Образы помещиков в поэме «Мёртвые души». Манилов и Коробочка




Сюжет поэмы «Мёртвые души» позволяет обстоятельно и последовательно раскрыть разнообразные типичные характеры. К чему сводится сюжет? Главный герой поэмы – Чичиков – поставил перед собой цель скупить как можно больше мёртвых душ. Он собирается их в дальнейшем заложить в Опекунский совет как живые и получить за то крупную сумму денег. Чтобы совершить эту аферу, Чичиков знакомится с помещиками, а затем навещает их в их имениях. Чичиков совершает путешествие по русской земле, по дворянским усадьбам. Это путешествие героя и позволяет автору поэмы представить читателю помещиков, чиновников, людей иных сословий, позволяет обрисовать их, воссоздать целую галерею типов современной действительности. Один из первых в галерее гоголевских типов помещиков-крепостников – Манилов. Его раньше других посетил Чичиков в своём путешествии по дворянским усадьбам. Сначала вместе с Чичиковым мы знакомимся с имением Манилова. Знакомство с имением подсказывает нам заранее некоторые свойства его хозяина: «…пять-шесть берез небольшими купами кое-где возно­сили свои мелколистные жиденькие вершины. Под двумя из них видна была беседка с плоским зеленым куполом, деревянными голубыми колоннами и надпи­сью «Храм уединенного размышления», пониже пруд, покрытый зеленью, что, впрочем, не в диковинку в аглицких садах русских помещиков». Описание сада Манилова иронично, но авторская ирония, конечно, направлена не на сад, а на его владельца – Манилова. Ту же роль играет описание интерьера – комнат, вещей, окружающих героя. «В его кабинете всегда лежала какая-то книжка, заложенная закладкою на 14-ой странице… В доме его чего-нибудь вечно недоставало; в гостиной стояла прекрасная мебель, обтянутая щегольскою шелковой материей… но на два кресла её недостало, и кресла стояли обтянуты просто рогожею…» После описания имения и дома Гоголь представляет читателю самого героя. Обстановка его жизни, его вещи уже как бы предуведомили нас: уже по ним мы догадались, каким должен быть герой. Каков же он? Он мил, обходителен, вежлив. Но он слишком, до крайности вежлив и обходителен. Он ни в чем не знает чувства меры. В человеке это может быть очень неприятным. У Манилова это оттого, что в нём нет внутренней основы, нет стержня. В нём, как говорит Гоголь, не только нет характера, но нет даже простого задора. «Есть род людей, – замечает Гоголь по поводу Манилова, – известных под именем: люди так себе, ни то, ни сё, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан». Манилов живёт как будто бы вне жизни. Он постоянно витает в мечтах, заоблачных высях. Его можно было бы назвать мечтателем, если бы был хоть какой-нибудь смысл в его мечтах. За его словами, за делами, за мечтаниями – пустота. Очень приятный и очень обходительный на первый взгляд человек оказывается на поверку пустым человеком, живущим пустой жизнью. Это особенно опасно потому, что Манилов – помещик, он владелец живых душ, владелец крестьян. После Манилова, заблудившись в пути, Чичиков попадает в глухую деревню, которая принадлежит помещице Коробочке. Коробочка – ещё один человеческий и социальный тип, порождённый русской крепостнической действительностью. Знакомство с Коробочкой начинается с того, что мы слышим вместе с Чичиковым лай собак. И не просто лай, а целый собачий концерт, который Гоголь описывает во всех деталях. В темноте этот собачий концерт даёт первое и достаточно живое представление о деревне Коробочки. А заодно и о ней самой: «Уже по одному собачьему лаю, составленному из таких музыкантов, можно было предположить, что деревушка была порядочная». Позднее это первое представление о деревне и её владелице дополняется картиной, которая открывается из окна дома Коробочки: «узенький дворик весь был наполнен птицами и всякой домашней тварью. Индейкам и курам не было числа; промеж них расхаживал петух мерными шагами, потряхивая гребнем и поворачивая голову набок, как будто к чему-то прислушиваясь; свинья с семейством очутилась тут же; тут же, разгребая кучу сора, съела она мимоходом цыпленка и, не замечая этого, продолжала уписывать арбузные корки своим порядком». У Коробочки обильное хозяйство, видно, она много занимается им, в этом отношении она совсем не похожа на Манилова. Посмотрим, однако, далее на то, что показывает нам Гоголь. Вот комната Коробочки: «Окинувши взглядом комнату, он (Чичиков) теперь заметил, что на картинах не все были птицы: между ними висел портрет Кутузова и писанный масляными красками какой-то старик с красными обшлагами на мундире, как нашивали при Павле Петровиче...» Очевидно, что по части живности Коробочка понимает больше, чем в тех делах, которые требуют культуры и вкуса. Особенное внимание в доме Коробочки Гоголь обращает на стенные часы: «Слова хозяйки были прерваны странным шипением, так что гость было испугался; шум походил на то, как бы вся комната наполнилась змеями; но, взглянувши вверх, он успокоился, ибо смекнул, что стенным часам пришла охота бить. За шипеньем тотчас же последовало хрипенье, и наконец, понатужась всеми силами, они пробили два часа таким звуком, как бы кто колотил палкой по разбитому горшку, после чего маятник пошел опять покойно щелкать направо и налево». Гоголь потому и останавливается так долго на этой детали (а потом снова к ней возвращается и напоминает о ней читателю), что деталь оказывается ёмкой и значимой. Это охрипшие стенные часы, которые всякий раз неожиданно нарушают тишину дома, дают ощущение опустелости дома, ощущение глухой удалённости от живой жизни. Без этого ощущения трудно понять характер Коробочки. По мере того как Гоголь развёртывает картину, она становится всё грустнее. Хозяйственность Коробочки оказывается единственной её добродетелью. Мир Коробочки оказывается крайне ограниченным. Само имя Коробочки говорит нам о закрытости человека для всего живого и разумного. Её недаром прозывают «дубиноголовой». Она туга на мысль и понимание. В ней начисто отсутствуют какие-либо духовные запросы. Если она и способна сомневаться, то только в том, не продешевила ли она с мертвыми душами. Перед нами типичная мелкая помещица – владелица 80 душ крепостных. В одном отношении Коробочка очень похожа на Манилова: она, как и Манилов, заставляет читателя горько подумать о человеке и о том общественном порядке, в котором возможно бывают Маниловы и Коробочки.    

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: