Дата | Жизненный путь | Творческий путь |
28 августа(9 сентября) 1828 | родился в имении Ясная Поляна Крапивинского уезда Тульской губернии в дворянской семье. 4-1 ребенок – два брата и сестра. | |
умерла мать, урожденная принцесса Волконская; двоюродный брат отца взял на себя уход за детьми. | ||
Начальное образование в биографии Толстого было получено дома, уроки ему давали французские и немецкие преподаватели. Не любил учиться; В совершенстве владел английским, немецким, французским языками; Прилично знал: v итальянский v сербский v польский v греческий v латынь v иврит v церковно-славянский v украинский v турецко-татарский v болгарский | ||
брату Николаю 12 лет, муравейные братья, зеленая палочка | ||
переезд семьи Толстых из Ясной Поляны в Москву. Смерть отца Толстого Николая Ильича. Смерть бабушки. | ||
смерть в Оптиной пустыни опекунши детей Толстых А. И. Остен-Сакен. Толстые переезжают из Москвы в Казань, к новой опекунше – П. И. Юшковой. | ||
поступление в Казанский университет на восточный факультет, затем учеба на юридическом. Стремление постичь и понять мир – увлечение философией, изучение взглядов Руссо. | ||
1844-1847 | Учился в Казанском университете, но так и не окончил | |
1847-1850 | метания Л.Н.Толстого в поисках цели и дела жизни (хозяйственная деятельность в имении, поездки в Москву, в Петербург, сдача экзаменов на юридическом факультете университета, занятия музыкой, школа для крестьянских детей). | |
переезд в Ясную Поляну (без окончания университетского курса). Собирался заняться фермерством. Мучительные поиски смысла жизни. Проба пера – первые литературные наброски. | ||
Любимыми композиторами были Шуман, Бах, Шопен, Моцарт, Мендельсон. Лев Николаевич мог по несколько часов в день играть их произведения. | ||
Толстой живет светской жизнью в российской столице | ||
экзамены на степень кандидата в Петербургском университете. (Прекращены после удачной сдачи по двум предметам.) | ||
служил в канцелярии Тульского губернского правления. | ||
1851-1854 | Добровольцем едет на Кавказ, где принимает участие в военных действиях. После возвращения был в Дунайской армии, которая воевала с турками. | |
Отъезд на Кавказ на войну с горцами. Испытание самого себя. Война – осмысление пути формирования человека. | написан рассказ «История вчерашнего дня». Начата повесть «Детство» (окончена в июле 1852 года). | |
экзамен на звание юнкера, приказ о зачислении на военную службу фейерверкером 4-го класса. | Написан рассказ «Набег». Завершена и напечатана (в № 9 «Современника») повесть "Детство" (начало трилогии). | |
начало работы над «Казаками» (завершена в 1862 году). Написан рассказ «Записки маркера». | ||
Главный вопрос – каким надо быть? К чему стремиться? Процесс умственного и нравственного развития человека. Его перевели в Крым, где он принимал участие в обороне Севастополя. Севастопольская эпопея. Перевод в Дунайскую армию, в сражающийся Севастополь после неудачного прошения об отставке. | повесть "Отрочество". Его впечатления от боев в Севастополе описаны в повестях: «Севастополь в декабре месяце» (1854) «Севастополь в мае» (1855) «Севастополь в августе» (1855) Здесь он правдоподобно и реалистично описывает военные действия. "Севастопольские рассказы" – гнев и боль о погибших, проклятие войне, жестокий реализм. | |
Толстой приехал в Москву, где вступил в литературную среду. Он познакомился с Тургеневым, Некрасовым, Гончаровым, Фетом, Чернышевским. | ||
ноябрь – увольнение из военной службы по личному прошению. | "Утро помещика" (главное зло – жалкое, бедственное положение мужиков). | |
Первое пешеходное заграничное путешествие. Посетил Францию, Швейцарию, Италию, Германию. Он был очарован красотой природы этих стран. | повесть "Юность" (завершение трилогии) | |
открытие школы в Ясной Поляне. Мысль о воспитании нового человека, | создание "Азбуки" и книг для детей. | |
Писатель окончательно поселился в Ясной Поляне. | ||
сентябрь – женитьба на Софье Андреевне Берс, дочери московского врача; переезд в Ясную Поляну. | ||
1863–1869 | начал работу над романом-эпопеей «Война и мир». | |
1864–1865 | выходит из печати первое Собрание сочинений Л. H. Толстого в двух томах (Изд Ф. Стелловского, Спб.). | |
1865–1866 | в «Русском вестнике» напечатаны две первые части будущей «Войны и мира» под названием «1805 год». | |
1867–1869 | выход из печати двух отдельных изданий «Войны и мира». | |
Бросилась под поезд на станции Ясенки, неофициальная жена помещика Бибикова – Анна Степановна Пирогова. Она послужила прототипом трагической судьбы Анны Карениной. | ||
1873–1877 | И. H. Крамской пишет в Ясной Поляне портрет Толстого. | работа над романом "Анна Каренина". Счастье личное и счастье народное. Жизнь семьи и жизнь России. |
начало печатания «Анны Карениной» в журнале «Русский вестник». Во французском журнале «Le temps» напечатан перевод повести «Два гусара» с предисловием Тургенева, который писал, что по выходе «Войны и мира» Толстой «решительно занимает первое место в расположении публики». | ||
переезд в Москву. Отречение от жизни дворянского круга. Перелом в мировоззрении Л. Н.Толстого. Переход на позиции патриархального крестьянства - религиозно-философские сочинения, подвергающие критике принципы учения официальной церкви: «В чем моя вера?», «Царство Божие внутри нас», «Соединение и перевод четырех Евангелий», | "Исповедь" | |
Покупка дома в Долго-Хамовническом переулке в Москве (ныне Дом-музей Л. Н. Толстого). | участие в трехдневной московской переписи. Начата статья «Так что же нам делать?» (закончена в 1886 году). Начата повесть «Смерть Ивана Ильича» (завершена в 1886 году). | |
Первая попытка уйти из Ясной Поляны. | Основано издательство книг для народного чтения – «Посредник». | |
знакомство с В. Г. Короленко. | Написана драма для народного театра – «Власть тьмы» (запрещена к постановке). Начата комедия «Плоды просвещения» (закончена в 1890 году). | |
знакомство с Н. С. Лесковым. | Начата «Крейцерова соната» (закончена в 1889 году). | |
1889–1899 | роман "Воскресение". Протест против беззакония и лжи общества. | |
1891–1893 | организация помощи голодающим крестьянам Рязанской губернии. Статьи о голоде. | |
Толстой отказался от всякой собственности. | ||
знакомство с А. П. Чеховым. | Представление «Власти тьмы» в Малом театре. Написана статья «Стыдно» – протест против телесных наказаний крестьян. | |
начата повесть «Хаджи Мурат» (работа продолжалась до 1904 года). | ||
организация помощи голодающим крестьянам Тульской губернии. | Статья «Голод или не голод?». Решение напечатать «Отца Сергия» и «Воскресение» в пользу духоборов, переселяющихся в Канаду. В Ясной Поляне Л. О. Пастернак, иллюстрирующий «Воскресение». | |
в журнале «Нива» печатается роман «Воскресение». | ||
24 февраля – официальное отлучение от церкви за критическое описание духовенства в его романе «Воскресение» (1873-1877). За ним даже наблюдала тайная полиция. Когда Толстой, ведомый своим новым убеждением, хотел раздать все свои деньги и отказаться от всего лишнего, его жена была категорически против этого. Не желая накалять обстановку, Толстой неохотно согласился на компромисс: он передал жене авторские права и, по-видимому, все отчисления на его творчество до 1881 года. В связи с болезнью отъезд в Крым, в Гаспру. | ||
возвращение в Ясную Поляну. | ||
Были написаны: «После бала» (1903), «За что?» (1906), «Хаджи-Мурат» (1896-1904) | ||
1910, (ночь с 27 на 28 октября) | Тайно покинул Ясную Поляну в сопровождении дочери Александры Львовны и доктора Душана Маковицкого. | |
7(20) ноября | умер на станции Астапово, похоронен в Ясной Поляне. Умер от воспаления легких. Был похоронен в Ясной Поляне без участия духовенства. |
Толстовство: непротивление злу: «Чем бы люди ни пытались освободиться от насилия, одним только нельзя освободиться от него - насилием. Однако злу надо противиться всеми возможными средствами: протестами, печатным словом, а главное, - добрыми делами».
«Вера есть знание смысла человеческой жизни, вследствие которого человек не уничтожает себя, а живет. Вера есть сила жизни. Если человек живет, то он во что-нибудь да верит. Если бы он не верил, что для чего-нибудь надо жить, то он бы не жил».
«Сущность всякой веры состоит в том, что она придает жизни такой смысл, который не уничтожается смертью».
«Полной свободы нет, но человек приближается к свободе по мере соединения своего с Богом разума и любви».
Смысл жизни Толстой видит в служении людям. «Жить для себя одного нельзя. Это духовная смерть. Как можно меньше брать от людей и как можно больше давать людям». (дневники)
Жизненное кредо: «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться, и лишаться. А спокойствие — душевная подлость».