Изучение нового материала




УРОК В 10 КЛАССЕ НА ТЕМУ

«СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД К ИЗМЕРЕНИЮ ИНФОРМАЦИИ»

Тема урока: Содержательный подход к измерению информации (теория инфор­мации Шеннона).

Цель урока: приобретение обучающимися теоретических знаний и практических навыков по измерению количество информации с точки зрения содержательного подхода.

 

Задачи урока:

образовательные:

сформировать у учащихся представление о содержательном подходе к измере­нию информации;

познакомить с понятием «вероятность»;

научить вычислять количество информации в сообщении о некотором событии;

научить решать задачи на измерение информации;

развивающие:

развивать культуру речи, мышление (умение сравнивать, анализировать, обоб­щать);

учить ставить и разрешать проблемы, делать выводы;

воспитательная:

воспитывать уважительное отношение к мнению других.

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Формы работы на уроке: фронтальная (беседа), решение проблемных задач, работа в группах (парах).

План урока:

1. Актуализация опорных знаний.

2. Изучение нового материала.

3. Решение задач.

4. Подведение итогов урока.

 

Ход урока

Актуализация опорных знаний

 

Давайте сегодня поговорим об измерении информации. Но сначала вспомним, что вы уже знаете о науке информатике.

 

Что изучает информатика? (Проблемы обработки, хранения и передачи ин­формации.)

Что является предметом изучения информатики? (Информация.)

Что мы уже знаем об информации и что умеем делать с информацией? (Зна­ем, что такое информация, виды информации, свойства информации; умеем кодировать информацию, измерять информацию.)

Какую информацию мы умеем измерять? (Текстовую, графическую.)

В каких единицах измеряется информация? (Бит, байт, килобит, килобайт и т. д.)

Что означают эти единицы измерения? (Битодин двоичный знак, 1 байт = 8 бит; сигнал ЭВМ: есть — 1, нет — 0.)

От чего зависит количество информации? (Количество текстовой информа­ции зависит от количества символов, графическойот количества точек и количества цветов.)

Разминка на измерение информации.

 

Два сообщения: «абра ка дабра» и «завтра среда». Надо опре­делить, в каком из них информации больше.

(В первом сообщении13 байт, во втором12 байт, поэтому ученики могут ответить, что в первом.)

Сравните количество информации в двух словах: «яблоко» и «apple».

По количеству символов в первом слове больше информации, но многие учени­ки могут заметить, что смысл обоих слов одинаков.

 

Можно попросить трех учеников задать учителю один и тот же вопрос: «Сегодня у вас есть урок информатики?» Первому ученику учитель отвечает «Да», второму — «Yes», а третьему просто кивает головой.

Полезно изобразить ответы на доске:

Да Yes +

После этого следует спросить учеников, получил ли каждый из них информа­цию. Ученики ответят, что да, получили. Учитель: «Сколько информации вы полу­чили? Одинаковое ли количество в каждом случае?» После множества высказан­ных версий чаще всего приходим к выводу, что количество символов в ответах разное, но содержание ответов одинаково.

 

Возникает проблема: как измерить полу­ченное количество информации?

 

Давайте вспомним, для чего нам нужна информация? (Для приня­тия решения.)

Какое из сообщений - - «абра ка дабра» и «завтра среда» — больше повлияет на принятие вами решения? (Большинство учащихся, как правило, отве­чает, что второе.)

Значит ли это, что во втором сообщении информации больше? От чего зависит объем информации? {От новизны информации, от ее полезно­сти.)

Итак, если учитывать смысл сообщения, то информации больше во втором сообщении, если учитывать только количество знаков, то в первом.

Изучение нового материала

 

Мы уже умеем вычислять количество информации в специальных единицах измерения с технической точки зрения, как в ЭВМ. Давайте научимся измерять количество информации с точки зрения содержания информации. Итак, тема сегодняшнего урока — «Содержательный подход к измерению информации»

 

В истории информатики имя американского ученого Клода Шеннона занимает одно из самых главных мест. Он является основоположником математической тео­рии информации, появившейся в 30-х гг. XXв.

Историческая справка. Шеннон (Shannon) Клод Олвуд (р. 30.4.1916, Гейлорд, шт. Мичи­ган, США) — американский ученый и инженер, один из создателей математической теории информации, с 1956 г. — член национально]"] Академии наук США п Американской акаде­мии искусств и наук. Окончил Мичиганский университет (1936). В 194]—1957 гг. — сотруд­ник математической лаборатории компании «Белл систем». С J9-1.1 г. -- советник Нацио­нального исследовательского комитета Министерства обороны США. С 1957 г. ----- профессор электротехники и математики Массачуеетского технологического института. Основные тру­ды но алгебре логики, теории релешю-контактных схем, математической теории связи, информации и кибернетике. (См.: Работы по теории информации и кибернетике. М., 1963.)

 

«Информация как снятая неопределенность» Клод Шеннон

Сообщение, уменьшающее неопределенность знания в два раза, несет 1 бит информации.

 

 

Как вы понимаете это определение? Что означает «неопределенность»? Приведите синонимы этого слова. (Неизвестность, незнание и т. д.) А что означает «снятая неопределенность»? Под «информацией» Клод Шеннон понимал не любые сведения, а лишь те, которые снимают полностью или уменьшают существующую до их получения неизвестность (неопределенность). Итак, вы сказали, что информа­ция нужна для принятия решения. Какого решения? (Правильного, для достиже­ния поставленной цели.) Можно ли измерить, сколько информации нужно для при­нятия правильного решения? Сколько нужно информации, чтобы снять неопреде­ленность, незнание?

Пример 1.

Я не знаю, есть ли на улице дождь, неопределенность. Я вас спрашиваю, есть ли на улице дождь. Когда я получу ответ, моя информация об окружающем мире увели­чится? На сколько? Если вы ответили «да»? (Увеличилась.) Если вы ответили «нет»? (Тоже увеличилась.) На сколько? (Иногда учащиеся могут ответить, что «да>>2 байта, «нет» - - 3 байта, тогда учитель может привести пример анг­лийских вариантов этих слов: «yes» - 3 байта, «по»2 байта. Полезно обра­тить внимание на то, что просто кивок головы может полностью снять суще­ствующую неопределенность, а значит, содержать информацию.) Одинаковое ли количество информации в этих двух ответах?

 

Есть дождь?

Да Нет

Пример 2.

Я подброшу монетку, и она упадет или «орлом», или «решкой». Неопределен­ность? Сколько информации содержит сообщение о том, какой стороной упала монетка?

Орел?

Да Нет

Получение информации (ее увеличение) одновременно означает увеличение зна­ния, что, в свою очередь, означает уменьшение незнания или информационней не­определенности.

Пример 3.

Книга лежит на одной из двух полок — верхней или нижней (неопределен­ность). Во сколько раз уменьшится неопределенность после сообщения о том, что книга лежит на верхней полке? (Ровно в 2 раза.) Неопределенность снимается пол­ностью? (Да.) На данный вопрос существует только два варианта ответа.

 

Верхняя полка?

Да Нет

Можно ли закодировать варианты ответа двоичными цифрами и измерить коли­чество информации? А если полок четыре? Тогда один вопрос уменьшит неопреде­ленность, но не снимет ее полностью.

Можно использовать задачу о направлении ветра: сначала рассмотрим задачу с четырьмя направлениями: север, юг, запад, восток. Потом использовать восемь направлений ветра: север, юг, запад, восток, северо-запад, северо-восток, юго-за­пад, юго-восток.


Попробуйте найти закономерность:

Дождь: 2 варианта ответа — 1 бит.

Ветер: 4 направления — 2 бита.

Ветер: 8 направлений — 3 бита.

Игра-пример.

Загадайте любое целое число от 1 до 32. (Кто-то из ребят пишет число на доске, учитель может выйти из класса или стоять спиной к доске, лицом к детям.) Считайте, сколько вопросов я задам для отгадывания числа. Ответ на мой вопрос должен быть «да» или «пет».

Для отгадывания достаточно 5 вопросов.

Можно повторить игру еще раз или пригласить вызвавшегося отгадывать уче­ника.

Учитель. Каждый ответ на вопрос снимает (уменьшает) неопределенность в 2 раза. После 5 вопросов можно отгадать задуманное число — неопределенности не осталось. Сколько всего чисел? (32.) Нет ли какой-нибудь связи между числами 2, 5, 32? (32 = 25.) В простейшем случае выбор одного из двух сообщений («да» или «нет», 1 или 0) принимают за единицу измерения информации — бит, двоичную цифру. То есть мы используем двоичный алфавит для кодирования информации. Итак, сколько информации содержит ответ на вопрос, предполагающий два вариан­та ответа — «да» и «нет»? (1 бит.) Попробуйте сделать вывод, от чего зависит коли­чество информации в сообщении. Молено сказать, что количество бит информа­ции в сообщении о событии совпадает с количеством вопросов, которые необ­ходимо задать, чтобы полностью сиять неопределенность.

Ученики записывают вывод в тетрадь:

2' N, N— количество возможных вариантов исхода некоторого события,

i — количество бит в сообщении о событии.

Задача 1.

Если было загадано число от 1 до 16, сколько вопросов надо задать, чтобы его угадать? (4.)

Сколько информации будет получено? (4 бита.)

Задача 2.

Проводится лотерея «5 из 64». Первым вытащили шар с номером 8. Сколько информации в этом сообщении? (6 бит.)

Задача 3.

Объявляют оценки за контрольную работу. Сколько информации содержит сообщение об оценке? (Если возможных вариантов оценокпять («5», «4», «3», «2», «1»), то 3 бита; если вариантов оценокчетыре («5», «4», «3», «2»), то 2 бита.)

 

Все рассмотренные нами ранее примеры имеют равновероятные ис­ходы: монета может упасть только «орлом» или «решкой» — два равновероятных исхода; задуманным может оказаться любое из 32 чисел — 32 вероятных исхода. Но всегда ли вероятность событий бывает равной? Не всегда. Попробуйте сделать вывод, от чего еще зависит количество информации в сообщении.

Таким образом, количество информации зависит не только от возможных вари­антов исхода события, но и от вероятности получения ответа. Причем чем больше вероятность события, тем меньшее количество информации в сообщении о таком событии. Вероятность — ожидаемость события. Она измеряется в долях (от 0 до 1) или в процентах.

Можно сделать вывод: количество информации зависит от вероятности события. (Учащиеся записывают вывод в тетради.)

Вернемся к нашей задаче об оценках. Одинаково ли количество информации в сообщении о разных оценках? Достигли мы цели нашего урока?

Задача 4.

Известно, что Иванов живет на улице Весенней, но неизвестно, в каком доме, — неопределенность. На сколько уменьшилась неопределенность при получении сооб­щения, что Иванов живет на четной стороне улицы? [Неопределенность уменьши­лась, но полностью не снялась.) Нельзя сказать, что неопределенность уменьши­лась вдвое, т. е. мы получили 1 бит информации. Например, на нечетной стороне улицы может быть пять домов, а на четной — всего один.

Задачи

 

1. Что из нижеперечисленного НЕ является информацией с точки зрения тео­рии информации Шеннона?

а) LIROCAS

б) Сегодня на улице 10 градусов мороза.

в) Хранение, обработка и передача _—_основные информационные процессы.

г) 24x15 = 360.

д) Лед — твердое состояние воды.

2. «Вы выходите на следующей остановке?» — спросили человека в автобусе.
«Нет», — ответил он. Сколько бит содержит его ответ?

3. Сколько вопросов надо задать, чтобы отгадать задуманное целое число от 1 до 16?

4. Сообщение «Алиса живет в доме № 23 на улице Вишневая» содержит 5 бит информации. Сколько всего домов на улице?

5. Сколько информации содержит красный сигнал светофора?

а)1 бит

б)2 бита

в)3 бита

г)1 байт

д)2 байта

6.Во время игры в кости на игральном кубике выпало число 1. Сколько инфор­мации содержит это сообщение?

а)1 бит

б)2 бита

в)3 бита

г)4 бита

д)6 бит

7. Сколько бит информации получит второй игрок после первого хода первого игрока в игре «Крестики-нолики» на иоле размером 4 х 4?

8. Проводятся две лотереи — «4 из 32» и «5 из 64». Сообщение о результатах какой лотереи несет больше информации?

а)«4 из 32»

б)«5 из 64»

в)Информации одинаково

г)Вычислить невозможно

9.Зависит ли количество информации в сообщении о событии от вероятности
этого события?

а)Да. Чем больше вероятность события, тем больше информации в сообще­нии о нем.

б)Да. Чем больше вероятность события, тем меньше информации в сообще­нии о нем.

в)Нет. Количество информации в сообщении о событии не зависит от вероятности этого события.

.

Далее проводится коррекция по результатам задач, решаются за­дачи, вызвавшие наибольшее затруднение.

 

Домашнее задание. Учебник И.Г. Семакин, Е. К. Хеннер, «Информатика и ИКТ», 10-11 класс. БИНОМ., 2011, ПАРАГРАФ 4, задачи №4,5, на стр. 24

 

 

Измерение информации - содержательный подход (основные понятия)
Измеряется количество информации в сообщении о результате некоторого события
Равновероятные результаты: никакой результат не имеет преимущества перед другими
Неопределенность знания - число возможных результатов (вариантов сообщения) - N Количество информации в сообщении об одном результате события - i битов
Главная формула информатики: 21 = N
Частный случай: два равновероятных результата события
N=2 i = 1 бит
1 бит - количество информации в сообщении об одном из двух равновероятных результатов некоторого события

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: