Индейские мандалы Ojos de Dios




Считается, что плетеные индейские мандалы в том виде, в котором они здесь представлены, родом из Центральной и Южной Америки. Достоверно известно, что такие мандалы плели индейцы племени Уичоль,проживающие на части территории современной Мексики. Индейцам Уичоль пришлось трудно, когда испанцы начали теснить их с родных земель, когда европейцы стали осваивать Америку. Наступили нелегкие времена гонений и переселений индейских племен, в течении которых многие из ценнейших навыков в искусстве были подзабыты или утеряны, и сейчас о плетении мандал,а главное, о сокровенной его части, почти не помнят.

Мандала - это санскритское слово.Сами индейцы называли свои изделия Ojo de Dio - "Божий Глаз", а на языке уичоль использовалось слово Sikuli - "Власть видеть сокрытое" или, другим словом- ясновидение. Самые простые мандалы умели плести и дети: их изделия часто вешали в видном месте, считая, что сделанная детскими руками мандала несет в дом благословение и что Бог сделит за миром и оберегает семью через эти работы.

Плетение же больших сложных мандал было настоящим искусством. Если научиться делать качественные Ojos руками можно было достаточно быстро, то вот наука работы мыслями в этом процессе постигалась годами. В некоторые мандалы индейцы могли заложить целое повествование, выражая слова и строки цветами и узорами, их сочетаниями и переплетениями. Говорят даже, что один индеец, взяв в руки мандалу своего собрата, мог, читая мандалу от центра, практически дословно воспроизвести заложенный в нее образ. То есть считать с узоров то, о чем думал мастер в момент плетения. К таким умениям - верно закладывать и верно считывать - шли годами.

Сейчас на земле осталось совсем мало людей, которые в совершенстве владеют искусством плетения мандал. Самые простые квардратные "плетенки" можно встретить на многочисленных рынках в Мексике, на некоторых индейских праздниках, где продают сувениры. Тем не менее, хочется искренне верить, что в скором времени это искусство переживет второе рождение.

Кстати говоря, многие индейские племена используют мандалы в различных ритуальных и декоративных целях.. Например, травяные мандалы индейцев Кечуа. Такие мандалы создаются из растений Силы и посвящаются либо духам, а либо направляются на исцеление человека. У индейцев Пуэбло и Навахо существует обряд насыпания песчаных мандал. Говорится, что такие мандалы создаются для "исцеления больного ума и печального сердца". Эти мандалы насыпаются на песчаном участке земли с помощью рамельченной глины, охры, песка, пыльцы, а после использования стираются. Индейцы Хопи тоже насыпали мозаики мандал из цветных порошков для различных обрядов и украшали cвои одежды маленькими подобиями ojos.Так или иначе, изображения, заключенные в круг, присутствуют не только у всех индейцев, но и у большинства древнейших народов и цивилизаций нашей планеты.

По размеру мандалы бывают:

· Малые (10-20 см диаметром)

· Стандартные (20-30 см)

· Средние (30-50см)

· Большие - от 50 см диаметром и выше.

По форме:

· Квадратные

· Шестилучевые

· Восьмилучевые

· Двенадцатилучевые

По качеству ниток:

· Хлопковые

· Шерстяные

· Смешанные

По назначению:

· Декоративные. Эти мандалы часто плетутся специально под интерьер: в них соблюдены основные цвета, использованные в помещении, личные предпочтения будущего хозяина; размер, форма могут быть произвольными. Такие мандалы имеют обычно "неодушевленные" названия, например, "Горный закат", "На побережье" и т.д.

· Обережные. "Оберег" - это некая вещь, способная в той или иной степени оберегать своего хозяина от не самых лучших проявлений мира. Именно такой смысл и закладывался первоначально в индейские мандалы. Обережные мандалы плетутся по древнейшей традиции, когда один или несколько образов закладываются в изделие при плетении. Такие мандалы часто имеют одушевленные названия, например, "Хранительница Семьи", "Счастье Стучится В Двери" итд. По типам плетения обережные мандалы можно разделить на три части:

1.

1. Интуитивного плетения (в такой мандале цвета выбираются интуитивно, с закрытыми глазами берутся клубки ниток, а после последовательно выплетается узор. Считается, что такая мандала должна сама подсказать хорошему мастеру, что в ней заключено)

2. Образные (Образная мандала плетется согласно выбранному образу, который постоянно держится в мыслях на протяжении всех часов работы)

3. Образно-повествовательные (Самые сложные по исполнению, и в то же время - самые сильные мандалы. В них по старинной традиции образ или пожелание буквально вплетаются в рисунок построчно. Слова и фразы выражаются в мандале узорами, цветовыми сочетаниями и шириной полос. Владение этой традицией позволяет заплести в мандалу любое законченное повествование, например, любимое или собственное стихотворение, сказку или доброе пожелание)

Существуют также мандалы персональные, лечебные, мандалы влияния [на нежелательные события], мандала-исповедь, охранные, мандалы-мгновения и другие.

Изображения мандал встречаются уже в самых ранних, первобытных культурах. Круг символизирует священную территорию, место силы, поэтому мандала способна оградить от враждебных сил. Кроме того, мандала олицетворяет связь с Абсолютом, с высшими силами. Ее центр – это изображение Солнца, Небесной Двери. Многие индуистские храмы построены в форме мандал – они представляют собой сочетание кругов и квадратов и символизируют различные уровни космоса. Включают в себя мандалы и изображения человеческой личности, которой предстоит пройти путь от своего эго к Абсолюту, постепенно переходя от одного уровня вселенной к другому. Изображения демонов напоминают о низменных страстях, тех частях психики, которые препятствуют пути к просветлению. В эзотерическом плане мандала символизирует целостность, единение духа и материи, мужского и женского начала и т.д. Символика мандал богата и многообразна…

К.Г. Юнг выбрал образ мандалы потому, что считал его одним из самых непосредственных проявлений глубин бессознательного. В этом образе человеческая душа изображает саму себя и тем самым помогает человеку обрести целостность. «Истинная мандала, – писал К.Г. Юнг, – это всегда внутренний образ, который постепенно строится активным воображением в то время, когда нарушено психическое равновесие, или когда нужно разобраться в каком-либо положении, не разъясненном в священной доктрине». Мандала – это своеобразный мостик между внутренним и внешним мирами, он позволяет изобразить в виде рисунка самые тонкие и невыразимые обычными средствами переживания. Он же способен перенести человека в «иные миры» при помощи концентрации на многозначных, символических образах.

Мандалы можно увидеть не только на рисунках, но и в своих собственных сновидениях. «Мне кажется бесспорным, что эти восточные символы рождены снами и видениями, а не изобретены основоположниками церкви Махаяны,» – пишет К.Г.Юнг. Символикой мандал обладает любое сновидение, где присутствует мотив круга и центра. Это могут быть круглые предметы, движение по кругу, циклы времен года или времени суток. Например, К.Г. Юнг анализирует такой сон, связанный с символикой мандалы: «На борту корабля. Сновидящий занят освоением нового метода определения положения судна. Иногда оно слишком далеко, иногда – слишком близко. Имеется карта, на которой начерчен круг с ее центром». Задача сновидца – найти центр. Интересно, что когда он рассказывал об этом сне своему аналитику, то вспомнил, что недавно он видел другой сон с подобной символикой: он стреляет в мишень и никак не может попасть в центр. Оба сна показались ему очень значительными. Очевидно, что нахождение центра – символическое изображение наиболее важной для него жизненной проблемы.

К.Г. Юнг пытался понять, почему бессознательное столь настойчиво посылает современному европейцу эти древние символы. «Единственное объяснение, которое я могу здесь представить, – пишет он, – психологическое. С этой точки зрения все может быть сгруппировано общей концепцией мандалы, выражающей сущность некоторого рода позиции». Эта позиция выражает отношение человека к своей самости – наиболее глубинному и таинственному из всех архетипов. Самость не имеет четких границ и определений, поэтому проявить себя она может лишь при помощи древних магических образов, хорошо известных, но одинаково таинственных и для человека «зари цивилизации», и для сегодняшних путешественников по пространствам своей души.

Изображения мандал используются современными психотерапевтами при работе с измененными состояниями сознания, для погружения в трансовые состояния и для символического изображения своих чувств и внутренних образов. Рисование мандал широко используется в холотропной терапии: после возвращения из своего «внутреннего путешествия» и знакомства с глубинными образами бессознательного человеку предлагают создать несколько рисунков в виде мандал, которые могли бы служить символическим выражением его опыта. В различных направлениях юнгианской психологии рисование мандал – это один из способов создать подходящий символ для многоплановых, невыразимых переживаний, связанных с работой в технике активного воображения, или самопроизвольно возникающих в значимых сновидениях. Символика мандал столь глубока и неисчерпаема, что раскрываемые ею возможности по истине бесконечны.

Еще Карл Густав Юнг был одним из первых европейских учёных, кто очень внимательно изучал мандалы и познакомил с идеей мандалы западных исследователей-психоаналитиков. В своей автобиографии, "Воспоминания, сны, размышления", Юнг рассказывает о том, как в 1916г. он нарисовал свою первую мандалу, а спустя два года уже ежедневно зарисовывал в своем блокноте новые мандалы. Он обнаружил, что каждый рисунок отражает его внутреннюю жизнь на данный момент, и стал использовать эти рисунки, чтобы фиксировать свою "психическую трансформацию". Юнг пришел к выводу, что метод мандалы - это путь к нашему центру, к открытию нашей уникальной индивидуальности и считал мандалу чрезвычайно мощным символом, являющегося зримой проекцией психического мира и выражающей Самость человека.

Творческая работа с мандалами может помочь человеку укрепить связь между сознательным и бессознательным «Я». Потребность рисовать мандалы, особенно во время трудных периодов, возможно, означает, что бессознательное «Я» хочет быть защитником сознательного «Я». Свидетельством этого могут служить каракули, которые зачастую рисуют дети и взрослые в моменты кризиса, когда «Я» полно бессознательного тревожного содержимого. Так, например, мандалами являются, например, те абстрактные рисунки или каракули, которые мы бессознательно рисуем на листе бумаги, пока мы наедине сами с собой, например за чашечкой кофе, на собрании или конференции, которая нам неинтересна, или во время разговора по телефону. Эти рисунки, так или иначе, являются попыткой компенсировать нашу умственную рассеянность и упорядочить наше существование в этот момент. Если мы проанализируем вышеупомянутые рисунки, то убедимся, что основой большинства из них являются простые геометрические фигуры (обычно квадрат, окружность или спираль).

Благодаря своей уникальной концентрической форме мандала является идеальной моделью для медитации, которая помогает расслабиться и подходит как для тех людей, которые раньше не медитировали, так и для тех, кто страдает от стресса, напряжений и неспособности концентрироваться. Кто рисует время от времени карандашом или красками или кто помнит, как делал это в детстве, знает, какое удовлетворение приносит творчество. Это происходит в силу того, что во время рисования мы устанавливаем контакт с нашим внутренним «Я», с нашей интуицией и чувствами — будь то позитивные или негативные чувства, — которые могут нахлынуть на нас во время творческого процесса. Таким образом, исчезает напряжение, мы успокаиваемся, улучшается состояние нашего внутреннего мира. Даже люди, которые не рисовали с детства или которые считают, что они не креативны, также могут понять, что у них есть творческая жилка.

Одно из главных преимуществ работы с мандалами – это то, что каждый человек раскрывает себя сам с помощью своего Внутреннего Ребёнка, с помощью созерцания, карандашей, красок и определенного количества свободного времени.

Мандалы хороши как для детей так и для взрослых. Так, в психокоррекционной и развивающей работе с детьми и подростками психологические возможности мандал возможно применять:

· в целях коррекции эмоционального состояния, нормализации поведения (раскрашивание готовых мандал - раскрасок)

· в целях диагностики актуального настроения (раскрашивание белого круга)

· в целях изучения групповых взаимоотношений (создание индивидуальных мандал в группе с последующим созданием коллективной композиции)

· с целью диагностики и коррекции конкретной проблемы (раскрасить круг символизирующий школу, семью, образ «Я», дружбу, любовь, гнев и пр.)

Также есть и другие возможности применения мандал в актуальных направлениях психокоррекционной работы психолога с детьми, подростками и взрослыми, это:

· При проблемах самооценки

· При ощущении внутреннего дисбаланса

· Активизация ресурсных состояний личности

· При страхе потерять контроль над собой

· При пессимизме и депрессии

· При психокоррекции накопившегося раздражения и агрессии

· Психокоррекция эмоциональной гиперчувствительности или напротив, алекситимии (сложность в отреагировании чувств, эмоций).

· При ощущение жизненного тупика

· Психокоррекция страхов и тревог

· Преодоление кризиса в развитии (возрастные, личностные)

· Сопровождение адаптации

· Семейные ситуации

· Психосоматические проблемы

· Сплочение группы на основе духовного сближения, коллективного творчества

· Повышение концентрации и внутреннего равновесия (например, у гиперактивных детей)

· Коррекция расстройств мелкой моторики и нервного напряжения

· Воспитание терпеливости и аккуратности

· Формирование самоуверенности на основе спокойствия и стимуляции творческого потенциала

Так как мандалы превращают силы архетипа подсознательного в формы, которые можно сознательно ухватить, потрогать и понять с помощью сознательного «Я», то интерпретация творческого результата при работе с мандалами возможна также, как в других проективных методиках (выбор цвета, материала, штриховки, символика образов, названий).

Цвета, которые выбираются для рисования мандалы, раскрывают много информации о личности обратившегося клиента, который интуитивно склоняется к выбору любимого или актуального для настроения цвета. Этот выбор варьируется в зависимости от душевного состояния человека, а также от этапов жизни.

При выборе цвета дети обычно более спонтанны, чем взрослые. Мы не должны забывать, что в младенчестве чувства выражать легче. Это происходит из-за того, что взрослыми движет разум и они большое значение придают эстетическим критериям. Многие подростки, взрослые, которые впервые рисуют мандалу, подавляют как раз это открытое выражение чувств, раздумывают, как можно лучше расположить и выделить цвета, чтобы законченная работа получилась гармоничной и красивой. Но, когда творчество пробуждает Внутреннего Ребёнка, начинается сам процесс «исцеления».

При интерпретации мандалы нужно помнить что, прежде всего первый шаг, это нарисовать мандалу, не думая о значении цветов, которые мы выбираем, или об эстетике окончательной работы. Мы должны отталкиваться от структуры мандалы, от формы, которую заполняем нашими чувствами, нашим состоянием в данный момент. После завершения рисования можно воспользоваться интерпретацией цвета Люшера, прочитать о значении символов и знаков, но очень важно спросить у автора, как называется его мандала, что он чувствует, когда смотрит на неё, нравится она ему или не нравится, есть ли желание что-либо изменить. Работая с ассоциациями, психолог будет иметь возможность сформировать картину состояния личности, определить конкретную проблему клиента в данный момент. Появляется возможность спланировать дальнейшую психокоррекционную работу. В случае необходимости предлагается повторная встреча.

Когда у клиента, и у самого психолога уже есть опыт рисования мандал и известны душевные процессы, с которыми связаны цвета, можно сделать иначе: зная эмоциональное состояние личности, можно выбрать определенные цвета для стимуляции или нейтрализации этого чувства, тем самым направленно организовать психокоррекцию цветом.

При организации работы с мандалами есть определённые подготовительные шаги. Прежде всего, необходимо спокойное и уединенное место, где присутствие других людей не сможет прервать работу. Это поможет лучше установить связь со своими чувствами, что очень важно. Также оказывается очень эффективным и расслабляющим прослушивание музыки во время рисования, так как это делает нас более восприимчивыми к нашему внутреннему ритму, таким образом, мы вливаемся в процесс заполнения нарисованных форм своим состоянием души, своими желаниями и стремлениями. Но, если мандалы рисуются в группе, это необходимо делать в тишине, так как работа в группе создает крепкие связи между всеми ее членами.

< Мандала всегда должна быть написана, нарисована для самого себя, так как с ее помощью нам хочется наладить что-то в своем внутреннем мире. Однако, если несколько членов семьи или друзей нарисовали свои мандалы, можно объединить их все в один общий рисунок. Однако если мы не заканчиваем работу над мандалой за один день, лучше ее оставить и на следующий день начать заново. Наше настроение и благосостояние ежедневно меняются и то, что раскрывает мандала в понедельник, не обязательно будет верно для вторника.

Простой способ начать работу — это нарисовать круг. Он может быть на листе, и может быть вырезанным. Рекомендуется всегда начинать с круга, чтобы потом сконцентрироваться на этой форме или дополнить его, создав сложную игру линий и форм, геометрических фигур. Цвет, который мы наносим на одном участке, должен оставаться таким или измениться, создавая рисунок на всей мандале. Помните, не существует «хороших» или «плохих» мандал! Мандала, полная визуальных эффектов и художественных форм, будет так же хороша и насыщена смыслом, как та, которая содержит лишь, например, треугольник, вписанный в круг.

Выбор цвета свободный: как только перед нами мандала в черно-белом цвете, мы выбираем цвет, который нас больше всего привлекает, стараясь не думать во время этого. По мере распределения цвета по рисунку происходит взаимодействие между глазом, рукой и подсознанием. Возможно, в процессе работы возникнет какой-нибудь тон, о котором мы не думали или даже который нам не нравится. Возможно, мы почувствуем раздражение, данный цвет и его значение появятся в мандале тем или иным образом, поэтому мы должны избегать размышлений и позволить цветам возникать самим. Опытный психолог в психокоррекционных целях может сделать наоборот: выбрав определенные цвета, с которыми необходимо работать конкретному ребенку, подростку, взрослому. Например, использовать те цвета, которые не нравятся, и проработать конфликтную составляющую или использовать цвета времен года или праздников. С другой стороны, может быть, посмотрев на мандалу в черно-белом варианте, клиент вообще не захочет вообще добавлять цвет. В этом случае можно пофантазировать воображая цвета, которыми можно было бы раскрасить мандалу, или сосредотачиваясь на ее контурах, сочинить сказочную историю, стихотворение для этой фигуры - эта медитативно - ресурсная работа также даст ощущение спокойствия и стабильности.

Со временем и с опытом, возможно, клиенту захочется самостоятельно создавать свои собственные мандалы, поэтому мы можем рисовать формы и затем раскрашивать их, приклеивать цветную бумагу, фотографии, ракушки, песок, листья деревьев, цветы, ткань, создавать альбом мандал, анализируя жизненные процессы личности. При этом важен не тип предметов и материалов из чего создана мандала, а возможность выразить свои чувства. Воображение не ограничивается, любой выбранный материал для мандалы будет служить путем к внутреннему миру и быть не только физическими и осязаемыми объектами, но и образами ума, чувств, эмоций, снов и т.п. Как только мандалы закончены, мы можем например, вставить в рамку те, которые нам особенно нравятся (рамка не должна быть слишком изящной, чтобы не отвлекать внимание от сущности мандалы), обрезать, чтобы сделать их подвижными или повесить их на стену. Важно! Мандала завершена, когда, посмотрев на нее, клиент чувствует удовлетворение от созерцания.

Существуют правила работы психолога с клиентом при использовании мандалы:

1. Если запланирована работа с мандалами-раскрасками, то предлагается несколько – пусть клиент сам выберет по форме, по орнаменту, то что ближе ему по настроению.

2. Выбор мандалы и сюжет работы клиент осуществляет самостоятельно.

3. Материалы для работы и цветовую гамму (карандаши, фломастеры, краски, пастель, чернила и пр.) клиент выбирает самостоятельно.

4. Процесс работы ограничен только степенью насыщения, пресыщения и удовлетворения работой.

5. Психолог фиксирует состояния напряжения / расслабленности, связанные с процессом работы.

6. Осуществляется принцип невмешательства в работу ребенка, подростка, взрослого без его согласия.

7. Принцип избегания оценочных комментариев по поводу работы.

8. Клиент, при желании, даёт название своей мандале как раскрашенной, так и созданной.

9. После работы важно дать возможность клиенту проговорить о своих чувствах, переживаниях по поводу работы над мандалой и отношения к результату (допускаются корректные наводящие вопросы)

Мандала — это нечто большее, чем просто рисунок, выполненный на бумаге, ткани или песке, это есть способ объединения того, что было разобщено в единое целое. Для клиента мандала — это не столько законченный художественный объект, а сколько способ обобщения и упорядочивания себя, своего внутреннего мира. Творческая работа с мандалой из-за её концентрической структуры привносит нужную энергию во внутренний мир человека для восстановления равновесия и спокойствия, чтобы человек чувствовал себя такими же «круглым» и цельным, как мандала. Это указывает нам, на большую ценность мандал, как на активный арт-терапевтический метод в психокоррекционной работе психолога.

Рекомендуемая литература для работы по методу мандалы:

1. Грин Шиа Практический курс медитации для начинающих: 60 мандал для рисования и раскрашивания.– М.: АСТ; Астрель, 2007

2. Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала». / Под ред. А.И.Копытина. – СПб.: Речь, 2002. – 144 с.

3. Осипук Э. Психодиагностическая и психокоррекционная работа с детьми с использованием мандалы. Газета Школьный психолог. №4, 2007, С. 18-19.

4. Осипук. Э. Диагностические мандалы, используемые в консультативной практике (индивидуальный и групповой варианты). Газета Школьный психолог. №4, 2007, С. 20-28.

5. Понятовская-Замышляева Д. Медитативные игры с мандалой. Газета Школьный психолог. №4, 2007,С.29-31.

6. Цайри А. «Мандала» альбомы. 1-я ч. для малышей, 2-я ч. от 8 лет. – Германия, Равенсбург, 2004

7. Штейнхард Ленор. Юнгианская песочная психотерапия.- СПб.: Питер, 2001.-320с.: ил. (Серия «Практикум по психотерапии»)

8. Юнг К.Г. О символизме мандалы (Относительно символизма мандалы). // О природе психе. / М.: Рефл-бук; К.: Ваклер, 2002. – С. 95-182.

9. Юнг К.Г. Исследование процесса индивидуации. // Тэвистокские лекции. / М.: Рефл-бук; К.: Ваклер, 1998. – С. 211-283.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: