МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
для выполнения контрольных работ
по дисциплине «Мышление и речь: с практикумом»
для студентов первого курса
направления 37.03.01 «Психология»
(для студентов заочной формы обучения)
Ростов-на-Дону
2018
Составитель: д. психол. н., профессор Абакумова И.В.
Цели освоения дисциплины «Мышление и речь: с практикумом» - получение студентами углубленных знаний в области базового курса в соответствии с современными научными представлениями; формирование у студентов полноценного представления о мышлении и речи как когнитивных функций, выполняющих определяющую роль в интеллектуальном развитии личности; формирование у студентов психологов исследовательской культуры и навыков психологического экспериментирования в рамках когнитивной психологии.
Задачи: Ознакомить с основными (классическими и современными) подходами к исследованию мышления и речи, сформировавшимися в отечественной и зарубежной психологии, на основании чего способствовать формированию представления о сущности мышления и речи. Ознакомить с диагностическими методиками по изучению процессов мышления и речи. Освоить на практике общих принципов проведения психологических исследований, обработки, анализа и представления результатов. Отработать навыки психологического анализа экспериментальных данных. Стимулировать научную и творческую активность студентов путем выполнения практических работ и проектных заданий.
Изучение курса «Мышление и речь: с практикумом» предусматривает выполнение одной контрольной работы, тема которой самостоятельно выбирается студентом из предложенных, и подготовку психологического заключения по 12 предложенным методикам практикума. Номер темы контрольной работы, согласно приведенному ниже списку, должен соответствовать последней цифре номера зачетной книжки студента (для каждого 4 варианта на выбор). Оформление работы должно соответствовать стандартным требованиям.
В части психологического практикума необходимо выполнить все 12 заданий. Испытуемым по всем методикам должен быть один и тот же человек. По итогам проведения всех 12 исследований пишется общее заключение.
Требования к оформлению контрольной работы
Формат страницы: А4 (210×297 мм). Поля верхнее - 2 мм, нижнее – 2мм, левое – 3мм, правое – 1,5 мм. Шрифт: размер (кегль) 14; тип Times New Roman. Междустрочный интервал полуторный. Отступ первой строки 1,25. Объем работы 10-15 страниц. Основной текст выравнивается по ширине, заголовки – по центру.
Название работы (соответствует выбранной теме) печатается по центру прописными буквами, полужирным шрифтом. Ниже через интервал план работы (соответствует вопросам темы). Далее с новой страницы следует текст, который должен включать следующие основные структурные элементы:
· Введение;
· Основная часть (состоящая из разделов соответствующих вопросам темы);
· Заключение;
· Список литературы
Наименования структурных элементов служат заголовками. Заголовки структурных элементов и разделов основной части следует располагать в середине строки без точки в конце и печатать прописными буквами, не подчеркивая. Если заголовок включает несколько предложений, их разделяют точками. Переносы слов в заголовках не допускаются.
Список литературы должен быть оформлен в соответствии с правилами библиографического описания (ГОСТ 7.1-2007). Ссылки на литературные источники внутритекстовые, оформляются следующим образом: [6] или [6, с. 3].
Нумерация страниц осуществляется арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Номер страницы проставляется в правом нижнем углу или по центру.
Титульный лист включается в общую нумерацию страниц, однако, номер страницы на титульном листе не проставляется.
Защита контрольной работы проходит в 2 этапа:
1.Допуск к защите работы (если работа соответствует предъявляемым требованиям).
2. Защита контрольной работы, предполагает собеседование по теме работы.
Ниже приводится список учебной литературы соответствующий программе дисциплины «Общая психология» и включающей базовый материал по предлагаемым темам. Более того, к каждой теме прилагается список дополнительной литературы.
Данная литература может быть использована как для написания контрольной работы, так и для подготовки к экзамену.
Информационно-методическое обеспечение
1. Айзенк Г. Исследования человеческой психики: Почему мы ведем себя именно так / Г. Айзенк, М. Айзенк. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. - 479 с.
2. Бачинин, В.А. Психология: энцикл. слов. / В. А. Бачинин. - СПб.: Михайлов В.А., 2005. - 271 с.
3. Большой толковый психологический словарь: Пер. с англ. Т.1: А-О. - М.: АСТ: Вече, 2001. - 591 с.
4. Большой толковый психологический словарь: Пер. с англ. Т.2: П-Я. - М.: АСТ: Вече, 2001. - 559 с.
5. Введение в психологию/ Под общ. ред. проф.А. В. Петровского. — Москва: Издательский центр «Академия», 1996. - 496 с.
6. Гальперин П.Я. Лекции по психологии: учебное пособие / П.Я. Гальперин. – М: КДУ, 2007. – 400с.
7. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: курс лекций: учеб. пособие для вузов / Ю. Б. Гиппенрейтер. - М.: ЧеРо: ОМЕГА-Л, 2005. - 334 с.
8. Годфруа Жо. Что такое психология: В 2 т.: Пер.с фр. Т.1 / Годфруа Жо; Под ред. Г.Г. Аракелова. - М.: Мир, 2009.
9. Головин С.Ю. Словарь психолога-практика / С. Ю. Головин. - [2-е изд., перераб. и доп.]. - Минск: Харвест, 2003. - 975 с.
10. Горянина В.А. Психология общения: Учеб. пособие для вузов / В. А. Горянина. - М.: Академия, 2002. - 416 с.
11. Еникеев М.И. Энциклопедия. Общая и социальная психология / М. И. Еникеев. - М.: ПРИОР, 2002. - 559 с.
12. История психологии. Период открытого кризиса (начало 10-х – середина 30- х годов ХХ века). Тексты. –М., изд-во Московского ун-та, 1992.
13. Климов Е.А. Общая психология. Общеобразовательный курс: Учеб. для вузов / Е. А. Климов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 158 с.
14. Котова И.Б., Канаркевич О.С. Общая психология. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»;. Ростов н/Д Академцентр, 2008. – 480 с.
15. Маклаков, А.Г. Общая психология: Учеб. пособие / А. Г. Маклаков. - Питер, 2010. - 581 с.
16. Немов Р.С. Психология. В 3 кн.: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. Кн.1: Общие основы психологии / Р. С. Немов. - 4-е изд. - М.: ВЛАДОС, 2008. - 688 с.
17. Психологическая энциклопедия / Под ред.: Р. Корсини, А. Ауэрбаха. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2006. - 1095 с.
18. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. / С.Л. Рубинштейн 2-е изд. - СПб.: Питер, 2007 - 720 с.
19. Узнадзе Д.Н. Психология установки. - СПб., Питер, 2001.
20. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции: [Пер. с нем.] / З. Фрейд. - СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2011.
21. Фрейд З. Психология бессознательного: Сб. произведений / З. Фрейд; Сост., науч. ред., авт. вступ. ст. М.Г. Ярошевский. – Питер, 2010.
22. Яременко С.Н. Общение и понимание: Учеб. пособие / С. Н. Яременко; ДГТУ. - Ростов н/Д, 1993. - 85 с.
ТЕМЫКОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
1. Категоризация и представление знаний
2. Коммуникация и речевая активность
3. Мышление и метапознание
4. Психосемантика сознания
5. Проблема соотношения мышления и речи
6. Мысль и слово
7. Исследование семантических полей
8. Фраза как единица речи
9. Развитие понятий
10. Виды понятий
11. Теория и метод формирования действий и понятий
12. Логика и творчество
13. Этапы процесса концептуализации действий
14. Феноменология «ложных убеждений»
15. Динамика развития внешней и внутренней сторон речи
16. Предвосхищения в сфере предметных действий и межличностных интеракций
17. Источники и закономерности развития рефлексивных способностей
18. Условия и факторы развития социального мышления
19. Динамика функциональных отношений между мышлением и речью