания, подмеченным классиками психологии сознания.
1. Повышенная возбудимость некоторой центральной области мозга по отношению к раздражителям (снижение порогов возбужденияпри появлении соответствующихА.А.Ухтомский раздражителей). Сходным образом мы за-__мечаем слабые стимулы, если уделяем им особое внимание, и незамечаем сильных, если отвлекаемся от них.