Фонд трудозатрат мобильного звена за цикл полевых работ подразделяется на: теоретический, нормативный и фактический. Их величина зависит от количества рабочих суток, сменности работы и количества слесарей, продолжительности смены. Продолжительность смены, коэффициент сменности работы мобильных звеньев устанавливаются в соответствии с интенсивностью использования полевых агрегатов. Если они работают по 10 часов в смену то и также должны работать мобильные звенья. Аналогично устанавливается работе МТА и коэффициент сменности использования мобильных звеньев.
Теоретический фонд трудозатрат Фтмзj мобильных звеньев по восстановлению работоспособности МТА за полевой цикл определяется по уравнениям:
при работе мобильных звеньев в одну смену:
(10)
при работе мобильных звеньев с коэффициентом сменности Ксм > 1. Например, Ксм = 2, 3. Обозначения в формулах:
(11)
где Др j – количество рабочих суток мобильного звена в течение j- го цикла, сут.;
K см – коэффициент сменности мобильного звена (K см = 1,5–2);
t см j – продолжительность смены мобильного звена, ч;
N чел – количество слесарей-ремонтников мобильного звена, чел.;
Теоретическим этот фонд трудозатрат называется потому, что при его расчете не учитываются потери времени, а соответственно и трудозатрат мобильного звена на вспомогательные процессы: подготовительно-заключительное время (получение наряда, комплектование ПРМ-А оборотным фондом СЧМ, материалами, ЕТО и заправка ТСМ); переезды к МТА, развертывание и свертывание оборудования ПРМ-А, простои в ожидании доставки СЧМ, которых нет в оборотном фонде.
Пример: при работе в одну смену звено из двух слесарей будет иметь теоретический фонд трудозатрат за полевой цикл:
при односменной работе при tсм = 10 ч
при двухсменной работе
Очевидно, что при работе мобильных звеньев в две смены количество слесарей понадобиться в два раза больше. Они попеременно будут работать с использованием одной и той же ПРМ-А.
Нормативный фонд трудозатрат мобильного звена за полевой цикл рассчитывают с учетом структуры баланса времени смены, которая зависит от рассредоточенности и удаленности МТА, их конструктивной сложности и эксплуатационной надежности.
Баланс времени смены характеризует распределение общего времени смены по отдельным нормативным составляющим или слагаемым. Необходимость такого распределения обусловлена принятым в сельском хозяйстве поэлементным методом нормирования труда, возможностью анализа эффективности использования мобильным звеном времени смены и определения причин ее снижения в конкретных условиях реализации механизированных процессов.
При поэлементном методе нормирования весь процесс работы делят на основные составляющие элементы с целью дальнейшего совершенствования труда исполнителей и повышения их производительности.
Каждый частный коэффициент τ i определяется в виде отношения .
По физическому смыслу τ i выражает долю каждого i -го слагаемого ti в общем балансе времени смены или численное значение вероятности пребывания агрегата в i -м состоянии.
Пример. Значения частных коэффициентов для расчета коэффициента полезного использования времени смены τиj мобильных звеньев приняты следующими (табл. 3).
Таблица 3 – Исходные данные для расчета коэффициента использования времени смены мобильных звеньев (пример)
τи | τсо | τхх | τож |
0,8 | 0,1 | 0,1 |
Тогда нормативная величина коэффициента полезного использования времени будет равна
С учетом величины коэффициента использования рабочего времени мобильным звеном нормативный фонд трудозатрат за полевой цикл будет равен:
(16)
т.е. для нашего примера, при работе звена в две смены:
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. ГОСТ 27.002 – 89 «Надежность в технике. Основные понятия. Термины и определения».
2. Плаксин А. М., Мухамадиев Э. Г. Технологический расчет производственных подразделений автотранспортного предприятия. Челябинск: ЧГАУ, 2007.
3. Плаксин А. М. Энергетика машинно-тракторных агрегатов: учеб. пособие. Челябинск: ЧГАУ, 2005.
4. Гусак-Катрич Ю. А. Охрана труда в сельском хозяйстве. М.: Альфа-Пресс, 2007. 176 с.
5. Плаксин А. М., Качурин В. В. Взаимосвязь процессов использования и восстановления работоспособности машинно-тракторных агрегатов в растениеводстве // Вестник ЧГАА. 2013. Т. 63. С. 74–78.
6. Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта / Министерство автомоб. трансп. РСФСР. М.: Транспорт, 1986. 72 с.
7. Светлов М. В. Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта. Дипломное проектирование: учеб.-метод. пособие. М.: КНОРУС, 2011. 320 с.
8. Плаксин А. М., Качурин В. В. Закономерности изменения полезных трудозатрат мобильного звена по восстановлению работоспособности полевых агрегатов // Вестник КрасГАУ. 2013. № 11. С. 24–32.
9. Нормы времени на погрузку и разгрузку транспортных средств. Режим доступа: www.rosatrans-tlt.ru.
10. Фотография рабочего времени. Режим доступа: www.HRM.ru.
11. Горетый А. В. Обоснование параметров функционирования мобильных звеньев при техническом обслуживании и ремонте зерноперерабатывающих машин и оборудования: дис. … канд. техн. наук. Зерноград, 2006.
12. Плаксин А. М. Обеспечение работоспособности машинно-тракторных агрегатов на предстоящие циклы использования в растениеводстве: дис. … докт. техн. наук. Челябинск: Б.и., 1996. 468 с.
13. Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта / Министерство автомоб. трансп. РСФСР. М.:Транспорт, 1986. 72 с.
14. Качурин В.В. Обоснование количество мобильных звеньев для восстановления работоспособности посевных комбинированных агрегатов: дис. … канд. техн. наук. Челябинск, 2014.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Рисунок 1 – Комбинированный посевной комплекс К744Р1+5СКП-2,1
Рисунок 2 – Комбинированный посевной комплекс К744Р1+5Кузбасс
Рисунок 3 – Комбинированный посевной комплекс CASE315+Maxim II
Рисунок 4 – Общий вид трактора К-744 Р1
Рисунок 5 – Общий вид трактора CASE 310
Рисунок 6 – Общий вид трактора CASE 530
Характеристики посмотреть ознакомиться Основные технические характеристики тракторов «Кировец» и «CASE»
Таблица 1 – Технические характеристики трактора К-744Р1
Модель | К-744Р1 |
Тяговый класс, т | |
Масса эксплуатационная, кг | |
Двигатель | ЯМЗ (Россия) |
Тип | 8-цилиндровый, 4-тактный, V-образный |
Модель | ЯМЗ-238НД4 |
Мощность, кВт (л.с.) | |
– номинальная | 184 (250) |
– эксплуатационная | 168 (229) |
Номинальная частота вращения коленчатого вала, об/мин | |
Удельный расход топлива, г/(кВт/ч) г(л.с./ч) | 220 (162) |
Таблица 2 – Технические характеристики трактора CASE-310
Модель | CASE-310 |
Тяговый класс, т | |
Масса эксплуатационная, кг | |
Объем топливного бака, л | |
Колесная база, мм | |
Радиус поворота при колее 1829 мм (м) | 6,1 |
Двигатель | |
Номинальная мощность ВОМ, кВт/ л.с | 227/309 |
Максимальная мощность, кВт/ л.с | 254/345 |
Номинальная частота вращения коленчатого вала, об/мин |
Таблица 3 – Технические характеристики трактора CASE-530
Модель | CASE 530 |
Тяговый класс, т | |
Номинальная мощность трактора, кВт (л.с.) | 395/530 |
Тип трансмиссии | Переключение передач под нагрузкой с электронным управлением и гидроприводом |
Уд. расход топлива, г/кВт·ч | |
Масса трактора, кг | |
Топливный бак, л | |
Тип гидравлической системы | С закрытым каналом в нейтральном положении |
Грузоподъемность сцепного устройства |